|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 1510 1511 » »» с Шаляпиным, 1911), "Руслан и Людмила" (1911, 1917), "Майская ночь"
(1910); "Миранда" ("Последняя борьба") Казанли, "Метель" А. Танеева
(1916) и др.
Лит.: Ш к а ф е р В., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания,
Л., 1936, с. 138-39, 157, 219. А. Ив.
МЕЛЬНИКОВА, Лидия Никитична [8(20). III. 1879- 8. IV.1955] - русская
советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1949). С 1899 начала творч.
деятельность как актриса Рижского артистич. об-ва. Выступала в б. Т-ре
Корша, т-рах Одессы и Харькова у Н. Н. Синельникова. В 1921 вернулась в
Ригу, работала в рус. драм. т-ре. М. играла преим. характерные роли, гл.
обр. пожилых женщин. Исполнение е„ было отмечено ярким юмором,
душевностью, теплотой, подкупающей простотой. Лучшими ролями М. были:
Марфа Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Мотыль-кова
("Слава" Гусева), Марфа Тимофеевна ("Обрыв" по Гончарову), Мотя
("Машенька").
Др. роли: Анна Андреевна ("Ревизор"), Глафира Фнр-совна ("Последняя
жертва"), Огудалова ("Бесприданница"), Кабаниха ("Гроза") и др.
Лит.: Вахрушева Е. А., Дорога исканий, Рига, 1958. Ел. В.
М‚ЛЬТЦЕР, Майя Леопольдовна [p.21.VII(2.VHI). 1899] - русская
советская певица (лирико-драматнч. сопрано) и режисс„р оперы. Нар. арт.
РСФСР (1940). В 1920-22 училась в Одесской нар. консерватории. В эти же
годы выступала в ансамбле артистов оперного. т-ра в партиях Лизы и
Микаэлы. В 1923 дебютировала в партии Шарлотты ("Вертер") в Оперной
студии Большого театра (впоследствии - Оперный т-р им. Станиславского).
Позднее блестяще исполнила партию Татьяны. Артистка высокой сценич.
культуры, М. создала поэтичные. одухотвор„нные муз.-сценич. образы.
Др. партии: Лизетта ("Тайный брак" Чимарозы),
Амелия ("Бал-маскарад" Верди), Мюзетта ("Богема"), Наталья ("Л„д и
сталь" Дешевова), Любка ("Сем„н Котко" Прокофьева), Серполетта
("Корневильские колокола" План-кета), Саффи ("Цыганский барон" И.
Штрауса).
С 1925 под рук. Станиславского начала заниматься режиссурой. С 1950
М. вела педагогич. работу в Муз. уч-ще им. Ипполитова-Иванова, с 1952
препода„т в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных.
Соч.: Певец и образ, в сб.: О культуре оперного спектакля, М., 1956.
.Лит.: К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М.,
1955, с. 291, 319, 681; "Театр", 1956 Хо 2 с 124-25; там же, 1957, ј 6,
с. 108-12. М. Р.
МЕЛЬХИОР, Мелькиор (Melchior), Лауриц (р. 20.III.1890) - датский
артист оперы (тенор). Пению учился в Копенгагене у П. Банга и В.
Герольда, совершенствовался у А. Бар-Мильденбург в Мюнхене и др.
Дебютировал на сцене копенгагенской Королевской оперы в 1913 как баритон
(Сильвио-"Паяцы"). До 1921 пел в этом т-ре, до 1918- гл. обр. в итал.
операх. В 1918 в Копенгагене состоялось первое выступление М. в
теноровой партии (Тангейзер). В 1924 М. с огромным успехом исполнил
партию Зигмунда ("Валькирия" Вагнера) в спектакле т-ра "Ковент-Гарден"
под упр. Б. Вальтера. С 1926 - солист т-ра "Метрополитен-опера".
Одновременно гастролировал в Берлине, Вене, Париже, Лондоне. Обладал
голосом исключительным по мощи, яркости, блеску, обширности диапазона.
Завоевал славу одного из выдающихся интерпретаторов Вагнера. Во мн.
операх выступал с К. Флаг-стад ("Валькирия", "Зигфрид"). Оставил сцену в
1950.
Партии: в операх Вагнега-Зигфрид ("Зигфрид" и "Гибель богов"),
Тристан ("Тристан и Изольда"), Лоэнгрин (о. п.),
Парсифаль (о. п.); Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Отелло (о. п.
Верди), Канио и др.
Лит.: Green A., Laurie J. (Jr.), Show biz, from vaude to video, N.
Y., [1951 ]. Be. T.
МЕЛЬЯК (Meilhac), Анри (21.II.1831-6.VII.1897)-французский драматург,
либреттист. Член Франц. академии (с 1888). Как драматург дебютировал
комедией "Сарабанда кардинала" в 1856 (т-р "Пале-Рояль", Париж). Автор
(самостоятельно и совм. с др. драматургами) многочисл. (ок. 115)
комедий, фарсов, водевилей, опереточных либретто и др. Изяществом,
живостью действия и тонким остроумием отличаются комедии "Автограф"
(1858, т-р "Жимназ", Париж), "Малыш Маскариля" (1859, там же), "Кавалер
ордена Почетного легиона" (1888, т-р "Варьете", Париж) и "Крупная удача"
(1896, т-р "Комеди Франсез"). Вместе с композитором Ж. Оффенбахом и
известным драматургом и либреттистом Л. Галеви М. создал новый жанр
муз.-театр. пародии и сатиры. На тексты М. и Галеви Оффенбах написал
оперетты и комич. оперы: "Прекрасная Елена" "Синяя борода", "Парижская
жизнь", "Герцогиня Герольштейнская", "Перикола", "Разбойники",
"Трапезундская принцесса" и др. В основу оперетты И. Штрауса "Летучая
мышь" легла пьеса М. и Галеви "Часы с боем" (1872, т-р "Пале-Рояль").
Комедия М. и Галеви "Атташе посольства" (1862, т-р "Водевиль", Париж)
была переделана в либр. "Вес„лой вдовы" Легара. М. написал также
либретто оперетт "Рип ван Винкль" ("Рип-Рип", совм. с Ф. Жилем, музыка
Р. План-кета), "Мадемуазель Нитуш" (совм. с А. Мийо, музыка Ф. Эрве).
Совм. с Галеви М. написал пьесы "Фру-Фру" (1869, т-р "Жимназ"), "Бабье
лето" (1873, "Комеди Франсез"), "Царь Кандавл" (1873, т-р "Пале-Рояль")
и др. Во мн. пьесах М. антич. и мифологич. сюжеты перекликаются с совр.
ему жизнью Франции. Пьесы М. широко ставились на сцене франц. труппы в
Петербурге (Михайловский т-р), в Александрийском и Малом т-рах, в Театре
Корша и в рус. провинц. т-рах. М. - автор либретто оперы Визе "Кармен"
(совм. с Галеви), оперы Массне "Манон" (совм. с Ф. Жилем) и др.
С о ч.: Theatre de Meilhac et Halevy, [v.j 1-8, P., [1900- 1902]; в
рус. пер. - Атташе при посольстве. Пер. А. Френкеля, "Театральная
библиотека", 1898, ј 71, кн. 3, с. 10-42.
Лит.: Золя Э., Парижские письма, "Вестник Европы", 1878, ј 1;
Драматург-парижанин, "Вестник иностр. 'лит-ры", 1897, август, с. 333-40;
Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937.
МЕМОРИАЛЬНЫЙ ТЕАТР, Шекспировский Мемориальный театр (Shakespeare
Memorial Theatre),- английский театр. Наряду с "Олдуич" М. т. является
ведущим т-ром страны. Осн. в Стратфорде-он-Эйвон (Англия). Построен на
пожертвования частных лиц, гл. обр. на средства семьи Флауэров,
уроженцев Стратфорда. Открыт в 1879 комедией "Много шума из ничего" (с
участием Б. Салливена и Э. Фосит). В 1926 т-р сгорел. Новое здание было
открыто в 1932 драмой "Генрих IV". М. т.- частное предприятие.
Административное руководство т-ром осуществляет Совет попечителей во
главе с к.-л. из членов семьи Флауэров, художественное -- директор, он
же - гл. режисс„р, назначаемый Советом. В 1925 М. т. получил
Страницы: «« « 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 1510 1511 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |