|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 » »» Вена), длительную популярность. Сюжеты для своих опер М. заимствовал б.
ч. из произв. классиков мировой лит-ры и совр. ему франц. авторов, но
нередко обезличивал их пассивно-лирич. трактовкой. С конца 80-х гг. в
творчестве М., вс„ более поддававшегося влиянию буржуазно-обывательских
вкусов публики, обнаруживаются черты упадка, натуралистические
тенденции.
С 1878- проф. Париж, консерватории, с 1910- президент Академии
изящных иск-в. Среди учеников М.: А. Брюно, П. Видаль, Ж. Тьерсо, Г.
Шарпантъе, Дж. Энеску и др.
Соч.: Mes souvenirs (1848-1912)" P., [1912].
Лит.: В. О. [О с с о в с к и и А. В. ?], Жюль Масснэ, "Русская муз.
газ.", 1912, .ј35; Французская музыка второй половины XIX века. Сб.
переводных работ, вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938; 50 опер.
[Ред.-сост. М. Друс-кин], Л., 1959; Pougin A., Massenet, P., 1914; W i-d
о г Ch. M., Notice sur la vie et travaux de Massenet, P., 1915; Bruneau
A., Massenet, P., 1935.
МАССОВАЯ СЦЕНА (народная сцена)- сцена с большим количеством
участников, изображающих по ходу пьесы "толпу", "народ", "массу". В
старом т-ре работа над М. с. ограничивалась вводом на сцену группы
статистов, к-рые и создавали в нужный момент "народный фон". Лишь в сер.
19 в. в связи с усилением роли режисс„ра в спектакле, требованием
ансамбля повысилось значение и М. с. Англ. акт„р и режисс„р Ч. Кин
(пост. историч. хроник Шекспира в Лондонском т-ре "Принсесс", 1850-е
гг.), затем Г. Лаубе (венский "Бургтеатр"), Ф. Дингелыптедт (Веймарский
т-р), Ф. Гаазе (Лейп-цигский т-р), ставя М. с., стремились к их
историко-археологич. точности, зрелищной эффектности. Больших успехов в
пост. М. с. добился во 2-й пол. 19 в. Мейнингенский театр. В спектаклях
мейнингенцев "народ", "толпа" были исторически достоверны, являлись
действующим лицом представления. Опыт мейнингенцев получил вскоре
большое распространение в Германии и др. странах. Тщательной разработкой
М. с. были отмечены пост. нем. режисс„ра М. Рейнхардта ("На дне",
берлинский Малый т-р, 1902; "Заговор Фиеско" и "Смерть Валленштейна"
Шиллера, берлинский Немецкий т-р, 1908, 1914, "Царь Эдип", цирк, Берлин,
1910, и др.).
Подлинным родоначальником режисс„рского иск-ва нар. сцены стал Моск.
Художеств, т-р с его стремлением к более глубокому и широкому охвату
жизни, к решению проблемы ансамбля. Для спектаклей МХТ было характерно
раскрытие жизни человеческих масс, одухотвор„нных мыслью, чувством.
Через М. с. т-р раскрывал идею спектакля, создавал атмосферу, в к-рой
живут и действуют герои пьесы. Характер решения М. с. органически стал
связываться с режисс„рским замыслом всей постановки, стилем,
композицией, ритмом, оформлением спектакля ("Юлий Цезарь" Шекспира,
1903, реж. В. И. Немирович-Данченко, Г. С. Бурджалов, "На дне", 1902,
реж. К. С Станиславский и В. И. Немирович-Данченко, "Горе от ума", 1906,
реж. Станиславский и Немирович-Данченко).
В первых спектаклях сов. т-ра толпа на сцене часто выглядела
обезличенной. "Единый революционный темперамент, направленный к единой
цели социального переустройства жизни, часто приводил драматурга и театр
к показу обезличенной массы. На сцене выступал "человек-масса", то есть
масса, лиш„нная индивидуального многообразия характеров" (Попов А.,
Художественная целостность спектакля, 1959, с. 172-73). Первыми
спектаклями, в к-рых нар. сцена получила реалистич. сценич. воплощение,
были: "Бронепоезд 14-69" (1927, МХАТ, худ. рук. Станиславский, реж. И.
Я. Судаков, Н. Н. Литов-цева), "Виринея" Сейфуллиной и Правдухина и
"Разлом" Лаврен„ва (1925 и 1927, Т-р им. Вахтангова, реж. А. Д. Попов),
"Любовь Яровая" (1926, Малый т-р, реж. И. С. Платон, Л. М.
Прозоровский), "Шторм" Билль-Белоцерковского и "Мятеж" по Фурманову
(1925 и 1927, Т-р им. МГСПС, реж. Е. О. Любимов-Ланской), "Первая
конная" Вишневского (1930, Моск. т-р Революции, реж. А. Д. Дикий) и др.
В этих спектаклях нар. сцены сочетали принцип монолитности массы с
многообразием человеческих характеристик. В последующие годы эта
тенденция была продолжена и развита в спектаклях: "Оптимистическая
трагедия" (1933, Камерный т-р, реж. А. Я. Таиров), "Гибель эскадры"
Корнейчука (1934, Центр. т-р Красной Армии, реж. Ю. А. Завадский и Е. А.
Брилль), "Аристократы" Погодина (1935, Реалистич. т-р, реж. Н. П.
Охлопков), "Земля" Вирты (1937, МХАТ, реж. Л. М. Леонидов и Н. М.
Горчаков), "Сталинградцы" Чепурина (1944, ЦТКА, реж. А. Д. Попов),
"Степь широкая" Н. Винникова (1949, там же, реж. Попов и А. 3.
Окунчиков), "Победители" Чир-скова (1947, МХАТ, реж. В. Я. Станицын и Г.
Г. Конский), "Оптимистическая трагедия" (1955, Ленингр. Большой драм.
т-р, реж. Г. А. Товстоногов) и др. См.также ст. Режисс„рское искусство.
Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX
столетий, М.-Л., 1939, с. 181-184; Горчаков Н., Беседы о режиссуре,
М.-Л., 1941, с. 221-237;
Попов А., Художественная целостность спектакля, М.. 1959, с. 167-206.
МАССОВОЕ ДЕЙСТВО - театрализованные зрелища, в к-рых принимают
участие большие массы народа (исполнители и зрители). М. д. проводятся
обычно под открытым небом - на площадях, улицах, в парках, на стадионах;
связаны, как правило, с историч. событиями.
Элементы М. д. присутствовали ещ„ в театрализованных играх и обрядах
первобытных народов (напр., "Медвежья мистерия" у народов Севера,
воспроизводившая миф об умирающем и воскресающем звере). Яркие образцы
нар. зрелищ создала Др. Греция (празднества, состязания, игры -
олимпийские, пи-фийские и др.). Истоками М. д. были в средние века
мистерии. В Англии в 17 в. широкое распространение получил весенний
майский праздник, основой к-рого стала нар. игра о легендарном герое
Робин Гуде. В Германии устраивались массовые масленичные игры и
ярмарочные празднества.
В эпоху франц. бурж. революции конца 18 в. впервые появились
.агитационные, проникнутые революц. пафосом представления и празднества,
ставшие частью обществ, жизни народа. Политич. аллегории, пантомимы,
оратории воспевали подвиги республиканских героев; сатирич. песенки и
фарсы обличали врагов революции. 14 июля 1790 в празднестве на Марсовом
поле участвовали представители 83 департаментов. В годы якобинской
диктатуры проводились всенародные празднества - "Взятие Бастилии".
Традиции революц. площадного т-ра вновь возродились в дни Парижской
Коммуны 1871.
В России М. д. вначале были связаны с сельскими праздниками и нар.
творчеством. В 15-16 вв. М. д. стали частью церковного богослужения
(напр., "Пещ-ное действо"). В 18 в. Петром I были введены маскарады.
Страницы: «« « 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |