Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 » »» Рим}итальянский артист оперы (лирический тенор). Пению учился в Париже у Л. Поншара и М. Бордоньи. По совету композитора Дж. Мейербера исполнил главную партию в опере "Роберт-Дьявол" на сценэ т-ра "Гранд-Опера" (1838). С 1839 с большим успехом пел на сцене Итальянского т-ра в Париже и в т-ре "Ковент-Гарден". Был первым исполнителем в Париже гл. партий в операх Доницетти: Шарль ("Линда ди Ша-муни", 1842), Эрнесто ("Дон Паскуале", 1843). В 1849-53 М. выступал на сцене Итал. оперы в Петербурге вместе со своей женой, певицей Джулией Гризи. В последующие годы гастролировал в городах Европы (1855-68 в Париже, Лондоне, Мадриде) и США (1872-73 совм. с А. Патти). В 1870 в последний раз выступил в Петербурге. В 1873 оставил сцену. Один из лучших певцов 19 в., М. обладал чистым и полнозвучным голосом бархатистого тембра, безупречной музыкальностью, прекрасными сценич. данными. Был выдающимся лирич. оперным акт„ром. Большое внимание М. обращал на постановочную сторону спектакля (был связан с англ. реж. Г. Ирвингом), историч. точность костюма. Партии: Паолино ("Тайный брак" Чимарозы), Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), Поллион ("Норма"), Герцог, Альфред; Манрико ("Трубадур"), Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Лионель ("Марта" Флотова), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты"). Лит.: E n g e I L., From Mozart to Mario, L., 1886; G a u t h i e r J., Le roman d'un grand chanteur, P., 1912; Gara E., Mario tenore romantico, "Omnibus", [Mil.], 1938. Св. Г. МАРИОНЕТКА (от франц. Marion, Marionnette - название маленьких фигурок, изображавших деву MapHio в ср.-век. кукольных мистериях) - театральная кукла, управляемая сверху посредством нитей или металлич. прута акт„ром-кукловодом (нев-ропастом), скрытым от зрителей специально задекорированным задником (др. виды M. - мягкая кукла, верховая кукла, перчаточная, тростевая кукла}. М. известны с древних врем„н у народов Азии, Египта, Др. Греции и Рима. Материалом для М. служили терракота, дерево, слоновая кость, серебро (Др. Греция, Др. Рим), папье-маше, лак, кожа (страны Азии), ныне - гл. обр. дерево и папье-маше. М. различаются по устройству и управлению. Наиболее распростран„нный тип - М. па пруте. Голова и туловище такой куклы обычно вырезаны из одного куска дерева, а руки и ноги свободно раскачиваются. К голове куклы прикрепл„н ме-таллич. прут (с крючком-рукоятью вверху), при его помощи кукловод приводит М. в движение. Подобные М. и теперь применяются в нек-рых нар. т-рах кукол Зап. Европы. Более сложный тип - М., управляемая посредством прута и нитей. К подвижным сочленениям куклы (в плечах, б„драх, коленях, а иногда в шее, локтях, кистях рук, ступнях) привязаны нити, верхние концы к-рых прикреплены к небольшой деревянной крестовине, соедин„нной с рукоятью головного прута, обычно называемой вагой, или коромыслом. Раскачивая подвижной брусок ваги с привязанными к нему коленными нитями, кукловод заставляет куклу поочер„дно поднимать ноги и тем самым шагать или бегать, a натягивая нити, идущие к рукам,- жестикулировать. Основной тип М., применяемый в совр. проф. кукольных т-рах,- кукла, управляемая посредством одних только нитей. Количество нитей М. (до 20 и более) обусловлено числом подвижных сочленений, а иногда и теми физич. задачами, к-рые кукла должна выполнять. Замена прута двумя головными, а иногда плечевыми нитями, требует от кукловода значительно большего мастерства, расширяет диапазон движений куклы. См. Театр кукол. Лит.: Федотов А., Анатомия театральной куклы. М., 1944; P e t i t e J.M., Guignols et marionnettes, P., 1911. Я. См. "МАРИЦА", "Графиня М а р и ц a" (Grafin Manza") - оперетта И. Кальмана, либр. Ю. Браммера и А. Грюнвальда. Пост. 23 февр. 1924, Вена. На сои. сцене пост. впервые 28 дек. 1924 в Москве. Русский текст К. Д. Грекова и Г. М. Ярона (дириж„р Эккерт, пост. Гре-, кова, худ. Соколов, балетм. Орлов; Марица - Светланова, Тассило-Бравин, Популеску - Ярон, Коломан Зупан - Греков, Лиза - Лазарева, Карл Липенберг - Даминский). В 1925 пост. Ленингр. т-ром муз. комедии, там же в 1941 и 1956; в 1943 - Моск. т-ром оперетты (дириж„р Жуков, пост. Ярона, реж. Мызникова, худ. Волков, балетм. Шаховская; Марица - С. Петрова, Тассило - Качалов, Коломан Зупан -Аникеев, Лиза - Лазарева, Аркизаки - Володин, Пенижек - Ярон). Пост. в муз. т-рах Куйбышева (1945), Одессы (1946), Волсограда (1955) и др. Я. Гр. "МАРИЯ СТЮАРТ" ("Maria Stuart") - трагедия в 5 д. в стихах Ф. Шиллера. Соч 1800. Пост. 14 июня 1800 в Веймарском т-ре (Елизавета - Ягеман, Мария - Фос). Последующие пост. 19 в.: Берлинский королевский т-р 1801, Елизавета - Унцельман, Мария - Флекк, Унцель-ман, Шрузбери-Иффланд; 1884, 1888), Гамбургский и Дессауский т-ры (1801), Мюнхенский т-р (1803, 1854), Данцигский и Мангеймский т-ры (1804), "Бургтеатр", Вена (1814; 1819, Елизавета-С. Шредер; 1841, 1862), 1881; Мария - Вольтер), т-р "Ковент-Гарден", Лондон (1819), "Т-р ан дер Вин", Вена (1821), Миланский т-р (1828), труппа Г. Модены, Венеция (1830), "Йозефштадтеатр", Вена (1838), Париж (1840, Мария - Ристори), "Корт-тиэтр", Лондон (1880, Мария - Моджеевская), Мейнингенский т-р (1884) и мн. др. В 20 в.: труппа Шульца с участием С. Огня-нова, София (1902), софийский Нар. т-р (1903, 1934, реж. Массалитинов; 1940), Варна, Болгария (1934), труппа Мс-лато, Италия (1922), "Бургтеатр" (1956), т-р "Монпарнас", Париж (1941), дрезденский "Штатсшаушпиль" (1948), веймарский Нац. т-р (1949, 1955), Альтенбургский т-р, Горлиц-кии т-р Г. Гауптмана, Франкфуртский-на-Одере т-р (все - j в 1950), берлинский Нем. т-р, лейпцигский "Шаушпильхауз" (1954), т-р "Национале", Рим (1951), Магдебургский т-р им. 1 М. Горького (1952), Бранденбургский, Потсдамский, Тулуз-ский т-ры (1955), т-р "Вь„ коломбье", Париж (1956), "Олд Вик", Лондон (1959) и мн. др. В России "М. С." поставлена в 1825 на Моск. каз„нной сцене (Мария - Львова-Синецкая, Елизавета - Борисова); в 1829 - в Большом т-ре, Петербург (Мария-А. Каратыгина, Лейстер - В. Каратыгин). В 1835 Каратыгины гастролировали с "М. С." в Москве (Мортимера играл Мочалов). Среди последующих пост. "М. С.": Малый т-р - 14 февр. 1886, бенефис Ермоловой (Елизавета - Федотова, Мария - Ермолова, Лейстер - Ленский, Мортимер - Южин), 1910 (Елизавета - Яблочкина, Мария - Пашенная, Мортимер - Остужев); Т-р Горевой, Москва (1889), Казанский, Саратовский т-ры (1898), т-р Лит.-художеств. об-ва (1901), Харьковский т-р под рук. Н. Н. Синельникова (1910), Таганрогский т-р (1910), киевский Т-р Соловцова (1914) и мн. др. На сов. сцене: петрогр. Малый Т-р (1918), моек. Малый т-р (1922; Страницы: «« « 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |