|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 » »» Рим}итальянский артист оперы (лирический тенор). Пению учился в Париже у
Л. Поншара и М. Бордоньи. По совету композитора Дж. Мейербера исполнил
главную партию в опере "Роберт-Дьявол" на сценэ т-ра "Гранд-Опера"
(1838). С 1839 с большим успехом пел на сцене Итальянского т-ра в Париже
и в т-ре "Ковент-Гарден". Был первым исполнителем в Париже гл. партий в
операх Доницетти:
Шарль ("Линда ди Ша-муни", 1842), Эрнесто ("Дон Паскуале", 1843). В
1849-53 М. выступал на сцене Итал. оперы в Петербурге вместе со своей
женой, певицей Джулией Гризи. В последующие годы гастролировал в городах
Европы (1855-68 в Париже, Лондоне, Мадриде) и США (1872-73 совм. с А.
Патти). В 1870 в последний раз выступил в Петербурге. В 1873 оставил
сцену.
Один из лучших певцов 19 в., М. обладал чистым и полнозвучным голосом
бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценич.
данными. Был выдающимся лирич. оперным акт„ром. Большое внимание М.
обращал на постановочную сторону спектакля (был связан с англ. реж. Г.
Ирвингом), историч. точность костюма.
Партии: Паолино ("Тайный брак" Чимарозы), Неморино ("Любовный
напиток" Доницетти), Поллион ("Норма"), Герцог, Альфред; Манрико
("Трубадур"), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Лионель ("Марта"
Флотова), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты").
Лит.: E n g e I L., From Mozart to Mario, L., 1886;
G a u t h i e r J., Le roman d'un grand chanteur, P., 1912;
Gara E., Mario tenore romantico, "Omnibus", [Mil.], 1938.
Св. Г. МАРИОНЕТКА (от франц. Marion, Marionnette - название маленьких
фигурок, изображавших деву MapHio в ср.-век. кукольных мистериях) -
театральная кукла, управляемая сверху посредством нитей или металлич.
прута акт„ром-кукловодом (нев-ропастом), скрытым от зрителей специально
задекорированным задником (др. виды M. - мягкая кукла, верховая кукла,
перчаточная, тростевая кукла}. М. известны с древних врем„н у народов
Азии, Египта, Др. Греции и Рима. Материалом для М. служили терракота,
дерево, слоновая кость, серебро (Др. Греция, Др. Рим), папье-маше, лак,
кожа (страны Азии), ныне - гл. обр. дерево и папье-маше. М. различаются
по устройству и управлению. Наиболее распростран„нный тип - М. па пруте.
Голова и туловище такой куклы обычно вырезаны из одного куска дерева, а
руки и ноги свободно раскачиваются. К голове куклы прикрепл„н ме-таллич.
прут (с крючком-рукоятью вверху), при его помощи кукловод приводит М. в
движение. Подобные М. и теперь применяются в нек-рых нар. т-рах кукол
Зап. Европы. Более сложный тип - М., управляемая посредством прута и
нитей. К подвижным сочленениям куклы (в плечах, б„драх, коленях, а
иногда в шее, локтях, кистях рук, ступнях) привязаны нити, верхние концы
к-рых прикреплены к небольшой деревянной крестовине, соедин„нной с
рукоятью головного прута, обычно называемой вагой, или коромыслом.
Раскачивая подвижной брусок ваги с привязанными к нему коленными нитями,
кукловод заставляет куклу поочер„дно поднимать ноги и тем самым шагать
или бегать, a натягивая нити, идущие к рукам,- жестикулировать. Основной
тип М., применяемый в совр. проф. кукольных т-рах,- кукла, управляемая
посредством одних только нитей. Количество нитей М. (до 20 и более)
обусловлено числом подвижных сочленений, а иногда и теми физич.
задачами, к-рые кукла должна выполнять. Замена прута двумя головными, а
иногда плечевыми нитями, требует от кукловода значительно большего
мастерства, расширяет диапазон движений куклы. См. Театр кукол.
Лит.: Федотов А., Анатомия театральной куклы. М., 1944; P e t i t e
J.M., Guignols et marionnettes, P., 1911. Я. См.
"МАРИЦА", "Графиня М а р и ц a" (Grafin Manza") - оперетта И.
Кальмана, либр. Ю. Браммера и А. Грюнвальда. Пост. 23 февр. 1924, Вена.
На сои. сцене пост. впервые 28 дек. 1924 в Москве. Русский текст К. Д.
Грекова и Г. М. Ярона (дириж„р Эккерт, пост. Гре-, кова, худ. Соколов,
балетм. Орлов; Марица - Светланова, Тассило-Бравин, Популеску - Ярон,
Коломан Зупан - Греков, Лиза - Лазарева, Карл Липенберг - Даминский). В
1925 пост. Ленингр. т-ром муз. комедии, там же в 1941 и 1956; в 1943 -
Моск. т-ром оперетты (дириж„р Жуков, пост. Ярона, реж. Мызникова, худ.
Волков, балетм. Шаховская; Марица - С. Петрова, Тассило - Качалов,
Коломан Зупан -Аникеев, Лиза - Лазарева, Аркизаки - Володин, Пенижек -
Ярон). Пост. в муз. т-рах Куйбышева (1945), Одессы (1946), Волсограда
(1955) и др. Я. Гр.
"МАРИЯ СТЮАРТ" ("Maria Stuart") - трагедия в 5 д. в стихах Ф.
Шиллера. Соч 1800. Пост. 14 июня 1800 в Веймарском т-ре (Елизавета -
Ягеман, Мария - Фос). Последующие пост. 19 в.: Берлинский королевский
т-р 1801, Елизавета - Унцельман, Мария - Флекк, Унцель-ман,
Шрузбери-Иффланд; 1884, 1888), Гамбургский и Дессауский т-ры (1801),
Мюнхенский т-р (1803, 1854), Данцигский и Мангеймский т-ры (1804),
"Бургтеатр", Вена (1814; 1819, Елизавета-С. Шредер; 1841, 1862), 1881;
Мария - Вольтер), т-р "Ковент-Гарден", Лондон (1819), "Т-р ан дер
Вин", Вена (1821), Миланский т-р (1828), труппа Г. Модены, Венеция
(1830), "Йозефштадтеатр", Вена (1838), Париж (1840, Мария - Ристори),
"Корт-тиэтр", Лондон (1880, Мария - Моджеевская), Мейнингенский т-р
(1884) и мн. др. В 20 в.: труппа Шульца с участием С. Огня-нова, София
(1902), софийский Нар. т-р (1903, 1934, реж. Массалитинов; 1940), Варна,
Болгария (1934), труппа Мс-лато, Италия (1922), "Бургтеатр" (1956), т-р
"Монпарнас", Париж (1941), дрезденский "Штатсшаушпиль" (1948),
веймарский Нац. т-р (1949, 1955), Альтенбургский т-р, Горлиц-кии т-р Г.
Гауптмана, Франкфуртский-на-Одере т-р (все - j в 1950), берлинский Нем.
т-р, лейпцигский "Шаушпильхауз" (1954), т-р "Национале", Рим (1951),
Магдебургский т-р им. 1
М. Горького (1952), Бранденбургский, Потсдамский, Тулуз-ский т-ры
(1955), т-р "Вь„ коломбье", Париж (1956), "Олд Вик", Лондон (1959) и мн.
др.
В России "М. С." поставлена в 1825 на Моск. каз„нной сцене (Мария -
Львова-Синецкая, Елизавета - Борисова); в 1829 - в Большом т-ре,
Петербург (Мария-А. Каратыгина, Лейстер - В. Каратыгин). В 1835
Каратыгины гастролировали с "М. С." в Москве (Мортимера играл Мочалов).
Среди последующих пост. "М. С.": Малый т-р - 14 февр. 1886, бенефис
Ермоловой (Елизавета - Федотова, Мария - Ермолова, Лейстер - Ленский,
Мортимер - Южин), 1910 (Елизавета - Яблочкина, Мария - Пашенная,
Мортимер - Остужев); Т-р Горевой, Москва (1889), Казанский, Саратовский
т-ры (1898), т-р Лит.-художеств. об-ва (1901), Харьковский т-р под рук.
Н. Н. Синельникова (1910), Таганрогский т-р (1910), киевский Т-р
Соловцова (1914) и мн. др.
На сов. сцене: петрогр. Малый Т-р (1918), моек. Малый т-р (1922;
Страницы: «« « 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |