Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1482   1483   1484   1485   1486   1487   1488   1489   1490  1491   1492   1493   1494   1495   1496   1497   1498   1499   1500  » »»

академизм с лучшими традициями "т-ров  бульваров".  Среди  моль-еровских
спектаклей,  пост.  М.,  выделяется  "Мещанин  во  дворянстве"   (1951),
отличающийся яркой театральностью, изяществом, остроумием. В  числе  др.
его пост.:
   "Испанцы в  Дании"  Меримо  (1948),  "Школа  мужей"  (1954),  "Уч„ные
женщины" (1956) Мольера, "Женитьба  Фигаро"  (1946  и  1957)  и  др.  М.
известен также как блестящий  постановщик  комедий  и  водевилей  Фей-до
("Индюк",  1951),  Лабиша  ("Тридцать  миллионов   Гладиатора",   1958).
Снимается в кино. В 1954 вместе с труппой "Комеди  Франсез"  приезжал  в
Сов. Союз. В. Г. MEUEP (Меуег), Йоханнес (р. 28.V.1884) - датский акт„р.
Дебютировал в 1905 на сцене "Дагмартеатра" (Копенгаген), где работал  до
1906.В 1907- 1916 - акт„р Hap. т-ра (Копенгаген), затем - др.  столичных
трупп,  в  1941-55  работал  в  Королевском  т-ре.  Остро   характерному
дарованию  М.  чужды  полутона,  пси-хологич.  нюансы;   темпераментный,
порывистый, он созда„т сценические  образы,  прибегая  к  саркастической
иронии, гротеску. Снимается в кино.
   Роли:  Арган   ("Мнимый   больной");   Корфиц   ("Комната   роженицы"
Хольберга), Городничий; Хельмер, Яльмар Экдаль ("Кукольный дом",  "Дикая
утка" Ибсена), Канцлер, Дорн, Лоренц ("Победа",  "Он  сидит  на  кипящем
котле", "Нильс  Эббесен"  Мунка),  Вилли  Ломен  ("Смерть  коммивояж„ра"
Миллера), Фил Хоген ("Луна для обездоленных" 0'Нила) и др.
   Лит.: Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, Kbh., 1958. Вл. М.
   МЕЙЕРБЕР (Meyerbeer), Джакомо [наст. имя и фам.-Якоб  Либман  Б  e  p
(Beer)] (5.IX.1791, Берлин,- 2. V.1864, Париж) - композитор,  пианист  и
дириж„р. Виднейший представитель франц. большой оперы, 19  в.  Учился  у
композиторов К. Цельтера (в Берлине) и Г. И. Фоглера (в  Дармштадте).  В
1812 в Мюнхене была пост. опера М. "Клятва Иевфая", в 1813 в Штутгарте -
комич. опера "Алимелек" ("Хозяин и гость"). В 1816 М.  уехал  в  Италию,
где было пост. несколько его  героич.  опер,  в  т.  ч.  "Крестоносец  в
Египте"  (1824,  т-р  "Фениче",  Венеция).  В  1824  переехал  в  Париж.
Творчеством, развивает стиль и традиции франц. оперного иск-ва  и  совр.
романтич. драмы. Выступил с романтико-фантастич. оперой  "Роберт-Дьявол"
(1831, т-р "Гранд-Опера"), имевшей огромный успех. Не менее  восторженно
была принята опера
   "Гугеноты" (1836; в России пост. под назв. "Гвельфы и гибеллины").  В
1842 М. стал гл. дириж„ром ("гене-ральмузикдиректор") в Берлине,  где  в
1844 пост. свою комич. оперу "Лагерь в  Силезии"  (перераб.  --"Северная
звезда", 1854, "Опера комик",  Париж).  В  Париже  были  пост.:  в  1849
"Пророю} ("Гранд-Опера"; в России - пост. под назв. "Осада Гента", затем
"Иоанн  Лейденский"),  в  1859  -  комич.  опера  "Прощение   Плоэрмеля"
("Динора", т-р "Опера комик"),  в  1865,  после  смерти  M.,-"Африканка"
("Васко да Гама",  т-р  "Гранд-Опера").  Темы  крупнейших  опер  М.  (на
либретто Э. Скриба) - большие социальные и религ. конфликты  из  истории
15-16 вв. (исключение - "Роберт-Дьявол").  Эмоциональная  приподнятость,
яркий декоративный стиль, умение  воссоздать  исто-рич.  колорит  эпохи,
высокое (хотя нередко чрезмерно рассудочное) мастерство придавали операм
М. огромную силу воздействия. Широкое введение в оперные  формы  при„мов
симфонич.  развития,  своеобразие   гармонии,   оркестровки,   принципов
использования хора делают  эти  оперы  важным  звеном  в  развитии  муз.
иск-ва. Однако  в  40-х  гг.  в  оперном  творчестве  М.  обнаруживаются
признаки  упадка.  Усиливаются   двойственность   либерально-гуманистич.
трактовки исто-рич. событий (вплоть до искажения характера нар.-революц.
движения в  опере  "Пророк"),  космополитич.  тенденции,  приводившие  к
эклектизму стиля, стремление к самодовлеющим виртуозным и  постановочным
эффектам.
   Кроме опер, М. написал музыку к драме своего брата писателя  М.  Бера
"Струэнзе" (1846), хоры, в т. ч. к "Эвменидам" Эсхила, и др. соч.
   Соч.: Brief wechsel und Tagebucher, hrsg. von H. Becker,  v.  I,  B.,
1959, v. II-IV (готовится к печати).
   Лит.: Чайковский П. И., Музыкальные фельетоны и заметки  (1868-1876),
М., 1898, то же, Полное собр. соч.,  т.  2.  Лит.  произведения...,  М.,
1953; С т а с о в В. В., Собр. соч., т. 1-4, СПБ,  1894-1906;  Серов  А.
Н., Критические статьи, т. 1-4, СПБ, 1892-95;  Гейне  Г.,  Полное  собр.
соч., пер. с нем., т. 6 и 9, М.-Л., 1936; К p e м  л  e  в  Ю.,  Джакомо
Мейербер. Очерк жизни и творчества, [Л.], 1936;
   Соллертинский И. И., Джакомо Мейербер, [Л. ], 1936, 2 изд., М., 1962;
D a u r i а с L., Meyerbeer, 2 ed., P., 1921, 3 ed., P., 1930; A b e r t
H., G. Meyerbeer, в его кн.:
   Gesammelte Schriften und Vortrage, Halle, 1929.
   МЕЙЕРХОЛЬД, Всеволод Эмильевич [28.1(9.11).  1874,  Пенза,-2.II.1940,
Москва] - советский режисс„р  и  акт„р.  Нар.  арт.  РСФСР  (1923).  Чл.
Коммуни-стич. партии с 1918.  Род.  в  Пензе  в  семье  предпринимателя,
выходца из Германии. В 1895-96 учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. Летом
1896 и 1897 играл в Пензенском нар. т-ре. В 1896 поступил  на  2-й  курс
драм. класса Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. общества (руководитель -
Вл.  И.  Немирович-Дан-ченко).  Окончив  уч-ще,  по  приглашению  своего
учителя вступил в труппу MX Т,  где  работал  в  1898-1902,  играл  роли
Треплева,  Тузенбаха  ("Чайка"  и  "Три  сестры"),   Василия   Шуйского,
Грозного, ("Царь  Ф„дор  Иоаннович",  "Смерть  Иоанна  Грозного"  А.  К.
Толстого),  Мальволио  ("Двенадцатая   ночь"),   Иоганнеса   ("Одинокие"
Гауптмана)  и  др.  В  акт„рских  работах  М.  отч„тливо  сказалась  его
склонность к резко характерному сценич.  рисунку.  В  образах  Треплева,
Тузенбаха,  Иоганнеса  М.   раскрывал   тему   социального   одиночества
интеллигента, мучительно ищущего выхода из  круга  "проклятых  вопросов"
совр. жизни. В роли Мальволио; принца Арагонского ("Венецианский купец")
М. показал высокое гротескно-комедийное мастерство. В 1902-05 M.режисс„р
и акт„р труппы (с 1903 наз. "Т-ром новой драмы"),  игравшей  в  Херсоне,
Николаеве, Тифлисе и др.  городах.  Первонач.  спектакли  М.  продолжали
принципы MX Т, что  сказалось,  в  частности,  в  пост.  пьес  Чехова  и
Горького. Однако в дальнейшем в  деятельности  этого  театра  все  более
проявлялось  пристрастие  к   модернистскому   репертуару,   к   сценич.
условности  ("Монна  Ванна"  Метерлинка,   "Золотое   руно"   и   "Снег"
Пшибышевского). Эти искания М. продолжил в созданной по инициативе К. С.
Станиславского Студии на  Поварской.  Работая  над  спектаклями  "Смерть
Тентажиля" Метерлинка, "Шлюк и Яу"  Гауптмана,  М.  выдвигает  программу
условно-эстетич. т-ра, связанную с поэтикой  символизма,  основанную  на
стилизации, подчинении сценич. действия живописно-декоративному  и  муз.
началу. "Сгеао новой студии в коротких  словах  сводилось  к  тому,  что
реализм, быт отжили свой век", - отмечал Станиславский (Собр.  соч.,  т.
1, 1954, с. 284). Студия  не  показала  своих  работ  широкому  зрителю.

Страницы: «« « 1482   1483   1484   1485   1486   1487   1488   1489   1490  1491   1492   1493   1494   1495   1496   1497   1498   1499   1500  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия