Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1490   1491   1492   1493   1494   1495   1496   1497   1498  1499   1500   1501   1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508  » »»

Вершинин" Кабалевского (1955), "Война и мир" (1959);  "Судьба  человека"
Дзержинского    (1961)    и    др.    Характерные    черты    творчества
М.-П.естественность,     одухотвор„нность,     преобладание     светлых,
жизнерадостных тонов.
   Лит.: Глезер Р., Мастер оперного театра, "Советская музыка", 1961,  ј
9. М. Р., Ю. Быч.
   МЕЛИКСЕТЯН, Саркис Александрович [р.25.VIII (6.IX).1899] -  армянский
советский театровед и театральный деятель. Засл. деят.  иск-в  Арм.  ССР
(1956). Театр, деятельность начал как акт„р в Тифлисе, в труппе под рук.
А. Харазяна  (1918-21),  затем  играл  в  Т-ре  им.  Сундукяна  (Ереван,
1922-24). Как театр. критик выступает  с  1918.  В  1935  организовал  в
Ереване театр. музей, директором к-рого был до 1949. В 1935  организовал
театр. техникум в Ереване,  был  его  директором.  С  1963-зав.  отделом
иск-ва, затем директор музея лит-ры  и  иск-ва  Арм.  ССР.  С  1935  в„л
педагогич. работу; читал историю т-ра в театр. техникуме и театр. ин-те.
М. - автор книг и статей по вопросам истории арм. т-ра.
   Соч.: Ереванский государственный театр. Ереван, 1933 (на  арм.  яз.);
Путь нашего театра, Ереван,  1941;  на  арм.  яз.:  Театральные  очерки,
Ереван, 1945; Ованес Абелян,  Ереван,  1954;  Очерк  истории  армянского
советского театра, Ереван, 1960, и др. Б. А.
   МЕЛИКЯН,  Вардуи  (5.III.1868-1928)  -  армянская  актриса.   Сценнч.
деятельность начала в 1879.
   Несколько лет под псевд. Рипсиме принимала уча стие в арм. спектаклях
в Тифлисе. Затем вступила в груз. труппу. В 1891 вновь вернулась на арм.
cue ну (играла в передвижных труппах). Была одной из ведущих арм. актрис
1890-х  гг.  Выступала  с  известными  арм.  акт„рами:  Г.   Петросяном,
Сирануйш, Ов. Абеляном и др.
   Роли: Полина ("Доходное место"),  Юдифь  ("Уриэль  Ак  оста"),  Мария
Андреевна ("Ревизор"), Гаянэ, Анюта ("Измена", "Цепи"  Сумбатова-Южина),
Эмма ("Семья преступника" Джакометти) и др. С. Мел.
   МЕЛКУМЯН, Тамара  Багдасаровна  [р.13(26).  XII.  1914]  -  армянская
советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1962). Чл. Коммунистич.  партии
с 1941. Окончила драм. студию при Бакинском арм.  т-ре.  С  1936-актриса
Степанакертского арм. т-ра.
   Роли: Маргарит, Сона ("Из-за чести", "Злой дух" Ширван-заде),  Саломэ
("Разор„нный очаг" Сундукяна), Дездемона, Кручинина; Наташа ("На  дне"),
Ашхен ("Вараздат" Мика-эляна), Севиль (о. п. Джабарлы), Хураман ("Вагиф"
Вур-гуна), Хаят (о. п. Ибрагимова) и др. ? 4.
   М‚ЛЛЕР, Вадим  Георгиевич  [р.  14(26).  IV.  1884-  4.  V.  1962]  -
украинский  советский  театральный  художник.  Засл.  деят.  иск-в  УССР
(1942). Чл. Коммунистич. партии с  1952.  В  1908  окончил  юридич.  ф-т
Киевского ун-та. Учился  в  Киевской  художеств.  школе,  в  1908-12-  в
Мюнхенской академии художеств  и  в  "Свободных  мастерских"  в  Париже.
Работу в т-ро начал в 1921 в  Киевском  т-ре  им.  Шевченко  (оформление
драмы "Мазепа" Словацкого). В 1922-46- гл. художник  т-ра  "Березшь"  (с
1934 -Т-р им. Шевченко). В 1953-59 был гл. художником Т-ра  им.  Франко.
Создал  этапные  для   укр.   театр.   декорац.   иск-ва   произведения,
отличающиеся  идейной  целеустремл„нностью,  пластич.  выразительностью,
разнообразием изобразит, средств.
   Оформил спектакли: "Гибель эскадры" (1933), "Правда" (1937),  "Богдан
Хмельницкий" (1939), "Фронт" (1942)  Корнейчука,  "Портрет"  Афиногенова
(1934), "Земля" Вирты (1938), "Вишн„вый сад"  (1946),  "Егор  Булычев  и
другие" (1953), "Крылья" Корнейчука (1954), "Король Лир" (1959),  "Фауст
и Смерть" Левады (1961).
   В 1921-25 в„л педагогич. работу в Киевском художеств. ин-те. А. Др.
   МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ  [от  греч.  ?????  -  песнь  и  декламация  (см.)]  -
концертно-эстрадный жанр, распростран„нный в  дореволюционной  России  с
70-х гг. 19 в.; чтение стихотворений и ритмич. прозы под музыку  (обычно
под аккомпанемент фортепьяно). Активным пропагандистом М. был композитор
Г. А. Лишин. Отдельные выдающиеся акт„ры (В. Ф. Комиссаржевская  и  др.)
читали под музыку стихотворения Н. А. Некрасова, И. С. Никитина,  А.  М.
Горького, неск. М. написал композитор А. С.  Аренский.  Однако  в  целом
жанр М. не выходил за пределы салонного  бурж.  иск-ва.  Большинство  М.
отличалось низким качеством лит. текста, случайным  подбором  музыки.  В
России М. называли также декламацию в сопровождении фортепьяно  (баллады
Р. Шумана, Ф. Листа; см. Мелодрама).
   МЕЛОДРАМА   [от   греч.   ?????   -   песнь   и   драма   (см.)]    -
музыкально-драматическое произведение,  в  котором  монологи  и  диалоги
действующих лиц  сопровождаются  музыкой.  В  отличие  от  оперы,  в  М.
действующие  лица  не  поют,  а  говорят  (декламируют).  Музыка  в   М.
исполняется одновременно с произнесением текста  либо  перемежает  текст
оркестровыми  репликами.   Создавая   эмоциональный   звуковой   фон   и
подч„ркивая выразительность отдельных фраз текста, она обогащает сценич.
действие. В М. включаются иногда вок. (преим. хоровые) номера,  а  также
пантомима (с муз. сопровождением).
   М. появилась в сер. 18 в. Термин "М." существовал и до этого как одно
из наименований оперы; в этом значении он применялся в 17-18  вв.,  а  в
Италии не исчез и поныне. В новом значении применил его
   Ж. Ж. Руссо, теоретически обосновавший  принципы  сочетания  слова  и
инструментальной музыки в сценич. произведении ("Письмо  г-ну  Верней  о
музыке..."). Руссо создал ранний образец М.- ли-рич.  сцену  "Пигмалион"
на антич.  мифологич.  сюжет  (текст  соч.  1762;  пост.  1770).  Первым
классиком М. был чеш. композитор  И.  Бенда,  автор  одноактных  трагич.
дуодрам (пьес с двумя действующими лицами)-"Ариадна на  Наксосе"  (1774,
пост. 1775), "Медея" (1775) и др. К концу
   18 в. жанр М.  получил  распространение  в  разл.  странах.  Замочат,
образец М. в рус. музыке -"Орфей" Фомина (с хором и пантомимой, текст Я.
Б. Княжнина, 1792).  К  произв.  типа  М.  (с  сольными  вок.  номерами)
принадлежат муз.-драматич. сцены А. А. Алябьева "Кавказский пленник" (по
Пушкину, предположительно 20-е  гг.  19  в.)  и  "Безумная"  (по  И.  И.
Козлову, пост. 1841). К сер. 19 в. М. как самостоят,  муз.-сценич.  жанр
почти  исчезает.  Получает  развитие  концертная  M.  -   декламация   в
сопровождении фортепьяно (баллады Р. Шумана, Ф. Листа);  в  России  этот
жанр получил назв. мелодекламации. С последней четв.
   19 в. концертную М.  культивируют  чеш.  композиторы  (3.  Фибих,  Л.
Челанский, позднее В. Неедлы и др.). К концу  19  в.  относится  попытка
возрождения  сценич.  М.  (трилогия   "Ипподамия"   Фибиха,   текст   Я.
Врхлиц-кого, пост. 1890).
   Лит.: Глумов А., Историческое развитие мелодрамы, "Советская музыка",
1935, "No 1; БэлзаИ., Очерки  развития  чешской  муз.  классики,  М.-Л.,

Страницы: «« « 1490   1491   1492   1493   1494   1495   1496   1497   1498  1499   1500   1501   1502   1503   1504   1505   1506   1507   1508  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия