|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 1510 1511 1512 1513 » »» Потопчиной. С 1920 выступал в эстрадных т-рах - "Аквариум", "Вес„лые
маски", "Эрмитаж", "Алькасар" и др. С 1927 - в Моск. и Ленингр.
мюзик-холлах. С 1931 был артистом Всесоюзного гастрольно-концертного
объединения. Конферанс М. строился преим. на небольших эстрадных
юмористич. рассказах на бытовые темы (гл. обр. собственного сочинения).
Периодически М. выступал с самостоятельными "вечерами рассказа",
исполняя произв. И. Ф. Горбунова, А. П. Чехова и др. А. Шн.
М‚НДЕЛЕ-МОЙХЕР-СФОРИМ (псевд.; наст. имя и фам.- Шолом Яков
Абрамович; 2.1. 1836-8.XII.1917) - еврейский писатель, драматург. Проф.
лит. деятельность начал в 1858; писал на др.-евр. яз., с 1864 - на яз.
идиш. М.-М.-С. - автор сатирич. комедии "Коробочный сбор, или Клика
городских благодетелей" ("Ди таксе", 1869) и драмы
"Призыв" (1884). В первой пьесе писатель разоблачал мракобесов и
фанатиков, обманывавших и обиравших бедноту, во второй - протестовал
против незаконной сдачи в солдаты евр. детей. Обе пьесы (обычно в
различных лит.-сценич. обработках) ставились на проф. и любительских
сценах Лодзи, Варшавы, Нью-Йорка, Манчестера и др. городов. В сезон
1927-28 в Харьковском евр. т-ре была осуществлена композиция из этих
двух пьес - "Благодетели" ("Ба-летейвес", инсц. и реж. 3. Лойтер). Из
беллетристич. произв. М.-М.-С. неоднократно инсценировались и ставились
в России и за рубежом "Фишке-хромой" ("Фишке дер крумер"), "Путешествие
Вениамина III" (1927, Моск. евр. т-р; инсц. И. Добрушина, реж. А.
Грановский; Вениамин- Мпхоэлс, Сендерл-Зускин).
С о ч. на яз. идиш-Полное собр. соч., в 12 книгах, Нью-Йорк, 1907-08;
Полное собр. соч., юбилейное в 17 томах, т. 5 и 9 (пьесы), Варшава,
1911; на рус. яз.- [Абрамовиче. М., лит.-сценич. обработка J, Такса, т.
е. коробочный сбор, пер. И. М. Петриковского, Белая церковь, 1884.
Лит.: Добрушин И., Драматургия классиков, М., 1948, с. 53-86. А. Шн.
МЕНДЕЛЬСОН (Mendelsohn), Альфред [р.4(17).II. 1910] - рум.
композитор, дириж„р и педагог. Засл. деят. иск-в РНР (1952). Музыке
учился в Бухаресте. С 1945 - дириж„р Бухарестского т-ра оперы и балета.
Написал балеты: "Белый слуга" ("Белый арап") по сказке И. Крянгэ (1957,
Бухарестский т-р оперы и балета) и "Кэлин" по мотивам поэмы М. Эминеску
(1957, там же), оперу "Гимн любви" по Тургеневу (соч. 1947). С
1948-проф. Бухарестской консерватории. Пр. им. Энеску (1948). Гос. пр/.
(1952, 1954).
Лит.: M a p т ы н о в И., Музыка нового мира, М., 1955.
МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ, Мендельсон (M endeissohn Bartholdy), Феликс
(3.1 I.I 809, Гамбург,- 4.XI.1847, Лейпциг) - немецкий композитор и
дириж„р. Рано проявил муз. дарование. Музыке учился у разл. педагогов
(композиции у К. Ф. Цельтера); слушал лекции в Берлинском ун-те. Уже в
детские годы написал неск. симфоний и зингшпилей ("Два племянника, или
Дядя из Бостона", пост. 1824, и др.). Широкое признание М. принесла
увертюра к комедии "С он в летнюю ночь" (1826, остальные муз. номера
соч. в 1842, пост. 1843, Потсдам). М.-Б.- автор 5 симфоний, ораторий,
неск. увертюр (в т. ч. "Рюи Блаз", увертюра к о. п. Гюго, 1838),
камерных и фп. соч. (в т. ч. популярные "Песни без слов"). Оперы М.-Б.-
"Свадьба Камачо" (1827, Берлин), "Возвращение на родину" (1829, там же),
"Лорелея" (не оконч.) не получили известности. М.-Б. принадлежит музыка
к трагедиям "Антигона" (1841, Потсдам) и "Эдип в Колоне" (1845, там же)
Софокла, "Аталия" Расина (1845, там же). Сценич. музыка М.-Б., особенно
к пьесе Шекспира, отличается мелодич. богатством, гармонич. ясностью,
оркестровым блеском, яркой романтич. фантазией при классич. единстве
осн. муз. мысли. С 1835 М.-Б. дирижировал концертами "Гевандхауза" в
Лейпциге. В 1843 осн. Лейпцигскую консерваторию, первую в Германии.
М.-Б.- поч„тный доктор философии Лейпцигского ун-та (1836). Памяти М.-Б.
посв. зингшпиль М. И. Штерна "Любовь поэта" (1920, Вена).
Соч.: Briefe aus Jahren 1830 bis 1847, 8. Aufl., Lpz., 1915.
Лит.: Даме В., Ф. Мендельсон-Бартольди, М., 1930;
ШтейнпрессБ., Феликс Мендельсон, "Сов. музыка", 1959, ј2; Schumann
R., Erinnerungen an Mendels-sohn-Bartholdy ..., Zwickau, [1947]; D e v r
i e n t Е., Meine Erinnerungen an F. Mendelssohn-Bartholdy und seine
Briefe an mich, Lpz., 1869; W o l f f E., F. Mendelssohn-Bartholdy, B.,
1906. Ал. М.
МЕНЕСТРЕЛЬ (старофранц. menestrel, от поздне-лат. ministerialis,
букв.- состоящий на службе) - средневековый певец, музыкант, потешник,
декламатор и поэт. В отличие от творчества жонгл„ров, поэзия М. меньше
зависела от нар. традиций и приспосабливалась к вкусам верхушки феод.
общества.
МЕНЗЕЛЙНСКИЯ ТЕАТР - см. Татарский Мен-зелинский колхозно-совхозный
театр.
М‚ННИНГ, Карл (11.V.1874-5.111. 1941)-эстонский режисс„р. В 1893-1901
учился в Тартуском ун-те на теологич. ф-те.. В 1904-06 знакомился с
деятельностью т-ров Франции, Германии, Австрии, учился у М. Рейнхардта.
В 1906-14 - директор и режисс„р т-ра "Ванемуйне".
В своей режисс„рской деятельности М. основывался на художеств.
принципах М. Рейнхардта, А. Антуана и К. С. Станиславского. Задачей т-ра
М. считал эти ч. и эстетич. воспитание зрителя в духе прогрессивных
идей. Он исходил из требования правдивого отражения жизни, выдвинул
принцип художеств. цельности спектакля, требовал от акт„ров искренности
переживаний, ансам-блевости исполнения. М. способствовал развитию нац.
драматургии. Лучшие постановки: "В вихре ветров"
(1906), "Оборотень" (1911), "Бог мошны" (1912) Кпт-цберга, "Столпы
общества" (1907), "Враг народа" (1908) Ибсена, "Возчик Геншель"
Гауптмана (1907), "Власть тьмы" (1908), "На дне" (1909); "Паунвере"
Лут-са(1912), "Неуловимое чудо" (1913), "Домовой" (1914) Вильде. Работая
в т-ре "Ванемуйне", М. воспитал плеяду акт„ров, ставших выразителями
реалистич. традиций в нац. иск-ве, способствовал развитию нац.
драматургии.
В 1914 М. уш„л из т-ра "Ванемуйне" вследствие конфликта с реакц.
кругами тартуской буржуазии, не принимавшими его реалистич., художеств.
принципов. В 1914-18 был театр. рецензентом таллинской газ. "Пяэвалехт",
излагал принципы и перспективы развития эст. театр. иск-ва. Затем отош„л
от театр. работы и посвятил себя дипломатич. деятельности.
Лит.: Poldroos Р., Tahtsamaid etappe eesti teatri arenguloos, "Eesti
Noukogude Teater", II, Almanahh, 1956;
Hansen L., "Vanemuise" radadelt, Tallin, 1960; Karl Mcn-ning-meie
teatri suurkujusid, "Eesti NSV teatrid", 1960, ј3. /f. Каск.
МЕНОВЩИКОВА, Нина Ивановна (p.8.VIIL1934)- русская советская артистка
балета. Засл. арт. РСФСР (1958). В 1953 окончила Пермское хореографич.
Страницы: «« « 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 1509 1510 1511 1512 1513 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |