Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1449   1450   1451   1452   1453   1454   1455   1456   1457  1458   1459   1460   1461   1462   1463   1464   1465   1466   1467  » »»

народ не имел  своего  т-ра,  хотя  нек-рые  нар.  обряды  (поминальные,
свадебные) содержали зрелищные элементы, а в новогодний праздник "Васлий
мочор" разыгрывались сатирич. представления, в к-рых высмеивались  попы,
колдуны, волостные власти. Существовал и кукольный т-р, сходный  с  рус.
Петрушкой.
   Драматич. произв. на марийском  яз.  появились  в  годы  предреволюц.
подъ„ма.   Первый    марийский    драматург    -    сельский    учитель,
просветитель-демократ Микай (М. С.  Герасимов).  Поставленная  учениками
Микая в зимние каникулы 1910 его пьеса "Суд"  -  единственный  известный
дореволюц. спектакль на марийском  яз.  В  1912  написана  пьеса  С.  Г.
Чавайна "Дикая утка", высмеивавшая старшину и волостного писаря. Ни одна
марийская пьеса, написанная до революции, не была напечатана.
   В сов. время возникало множество самодеят. драм. кружков,  на  основе
одного из них в 1919  решением  Казанского  губкома  РКП(б)  был  создан
"Первый советский передвижной т-р народа  мари"  (Краснокок-шайск,  ныне
Йошкар-Ола). Организаторами т-ра были учителя, сами писавшие  пьесы:  И.
Т. Беляев (Йыван Ошламучаш), А. Д. Белков (Арпик) и др.
   В 1918-21 на марийском яз. был написан ряд пьес:
   "Жизнь наизнанку" И. Беляева и А. Белкова, "Из-за закона",  "Пастушок
Гриша" И. Борисова, "Кто виноват" В. Мухина, "Ворожея" К.  Глезданова  и
др. Многие пьесы рассказывали о тяжелой жизни крестьян  при  царизме,  о
горькой доле женщины, вреде пьянства, религии и  т.  п.  Спектакли  были
насыщены песенным фольклором, нар. танцами, они  показывали  деревенские
обычаи и обряды, но большинство спектаклей  отличалось  мелодраматизмом,
детальным изображением быта, характеры в них были обрисованы схематично.
   Не имея пост.  помещения,  т-р  круглый  год  разъезжал  по  районам,
выступал в клубах, школах, сараях, иногда давал спектакли  под  открытым
небом.  На  местах  коллектив  проводил  агитмассовую  работу.  В   1920
обслуживал части Красной  Армии,  воевавшие  с  Колчаком.  Первоначально
труппа носила полулюбительский характер. Среди первых акт„ров мари -  У.
В. Бабушкина, А. Саскап,  А.  Н.  Роди-нова,  А.  Г.  Страусова,  Т.  И.
Соколов, П. С. То:1де-мар. В 1921 в т-р пришли  Н.  А.  Смирнов,  А.  В.
Савинов (С. Эчай), активное участие в работе т-ра принимал А. А. Янаев.
   В 20-х гг. большое место в репертуаре т-ра занимали пьесы С.  Чавайна
("Автономия", "Солнце восходит").  Крупнейшими  марийскими  драматургами
стали А. Ф. Конаков и М. Шкетан, творчество к-рых отразило влияние  рус.
классич.  лит-ры.  Лучшая  драма  Конакова  "Буран"  сходна  с  "Грозой"
Островского. Произв. Шкетана созданы под  непосредств.  воздействием  М.
Горького. Эти драматурги затрагивали в  своих  пьесах  значит,  обществ,
темы. Пьесы Кона-кога "Сиротка" и "Ику" рисуют тяж„лую жизнь народа мари
под  гн„том  царизма,  пьесы  "Инспектор"  и  "Навстречу  жизни"   посв.
современности. М. Шкетан в пьесах "Эх, родители!",  "Лишний",  "Бешеный"
бичует  старый  деревенский  уклад,  мещанство.  Шкетан  непосредственно
участвовал в формировании нац. т-ра как акт„р и режисс„р. В лучшей своей
пьесе - трагедии "Сардай", сходной по теме  с  пьесой  "Егор  Булычев  и
другие", он играл центр, роль.
   Развитие  молодого  коллектива   тормозилось   отсутствием   опытного
руководства, постоянной сменой режисс„ров. В 1927 передвижной  коллектив
был расформирован, часть состава направлена в организованную  в  том  же
году студию. В 1929 студия преобразована  в  Марийский  гос.  т-р  (ныне
Театр им. М. Шкетана). Большое значение  в  организации  студии  и  т-ра
имела деятельность Н. И. Календера, воспитавшего первое  поколение  мар.
акт„ров. В 1930 в Йошкар-Оле создан  театр.  техникум.  Группа  молод„жи
училась также в Москве в ЦЕТЕТИСе.
   Первый режисс„р мари - А. И. Егоров (Майук), окончил ЦЕТЕТИС в  1935.
В 1934-38 в т-р пришли А. Т. Тихонова, Н. А. Конакова, С.  И.  Савельев,
И.  Т.  Якаев.  В  конце  30-х  гг.  в  труппу  т-ра  влились  также  б.
воспитанники муз.-драм. уч-ща им. Палантая - В. Мазикова, М.  Михайлова,
И. Россыгин и др.
   Т-р гастролировал по республике и в Казани, Чебоксарах, Горьком. Были
пост. спектакли: "Гроза", "Женитьба", "Власть тьмы"; "Ярость" Яновского,
"Любовь Яровая"; "Слава" Гусева, "Как закалялась сталь" и  др.  Из  нац.
драматургии большим успехом пользовались  пьесы  С.  Г.  Чавайна:  драма
"Пасека" и историч. трагедия "Акпатыр" об участии  марийского  народа  в
Крестьянской войне под рук. Пугач„ва (пост.  Н.  Д.  Станиславского).  В
конце 30-х гг. начал свою творч. деятельность марийский драматург С.  Н.
Николаев. Его муз. комедия  "Салика"  выдержала  сотни  представлений  и
сохраняется в репертуаре до сих пор. Театр ставил пьесы Николаева  ("Год
18-й" о прошлом народа мари, комедию "Новые  плоды"  о  совр.  марийской
деревне),  Шкетана  ("Урожай"),  классич.  драматургию   ("Коварство   и
любовь",  "Мещане",  "На  дне").  В  спектаклях   широко   использовался
марийский муз. фольклор ("Воды текут" Николаева, муз. К. Смирнова  и  В.
Миронова). В годы войны были  пост.  патриотич.  спектакли  ("Девушка  в
шинели" Николаева и др.). В 40-х ту, в репертуар вошли пьесы  драматурга
Н. М. Арбана - муз.  комедии  "Летняя  ночь",  "Новые  песни".  Этапными
спектаклями в истории М. т. ид. стали спектакли  "Янлык  Пасэт"  Арбана,
историч. драма "Асан и  Кансыл"  И.  Смирнова,  совр.  жизнь  республики
показал спектакль "В родном селе" А. Волкова. В нач. 50-х гг. пост. муз.
драма Николаева  "Айвика"  (муз.  К.  Смирнова),  разработку  совр.  тем
продолжил спектакль "Ксения" Волкова. Т1?  ставил  классику  -  "Комедию
ошибок" Шекспира,
   "Бедность не порок" и др. В 1962 пост. "Семья" Попова  (образ  В.  И.
Ленина создал нар. арт. Мар. АССР С. И.  Кузьминых),  в  1963  -  первая
марийская опера "Акпатыр" на сюжет одноим„нной драмы С. Г. Чавайна (муз,
Э. Сапаева). Ставятся пьесы молодых  драматургов:  "У  ч„ртова  оврага",
"Два брата" Н. Рыбакова, "На жизненном пути" К. Коршунова и др.
   Среди ведущих деятелей марийского т-ра: засл. деят.  иск-в  РСФСР  С.
Иванов (гл. реж. т-ра с 1957) : нар. арт. Мар. АССР Т. Г. Григорьев,  С.
И. Кузьминых, А. Т. Тихонова, И.  Т.  Якаев;  засл.  арт.  РСФСР  А.  Г.
Страусова; засл. арт. Мар. АССР В. К. Мазикова, М. М. Михайлова,  Г.  М.
Пушкин, А. А. Кудрявцев, И. М. Матвеев.
   Кроме Марийского гос. т-ра им. М. Шкетана, в республике работали нац.
колх. передвижные т-ры в г. Козьмодемьянске  (орг.  1933),  Сернуре,  Н.
Торьяле, Морках и др. Работает рус. драм. т-р (Йошкар-Ола). В 1960-х гг.
созданы нар. т-ры-в с. Морки и в Козьмодемьянске.
   Лит.: Сергеев Л., Под одной крышей, "Театр", 1962, ј10; Гурьев Г., На
спектаклях Марийского театра. "Театр", 1951, ј 10; К р ы ж и ц к и и Г.,
Устами Нила и  Сатина,  "Театральная  жизнь",  1962,  .ј2;  КрыжицкийГ.,
Калашников  М.,  Марий  театр  (1919-19  49),  "Марий  альманах",   ј25,
Йошкар-Ола, 1949(на мар. яз.); Разделы о театре в юбилейных сборниках  к

Страницы: «« « 1449   1450   1451   1452   1453   1454   1455   1456   1457  1458   1459   1460   1461   1462   1463   1464   1465   1466   1467  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия