|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 » »» Исполнителями были мужчины, игравшие и женские роли. У племени майя
существовали проф. акт„ры (балсамес, или балдсамес), у на-хуа -проф.
певцы. После завоевания Мексики (16 в.) нар. иск-во подвергалось
гонениям. Исп. миссионеры и монахи стремились истребить языч. культуру
индейцев, они преследовали и театр. представления. Католич. церковь
пыталась использовать нар. т-р в своих целях. В сер. 16 в. возникли
религ.-христианские представления - драматизированные проповеди
(пейхкунтилли), на яз. науатл. Для того чтобы привлечь зрителей, монахи
вводили в пейхкунтилли танцы и комедийные диалоги. В 1585 эти театр.
представления были запрещены. Несмотря на противодействие церкви, в 1597
в Мехико был создан Дом комедии, где наряду с религиозными и аллегории.
драмами ставились пьесы светского характера.
В 16 в. начал развиваться т-р, истоки к-рого восходят к исп.
фольклорно-комедийному т-ру X. дель Энсины и его последователей.
Представления (на нар. исп. яз.) разыгрывали акт„ры-профессионалы.
Крупнейшие представители нар. т-ра 16 в.- Ф. Гонсалес де Эслава, автор
"Энтремес о негодяях" и др., X. Перес Рамирес, написавший пасторальную
комедию "Духовная помолвка прелата Педро и мексиканской церкви" (1574).
В нач. 17 в. ставились комедии, ауто, лоа, священные оратории и
коллоквиумы, сочинявшиеся преим. духовенством (часто анонимно). Светская
драматургия, гл. обр. комедия, была проникнута гуманистич. идеями исп.
драматургии "Золотого века". Нередко драматурги (напр., Ф. де Асе-ведо -
"Божий глашатай и патриарх бедняков", 1684) объединяли в своих произв.
религ. и нар.-комедийные элементы. Так, монахиня X. Инее де ла Крус
писала ауто и лоа, проникнутые мистикой, и в то же время в комедиях
"Упорные стремления в одном доме" и "Любовь-самый запутанный лабиринт"
(1668) утверждала идеи Возрождения.
В 1672 в Мехико открылся первый публичный т-р, во 2-й пол. 17 в. были
открыты т-ры в гг. Гвадалахаре (1758), Веракрусе (1767) и др. В .18 в.
т-р подчиняется влиянию колонизаторов-испанцев; он отходит от нар.
традиций и обслуживает гл. обр. дворян-ско-помещичьи круги. Усиливается
враждебное отношение к т-ру со стороны церкви, стремившейся подавить
светскую нац. драматургию и допускавшей на сцену только произв. исп.
авторов, уже прошедшие цензуру в Испании. В 1786 издан "Регламент о
театре", устанавливавший правила для публики, порядок содержания театр.
помещений и т. д.
В нач. 19 в. т-р находился в руках исп. акт„ров, переживал упадок. Но
в это время была создана пат-риотич. мелодрама о борьбе народа Мексики
за независимость - "Свободная Мексика" Ф. Луиса Ортеги (1821). Крупный
писатель-просветитель и драматург этого времени X. Хоакин Фернандес
Лисарди писал "Ауто о Марии...", пасторали и коллоквиумы ("Все против
Пайо и Пайо против всех" и др.). В т-рах ставились оперы, сарсуэлы,
тонадильи, комедии, преим. исп. авторов (Моратина и др.) и танц.-муз.
представления фолья.
Нац.-освободит, борьба мекс. народа против Испании и установление
независимости Мексики (1824) вызвали подъ„м театр. иск-ва. Драматургия
развивалась в борьбе между последователями классицизма, ярким
представителем к-рого был М. Э. Горо-стиса (комедии "Снисходительность
для всех", 1818;
"Горбатый любовник", 1822, и др.), и ранними романтиками. К
романтикам принадлежали: Ф. Кальде-рон-автор историч. драмы "Анна
Болейн",И. Родри-гес Гальван - автор историч. драмы "Муньос, гость
Мехико" (1838) и др. В произв. этих авторов получил выражение протест
против диктаторского строя. К романтикам примыкали П. Товар (историч.
драмы "Собор Мехико", "Заговор в Мехико" и др.), X. Томас де Куэль-яр
("Долг и жертва", 1855) и др. Историко-романтич. драмы писал первый
юкатанский драматург X. Ан-тонио Сиснерос ("Мулат Диего", 1846). Пьесы
К. Ипо-лито Серана ("Социальные нули", Ф. Гонсалеса Бока-негры ("Васко
Нуньес де Бальбоа") были отмечены переходными чертами от классицизма к
романтизму.
Во 2-й пол. 19 в. в драматургию пришло второе поколение романтиков:
X. Пеон-и-Контрерас (автор драм "Дочь короля", 1876, "Габриела", 1888,
"За родину", 1894), М. Акунъя ("Прошлое", 1872), М. Хосе Отон ("После
смерти", 1883), X. Росас Морено -- автор первых мекс. пьес для детей
("Новый год", "Урок географии"), Т. Фариас де Исаси ("Мозг и сердце",
1907) и др. Эклектизмом отличались пьесы X. А. Ма-теоса (драма "Пролог
Дон Кихота", из жизни Сервантеса, комедия "Официальный жених"), Р.
Дель-гадо (комедия "Коробка со сластями", 1878), X. де Диоса Песа
(сарсуэла "Капитан Мигель", пьеса "Эпилог любви", 1876). К обществ,
проблематике обращались А. Г. Бьянчи, автор политич. пьесы "Патриотизм и
долг" (1877), драмы "Социальные вампиры" (1877), и Ф. Селада, впервые
показавший в своих произв. жизнь рабочих ("Столяр", "На фабрике", "Молот
и наковальня", "В ожидании казни", 1896). Нац. герой Кубы X. Марти во
время пребывания в Мексике написал пьесу в стихах "За любовь любовью
платят" (1875) и наряду с М. Передо и И. М. Аль-термирано способствовал
развитию театр. критики.
В 1865 была открыта Консерватория музыки и декламации, при к-рой
работал т-р.
В нач. 20 в. в Мексике обострились социальные противоречия,
развернулось революц. движение. Мн. представители демократич. культуры
страны выражали протест против существующего строя. Драматурги
разрабатывали актуальные обществ, проблемы. Ф. Гам-боа создал несколько
острых социальных драм- "Последнее сражение" (1894), "Отмщение земли"
(1904);
А. Медис Болио написал драму "Волна" (1917); К. Ди-ас Дуфоо - комедии
"Отец торговец..." (1929), "Источник Дон Кихота" (1930); М. Давалос -
"Так проходят..." (1908), "Трагические сады" (1909), "Орлы и зв„зды"
(1916), ставившиеся в т-ре "Ренасимьенто", к-рый возглавляла видная
мекс. актриса В. Фабрегас {в 1917 т-р назван е„ именем). С конца 19 в.
мекс. т-р постепенно освобождается от исп. влияния.
С сер. 20-х гг. в связи с укреплением позиций ре-акц. правящей
верхушки в стране активизировалось нац.-освободит, движение. Стремление
создать подлинно нац. т-р и обновить нац. драматургию определило
возникновение в 1926 группы, в к-рую вошли:
Ф. Монтерде, критик, автор пьесы "Ч„рное золото" {1927); В. М. Диес
Барросо, критик, написавший пьесу "Победи самого себя" (1925) и серию
комедий ("Фарс", 1926, и др.); X. Гамбоа, автор реалистич. драм и
комедий ("Крестный путь", 1925), Р. Леон Парада (реалистич. комедии
"Агония", 1923; "Без крыльев", 1925, и др.), К. Нориега Опе (комедии
Сеньорита Воля", "Вертушка", обе - 1925), братья К. и Л. Лосано Гарсиа
Страницы: «« « 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |