|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 » »» народ не имел своего т-ра, хотя нек-рые нар. обряды (поминальные,
свадебные) содержали зрелищные элементы, а в новогодний праздник "Васлий
мочор" разыгрывались сатирич. представления, в к-рых высмеивались попы,
колдуны, волостные власти. Существовал и кукольный т-р, сходный с рус.
Петрушкой.
Драматич. произв. на марийском яз. появились в годы предреволюц.
подъ„ма. Первый марийский драматург - сельский учитель,
просветитель-демократ Микай (М. С. Герасимов). Поставленная учениками
Микая в зимние каникулы 1910 его пьеса "Суд" - единственный известный
дореволюц. спектакль на марийском яз. В 1912 написана пьеса С. Г.
Чавайна "Дикая утка", высмеивавшая старшину и волостного писаря. Ни одна
марийская пьеса, написанная до революции, не была напечатана.
В сов. время возникало множество самодеят. драм. кружков, на основе
одного из них в 1919 решением Казанского губкома РКП(б) был создан
"Первый советский передвижной т-р народа мари" (Краснокок-шайск, ныне
Йошкар-Ола). Организаторами т-ра были учителя, сами писавшие пьесы: И.
Т. Беляев (Йыван Ошламучаш), А. Д. Белков (Арпик) и др.
В 1918-21 на марийском яз. был написан ряд пьес:
"Жизнь наизнанку" И. Беляева и А. Белкова, "Из-за закона", "Пастушок
Гриша" И. Борисова, "Кто виноват" В. Мухина, "Ворожея" К. Глезданова и
др. Многие пьесы рассказывали о тяжелой жизни крестьян при царизме, о
горькой доле женщины, вреде пьянства, религии и т. п. Спектакли были
насыщены песенным фольклором, нар. танцами, они показывали деревенские
обычаи и обряды, но большинство спектаклей отличалось мелодраматизмом,
детальным изображением быта, характеры в них были обрисованы схематично.
Не имея пост. помещения, т-р круглый год разъезжал по районам,
выступал в клубах, школах, сараях, иногда давал спектакли под открытым
небом. На местах коллектив проводил агитмассовую работу. В 1920
обслуживал части Красной Армии, воевавшие с Колчаком. Первоначально
труппа носила полулюбительский характер. Среди первых акт„ров мари - У.
В. Бабушкина, А. Саскап, А. Н. Роди-нова, А. Г. Страусова, Т. И.
Соколов, П. С. То:1де-мар. В 1921 в т-р пришли Н. А. Смирнов, А. В.
Савинов (С. Эчай), активное участие в работе т-ра принимал А. А. Янаев.
В 20-х гг. большое место в репертуаре т-ра занимали пьесы С. Чавайна
("Автономия", "Солнце восходит"). Крупнейшими марийскими драматургами
стали А. Ф. Конаков и М. Шкетан, творчество к-рых отразило влияние рус.
классич. лит-ры. Лучшая драма Конакова "Буран" сходна с "Грозой"
Островского. Произв. Шкетана созданы под непосредств. воздействием М.
Горького. Эти драматурги затрагивали в своих пьесах значит, обществ,
темы. Пьесы Кона-кога "Сиротка" и "Ику" рисуют тяж„лую жизнь народа мари
под гн„том царизма, пьесы "Инспектор" и "Навстречу жизни" посв.
современности. М. Шкетан в пьесах "Эх, родители!", "Лишний", "Бешеный"
бичует старый деревенский уклад, мещанство. Шкетан непосредственно
участвовал в формировании нац. т-ра как акт„р и режисс„р. В лучшей своей
пьесе - трагедии "Сардай", сходной по теме с пьесой "Егор Булычев и
другие", он играл центр, роль.
Развитие молодого коллектива тормозилось отсутствием опытного
руководства, постоянной сменой режисс„ров. В 1927 передвижной коллектив
был расформирован, часть состава направлена в организованную в том же
году студию. В 1929 студия преобразована в Марийский гос. т-р (ныне
Театр им. М. Шкетана). Большое значение в организации студии и т-ра
имела деятельность Н. И. Календера, воспитавшего первое поколение мар.
акт„ров. В 1930 в Йошкар-Оле создан театр. техникум. Группа молод„жи
училась также в Москве в ЦЕТЕТИСе.
Первый режисс„р мари - А. И. Егоров (Майук), окончил ЦЕТЕТИС в 1935.
В 1934-38 в т-р пришли А. Т. Тихонова, Н. А. Конакова, С. И. Савельев,
И. Т. Якаев. В конце 30-х гг. в труппу т-ра влились также б.
воспитанники муз.-драм. уч-ща им. Палантая - В. Мазикова, М. Михайлова,
И. Россыгин и др.
Т-р гастролировал по республике и в Казани, Чебоксарах, Горьком. Были
пост. спектакли: "Гроза", "Женитьба", "Власть тьмы"; "Ярость" Яновского,
"Любовь Яровая"; "Слава" Гусева, "Как закалялась сталь" и др. Из нац.
драматургии большим успехом пользовались пьесы С. Г. Чавайна: драма
"Пасека" и историч. трагедия "Акпатыр" об участии марийского народа в
Крестьянской войне под рук. Пугач„ва (пост. Н. Д. Станиславского). В
конце 30-х гг. начал свою творч. деятельность марийский драматург С. Н.
Николаев. Его муз. комедия "Салика" выдержала сотни представлений и
сохраняется в репертуаре до сих пор. Театр ставил пьесы Николаева ("Год
18-й" о прошлом народа мари, комедию "Новые плоды" о совр. марийской
деревне), Шкетана ("Урожай"), классич. драматургию ("Коварство и
любовь", "Мещане", "На дне"). В спектаклях широко использовался
марийский муз. фольклор ("Воды текут" Николаева, муз. К. Смирнова и В.
Миронова). В годы войны были пост. патриотич. спектакли ("Девушка в
шинели" Николаева и др.). В 40-х ту, в репертуар вошли пьесы драматурга
Н. М. Арбана - муз. комедии "Летняя ночь", "Новые песни". Этапными
спектаклями в истории М. т. ид. стали спектакли "Янлык Пасэт" Арбана,
историч. драма "Асан и Кансыл" И. Смирнова, совр. жизнь республики
показал спектакль "В родном селе" А. Волкова. В нач. 50-х гг. пост. муз.
драма Николаева "Айвика" (муз. К. Смирнова), разработку совр. тем
продолжил спектакль "Ксения" Волкова. Т1? ставил классику - "Комедию
ошибок" Шекспира,
"Бедность не порок" и др. В 1962 пост. "Семья" Попова (образ В. И.
Ленина создал нар. арт. Мар. АССР С. И. Кузьминых), в 1963 - первая
марийская опера "Акпатыр" на сюжет одноим„нной драмы С. Г. Чавайна (муз,
Э. Сапаева). Ставятся пьесы молодых драматургов: "У ч„ртова оврага",
"Два брата" Н. Рыбакова, "На жизненном пути" К. Коршунова и др.
Среди ведущих деятелей марийского т-ра: засл. деят. иск-в РСФСР С.
Иванов (гл. реж. т-ра с 1957) : нар. арт. Мар. АССР Т. Г. Григорьев, С.
И. Кузьминых, А. Т. Тихонова, И. Т. Якаев; засл. арт. РСФСР А. Г.
Страусова; засл. арт. Мар. АССР В. К. Мазикова, М. М. Михайлова, Г. М.
Пушкин, А. А. Кудрявцев, И. М. Матвеев.
Кроме Марийского гос. т-ра им. М. Шкетана, в республике работали нац.
колх. передвижные т-ры в г. Козьмодемьянске (орг. 1933), Сернуре, Н.
Торьяле, Морках и др. Работает рус. драм. т-р (Йошкар-Ола). В 1960-х гг.
созданы нар. т-ры-в с. Морки и в Козьмодемьянске.
Лит.: Сергеев Л., Под одной крышей, "Театр", 1962, ј10; Гурьев Г., На
спектаклях Марийского театра. "Театр", 1951, ј 10; К р ы ж и ц к и и Г.,
Устами Нила и Сатина, "Театральная жизнь", 1962, .ј2; КрыжицкийГ.,
Калашников М., Марий театр (1919-19 49), "Марий альманах", ј25,
Йошкар-Ола, 1949(на мар. яз.); Разделы о театре в юбилейных сборниках к
Страницы: «« « 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |