|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 » »» чувствовала стиль автора. Обладая голосом широкого диапазона, М. искала
(по е„ выражению) для каждого образа "иную музыкальную речевую
структуру". М. владела безукоризненно рус. речью и знанием быта.
Положит, образы М. насыщены жизнеутверждающей силой, радостным
восприятием жизни проникнут был образ Остаевой ("Волк" Леонова, 1939).
Последняя работа актрисы - вдохновенный образ рус. патриотки Демидьевны
("Нашествие", 1943).
M. снималась в кино - Кабаниха ("Гроза"), мать Василия Буслая
("Александр Невский"), бабушка Акулина Ивановна ("Детство Горького", "В
людях";
Гос. пр. СССР, 1941) и др.
Др. роли: Шумилова ("Просители" Салтыкова-Щедрина, 1908), графиня
Хрюмина ("Горе от ума", 1911), кухарка ("Плоды просвещения", 1918),
Бобылиха ("Снегурочка", 1922), Балканиха ("Растеряева улица" Нарокова по
Гл. Успенскому, 1929), Мурзавецкая ("Волки и овцы", 1941) и др.
Лит.: Актеры и режиссеры. "Театральная Россия", М., 1928
(автобиография); Афанасьев В., В. О. Массали-"тинова, М., 1951; Смирнова
Н. А., Воспоминания, М., 1947; Нароков М. С., Биография моего поколения,
М., 1956; Луначарская-Розенель Н. А., Память сердца. Воспоминания, М.,
1962. E. Фил.
МАССАЛЬСКИЙ, Павел Владимирович [р. 22. VIII (4. IX). 1904] - русский
советский акт„р. Нар. арт. СССР (1963). В 1922-24 учился в студии под
рук. Ю. А. Завадского. В 1925 был принят в труппу МХАТа (первая роль -
князь Дмитрий Шуйский - "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого).
Артистич. индивидуальность М. характеризуется органич. обаянием,
богатством красок и значительной широтой диапазона творчества. Наряду с
драм. ролями Вронского ("Анна Каренина", 1938), Тузенбаха ("Три сестры",
1941), Гарри Смита ("Русский вопрос", 1947), Лейстера ("Мария Стюарт",
1957) М. с юмором и выразительной характерностью играет роли Джингля
("Пиквикский клуб" по Диккенсу, 1934), Молчалина (1938), Барона (1939);
Вово ("Плоды просвещения", 1951) и др. Тонко передавая стиль эпохи и
автора, М. с особым успехом исполняет роли героев классич. и совр.
зарубежной драматургии. Комедийной л„гкостью отмечен его граф Альмавива
("Безумный день, или Женитьба Фигаро", 1938), блестящей законченностью
формы - лорд Горинг ("Идеальный муж" Уайльда, 1945) и Чарльз Сэрфес
("Школа злословия" Шеридана, 1940), социальной остротой - Николае
Динери ("Осенний сад" Хелман, 1956) и Вокэн ("Убийца" И. Шоу, 1962).
С 1947 М. вед„т педагогич. работу в Школе-студии МХАТа. С 1961профессор.
Др. роли: Канадский солдат ("Бронепоезд 14-69", 1927)" Дантес
("Последние дни" Булгакова, 1943), Панин ("Русские люди", 1943), Николай
("Поздняя любовь" Островского, 1949), Гаев ("Вишн„вый сад", 1958),
Вершинин ("Три сестры", 1958), Муров ("Без вины виноватые", 1963).
Лит.: Залесский В., Грибоедов и МХАТ, "Театр", 1939, ј 1, с. 100-16;
его же, Утверждение мастерства. "Плоды просвещения" на сцене МХАТ, там
же, М., 1951, ј 7, с. 26-37; Заславский Д. О., "Идеальный муж" Оскара
Уайльда на сцене МХАТ, в сб.: Ежегодник МХАТ. 1946, М., 1948, с. 559-82.
О. Р.
МАССАРИ (Massary), Фрици (наст. имя и фам.- Фридерика Массарик;
Massaryk) (p. 21.1 II. 1882) - австрийская артистка оперетты. В 1899
выступала в т-ре г. Линца. В 1900 дебютировала в роли Молли ("Гейша"
Джонса) в "Карл-Шульце-т-ре" в Гамбурге. В 1904-12- артистка т-ра
"Метрополь" в Берлине. Особый успех имела в опереттах Л. Фалля: "Милый
Августин" (1912, "Новый т-р", Берлин), "Императрица" (1915), "Роза
Стамбула" (1917), "Мадам Помпадур" (1923) (все в т-ре "Метрополь"). В
Берлине участвовала в пост. оперетт О. Штрауса "Последний вальс" (1920),
"Жемчуга королевы" (1923), "Терезина" (1925) и "Женщина, которая знает,
чего хочет" (1932). М. с успехом выступала во многих крупных т-рах мира.
С 1938 жив„т в США.
Лит.: Bie О., Fritzi Massary, В., [1920].
МАССЕ (Masse), Виктор (7.III.1822-5.VII.1884) -французский
композитор. Чл. Ин-та Франции (1871). В 1834-44 учился в Парижской
консерватории (по композиции у Ф. Галеви). М. принадлежат лирич. муз.
комедии: "Готическая комната" (1849, т-р "Фоли-драматик", Париж),
"Загадочная певица" (1850), "Замужество Жанетты" (1853), "Галатея"
(1852) (все пост. в т-ре "Опера комик") и др. В сво„м творчестве испытал
влияние Гуно и Обера. Популярностью пользовались мелодич. оркестровые
эпизоды и отрывки из его опер. В 1860-76 М. работал хормейстером в т-ре
"Гранд-Опера", с 1866 преподавал композицию в Париж, консерватории. Рим.
пр. (1844).
Оперы: "Невеста дьявола" (1854 т-р "Опера комик"), "Мисс Фоветта",
"Времена года" (обе 1855, там же), "Фаворитка и рабыня" (1855, Венеция),
"Царица топазов" (1856, т-р "Лирик", Париж), "Кузен Мариво" (1857,
Баден-Баден), "Фея Карабос"(1859,т-р "Лирик", Париж), "Мариетта-невеста"
(1862, Петербург), "Цветок Алисы" (1866, т-р "Опера комик"), "Сын
бригадира" (1867, там же) и др.
Лит.: P e l i b e s L., Notice sur Victor Masse, P., 1885;
R o p a r t J. G., Victor Masse, P., 1887; D e l a b o r-d e H.,
Notice sur la vie et les ouvrages de Victor Masse, P., 1888.
MACCHE (Massenet), Жюль (12. V. 1842, Монто, близ Сент-Этьенна,
-13.VIII.1912, Париж) - французский композитор, педагог. Член Института
Франции (1878). Один из виднейших мастеров французской лирической оперы.
В 1863 окончил Парижскую консерваторию (ученик А. Тома и др.), получив
Рим. пр. за кантату "Давид Риццио". Ранние произв. М. - опера "Король
Лагор-ский" (1877, театр "Гранд-Опера") и оратория "Мария Магдалина"
(исполнена в 1873, театр "Одеон", Париж; оперный вариант, 1903, Ницца) -
получили одобрение Чайковского.
М. написал оперы: "Дон Сезар де Базан" по "Рюи
Блазу" Гюго (1872, т-р "Опера комик"), "Иродиада" по Флоберу (1881,
т-р "Де ла Монне", Брюссель),
"Сид" по Корнелю (1885, т-р "Гранд-Опера"), "Таис" по одноим. повести
А. Франса (1894, там же), "Навар-рьянка" (1894, т-р "Ковент-Гарден"),
"Сафо" по о. п. А. Доде (1897, т-р "Опера комик"), "Гризелида" (1901,
там же), "Дон Кихот" (1910, Монте-Карло, с Ф.И. Шаляпиным в гл. роли),
балет "Куранты" (1892, Придв. опера, Вена) и др., музыку к спектаклям:
Леконта де Лиля ("Эриннии", 1873, т-р "Одеон", Париж; отсюда знаменитая
"Элегия"), В. Гюго, В. Сарду и др., соч. в разл. жанрах.
Тонкий лиризм музыки М., выразительная мелодика, умение сосредоточить
действие на осн. линии развития драмы, мастерство оркестровки и
изящество фактуры обеспечили его лучшим операм, особенно Манон" по А.
Прево (1884, т-р "Опера комик") и "Вертеру" (1892, Придворная опера,
Страницы: «« « 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |