|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 » »» советский композитор, педагог, нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета
СССР 6-го созыва. В 1936 окончил Тбилисскую консерваторию по классу
проф. П. Б. Рязанова, в 1940 - аспирантуру у него же.
В 1934-37 заведовал муз. частью в Тбилисском т-ре муз. комедии. В
1957 написал балет "Отелло" по Шекспиру (1957, Т-р оперы и балета им.
Палиашвили; Ленинская пр., 1958). Эмоционально богатая, романтически
взволнованная музыка балета претворяет интонации и ритмы груз. нар.
музыки. М.-автор оперы "Мать и сын" по поэме И. Г. Чавчавадзе (1945, Т-р
оперы и балета им. Палиашвили), музыки к спектаклям груз. драм. т-ров и
мн. соч. в др. жанрах. С 1939 вед„т педагогич. работу в Тбилисской
консерватории (с 1960 - проф.).
Лит.: Грузинская музыкальная культура. [Сб. статей], М., 1957; X у ч
у а П., Балет "Отелло", Тбилиси, 1958. Э. М.
МА ЧЖИ-ЮАНЬ (второе имя - Д у н - л и; 2-я пол. 13 в.) - китайский
поэт и драматург. Один из выдающихся мастеров жанра цза-цзюй эпохи Юань.
Автор 15 драм (из к-рых сохранилось 7), в т. ч. "Осень в Ханьских
дворцах"-о трагич. судьбе Ван Чжао-цзюнь, фаворитки императора Юань-ди,
пожертвовавшей своей жизнью ради интересов кит. народа; "Синяя рубашка",
"Благовестная стела" - о поэтах Бо Цзюй-и и Фань Чжун-яне. Пьесы "Чэнь
Туань отказывается от карьеры", "Башня Юэян" проповедуют идеи даосизма,
отказ от активной деятельности, веру в перевоплощение. Хотя пьесы М.
Ч.-ю. не отличались мастерством интриги, он, по отзывам совр. ему
критиков, "превосходил весь сонм талантов" юаньской драмы поэтич.
достоинствами стихотворных арий.
Лит.: Тань Чжэн-би, Юань цюй лю да цзя люэ чжуань, Пекин, 1957
("Краткие биографии шести классиков юаньской драмы") (на кит. яз.). Вл.
С.
МАШАДУ (Machado), Аугусту ди Оливейра (27. XII.1845-26.III.1924) -
португальский композитор и педагог. Музыке обучался в Лисабоне и Париже.
Автор опер: "Лауреана" на сюжет Жорж Санд (1883, "Гран т-р".
Марсель), "Марио Веттер" (1898, т-р "Сан-Кар-луш", Лисабон), "Боргезина"
(1909, там же) и др., оперетт:
"Солнце Наварры" (1870), "Золотой крест" (1873), "Гитара" (1878),
"Пикколино" (1889), "Похищение Елены" (1902) (все пост. в т-ре
"Триндади", Лисабон), "Мария да Фонте" (1879, т-р "Сан-Карлуш", Лисабон)
и др.
На творчество М. оказали влияние итал. и франц. (Ж. Массне, К.
Сен-Санс) композиторы. В последних своих произв. М. использовал элементы
португ. нац. музыки. В 1892-1908 был инспектором т-ра "Сан-Карлуш" в
Лисабоне. В„л педагогич. деятельность
(с 1893 - профессор, в 1901-10 - директор Лпса-бонскрй
консерватории). М. Лиц.
"МАШЕНЬКА" (первонач. назв. "А п p e л ь") - пьеса в 3 д., 7 к. А. Н.
Афиногенова. Соч. 1940. Пост. 4 марта 1941 Т-р им. Моссовета (реж.
Завадски, худ. Виноградов; Ока„-мов - Любимов-Ланской,
Машенька-Марецкая, Туман-ский-Курский, Леонид Борисович - Ванин). 20
марта 1941 Центр, т-р транспорта, Москва (реж. Н. В. Петров). В том же
году "М." показали: Архангельский, Воронежский, Калининский т-ры, Т-р
им. Леси Украинки, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола, Т-р им. Я.
Купалы, Одеский т-р. Омский, Финский, Симферопольский т-ры, Челябинский,
Харьковский рус. т-р (1941, 1944) и мн. др. Широко ставилась "М." и в
последующие годы: Тбилисский т-р им. Грибоедова (1942), Одесский рус.
т-р (1945), Днепропетровский рус. т-р (1946), Днепропетровский т-р им.
Шевченко (1947), Саратовский (1948), Петрозаводский (1948), Псковский(
1951) т-ры,Т-р им. Сундукяна (1951), Бакинский рус. т-р (1952),
Костромской т-р (1952), Ашхабадский рус. т-р (1957), Душанбинский т-р
(1958), Ленингр. Большой драм. т-р. (1959) Моск. Драм. т-р им.
Станиславского и мн. др. "М." ставили ТЮЗы Куйбышевский и Львовский
(1950), Алма-Атинский (1954), Горьков-ский. Новосибирский, Рижский,
Хабаровский (1955), Омский, Свердловский, тбилисские груз. и рус.
(1956), Иркутский (1958) и др.
"М." шла за рубежом: студенческие труппы Гарвардского и Ретклифского
колледжей, нью-йоркский т-р Форрест" (1943), софийский Нар. т-р (1947),
Вроцлавский т-р (1950) и др.
Издания: Первая публикация "М.", М., 1941, ВУОАП, М.-Л., 1941. Из
послед, изд.: Афиногенов А., Пьесы, М., 1956.
Лит.: Б о я д ж ие в Г., В. П. Марецкая, М., 1954;
Ежегодник ин-та истории искусств. 1955. Театр, М., 1955, с. 133-40.
А. Шн.
МАШИНИСТ СЦЕНЫ - заведующий машинно-декорационным цехом. Руководит
работниками машинно-декорац. цеха во время репетиций или спектакля. М.
с. отвечает: за состояние, хранение и своевременный ремонт
декорационного имущества; за состояние, правильное функционирование и
наиболее целесообразное использование всего механич. оборудования сцены.
М. с. возглавляет весь процесс изготовления, подгонки и монтировки
декораций от разработки по макету технич. решения оформления до выпуска
спектакля. В дореволюц. т-ре М. с. являлся одновременно и
художником-декоратором, конструктором сложнейших сценич. эффектов (см.
К.Ф.Валъц). В. Л/.
МАШИННАЯ ГАЛЕРЕЯ - часть верхней сцены, используемая для управления
подъ„мно-опускными устройствами. М. г. расположена по боковым и задней
стенам сцены. 1-я (нижняя) М. г. находится на уровне верхней линии
опущенной кулисы. Количество М. г. зависит от высоты сцены. Подъ„м и
спуск декораций производится верховыми рабочими с помощью пеньковых
канатов, проходящих вплотную около барьера М. г. и связанных с системой
противовесов. В т-рах с механизированным верховым хозяйством на М.' г.
размещаются леб„дки, электродвигатели, пульты управления с устройствами,
позволяющими регулировать скорость подъ„ма и опускания и т. д. На М. г.
устанавливается также и осветительная аппаратура. В. Бер.
МАШКОВ, Александр Иванович [р. 4(17).II.1909] - русский советский
драматический акт„р. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с
1946. В 1928 окончил театр. студию при крымском гос. драматич. т-ре и в
том же году вступил в труппу этого т-ра. Затем работал в т-рах Ташкента,
Ашхабада, Тбилиси, Баку, Николаева, Махачкалы, Рязани. С 1947-артист
Волгоградского т-ра им. М.Горького. М. в начале сценич. деятельности
играл роли молодых героев и простаков: Михалка ("Темп" Погодина),
Мотыльков ("Слава" Гусева), Петька ("Чапаев"). Впоследствии проявил себя
как характерный акт„р широкого диапазона. Исполнил роль В. И. Ленина в
"Кремл„вских курантах" и "Третьей патетической" Погодина.
Роли: Швандя, Хлестаков, Сергей Луконин ("Парень из нашего города"),
Страницы: «« « 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |