Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 » »» Вена), длительную популярность. Сюжеты для своих опер М. заимствовал б. ч. из произв. классиков мировой лит-ры и совр. ему франц. авторов, но нередко обезличивал их пассивно-лирич. трактовкой. С конца 80-х гг. в творчестве М., вс„ более поддававшегося влиянию буржуазно-обывательских вкусов публики, обнаруживаются черты упадка, натуралистические тенденции. С 1878- проф. Париж, консерватории, с 1910- президент Академии изящных иск-в. Среди учеников М.: А. Брюно, П. Видаль, Ж. Тьерсо, Г. Шарпантъе, Дж. Энеску и др. Соч.: Mes souvenirs (1848-1912)" P., [1912]. Лит.: В. О. [О с с о в с к и и А. В. ?], Жюль Масснэ, "Русская муз. газ.", 1912, .ј35; Французская музыка второй половины XIX века. Сб. переводных работ, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; 50 опер. [Ред.-сост. М. Друс-кин], Л., 1959; Pougin A., Massenet, P., 1914; W i-d о г Ch. M., Notice sur la vie et travaux de Massenet, P., 1915; Bruneau A., Massenet, P., 1935. МАССОВАЯ СЦЕНА (народная сцена)- сцена с большим количеством участников, изображающих по ходу пьесы "толпу", "народ", "массу". В старом т-ре работа над М. с. ограничивалась вводом на сцену группы статистов, к-рые и создавали в нужный момент "народный фон". Лишь в сер. 19 в. в связи с усилением роли режисс„ра в спектакле, требованием ансамбля повысилось значение и М. с. Англ. акт„р и режисс„р Ч. Кин (пост. историч. хроник Шекспира в Лондонском т-ре "Принсесс", 1850-е гг.), затем Г. Лаубе (венский "Бургтеатр"), Ф. Дингелыптедт (Веймарский т-р), Ф. Гаазе (Лейп-цигский т-р), ставя М. с., стремились к их историко-археологич. точности, зрелищной эффектности. Больших успехов в пост. М. с. добился во 2-й пол. 19 в. Мейнингенский театр. В спектаклях мейнингенцев "народ", "толпа" были исторически достоверны, являлись действующим лицом представления. Опыт мейнингенцев получил вскоре большое распространение в Германии и др. странах. Тщательной разработкой М. с. были отмечены пост. нем. режисс„ра М. Рейнхардта ("На дне", берлинский Малый т-р, 1902; "Заговор Фиеско" и "Смерть Валленштейна" Шиллера, берлинский Немецкий т-р, 1908, 1914, "Царь Эдип", цирк, Берлин, 1910, и др.). Подлинным родоначальником режисс„рского иск-ва нар. сцены стал Моск. Художеств, т-р с его стремлением к более глубокому и широкому охвату жизни, к решению проблемы ансамбля. Для спектаклей МХТ было характерно раскрытие жизни человеческих масс, одухотвор„нных мыслью, чувством. Через М. с. т-р раскрывал идею спектакля, создавал атмосферу, в к-рой живут и действуют герои пьесы. Характер решения М. с. органически стал связываться с режисс„рским замыслом всей постановки, стилем, композицией, ритмом, оформлением спектакля ("Юлий Цезарь" Шекспира, 1903, реж. В. И. Немирович-Данченко, Г. С. Бурджалов, "На дне", 1902, реж. К. С Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, "Горе от ума", 1906, реж. Станиславский и Немирович-Данченко). В первых спектаклях сов. т-ра толпа на сцене часто выглядела обезличенной. "Единый революционный темперамент, направленный к единой цели социального переустройства жизни, часто приводил драматурга и театр к показу обезличенной массы. На сцене выступал "человек-масса", то есть масса, лиш„нная индивидуального многообразия характеров" (Попов А., Художественная целостность спектакля, 1959, с. 172-73). Первыми спектаклями, в к-рых нар. сцена получила реалистич. сценич. воплощение, были: "Бронепоезд 14-69" (1927, МХАТ, худ. рук. Станиславский, реж. И. Я. Судаков, Н. Н. Литов-цева), "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина и "Разлом" Лаврен„ва (1925 и 1927, Т-р им. Вахтангова, реж. А. Д. Попов), "Любовь Яровая" (1926, Малый т-р, реж. И. С. Платон, Л. М. Прозоровский), "Шторм" Билль-Белоцерковского и "Мятеж" по Фурманову (1925 и 1927, Т-р им. МГСПС, реж. Е. О. Любимов-Ланской), "Первая конная" Вишневского (1930, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Дикий) и др. В этих спектаклях нар. сцены сочетали принцип монолитности массы с многообразием человеческих характеристик. В последующие годы эта тенденция была продолжена и развита в спектаклях: "Оптимистическая трагедия" (1933, Камерный т-р, реж. А. Я. Таиров), "Гибель эскадры" Корнейчука (1934, Центр. т-р Красной Армии, реж. Ю. А. Завадский и Е. А. Брилль), "Аристократы" Погодина (1935, Реалистич. т-р, реж. Н. П. Охлопков), "Земля" Вирты (1937, МХАТ, реж. Л. М. Леонидов и Н. М. Горчаков), "Сталинградцы" Чепурина (1944, ЦТКА, реж. А. Д. Попов), "Степь широкая" Н. Винникова (1949, там же, реж. Попов и А. 3. Окунчиков), "Победители" Чир-скова (1947, МХАТ, реж. В. Я. Станицын и Г. Г. Конский), "Оптимистическая трагедия" (1955, Ленингр. Большой драм. т-р, реж. Г. А. Товстоногов) и др. См.также ст. Режисс„рское искусство. Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939, с. 181-184; Горчаков Н., Беседы о режиссуре, М.-Л., 1941, с. 221-237; Попов А., Художественная целостность спектакля, М.. 1959, с. 167-206. МАССОВОЕ ДЕЙСТВО - театрализованные зрелища, в к-рых принимают участие большие массы народа (исполнители и зрители). М. д. проводятся обычно под открытым небом - на площадях, улицах, в парках, на стадионах; связаны, как правило, с историч. событиями. Элементы М. д. присутствовали ещ„ в театрализованных играх и обрядах первобытных народов (напр., "Медвежья мистерия" у народов Севера, воспроизводившая миф об умирающем и воскресающем звере). Яркие образцы нар. зрелищ создала Др. Греция (празднества, состязания, игры - олимпийские, пи-фийские и др.). Истоками М. д. были в средние века мистерии. В Англии в 17 в. широкое распространение получил весенний майский праздник, основой к-рого стала нар. игра о легендарном герое Робин Гуде. В Германии устраивались массовые масленичные игры и ярмарочные празднества. В эпоху франц. бурж. революции конца 18 в. впервые появились .агитационные, проникнутые революц. пафосом представления и празднества, ставшие частью обществ, жизни народа. Политич. аллегории, пантомимы, оратории воспевали подвиги республиканских героев; сатирич. песенки и фарсы обличали врагов революции. 14 июля 1790 в празднестве на Марсовом поле участвовали представители 83 департаментов. В годы якобинской диктатуры проводились всенародные празднества - "Взятие Бастилии". Традиции революц. площадного т-ра вновь возродились в дни Парижской Коммуны 1871. В России М. д. вначале были связаны с сельскими праздниками и нар. творчеством. В 15-16 вв. М. д. стали частью церковного богослужения (напр., "Пещ-ное действо"). В 18 в. Петром I были введены маскарады. Страницы: «« « 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |