Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509   1510  1511   1512   1513   1514   1515   1516   1517   1518   1519   1520  » »»

   Эстетика раннего М. отражена в книге "Сокровище смиренных"  (1896,  в
статьях "Трагизм повседневной жизни" и  "Молчание"),  в  к-рой  изложена
теория астатического театра" и "молчания". М. считал, что в драме  нужно
показывать не события действительности, а  внутр.  жизнь  человека,  его
устремл„нность к духовной сфере, составляющей сущность  бытия,  что  для
общения людей с "высшей сферой" духа, для истинного общения людей  между
собой  обычный  язык  недостаточен,  он  слишком  материален.  Настоящее
общение осуществляется при помощи молчания. Требование М. раскрыть перед
зрителем "общение  душ"  без  помощи  слов  порождает  принцип  "второго
диалога", к-рый становится у М. основным. Однако, несмотря  на  то,  что
ранний М. находился в лагере декадентского иск-ва, его творчество даже в
этот  период  было  исполнено  сочувствия  человеку,  не   свойственного
декадентству. Это ярко проявилось в пьесах-сказках о  могуществе  любви:
"Пелеас и Мелисанда" (1892, 1893 -  т-р  "Буфф-Паризьен"),  "Алладина  и
Паломид"  (1894),  "Аглавена   и   Селизетта"   (1896,   т-р   "Одеон").
Пессимистич.  взгляд  на  бессилие  человека   перед   лицом   рока   М.
преодолевает в сказке "Ариана и Синяя Борода" (1896)  об  одной  из  ж„н
Синей Бороды, поднявшей бунт против своего  мужа  -  тирана,  убийцы,  и
освободившей из плена себя и других ж„н, томившихся в подземелье.
   Взгляды М.  на  т-р,  его  драматургию  пропагандировали  организатор
эстетско-символистского "Т-ра д'ар" П. Фор, а  затем  М.  О.  Люнье-Поэ,
основатель т-ра "Эвр", выступавшие против  натуралистич.  направления  в
театр. иск-ве.
   Под влиянием роста революц. движения  в  Бельгии  и  тяготения  М.  к
социалистич. кругам в его творчестве произош„л сдвиг. Книга "Сокровенный
храм"  (1902),  в  к-рой  М.  утверждает  активное  отношение  к  жизни,
отказывается от  пессимистич.  размышлений  о  судьбе  и  смерти,  стала
манифестом  нового  направления  творчества  М.  Уже  в  драме   "Сестра
Беатриса"  (1900)  он  утверждал  ценность  полнокровной  земной  жизни,
противостоящей ханжескому  католич.  аскетизму.  Но  наиболее  ярко  его
"приближение к реальности" проявилось  в  драмах  "Монна  Ванна"  (1902,
"Нуво т-р"), "Жуазель" (1903,  т-р  "Жимназ"),  "Чудо  святого  Антония"
(1903, 1921  -  "Т-р  Монси").  В  первых  двух  пьесах  М.  прославляет
активность,  самопожертвование,  гражданственность,   осуждает   эгоизм.
Третья пьеса исполнена ненависти к бурж. хищничеству. В 1908  М.  создал
сво„ лучшее драматургич. произв.- философскую пьесу-сказку "Синяя птица"
(право первой пост. автор предоставил Моск. Художеств, т-ру), выразившую
в обобщ„нной форме новую систему взглядов  М.  на  природу  и  общество:
счастье  человечества  -  в  познании  тайн  природы,  для   всемогущего
человеческого разума нет непознаваемого, есть  лишь  непознанное,  к-рым
рано или  поздно  человек  овладеет.  "Синяя  птица"  насыщена  мотивами
фольклора; она была пост. в т-рах Нью-Йорка, Лондона, Парижа.
   В 1911 М. был  удостоен  Нобелевской  пр.  В  1919  написал  трагедии
"Бургомистр Стильмонда" (1921,  "Т-р  Монси"),  "Соль  жизни",  в  к-рых
воспевает   героизм   патриотов,   защищающих   честь   белы.    народа,
порабощ„нного  империалистич.  Германией.  Пьесы,  написанные   позднее,
развивали темы и мотивы, уже разрабатывавшиеся  М.  до  20-х  гг.,-"Беда
проходит", "Мария Виктория" (обе в 1925), "Могущество  м„ртвых"  (1926),
"Иуда Искариот", "Берникель" (обе в 1929).
   "Принцесса Изабелла" (1935) и др. Во время 2-й мировой войны М. жил в
США, откуда вернулся лишь в 1947, написав 8 новых пьес, из к-рых  издана
лишь "Жанна д'Арк" (1948).
   Пьесы М. стали основой опер: "Пелеас  и  Мелисанда"  Дебюсси  (1902),
"Ариана и Синяя Борода" Дюка (1907), пост. т-ром "Опера комик" (Париж).
   В России драматургия М. получила известность с нач. 20  в.  в  период
распространения упадочного  декадентского  иск-ва.  Были  пост.:  "Монна
Ванна" - гастроли В. Ф. Комисса ржевской  (1902-04),  Новый  т-р  Л.  Б.
Яворской (1902, Петербург), "Непрошенная", "Слепые", "Там, внутри"  (все
в 1904), "Синяя  птица"  (1908)  -  в  Моск.  Художеств,  т-ре,  "Смерть
Тентажиля" (1905) - в Студии на Поварской  (Москва),  "Сестра  Беатриса"
(1906), "Пелеас и Мелисанда" (1907), "Чудо святого Антония" (1906)  -  в
Т-ре Ко-миссаржевской (Петербург) и др. В сов.  время  пост.  "Ариана  и
Синяя Борода" - в Гос. Показат. т-ре (1919,  Москва),  сатирич.  комедия
"Чудо святого Антония" - в Студии Евг. Вахтангова (1921), "Синяя  птица"
до наст. времени входит в репертуар MX AT a и др. сов. т-ров.
   Соч.: Theatre, [v.] 1-3, Brux.-P., 1903-1908;
   Theatre, P., 1902-35; Essais, P., 1896-1942; Bulles bleues. Souvenirs
heureux, Monaco, 1948; в  рус.  пер.-  Полное  собр.  соч.,  т.  1-6,М.,
1903-1909; Полное собр. соч., т.  1-4,  Пг.,  [1915];  Пьесы,  М.,  1958
(Вступ. статья Е. Эткинда "Театр М. Метерлинка", с.  5-32);  Пьесы,  М.,
1962 (Вступ. статья Е. Эткинда  "Военные  трагедии  М.  Метерлинка",  с.
3-12).
   Лит.: Станиславский К., Собр. соч., т. 1. Моя жизнь в искусстве,  М.,
1954, см. именной указатель;
   Блок А., Собр. соч., т. XII,  Л.,  1936;  Луначарский  А.  В.,  Морис
Метерлинк.  Опыт  литературной  характеристики,   в   его   кн.:   Этюды
критические и  полемические,  М.,  1905;  Эткинд  Е.,  Морис  Метерлинк,
"Иностранная лит-ра", 1962, .ј 8, с. 248-49; Е  se  h  M.,  L'oeuvre  de
Maurice  Maeterlinck,  P.,   1912;   Timmermans   В.,   L'evolution   de
Maeterlinck, Brux., 1912; В a i 1 1 y A., Maeterlinck, [P., 1931 ]; H  a
г г у G., La vie et l'oeuvre de M. Maeterlinck,  P.,  [1932];  Halflants
P., Maurice Maeterlinck,  2  ed.,  Brux.,  1938;  Pasquier  A.,  Maurice
Maeterlinck, Brux.,[1950];
   Ackere J. van, Pelleas et  Melisande,  ou  la  rencontre  miraculeuse
d'une poesie et d'une musique, Brux., 1952. Е Э
   МЕТОД  ФИЗИЧЕСКИХ  ДЕЙСТВИЙ  -  в   творче   ской   системе   К.   С.
Станиславского метод работы режисс„ра над спектаклем и акт„ра над ролью.
М. ф. д.  помогает  установить  органическое  единство  между  жизненной
природой акт„ра и его поведением на сцене в  качестве  персонажа  пьесы.
См. Станиславского система, Физические действия.
   "МЕТРОПбЛИТЕН-бПЕРА"  (Metropolitan  Opera)  -  ведущий  американский
оперный  т-р.  Находится  в  Нью-Йорке.  Является  единственным  в   США
постоянным оперным т-ром (работает 5  мес.  в  году).  Сооруж„н  в  1883
архитектором К. Кэди (3600 мест). Открыт 22 окт. 1883 спектаклем "Фауст"
с участием
   К. Нильсон, И.после открытия на сцене "М.-о." состоялся триумфальный дебют  в  США  М.
Зембрих  ("Лючия   ди   Ламмермур"   Доницетти).   В   1884   художеств.
руководителем т-ра стал Л. Дамрош, затем А. Сейдл.
   В "М.-о." впервые в США были пост. оперы Вагнера:

Страницы: «« « 1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509   1510  1511   1512   1513   1514   1515   1516   1517   1518   1519   1520  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия