|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 » »» Вершинин" Кабалевского (1955), "Война и мир" (1959); "Судьба человека"
Дзержинского (1961) и др. Характерные черты творчества
М.-П.естественность, одухотвор„нность, преобладание светлых,
жизнерадостных тонов.
Лит.: Глезер Р., Мастер оперного театра, "Советская музыка", 1961, ј
9. М. Р., Ю. Быч.
МЕЛИКСЕТЯН, Саркис Александрович [р.25.VIII (6.IX).1899] - армянский
советский театровед и театральный деятель. Засл. деят. иск-в Арм. ССР
(1956). Театр, деятельность начал как акт„р в Тифлисе, в труппе под рук.
А. Харазяна (1918-21), затем играл в Т-ре им. Сундукяна (Ереван,
1922-24). Как театр. критик выступает с 1918. В 1935 организовал в
Ереване театр. музей, директором к-рого был до 1949. В 1935 организовал
театр. техникум в Ереване, был его директором. С 1963-зав. отделом
иск-ва, затем директор музея лит-ры и иск-ва Арм. ССР. С 1935 в„л
педагогич. работу; читал историю т-ра в театр. техникуме и театр. ин-те.
М. - автор книг и статей по вопросам истории арм. т-ра.
Соч.: Ереванский государственный театр. Ереван, 1933 (на арм. яз.);
Путь нашего театра, Ереван, 1941; на арм. яз.: Театральные очерки,
Ереван, 1945; Ованес Абелян, Ереван, 1954; Очерк истории армянского
советского театра, Ереван, 1960, и др. Б. А.
МЕЛИКЯН, Вардуи (5.III.1868-1928) - армянская актриса. Сценнч.
деятельность начала в 1879.
Несколько лет под псевд. Рипсиме принимала уча стие в арм. спектаклях
в Тифлисе. Затем вступила в груз. труппу. В 1891 вновь вернулась на арм.
cue ну (играла в передвижных труппах). Была одной из ведущих арм. актрис
1890-х гг. Выступала с известными арм. акт„рами: Г. Петросяном,
Сирануйш, Ов. Абеляном и др.
Роли: Полина ("Доходное место"), Юдифь ("Уриэль Ак оста"), Мария
Андреевна ("Ревизор"), Гаянэ, Анюта ("Измена", "Цепи" Сумбатова-Южина),
Эмма ("Семья преступника" Джакометти) и др. С. Мел.
МЕЛКУМЯН, Тамара Багдасаровна [р.13(26). XII. 1914] - армянская
советская актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1962). Чл. Коммунистич. партии
с 1941. Окончила драм. студию при Бакинском арм. т-ре. С 1936-актриса
Степанакертского арм. т-ра.
Роли: Маргарит, Сона ("Из-за чести", "Злой дух" Ширван-заде), Саломэ
("Разор„нный очаг" Сундукяна), Дездемона, Кручинина; Наташа ("На дне"),
Ашхен ("Вараздат" Мика-эляна), Севиль (о. п. Джабарлы), Хураман ("Вагиф"
Вур-гуна), Хаят (о. п. Ибрагимова) и др. ? 4.
М‚ЛЛЕР, Вадим Георгиевич [р. 14(26). IV. 1884- 4. V. 1962] -
украинский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в УССР
(1942). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1908 окончил юридич. ф-т
Киевского ун-та. Учился в Киевской художеств. школе, в 1908-12- в
Мюнхенской академии художеств и в "Свободных мастерских" в Париже.
Работу в т-ро начал в 1921 в Киевском т-ре им. Шевченко (оформление
драмы "Мазепа" Словацкого). В 1922-46- гл. художник т-ра "Березшь" (с
1934 -Т-р им. Шевченко). В 1953-59 был гл. художником Т-ра им. Франко.
Создал этапные для укр. театр. декорац. иск-ва произведения,
отличающиеся идейной целеустремл„нностью, пластич. выразительностью,
разнообразием изобразит, средств.
Оформил спектакли: "Гибель эскадры" (1933), "Правда" (1937), "Богдан
Хмельницкий" (1939), "Фронт" (1942) Корнейчука, "Портрет" Афиногенова
(1934), "Земля" Вирты (1938), "Вишн„вый сад" (1946), "Егор Булычев и
другие" (1953), "Крылья" Корнейчука (1954), "Король Лир" (1959), "Фауст
и Смерть" Левады (1961).
В 1921-25 в„л педагогич. работу в Киевском художеств. ин-те. А. Др.
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ [от греч. ????? - песнь и декламация (см.)] -
концертно-эстрадный жанр, распростран„нный в дореволюционной России с
70-х гг. 19 в.; чтение стихотворений и ритмич. прозы под музыку (обычно
под аккомпанемент фортепьяно). Активным пропагандистом М. был композитор
Г. А. Лишин. Отдельные выдающиеся акт„ры (В. Ф. Комиссаржевская и др.)
читали под музыку стихотворения Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. М.
Горького, неск. М. написал композитор А. С. Аренский. Однако в целом
жанр М. не выходил за пределы салонного бурж. иск-ва. Большинство М.
отличалось низким качеством лит. текста, случайным подбором музыки. В
России М. называли также декламацию в сопровождении фортепьяно (баллады
Р. Шумана, Ф. Листа; см. Мелодрама).
МЕЛОДРАМА [от греч. ????? - песнь и драма (см.)] -
музыкально-драматическое произведение, в котором монологи и диалоги
действующих лиц сопровождаются музыкой. В отличие от оперы, в М.
действующие лица не поют, а говорят (декламируют). Музыка в М.
исполняется одновременно с произнесением текста либо перемежает текст
оркестровыми репликами. Создавая эмоциональный звуковой фон и
подч„ркивая выразительность отдельных фраз текста, она обогащает сценич.
действие. В М. включаются иногда вок. (преим. хоровые) номера, а также
пантомима (с муз. сопровождением).
М. появилась в сер. 18 в. Термин "М." существовал и до этого как одно
из наименований оперы; в этом значении он применялся в 17-18 вв., а в
Италии не исчез и поныне. В новом значении применил его
Ж. Ж. Руссо, теоретически обосновавший принципы сочетания слова и
инструментальной музыки в сценич. произведении ("Письмо г-ну Верней о
музыке..."). Руссо создал ранний образец М.- ли-рич. сцену "Пигмалион"
на антич. мифологич. сюжет (текст соч. 1762; пост. 1770). Первым
классиком М. был чеш. композитор И. Бенда, автор одноактных трагич.
дуодрам (пьес с двумя действующими лицами)-"Ариадна на Наксосе" (1774,
пост. 1775), "Медея" (1775) и др. К концу
18 в. жанр М. получил распространение в разл. странах. Замочат,
образец М. в рус. музыке -"Орфей" Фомина (с хором и пантомимой, текст Я.
Б. Княжнина, 1792). К произв. типа М. (с сольными вок. номерами)
принадлежат муз.-драматич. сцены А. А. Алябьева "Кавказский пленник" (по
Пушкину, предположительно 20-е гг. 19 в.) и "Безумная" (по И. И.
Козлову, пост. 1841). К сер. 19 в. М. как самостоят, муз.-сценич. жанр
почти исчезает. Получает развитие концертная M. - декламация в
сопровождении фортепьяно (баллады Р. Шумана, Ф. Листа); в России этот
жанр получил назв. мелодекламации. С последней четв.
19 в. концертную М. культивируют чеш. композиторы (3. Фибих, Л.
Челанский, позднее В. Неедлы и др.). К концу 19 в. относится попытка
возрождения сценич. М. (трилогия "Ипподамия" Фибиха, текст Я.
Врхлиц-кого, пост. 1890).
Лит.: Глумов А., Историческое развитие мелодрамы, "Советская музыка",
1935, "No 1; БэлзаИ., Очерки развития чешской муз. классики, М.-Л.,
Страницы: «« « 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 1498 1499 1500 1501 1502 1503 1504 1505 1506 1507 1508 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |