|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 » »» 1787-7..II. 1862) - испанский писатель, драматург, поэт, политический
деятель. В годы войны за независимость (1810-26) принадлежал к
радикальной партии, но к 30-м гг. стал выразителем бурж. либерализма,
врагом революции. Дра-матургич. деятельность начал сатирич. комедией
"Что значит служебный пост" (1812, Кадис), направленной против врагов
Кадисской конституции 1812. В трагедии "Вдова Падильи" (1814)
пропагандировал просветительские взгляды в духе Вольтера, В. Аль-фьери.
В 1829 написал трагедию "Эдип" (1832, т-р "Принсипе", Мадрид), в
предисловии к к-рой дал сравнительный анализ одноим„нных произв. от
Софокла до Вольтера. Элементы чувствительности в этой пьесе сближают
драматургию М. де ла Р. с ранними романтиками. Следующие его произв. -
историч. пьесы "Абен Омайя" (на франц. яз., 1830, т-р "Порт-Сен-Мартен",
Париж, в 1836 - впервые на исп. яз., Мадрид), "Заговор в Венеции в 1310"
(1834, т-р "Принсипе") - знаменуют отход М. де ла Р. от классицизма, их
пост. способствовала утверждению роман-тич. драмы в Испании. Однако в
этих пьесах М. де ла Р. отказывается от прогрессивных устремлений, автор
осуждает нар. революцию, призывает к "благоразумной умеренности" в
обществ, борьбе. Автор труда "Заметки об исторической драме" (1830).
Соч.: Obras dramaticas, v. 1-3, Madrid, 1861; то же, ed. J. Serrailh,
Madrid, 1933 (Clasicos castellanos, [107]); Apuntes sobre el drama
historica, [Р.], 1830.
Лит.: Menendez y Pelayo М., Estudias y discursos de critica hist. y
literaria, [v.] 4, Santander, 1942 (Obras compi., v. 9). S.U., B.C.
МАРТИНИ, Густав Ф„дорович (р. 1881) - русский советский акт„р. Нар.
арт. Даг. АССР (1956). В 1900 занимался на драм. курсах В. Н. Давыдова.
Сценич. деятельность начал в 1901 в труппе М. Н. Орленева, затем играл в
"Новом т-ре" Яворской Треплева ("Чайка"), Петра ("Мещане"). Значит,
работой М. была роль Власа ("Дачники", 1904, Двинск). Впоследствии М.
играл в т-рах Владикавказа, Симферополя, Смоленска и др. городов. В
1947-58 - акт„р Рус. т-ра в Махачкале.
Роли: профессор Бородин ("Страх"), кавалер Риппафра-та
("Трактирщица"), шут Трибулэ ("Король забавляется" Гюго), Дудукин ("Без
вины виноватые"), Фамусов; Ока„-мов ("Машенька"), Горностаев ("Любовь
Яровая"), Земляника ("Ревизор"); мистер Доррит ("Жестокий мир" Бруштейн
по "Крошке Доррит" Диккенса) и др. . Е. Ж.
МАРТЙН-И-СОЛЕР (Martin у Soler), в России - Мартини, Висенте (18. I.
1754 - 30. I. 1806) - композитор и органист. По национальности испанец.
Жил в Италии, Австрии. Ок. 1788 переселился в Россию. Был придворным
композитором и учителем музыки в театр. уч-ще в Петербурге. Написал
оперы:
"Ифигения в Авлиде" (1779, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Редкая вещь"
(1786, Вена; 1789, Петербург), "Дианино дерево" (1787, Вена; 1789,
Петербург), "Горе-богатырь Косометович" (1789, Эрмитажный т-р,
Петербург), "Песнолюбие" ("Меломания", 1790, там же), "Федул с детьми"
(совм. с В. А. Пашкевичем, текст Екатерины II; 1791, там же),
"Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (1798, там же) и др.,
а также неск. балетов. В ряде опер М. использовал рус. нар. мелодии.
Лит.: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших
врем„н до конца XVIII века, вып 4-7, M,-Л., 1928-1929; Mooser R. A., Un
musicien espagnol en Russie a la fin du XVIII siede, "Rivista musicale
italiana", 1936, XV.
МАРТИНС ПЕНА (Martins Pena), Луис Карлус (5. XL 1815 - 7. XII. 1848)
- бразильский драматург, дипломат. Лит. деятельность начал ещ„ в
сту-денч. годы. С 1837 вместе с поэтами-романтиками Гон-салвисом ди
Магальяинсом и Порту Алегри возглавил борьбу за создание нац. браз.
т-ра. Комедия М. П. "Мировой судья в деревне" (1838)-одна из первых нац.
пьес, пост. в Бразилии. Комедии "Иуда в страстную субботу", "Братья по
душе" (обе изд. в 1844), "Двое, или Англлчанин-машинист", "Три врача",
"Дилетант", "Влюбл„нные", "Ж„ны-холостячки" (все изд. в 1845) внесли в
браз. романтич. лит-ру реалистич. мотивы. Пьесы М. П. представляют собой
"комедии характеров", они передают особенности городской жизни того
времени, насыщены нар. юмором, часто включают элементы бурлеска. Пьесы
М. П. составляли основу репертуара браз. т-ров. Его историч. драмы "Дон
Жоан де Лира" (1838), "Дона Леонора Телес", "Ита-минда, или Воин племени
тупан" (обе в 1839) не имели такого значения, как комедии.
Соч.: Teatro, v. l-2, Rio de Janeiro, 1956. Лит.: A literatura no
Brasil, v. 2, Rio de Janeiro, [l955]. И. T,
МАРТИНСОН, Сергей Александрович [р. 25.1 (6.11). 1899]-русский
советский акт„р. Засл. арт. РСФСР (1950). В 1923 окончил Ин-т сценич.
иск-в в Ленинграде. Проф. деятельность начал в 1922 в эстрадных т-рах
Ленинграда (т-р "Вольной комедии", Свободный т-р). Формирование
акт„рской индивидуальности М. связано с его работой в Т-ре им.
Мейерхольда (с 1924). Выступая даже в эпизодических ролях, М. создавал
острые гротесковые характеристики - американский корреспондент ("Рычи,
Китай!" Третьякова, 1926), американец ("Последний, решительный"
Вишневского, 1931). Уже в Театре Мейерхольда определились особенности
акт„рской манеры М. - острота социального обличения, склонность к
гротеску и гиперболизации, яркость выразительных средств. Так, М.
исполнял роли: Валериана ("Мандат" Эрдмана, 1925), Хлестакова (1926);
Татарова ("Список благодеяний" Олеши, 1931). Одновременно М. выступал в
Моск. т-ре Революции, где играл роли того же плана: бюрократа Плюхова
("Воздушный пирог" Ромашова, 1925), врача-шарлатана Аристида Холуйского
("Матрац" Ромашова, 1927), м-ра Пикля из Гольц-Гаузена ("Гоп-ля, мы
жив„м!" Толлера, 1928), вредителя Левицкого ("Павел Греков" Войте-хова и
Ленча, 1939). Здесь же он создал образ Ка-рандышева (1940), сочетающий
сатирич. и трагедийное звучание. Карандышев в исполнении М. был жалким,
мелким, но одновременно глубоко человечным. В Моск. мюзик-холле М. играл
роль клоуна Скайда в спектакле "Артисты варьете" (1933) и Скамейкина-
"Под куполом цирка" (1934) и др. С 1945 М. работал в Т-ре-студии
киноакт„ра.
Др. роли: м-р Джекобс младший ("Остров мира" Петрова), Живновский
("Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина), князь Костромской ("Дядюшкин сон"
по Достоевскому) и др. Выступает на эстраде. С 1924 снимается в кино.
Лит.: Дмитриев Ю. А., Советское актерское мастерство, М., 1963;
Марков П. А., Театральные портреты. Сб. статей, М.-Л., 1939; Марголин
С., Актеры театра Революции, в сб.: Московский театр Революции.
19221932, M., 1933. Пал.
МАРТИНУ . (Martinu), Богуслав (8. XII. 1890, Поличка, Чехия,- 28.
Vlil. 1959, Листаль, Швейцария) - чешский композитор. Один из
основоположников совр. чешской музыки. Музыке учился в Пражской
Страницы: «« « 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |