Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1493   1494   1495   1496   1497   1498   1499   1500   1501  1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509   1510   1511  » »»

с Шаляпиным, 1911), "Руслан и  Людмила"  (1911,  1917),  "Майская  ночь"
(1910); "Миранда" ("Последняя  борьба")  Казанли,  "Метель"  А.  Танеева
(1916) и др.
   Лит.: Ш к а ф е р В., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания,
Л., 1936, с. 138-39, 157, 219. А. Ив.
   МЕЛЬНИКОВА, Лидия Никитична [8(20). III. 1879- 8. IV.1955] -  русская
советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР  (1949).  С  1899  начала  творч.
деятельность как актриса Рижского артистич. об-ва. Выступала в  б.  Т-ре
Корша, т-рах Одессы и Харькова у Н. Н. Синельникова. В 1921 вернулась  в
Ригу, работала в рус. драм. т-ре. М. играла преим. характерные роли, гл.
обр.  пожилых  женщин.  Исполнение  е„  было  отмечено   ярким   юмором,
душевностью, теплотой, подкупающей простотой. Лучшими  ролями  М.  были:
Марфа  Тимофеевна  ("Дворянское  гнездо"  по   Тургеневу),   Мотыль-кова
("Слава"  Гусева),  Марфа  Тимофеевна  ("Обрыв"  по   Гончарову),   Мотя
("Машенька").
   Др. роли: Анна Андреевна ("Ревизор"), Глафира  Фнр-совна  ("Последняя
жертва"), Огудалова ("Бесприданница"), Кабаниха ("Гроза") и др.
   Лит.: Вахрушева Е. А., Дорога исканий, Рига, 1958. Ел. В.
   М‚ЛЬТЦЕР,  Майя  Леопольдовна  [p.21.VII(2.VHI).  1899]   -   русская
советская певица (лирико-драматнч. сопрано) и режисс„р оперы. Нар.  арт.
РСФСР (1940). В 1920-22 училась в Одесской нар. консерватории. В эти  же
годы выступала в ансамбле артистов  оперного.  т-ра  в  партиях  Лизы  и
Микаэлы. В 1923 дебютировала в  партии  Шарлотты  ("Вертер")  в  Оперной
студии Большого театра (впоследствии - Оперный т-р им.  Станиславского).
Позднее блестяще исполнила  партию  Татьяны.  Артистка  высокой  сценич.
культуры, М. создала поэтичные. одухотвор„нные муз.-сценич. образы.
   Др. партии: Лизетта ("Тайный брак" Чимарозы),
   Амелия ("Бал-маскарад" Верди), Мюзетта ("Богема"),  Наталья  ("Л„д  и
сталь"  Дешевова),  Любка   ("Сем„н   Котко"   Прокофьева),   Серполетта
("Корневильские  колокола"  План-кета),  Саффи  ("Цыганский  барон"   И.
Штрауса).
   С 1925 под рук. Станиславского начала заниматься режиссурой.  С  1950
М. вела педагогич. работу в Муз. уч-ще им.  Ипполитова-Иванова,  с  1952
препода„т в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных.
   Соч.: Певец и образ, в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956.
   .Лит.: К. С.  Станиславский.  Материалы.  Письма.  Исследования,  М.,
1955, с. 291, 319, 681; "Театр", 1956 Хо 2 с 124-25; там же, 1957, ј  6,
с. 108-12. М. Р.
   МЕЛЬХИОР, Мелькиор (Melchior),  Лауриц  (р.  20.III.1890)  -  датский
артист оперы (тенор). Пению  учился  в  Копенгагене  у  П.  Банга  и  В.
Герольда,  совершенствовался  у  А.  Бар-Мильденбург  в  Мюнхене  и  др.
Дебютировал на сцене копенгагенской Королевской оперы в 1913 как баритон
(Сильвио-"Паяцы"). До 1921 пел в этом т-ре, до 1918- гл.  обр.  в  итал.
операх.  В  1918  в  Копенгагене  состоялось  первое  выступление  М.  в
теноровой партии (Тангейзер). В 1924  М.  с  огромным  успехом  исполнил
партию Зигмунда ("Валькирия" Вагнера) в спектакле  т-ра  "Ковент-Гарден"
под упр.  Б.  Вальтера.  С  1926  -  солист  т-ра  "Метрополитен-опера".
Одновременно гастролировал в Берлине,  Вене,  Париже,  Лондоне.  Обладал
голосом исключительным по мощи, яркости, блеску,  обширности  диапазона.
Завоевал славу одного из  выдающихся  интерпретаторов  Вагнера.  Во  мн.
операх выступал с К. Флаг-стад ("Валькирия", "Зигфрид"). Оставил сцену в
1950.
   Партии:  в  операх  Вагнега-Зигфрид  ("Зигфрид"  и  "Гибель  богов"),
Тристан ("Тристан и Изольда"), Лоэнгрин (о. п.),
   Парсифаль (о. п.); Флорестан ("Фиделио"  Бетховена),  Отелло  (о.  п.
Верди), Канио и др.
   Лит.: Green A., Laurie J. (Jr.), Show biz, from vaude  to  video,  N.
Y., [1951 ]. Be. T.
   МЕЛЬЯК (Meilhac), Анри (21.II.1831-6.VII.1897)-французский драматург,
либреттист. Член Франц. академии (с  1888).  Как  драматург  дебютировал
комедией "Сарабанда кардинала" в 1856 (т-р "Пале-Рояль",  Париж).  Автор
(самостоятельно  и  совм.  с  др.  драматургами)  многочисл.  (ок.  115)
комедий, фарсов,  водевилей,  опереточных  либретто  и  др.  Изяществом,
живостью действия и  тонким  остроумием  отличаются  комедии  "Автограф"
(1858, т-р "Жимназ", Париж), "Малыш Маскариля" (1859, там же),  "Кавалер
ордена Почетного легиона" (1888, т-р "Варьете", Париж) и "Крупная удача"
(1896, т-р "Комеди Франсез"). Вместе  с  композитором  Ж.  Оффенбахом  и
известным драматургом и либреттистом Л.  Галеви  М.  создал  новый  жанр
муз.-театр. пародии и сатиры. На тексты М.  и  Галеви  Оффенбах  написал
оперетты и комич. оперы: "Прекрасная Елена" "Синяя  борода",  "Парижская
жизнь",   "Герцогиня   Герольштейнская",    "Перикола",    "Разбойники",
"Трапезундская принцесса" и др. В основу оперетты  И.  Штрауса  "Летучая
мышь" легла пьеса М. и Галеви "Часы с боем"  (1872,  т-р  "Пале-Рояль").
Комедия М. и Галеви "Атташе посольства" (1862,  т-р  "Водевиль",  Париж)
была переделана  в  либр.  "Вес„лой  вдовы"  Легара.  М.  написал  также
либретто оперетт "Рип ван Винкль" ("Рип-Рип", совм. с Ф.  Жилем,  музыка
Р. План-кета), "Мадемуазель Нитуш" (совм. с А. Мийо,  музыка  Ф.  Эрве).
Совм. с Галеви М. написал пьесы "Фру-Фру" (1869, т-р  "Жимназ"),  "Бабье
лето" (1873, "Комеди Франсез"), "Царь Кандавл" (1873, т-р  "Пале-Рояль")
и др. Во мн. пьесах М. антич. и мифологич. сюжеты перекликаются с  совр.
ему жизнью Франции. Пьесы М. широко ставились на сцене франц.  труппы  в
Петербурге (Михайловский т-р), в Александрийском и Малом т-рах, в Театре
Корша и в рус. провинц. т-рах. М. - автор либретто оперы  Визе  "Кармен"
(совм. с Галеви), оперы Массне "Манон" (совм. с Ф. Жилем) и др.
   С о ч.: Theatre de Meilhac et Halevy, [v.j 1-8, P., [1900-  1902];  в
рус. пер. -  Атташе  при  посольстве.  Пер.  А.  Френкеля,  "Театральная
библиотека", 1898, ј 71, кн. 3, с. 10-42.
   Лит.: Золя  Э.,  Парижские  письма,  "Вестник  Европы",  1878,  ј  1;
Драматург-парижанин, "Вестник иностр. 'лит-ры", 1897, август, с. 333-40;
Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937.
   МЕМОРИАЛЬНЫЙ ТЕАТР,  Шекспировский  Мемориальный  театр  (Shakespeare
Memorial Theatre),- английский театр. Наряду с "Олдуич" М.  т.  является
ведущим т-ром страны. Осн. в Стратфорде-он-Эйвон (Англия).  Построен  на
пожертвования  частных  лиц,  гл.  обр.  на  средства  семьи   Флауэров,
уроженцев Стратфорда. Открыт в 1879 комедией "Много шума из  ничего"  (с
участием Б. Салливена и Э. Фосит). В 1926 т-р сгорел. Новое здание  было
открыто  в  1932  драмой  "Генрих  IV".  М.  т.-  частное   предприятие.
Административное руководство т-ром  осуществляет  Совет  попечителей  во
главе с к.-л. из членов семьи Флауэров, художественное --  директор,  он
же  -  гл.  режисс„р,  назначаемый  Советом.  В  1925  М.   т.   получил

Страницы: «« « 1493   1494   1495   1496   1497   1498   1499   1500   1501  1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509   1510   1511  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия