Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1467   1468   1469   1470   1471   1472   1473   1474   1475  1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485  » »»

чувствовала стиль автора. Обладая голосом широкого диапазона, М.  искала
(по  е„  выражению)  для  каждого  образа  "иную   музыкальную   речевую
структуру".  М.  владела  безукоризненно  рус.  речью  и  знанием  быта.
Положит,  образы  М.   насыщены   жизнеутверждающей   силой,   радостным
восприятием жизни проникнут был образ Остаевой ("Волк"  Леонова,  1939).
Последняя работа актрисы - вдохновенный образ рус. патриотки  Демидьевны
("Нашествие", 1943).
   M. снималась  в  кино  -  Кабаниха  ("Гроза"),  мать  Василия  Буслая
("Александр Невский"), бабушка Акулина Ивановна ("Детство Горького",  "В
людях";
   Гос. пр. СССР, 1941) и др.
   Др. роли: Шумилова  ("Просители"  Салтыкова-Щедрина,  1908),  графиня
Хрюмина ("Горе от ума",  1911),  кухарка  ("Плоды  просвещения",  1918),
Бобылиха ("Снегурочка", 1922), Балканиха ("Растеряева улица" Нарокова по
Гл. Успенскому, 1929), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1941) и др.
   Лит.:  Актеры   и   режиссеры.   "Театральная   Россия",   М.,   1928
(автобиография); Афанасьев В., В. О. Массали-"тинова, М., 1951; Смирнова
Н. А., Воспоминания, М., 1947; Нароков М. С., Биография моего поколения,
М., 1956; Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца.  Воспоминания,  М.,
1962. E. Фил.
   МАССАЛЬСКИЙ, Павел Владимирович [р. 22. VIII (4. IX). 1904] - русский
советский акт„р. Нар. арт. СССР (1963). В 1922-24 учился  в  студии  под
рук. Ю. А. Завадского. В 1925 был принят в труппу МХАТа (первая  роль  -
князь  Дмитрий  Шуйский  -  "Царь  Ф„дор  Иоаннович"  А.  К.  Толстого).
Артистич.  индивидуальность  М.   характеризуется   органич.   обаянием,
богатством красок и значительной широтой диапазона творчества. Наряду  с
драм. ролями Вронского ("Анна Каренина", 1938), Тузенбаха ("Три сестры",
1941), Гарри Смита ("Русский вопрос", 1947), Лейстера  ("Мария  Стюарт",
1957) М. с юмором и выразительной  характерностью  играет  роли  Джингля
("Пиквикский клуб" по Диккенсу, 1934), Молчалина (1938), Барона (1939);
   Вово ("Плоды просвещения", 1951) и др. Тонко передавая стиль эпохи  и
автора, М. с особым успехом  исполняет  роли  героев  классич.  и  совр.
зарубежной драматургии. Комедийной л„гкостью отмечен его граф  Альмавива
("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1938),  блестящей  законченностью
формы - лорд Горинг ("Идеальный муж"  Уайльда,  1945)  и  Чарльз  Сэрфес
("Школа злословия" Шеридана, 1940), социальной остротой - Николае
   Динери ("Осенний сад" Хелман, 1956) и Вокэн ("Убийца" И. Шоу,  1962).
С 1947 М. вед„т педагогич. работу в Школе-студии МХАТа. С 1961профессор.
   Др.  роли:  Канадский  солдат  ("Бронепоезд  14-69",  1927)"   Дантес
("Последние дни" Булгакова, 1943), Панин ("Русские люди", 1943), Николай
("Поздняя любовь"  Островского,  1949),  Гаев  ("Вишн„вый  сад",  1958),
Вершинин ("Три сестры", 1958), Муров ("Без вины виноватые", 1963).
   Лит.: Залесский В., Грибоедов и МХАТ, "Театр", 1939, ј 1, с.  100-16;
его же, Утверждение мастерства. "Плоды просвещения" на сцене  МХАТ,  там
же, М., 1951, ј 7, с. 26-37; Заславский Д. О.,  "Идеальный  муж"  Оскара
Уайльда на сцене МХАТ, в сб.: Ежегодник МХАТ. 1946, М., 1948, с. 559-82.
О. Р.
   МАССАРИ (Massary), Фрици  (наст.  имя  и  фам.-  Фридерика  Массарик;
Massaryk) (p. 21.1 II. 1882) - австрийская  артистка  оперетты.  В  1899
выступала в т-ре г. Линца. В 1900 дебютировала  в  роли  Молли  ("Гейша"
Джонса) в  "Карл-Шульце-т-ре"  в  Гамбурге.  В  1904-12-  артистка  т-ра
"Метрополь" в Берлине. Особый успех имела в опереттах Л.  Фалля:  "Милый
Августин" (1912,  "Новый  т-р",  Берлин),  "Императрица"  (1915),  "Роза
Стамбула" (1917), "Мадам Помпадур" (1923) (все в  т-ре  "Метрополь").  В
Берлине участвовала в пост. оперетт О. Штрауса "Последний вальс" (1920),
"Жемчуга королевы" (1923), "Терезина" (1925) и "Женщина, которая  знает,
чего хочет" (1932). М. с успехом выступала во многих крупных т-рах мира.
С 1938 жив„т в США.
   Лит.: Bie О., Fritzi Massary, В., [1920].
   МАССЕ   (Masse),    Виктор    (7.III.1822-5.VII.1884)    -французский
композитор. Чл. Ин-та Франции  (1871).  В  1834-44  учился  в  Парижской
консерватории (по композиции у Ф. Галеви). М.  принадлежат  лирич.  муз.
комедии:  "Готическая  комната"  (1849,  т-р  "Фоли-драматик",   Париж),
"Загадочная  певица"  (1850),  "Замужество  Жанетты"  (1853),  "Галатея"
(1852) (все пост. в т-ре "Опера комик") и др. В сво„м творчестве испытал
влияние Гуно и Обера. Популярностью  пользовались  мелодич.  оркестровые
эпизоды и отрывки из его опер. В 1860-76 М. работал хормейстером в  т-ре
"Гранд-Опера", с 1866 преподавал композицию в Париж, консерватории. Рим.
пр. (1844).
   Оперы: "Невеста дьявола" (1854 т-р "Опера  комик"),  "Мисс  Фоветта",
"Времена года" (обе 1855, там же), "Фаворитка и рабыня" (1855, Венеция),
"Царица топазов" (1856,  т-р  "Лирик",  Париж),  "Кузен  Мариво"  (1857,
Баден-Баден), "Фея Карабос"(1859,т-р "Лирик", Париж), "Мариетта-невеста"
(1862, Петербург),  "Цветок  Алисы"  (1866,  т-р  "Опера  комик"),  "Сын
бригадира" (1867, там же) и др.
   Лит.: P e l i b e s L., Notice sur Victor Masse, P., 1885;
   R o p a r t J. G., Victor Masse, P., 1887; D e l a  b  o  r-d  e  H.,
Notice sur la vie et les ouvrages de Victor Masse, P., 1888.
   MACCHE (Massenet), Жюль  (12.  V.  1842,  Монто,  близ  Сент-Этьенна,
-13.VIII.1912, Париж) - французский композитор, педагог. Член  Института
Франции (1878). Один из виднейших мастеров французской лирической оперы.
В 1863 окончил Парижскую консерваторию (ученик А. Тома и  др.),  получив
Рим. пр. за кантату "Давид Риццио". Ранние произв. М.  -  опера  "Король
Лагор-ский" (1877, театр "Гранд-Опера")  и  оратория  "Мария  Магдалина"
(исполнена в 1873, театр "Одеон", Париж; оперный вариант, 1903, Ницца) -
получили одобрение Чайковского.
   М. написал оперы: "Дон Сезар де Базан" по "Рюи
   Блазу" Гюго (1872, т-р "Опера комик"), "Иродиада" по  Флоберу  (1881,
т-р "Де ла Монне", Брюссель),
   "Сид" по Корнелю (1885, т-р "Гранд-Опера"), "Таис" по одноим. повести
А. Франса (1894, там же), "Навар-рьянка"  (1894,  т-р  "Ковент-Гарден"),
"Сафо" по о. п. А. Доде (1897, т-р "Опера  комик"),  "Гризелида"  (1901,
там же), "Дон Кихот" (1910, Монте-Карло, с Ф.И. Шаляпиным в  гл.  роли),
балет "Куранты" (1892, Придв. опера, Вена) и др., музыку  к  спектаклям:
Леконта де Лиля ("Эриннии", 1873, т-р "Одеон", Париж; отсюда  знаменитая
"Элегия"), В. Гюго, В. Сарду и др., соч. в разл. жанрах.
   Тонкий лиризм музыки М., выразительная мелодика, умение сосредоточить
действие  на  осн.  линии  развития  драмы,  мастерство  оркестровки   и
изящество фактуры обеспечили его лучшим операм, особенно  Манон"  по  А.
Прево (1884, т-р "Опера комик") и  "Вертеру"  (1892,  Придворная  опера,

Страницы: «« « 1467   1468   1469   1470   1471   1472   1473   1474   1475  1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия