|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 » »» т-р), "Последняя жертва" (1943, Иркутский т-р); в Челябинском
т-ре-"Любовь Яровая" (1951;
Гос. пр. СССР, 1952), "Кремл„вские куранты" (1955), "Собака на сене"
(1958), "Битва в пути" по Николаевой (1959) и др.
Роли: Франц Моор ("Разбойники"), Борис Годунов, Чацкий; Забелин
("Кремл„вские куранты") и др. М. Лифш.
МЕДВЕДЕВ, П„тр Михайлович [15(27).!. 1837- 30.1(12.II).1906] -
русский антрепрен„р, акт„р, режисс„р, театральный, общественный деятель.
Учился в Моск. театр. уч-ще. В 1853 поступил в труппу тульского
антрепрен„ра И. М. Никулина. Служил в Костроме, Твери, Двинске. В
1858-60. 1861-62 - в Саратове. В 1862 стал во главе саратовской труппы,
сначала как руководитель Товарищества акт„ров, затем как антрепрен„р.
Держал антрепризы в Казани (с 1866 - драматическую, с 1874 и оперную) и
др. городах. В своих антрепризах М. стремился решать серь„зные
художеств. задачи: содействовал распространению на провинц. сцене
произв. рус. классич. драматургии и рус. классич. оперы, уделял большое
внимание постановочной части, созданию художеств. ансамбля. Особенно
велика заслуга М. в выявлении и воспитании акт„рских талантов. М. широко
привлекал в свои труппы талантливых акт„ров, увеличивая по сравнению с
др. антрепрен„рами оплату их работы. В антрепризах М. работали П. А.
Стрепетова. М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, А. И. Шуберт,
М. И. Писарев, А. П. Ленский. Потерпев материальные неудачи, М. в 1889
оставил антрепрен„рскую деятельность. В 1890-93 был гл. режисс„ром, а в
дальнейшем (до конца жизни) - акт„ром Александрийского т-ра. Начав с
водевильных ролей (амплуа простака), М. вскоре переш„л на роли в бытовой
комедии. Игра М., считавшего для себя образцом иск-во П. М. Садовского,
характеризовалась сдержанностью, простотой; комизм артиста неизменно
сохранял благородство и правдивость. В рус. классич. репертуаре М.
сыграл Городничего, Фамусова, Шмагу; Градобое-ва ("Горячее сердце"),
Расплюева ("Свадьба Кречин-ского; Сухово-Кобылина), Подкол„сина
("Женитьба"). С тонким юмором и наивной убежд„нностью в истинности
событий и чувств, переживаемых героями, играл М. роли в комедиях
Мольера: Оргон ("Тартюф"), Ска-пен; Арган ("Мнимый больной"), Сганарель
("Брак поневоле").
М. принимал активное участие в акт„рских съездах, в работе
Российского театр. об-ва.
Соч.: Автобиография, Казань, 1886; Воспоминания (со вступ. ст. А. Р.
Кугеля), Л., 1929.
Лит.: Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, M.-Л. 1962; Синельников Н.
Н., Шестьдесят лет на сцене Харьков, 1935; К у г ел ь А., "Театр и
искусство", 1906 ј 6, с. 93; Стрепетова П. А., Воспоминания и письма
М.-Л., 1934; Ю р ь е в Ю. М., Записки. 1872-1948, Л.-М. 1963; Пальм Г.
А., Театр в провинции, "Исторический вестник", 1912, ноябрь. К л.
МЕДВЕДЕВ, П„тр Петрович (р. 1859 - г. смерти неизв.) - русский акт„р
и антрепрен„р. Сын П. М. Медведева. Сценич. деятельность начал в конце
70-х гг., играл в труппе отца. В 1885-1918 держал антрепризы в Омске,
Ирбите, Екатеринбурге, Перми, Саратове, Самаре, Астрахани, Н.-Новгороде,
Ярославле, Царицыне, Николаеве, Херсоне, Таганроге. Продолжая
традиции отца, М. добивался повышения проф. уровня руководимых им т-ров,
широко включал в их репертуар произв. рус. и зап.-европ. классич.
драматургии. С 1918 М. был акт„ром разл. провинц. т-ров (в 1922-26 играл
в Самаре). Исполнял преим. характерные и бытовые роли: Рас-плюев
("Свадьба Кречинского"), Оргон ("Тартюф"), Чечков ("Джентльмен"
Сумбатова-Южина) и др. А. К л. МЕДВЕДЕВА (по мужу -Гайдукова), Надежда
Михайловна [6(18). Х.1832, Москва,-24. IX (6.Х). 1899, о. Корфу, Греция]
- русская актриса. Принадлежала к акт„рской семье, начавшей деятельность
в 18 в. Дочь актрисы моек. т-ров Акулины Дмитриевны Медведевой
(17961895; оставила сцену в 1822). По отцу-сестра П. М. Медведева.
Воспитанница Моск. театр. уч-ща; занималась у балетм. Ф. Н. Манохина и
реж. С. П. Соловь„ва, убедившего М. посвятить себя драме. В 1847 с
успехом сыграла в Малом т-ре роль Агнессы ("Школа женщин" Мольера). В
1849, по окончании уч-ща, М. была принята в труппу Малого т-ра
(числилась на службе с 1848; с 1899 - засл. арт. имп. т-ров). Вначале
выступала в. водевилях и комедиях, обратив на себя внимание миловидной
наружностью, звучным голосом, осмысленностью игры, комедийным
дарованием. В 1851 для практики была отпущена на Одесскую сцену. По
возвращении (1853) М., несмотря на е„ данные характерной актрисы, стали
поручать драматич. роли во франц. мелодрамах:
Маритана ("Испанский дворянин" Дюмануара и Ден-нери, 1856), Луиза и
Люсиль (роли матери и дочери; играла в один вечер - "Детский доктор"
Анисе-Буржуа и Деннери, 1857), Серафина ("Серафина Лафайль" Анисе-Буржуа
и Лемуана, 1859). Мелодраматич. при„мы мешали простоте и естественности,
присущим дарованию актрисы. В рус. репертуаре в этот период М. играла:
Дашу ("Не так живи, как хочется" Островского, 1854, первая
исполнительница этой роли в Малом т-ре), Софью ("Горе от ума", 1858); в
зап. классике - Корделию ("Король Лир", 1859), Елизавету Ва-луа ("Дон
Карлос", 1859), Порцию ("Венецианский купец", 1862).
Огромное влияние на формирование М. как художника и человека оказал
е„ учитель и друг - М. С. Щепкин. Талант М. проявился в полную силу лишь
с переходом е„ в 1866 на характерные роли пожилых светских женщин
(амплуа грандам), преим. в рус. репертуаре. Разнообразие и жизненная
правдивость, яркая индивидуализация образов, их цельность, глубина
чувств, тонкий юмор, естественность, филигранная отделка деталей - осн.
черты иск-ва М. В первых пост. пьес Островского в Малом т-ре М. играла:
Туруси-ну ("На всякого мудреца ...", 1868), Гурмыжскую (1871), Огудалову
("Бесприданница", 1878); Сосипатру Сем„новну ("Красавец-мужчина", 1882),
Снафидину ("Не от мира сего", 1885). Среди лучших ролей М. также:
Хл„стова ("Горе от ума", 1882), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1896),
Эльмира ("Тартюф", 1867)" графиня Орсини ("Эмилия Галотти" Лессинга,
1870), Эсфирь ("Уриэль Акоста", 1879). Доверив в свой бенефис роль
Эмилии Галотти воспитаннице М. Н. Ермоловой, М. открыла талант будущей
великой актрисы, стала е„ руководителем и другом. К. С. Станиславский
считал М. одной из своих учительниц.
Лит.: Надежда Михайловна Медведева, "ЕИТ". Сезон 1907-1908, вып. 18,
ч. 1, СПБ, с. 302-11; Кара -My p-з а С. Г., Малый театр. Очерки и
впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 29-38; Щепкин а-К уперник Т. Л.,
Дни моей жизни, М., 1928, с. 162-75; Станиславский К. С., Моя жизнь в
искусстве, Собр. соч., т. 1, М. 1954, с. 37-39, 69. Е. Фил.
МЕДДАХИ (тур., ед. ч. meddah, слово араб. происхождения) - турецкие
профессиональные рассказчики-импровизаторы. М. исполняют сказания из
Страницы: «« « 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |