Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1501   1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509  1510   1511   1512   1513   1514   1515   1516   1517   1518   1519  » »»

Сабурова, Лизавета Богдановна -  В.  Стрельская,  Ракитин  -  Полонский,
Горев, Беляев - Петипа, Аполлон-ский, Болыпинцов - Варламов, Шпигельский
- Новиков), 1903 (реж. Санин;  Наталья  Петровна  -  Савина,  Ракитин  -
Далматов,  Верочка  -  Селиванова,  Беляев  -  Ходотов,  Боль-шинцов   -
Варламов, А. Петровский, Шпигельский - Давыдов,  Пашковский),  1916.  Из
др. пост. "М. в д." - Пушкинский т-р (1880), Т-р Корша (1893).
   9 дек. 1909 пьесу показал  МХТ  (реж.  Станиславский,  Москвин,  худ.
Добужинский; Ислаев - Массалитинов, Наталья Петровна - Книппер,  Верочка
-  Коренева,  Коонсн,  Ракитин  -  Станиславский,  Качалов,   Беляев   -
Болеслав-ский,  Н.  Подгорный,  Болыпинцов  -  Лужский,  Шпигельский   -
Грибунин, Москвин; 1915). В 1914 "М. в д." ш„л во Введенском нар.  доме,
Москва. Изредка ставился в провинции.
   На сов. сцене "М. в д." ставили: Тамбовский (1933), Орловский  (1939,
1952, 1960) т-ры, Ленингр. т-р драмы и комедии  (1940),  Моск.  т-р  им.
Ленинского комсомола (1944, реж. и исполнительница роли Натальи Петровны
- Гиацинтова), Тульский (1944), Волгоградский (1945), Ногинский  (1947),
Костромской (1948). Челябинский (1948),  Воронежский  (1950)  т-ры,  Т-р
драмы Латв. ССР (1951),  Ленингр.  т-р  Комедии  (1953),  Т-р  им.  Леси
Украинки (1954; реж. К. Хохлов), Новгородский т-р (1956), Т-р драмы Лит.
ССР (1962).
   За рубежом:  "Бургтеатр"  (1884;  пер.  Цабеля  под  назв.  "Натали";
Наталья Петровна - Вольтер, Ракитин - Зон-ненталь,  Беляев  -  Гартман),
берлинский Королевский т-р (1889, 1895,  1901,  Ракитин  -  Матковский),
берлинский  "Шиллер-театр"   (1896),   Гамбургский,   Дрезденский,   т-р
Франкфурта-на-Майне,  копенгагенский  Королевский  т-р  (1953),  венский
"Йозефштадттеатр" (1957), нью-йоркский т-р "Феникс" (1956).
   Издания: Первая публикация "М. в д. "- ж. "Современник", 1855, кн.  1
(в искаж„нной цензурой редакции) в первонач. авторской ред.- Тургенев И.
С., Соч., ч. VII, M., 1869; Сов. изд.: ТургеневИ. С., Собр. соч., т. 9 -
Сцены и комедии, М., 1956.
   Лит.: "ЕИТ". Сезон 1903-1904,  СПБ,  с.  33-44  и  1909,  д\дб-7,  с.
109-114;  Шнейдерман  И.,  Мария  Гавриловна  Савина,  Л.-М.,  1956,  с.
225-260; Станиславский K.C., Моя жизнь в искусстве, Собр.  соч.,  т.  1,
М., 1954, с. 326-332; Туровская М., О. Л. Книппер-Чехо-ва, М., 1959; 3 о
г р а ф Н. Г., Малый т-р второй половины XIX в., М., 1960,  с.  333-341.
Л. Шн.
   МЕТАСТАЗИО (Metastasio), Пьетро [наст.  имя  и  фам.-Пьетро  Трапасси
(Trapassi)] (3.I.1698,  Рим,-12.IV.1782,  Вена)  -  итальянский  поэт  и
либреттист.  Получил  классич.  образование.   В   1712   начал   творч.
деятельность, написав трагедию "Юстин". В 1718 переехал в  Неаполь,  где
занимался музыкой у Н. Порпора. Певица М. Бульгарелли  (Романина)  ввела
М. в муз. мир. Для не„ М.  написал  либретто  оперы  "Покинутая  Дидона"
(1724, муз. Сарро), на этот текст написано ок. 40 опер, в т. ч Л. Винчи,
А. Скарлатти и др.  М.-основоположник  героич.  опе-ры-сериа.  В  первый
период творчества М. написал либретто опер: "Кир"  (1726,  муз.  Сарро),
"Катон Ути-ческий" (1727), "Эцио" (1728), "Александр  в  Индии"  (1729),
"Артаксеркс" (1730 - все на муз. Винчи) и др. В  1730  был  приглаш„н  в
Вену, где занял место придворного либреттиста. Здесь он написал либретто
оперы "Олимпиада" (на это либретто написано 32  оперы)-  сентиментальной
оперы-сериа,  в  к-рой  сочетаются  традиции  греч.  трагедии  и   итал.
пасторальной  драмы.  Вершина  творчества  M.-  героич.  оперы   "Титове
милосердие" (1734), "Фемистокл" (1736), обе на муз.  Кальдара,  "Аттилий
Регул" (1740, муз. Гассе).
   Др. либретто этого  периода:  "Адриан  в  Сирии"  (1731),  "Деметрий"
(1731), "Демофонт" (1733), "Ахилл на Скиросе" Кальдара; "Гипермнестра" (1744), "Ромул  и  Эрсилия"  (1765),  "Руджеро"
(1771)-все на муз. Гассе, и др.
   М.  был   крупнейшим   оперным   либреттистом,   реформатором   итал.
оперы-сериа. Он стремился раскрыть внутр. переживания героев,  сводя  до
минимума  внешнее  действие,  добивался  гармонич.  сочетания  музыки  и
поэзии, установил правильное  соотношение  между  арией  и  речитативом,
превратив  арию  в  мелодич.  выражение   драматич.   ситуации,   придал
опере-сериа пропорции классицистской трагедии.  Оперы  М.  композиционно
симметричны, в них действует небольшое  количество  персонажей,  завязка
близка к катастрофе. Особое внимание  М.  обращал  на  декорац.  сторону
оперного спектакля, давая в ремарках точные указания.
   На тексты М. писали оперы мн. композиторы, в т. ч.:
   Л. Винчи, И. А. Гассе, X. В. Глюк, Н. Йоммелли, Л. Лео, Н. Порпора  и
др. Его оперы пользовались огромной популярностью, он был избран  членом
академий разных стран. Современники сравнивали его с Софоклом, Корнелем,
Расином. Г. Р. Державин перев„л "Титове милосердие"  и  "Фемистокла"  на
рус. яз.
   Лит.: Стендаль, Жизнеописания Моцарта и Метаста-зио, Собр. соч., пер.
с франц., т. 8, М., 1959; Calzabigi R. de.  Dissertazione  sulle  poesie
drammatiche del sig". abate P. Metastasio,  Livorno,  1774,  в  кн.:  Р.
Metastasi o, Poesie, t. 1, P., 1755; Russo L., Metastasio, 2 ed.,  Bari,
1945. Св. Г.
   МЕТЕРЛИНК  (Maeterlinck),  Морис   (29.VIII.1862--5.   V.   1949)   -
бельгийский писатель, драматург, философ. Писал на  франц.  яз.  Род.  в
Генте. Учился в иезуитском коллеже,  а  затем  в  католич.  ун-те.  Лит.
деятельность начал как поэт (1887). Первая пьеса  М.  "Принцесса  Мален"
(изд. 1889) была восторженно принята модернистской критикой  (О.  Мирбо,
И. Жилькен), провозгласившей М. "новым Шекспиром".
   М.  игнорировал  обществ.  жизнь,   создавая   отвлеч„нно-философские
сказочные произв.  драматургии.  В  центре  его  первых  драм  -  судьба
человека, существа беззащитного и слепого, безмолвной жертвы непонятных,
безжалостных сил. М. сталкивает человека лицом к лицу с природой,  с  е„
непознанными и поэтому странными законами, с  роковыми,  по  мнению  М.,
силами - любовью и смертью. Декадентская концепция  таинственного  рока,
играющего  людьми,  как  марионетками,  пронизывает  драматургию  М.  Он
считал, что созданию  поэтич.  атмосферы  в  спектакле  мешает  личность
исполнителя    и     поэтому     необходимо     обезличивание     акт„ра
("depersonnalisation de l'acteur"), замена его марионеткой.  Для  такого
т-ра написаны маленькие пьесы "Непрошенная" (1890,  1891,  "Т-р  д'ар"),
"Там, внутри" (1895, т-р "Эвр"), "Смерть Тентажиля" (1894,
   1905-т-р "Матюрен"). Символически изображает человеческую жизнь драма
"Слепые" (1890, 1891 - "Т-р д'ар"), где  группа  слепых  не  знает,  что
священник - поводырь, приведший их  в  лес,  умер,  и  они  обречены  на
гибель.  Умирающий  поводырь  -  символ  религии,  утратив  к-рую,  люди
погружаются в безнад„жный мрак.

Страницы: «« « 1501   1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508   1509  1510   1511   1512   1513   1514   1515   1516   1517   1518   1519  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия