Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1478   1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485   1486  1487   1488   1489   1490   1491   1492   1493   1494   1495   1496  » »»

т-р),  "Последняя  жертва"  (1943,   Иркутский   т-р);   в   Челябинском
т-ре-"Любовь Яровая" (1951;
   Гос. пр. СССР, 1952), "Кремл„вские куранты" (1955), "Собака на  сене"
(1958), "Битва в пути" по Николаевой (1959) и др.
   Роли: Франц  Моор  ("Разбойники"),  Борис  Годунов,  Чацкий;  Забелин
("Кремл„вские куранты") и др. М. Лифш.
   МЕДВЕДЕВ,  П„тр  Михайлович  [15(27).!.  1837-  30.1(12.II).1906]   -
русский антрепрен„р, акт„р, режисс„р, театральный, общественный деятель.
Учился в  Моск.  театр.  уч-ще.  В  1853  поступил  в  труппу  тульского
антрепрен„ра И. М.  Никулина.  Служил  в  Костроме,  Твери,  Двинске.  В
1858-60. 1861-62 - в Саратове. В 1862 стал во главе саратовской  труппы,
сначала как руководитель Товарищества акт„ров,  затем  как  антрепрен„р.
Держал антрепризы в Казани (с 1866 - драматическую, с 1874 и оперную)  и
др.  городах.  В  своих  антрепризах  М.  стремился   решать   серь„зные
художеств.  задачи:  содействовал  распространению  на  провинц.   сцене
произв. рус. классич. драматургии и рус. классич. оперы, уделял  большое
внимание постановочной части,  созданию  художеств.  ансамбля.  Особенно
велика заслуга М. в выявлении и воспитании акт„рских талантов. М. широко
привлекал в свои труппы талантливых акт„ров, увеличивая по  сравнению  с
др. антрепрен„рами оплату их работы. В антрепризах  М.  работали  П.  А.
Стрепетова. М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, А.  И.  Шуберт,
М. И. Писарев, А. П. Ленский. Потерпев материальные неудачи, М.  в  1889
оставил антрепрен„рскую деятельность. В 1890-93 был гл. режисс„ром, а  в
дальнейшем (до конца жизни) - акт„ром  Александрийского  т-ра.  Начав  с
водевильных ролей (амплуа простака), М. вскоре переш„л на роли в бытовой
комедии. Игра М., считавшего для себя образцом иск-во П. М.  Садовского,
характеризовалась сдержанностью,  простотой;  комизм  артиста  неизменно
сохранял благородство и  правдивость.  В  рус.  классич.  репертуаре  М.
сыграл Городничего, Фамусова,  Шмагу;  Градобое-ва  ("Горячее  сердце"),
Расплюева   ("Свадьба   Кречин-ского;   Сухово-Кобылина),    Подкол„сина
("Женитьба"). С тонким  юмором  и  наивной  убежд„нностью  в  истинности
событий и  чувств,  переживаемых  героями,  играл  М.  роли  в  комедиях
Мольера: Оргон ("Тартюф"), Ска-пен; Арган ("Мнимый больной"),  Сганарель
("Брак поневоле").
   М.  принимал  активное  участие  в  акт„рских   съездах,   в   работе
Российского театр. об-ва.
   Соч.: Автобиография, Казань, 1886; Воспоминания (со вступ. ст. А.  Р.
Кугеля), Л., 1929.
   Лит.: Давыдов В. Н., Рассказ о прошлом, M.-Л.  1962;  Синельников  Н.
Н., Шестьдесят лет на сцене Харьков, 1935; К у  г  ел  ь  А.,  "Театр  и
искусство", 1906 ј 6, с. 93; Стрепетова П.  А.,  Воспоминания  и  письма
М.-Л., 1934; Ю р ь е в Ю. М., Записки. 1872-1948, Л.-М. 1963;  Пальм  Г.
А., Театр в провинции, "Исторический вестник", 1912, ноябрь. К л.
   МЕДВЕДЕВ, П„тр Петрович (р. 1859 - г. смерти неизв.) - русский  акт„р
и антрепрен„р. Сын П. М. Медведева. Сценич. деятельность начал  в  конце
70-х гг., играл в труппе отца. В 1885-1918 держал  антрепризы  в  Омске,
Ирбите, Екатеринбурге, Перми, Саратове, Самаре, Астрахани, Н.-Новгороде,
   Ярославле,  Царицыне,  Николаеве,   Херсоне,   Таганроге.   Продолжая
традиции отца, М. добивался повышения проф. уровня руководимых им т-ров,
широко включал в  их  репертуар  произв.  рус.  и  зап.-европ.  классич.
драматургии. С 1918 М. был акт„ром разл. провинц. т-ров (в 1922-26 играл
в  Самаре).  Исполнял  преим.  характерные  и  бытовые  роли:  Рас-плюев
("Свадьба  Кречинского"),   Оргон   ("Тартюф"),   Чечков   ("Джентльмен"
Сумбатова-Южина) и др. А. К л. МЕДВЕДЕВА (по мужу  -Гайдукова),  Надежда
Михайловна [6(18). Х.1832, Москва,-24. IX (6.Х). 1899, о. Корфу, Греция]
- русская актриса. Принадлежала к акт„рской семье, начавшей деятельность
в  18  в.  Дочь  актрисы  моек.  т-ров  Акулины  Дмитриевны   Медведевой
(17961895; оставила сцену в  1822).  По  отцу-сестра  П.  М.  Медведева.
Воспитанница Моск. театр. уч-ща; занималась у балетм. Ф. Н.  Манохина  и
реж. С. П. Соловь„ва, убедившего М.  посвятить  себя  драме.  В  1847  с
успехом сыграла в Малом т-ре роль Агнессы ("Школа  женщин"  Мольера).  В
1849, по окончании уч-ща, М. была принята в труппу Малого т-ра
   (числилась на службе с 1848; с 1899 - засл. арт. имп. т-ров). Вначале
выступала в. водевилях и комедиях, обратив на себя  внимание  миловидной
наружностью,   звучным   голосом,   осмысленностью   игры,    комедийным
дарованием. В 1851 для практики была  отпущена  на  Одесскую  сцену.  По
возвращении (1853) М., несмотря на е„ данные характерной актрисы,  стали
поручать драматич. роли во франц. мелодрамах:
   Маритана ("Испанский дворянин" Дюмануара и Ден-нери, 1856),  Луиза  и
Люсиль (роли матери и дочери; играла в один  вечер  -  "Детский  доктор"
Анисе-Буржуа и Деннери, 1857), Серафина ("Серафина Лафайль" Анисе-Буржуа
и Лемуана, 1859). Мелодраматич. при„мы мешали простоте и естественности,
присущим дарованию актрисы. В рус. репертуаре в этот период  М.  играла:
Дашу  ("Не  так   живи,   как   хочется"   Островского,   1854,   первая
исполнительница этой роли в Малом т-ре), Софью ("Горе от ума", 1858);  в
зап. классике - Корделию ("Король Лир", 1859),  Елизавету  Ва-луа  ("Дон
Карлос", 1859), Порцию ("Венецианский купец", 1862).
   Огромное влияние на формирование М. как художника и  человека  оказал
е„ учитель и друг - М. С. Щепкин. Талант М. проявился в полную силу лишь
с переходом е„ в  1866  на  характерные  роли  пожилых  светских  женщин
(амплуа грандам), преим. в рус.  репертуаре.  Разнообразие  и  жизненная
правдивость,  яркая  индивидуализация  образов,  их  цельность,  глубина
чувств, тонкий юмор, естественность, филигранная отделка деталей -  осн.
черты иск-ва М. В первых пост. пьес Островского в Малом т-ре М.  играла:
Туруси-ну ("На всякого мудреца ...", 1868), Гурмыжскую (1871), Огудалову
("Бесприданница", 1878); Сосипатру Сем„новну ("Красавец-мужчина", 1882),
Снафидину ("Не от мира  сего",  1885).  Среди  лучших  ролей  М.  также:
Хл„стова ("Горе от ума", 1882),  Мурзавецкая  ("Волки  и  овцы",  1896),
Эльмира ("Тартюф", 1867)" графиня  Орсини  ("Эмилия  Галотти"  Лессинга,
1870), Эсфирь ("Уриэль Акоста",  1879).  Доверив  в  свой  бенефис  роль
Эмилии Галотти воспитаннице М. Н. Ермоловой, М. открыла  талант  будущей
великой актрисы, стала е„ руководителем и другом.  К.  С.  Станиславский
считал М. одной из своих учительниц.
   Лит.: Надежда Михайловна Медведева, "ЕИТ". Сезон 1907-1908, вып.  18,
ч. 1, СПБ, с. 302-11; Кара -My p-з  а  С.  Г.,  Малый  театр.  Очерки  и
впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 29-38; Щепкин а-К уперник  Т.  Л.,
Дни моей жизни, М., 1928, с. 162-75; Станиславский К. С.,  Моя  жизнь  в
искусстве, Собр. соч., т. 1, М. 1954, с. 37-39, 69. Е. Фил.
   МЕДДАХИ (тур., ед. ч. meddah, слово араб. происхождения)  -  турецкие
профессиональные рассказчики-импровизаторы.  М.  исполняют  сказания  из

Страницы: «« « 1478   1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485   1486  1487   1488   1489   1490   1491   1492   1493   1494   1495   1496  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия