Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1451   1452   1453   1454   1455   1456   1457   1458   1459  1460   1461   1462   1463   1464   1465   1466   1467   1468   1469  » »»

Рим}итальянский артист оперы (лирический тенор). Пению учился в Париже у
Л. Поншара и М. Бордоньи. По совету композитора Дж.  Мейербера  исполнил
главную партию в  опере  "Роберт-Дьявол"  на  сценэ  т-ра  "Гранд-Опера"
(1838). С 1839 с большим успехом пел на сцене Итальянского т-ра в Париже
и в т-ре "Ковент-Гарден". Был первым исполнителем в Париже гл. партий  в
операх Доницетти:
   Шарль ("Линда ди Ша-муни", 1842), Эрнесто ("Дон Паскуале",  1843).  В
1849-53 М. выступал на сцене Итал. оперы в Петербурге  вместе  со  своей
женой, певицей Джулией Гризи. В последующие годы гастролировал в городах
   Европы (1855-68 в Париже, Лондоне, Мадриде) и США (1872-73 совм. с А.
Патти). В 1870 в последний раз выступил в  Петербурге.  В  1873  оставил
сцену.
   Один из лучших певцов 19 в., М. обладал чистым и полнозвучным голосом
бархатистого тембра,  безупречной  музыкальностью,  прекрасными  сценич.
данными. Был выдающимся лирич.  оперным  акт„ром.  Большое  внимание  М.
обращал на постановочную сторону спектакля (был связан с англ.  реж.  Г.
Ирвингом), историч. точность костюма.
   Партии:  Паолино  ("Тайный  брак"  Чимарозы),   Неморино   ("Любовный
напиток"  Доницетти),  Поллион  ("Норма"),  Герцог,   Альфред;   Манрико
("Трубадур"),  Елеазар  ("Дочь  кардинала"  Галеви),  Лионель   ("Марта"
Флотова), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты").
   Лит.: E n g e I L., From Mozart to Mario, L., 1886;
   G a u t h i e r J., Le roman d'un grand chanteur, P., 1912;
   Gara E., Mario tenore romantico, "Omnibus", [Mil.], 1938.
   Св. Г. МАРИОНЕТКА (от франц. Marion, Marionnette - название маленьких
фигурок, изображавших деву MapHio  в  ср.-век.  кукольных  мистериях)  -
театральная кукла, управляемая сверху посредством  нитей  или  металлич.
прута акт„ром-кукловодом (нев-ропастом), скрытым от зрителей  специально
задекорированным задником (др. виды M. - мягкая кукла,  верховая  кукла,
перчаточная, тростевая кукла}. М. известны с древних  врем„н  у  народов
Азии, Египта, Др. Греции и Рима. Материалом для  М.  служили  терракота,
дерево, слоновая кость, серебро (Др. Греция, Др. Рим), папье-маше,  лак,
кожа (страны Азии), ныне - гл. обр. дерево и папье-маше. М.  различаются
по устройству и управлению. Наиболее распростран„нный тип - М. па пруте.
Голова и туловище такой куклы обычно вырезаны из одного куска дерева,  а
руки и ноги свободно раскачиваются. К голове куклы прикрепл„н ме-таллич.
прут (с крючком-рукоятью вверху), при его помощи кукловод приводит М.  в
движение. Подобные М. и теперь применяются в нек-рых  нар.  т-рах  кукол
Зап. Европы. Более сложный тип - М.,  управляемая  посредством  прута  и
нитей. К подвижным сочленениям  куклы  (в  плечах,  б„драх,  коленях,  а
иногда в шее, локтях, кистях рук, ступнях) привязаны нити, верхние концы
к-рых прикреплены  к  небольшой  деревянной  крестовине,  соедин„нной  с
рукоятью головного  прута,  обычно  называемой  вагой,  или  коромыслом.
Раскачивая подвижной брусок ваги с привязанными к нему коленными нитями,
кукловод заставляет куклу поочер„дно поднимать ноги и тем  самым  шагать
или бегать, a натягивая нити, идущие к рукам,- жестикулировать. Основной
тип М., применяемый в совр. проф. кукольных т-рах,-  кукла,  управляемая
посредством одних только нитей. Количество нитей  М.  (до  20  и  более)
обусловлено  числом  подвижных  сочленений,  а  иногда  и  теми   физич.
задачами, к-рые кукла должна выполнять. Замена прута двумя головными,  а
иногда плечевыми  нитями,  требует  от  кукловода  значительно  большего
мастерства, расширяет диапазон движений куклы. См. Театр кукол.
   Лит.: Федотов А., Анатомия театральной куклы. М., 1944; P e t i  t  e
J.M., Guignols et marionnettes, P., 1911. Я. См.
   "МАРИЦА", "Графиня М а р  и  ц  a"  (Grafin  Manza")  -  оперетта  И.
Кальмана, либр. Ю. Браммера и А. Грюнвальда. Пост. 23 февр. 1924,  Вена.
На сои. сцене пост. впервые 28 дек. 1924 в Москве. Русский текст  К.  Д.
Грекова и Г. М. Ярона (дириж„р Эккерт, пост. Гре-, кова,  худ.  Соколов,
балетм. Орлов; Марица - Светланова, Тассило-Бравин,  Популеску  -  Ярон,
Коломан Зупан - Греков, Лиза - Лазарева, Карл Липенберг - Даминский).  В
1925 пост. Ленингр. т-ром муз. комедии, там же в 1941 и 1956; в  1943  -
Моск. т-ром оперетты (дириж„р Жуков, пост. Ярона, реж.  Мызникова,  худ.
Волков, балетм. Шаховская; Марица  -  С.  Петрова,  Тассило  -  Качалов,
Коломан Зупан -Аникеев, Лиза - Лазарева, Аркизаки - Володин,  Пенижек  -
Ярон). Пост. в муз. т-рах Куйбышева (1945),  Одессы  (1946),  Волсограда
(1955) и др. Я. Гр.
   "МАРИЯ СТЮАРТ" ("Maria Stuart")  -  трагедия  в  5  д.  в  стихах  Ф.
Шиллера. Соч 1800. Пост. 14 июня 1800 в  Веймарском  т-ре  (Елизавета  -
Ягеман, Мария - Фос). Последующие пост. 19  в.:  Берлинский  королевский
т-р  1801,  Елизавета  -   Унцельман,   Мария   -   Флекк,   Унцель-ман,
Шрузбери-Иффланд; 1884, 1888), Гамбургский  и  Дессауский  т-ры  (1801),
Мюнхенский т-р (1803,  1854),  Данцигский  и  Мангеймский  т-ры  (1804),
"Бургтеатр", Вена (1814; 1819, Елизавета-С. Шредер; 1841, 1862), 1881;
   Мария - Вольтер), т-р "Ковент-Гарден", Лондон  (1819),  "Т-р  ан  дер
Вин", Вена (1821), Миланский  т-р  (1828),  труппа  Г.  Модены,  Венеция
(1830), "Йозефштадтеатр", Вена (1838), Париж (1840,  Мария  -  Ристори),
"Корт-тиэтр", Лондон (1880,  Мария  -  Моджеевская),  Мейнингенский  т-р
(1884) и мн. др. В 20 в.: труппа Шульца с участием С.  Огня-нова,  София
(1902), софийский Нар. т-р (1903, 1934, реж. Массалитинов; 1940), Варна,
Болгария (1934), труппа Мс-лато, Италия (1922), "Бургтеатр" (1956),  т-р
"Монпарнас",   Париж   (1941),   дрезденский   "Штатсшаушпиль"   (1948),
веймарский Нац. т-р (1949, 1955), Альтенбургский т-р, Горлиц-кии т-р  Г.
Гауптмана, Франкфуртский-на-Одере т-р (все - j в 1950), берлинский  Нем.
т-р, лейпцигский "Шаушпильхауз" (1954),  т-р  "Национале",  Рим  (1951),
Магдебургский т-р им. 1
   М. Горького (1952),  Бранденбургский,  Потсдамский,  Тулуз-ский  т-ры
(1955), т-р "Вь„ коломбье", Париж (1956), "Олд Вик", Лондон (1959) и мн.
др.
   В России "М. С." поставлена в 1825 на Моск. каз„нной сцене  (Мария  -
Львова-Синецкая, Елизавета  -  Борисова);  в  1829  -  в  Большом  т-ре,
Петербург  (Мария-А.  Каратыгина,  Лейстер  -  В.  Каратыгин).  В   1835
Каратыгины гастролировали с "М. С." в Москве (Мортимера играл  Мочалов).
Среди последующих пост. "М. С.": Малый т-р  -  14  февр.  1886,  бенефис
Ермоловой (Елизавета - Федотова, Мария - Ермолова,  Лейстер  -  Ленский,
Мортимер -  Южин),  1910  (Елизавета  -  Яблочкина,  Мария  -  Пашенная,
Мортимер - Остужев); Т-р Горевой, Москва (1889), Казанский,  Саратовский
т-ры (1898), т-р Лит.-художеств. об-ва (1901), Харьковский т-р под  рук.
Н.  Н.  Синельникова  (1910),  Таганрогский  т-р  (1910),  киевский  Т-р
Соловцова (1914) и мн. др.
   На сов. сцене: петрогр. Малый Т-р  (1918),  моек.  Малый  т-р  (1922;

Страницы: «« « 1451   1452   1453   1454   1455   1456   1457   1458   1459  1460   1461   1462   1463   1464   1465   1466   1467   1468   1469  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия