Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1448   1449   1450   1451   1452   1453   1454   1455   1456  1457   1458   1459   1460   1461   1462   1463   1464   1465   1466  » »»

(тенор). Артистич. деятельность начал в 1899 в Нац. т-ре Брно. В 1901-03
пел в Венской опере под рук. Г. Малера. В 1903-34 - солист Нац.  т-ра  в
Праге. Выступал в Вене, Берлине, Париже, Лондоне,  Гамбурге,  Чикаго.  С
успехом исполнял лирич. и драматич. партии.
   Партии: Далибор, Еник, Ладислав ("Далибор", "Проданная невеста", "Две
вдовы"  Сметаны),  Ленский,  Вертер,  Хозе,  Канио,  Альфред,   Рудольф,
Тангейзер и др.
   Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery  narodniho  divadla,  dl  1-2,  Praha,
1949. Л.Ф. Л.
   МАРИ НВАРД (1853-85) - армянская  актриса.  Род.  в  Константинополе.
Театр,  деятельность  начала  в  труппе  антрепрен„ра  Т.   Фасуладжяна,
принимала  участие  в  гастрольных  спектаклях  этой  труппы   в   Новой
Нахичевани (Ростов-на-До-ну). Возвратившись на родину, играла  в  сезоне
1872- 1873 в труппе антрепрен„ра П. Магакяна, после чего была принята  в
театр. труппу А. Вардовяна и стала  одной  из  выдающихся  актрис  этого
т-ра. После рус.-тур. войны,  когда  в  Константинополе  были  запрещены
спектакли на арм. яз., М. Н. вместе с др. акт„рами переехала в Россию. В
сезоне  1881-82  играла  в  тифлисском   арм.   т-ре.   Особым   успехом
пользовалась в драматич. ролях.
   Роли: Маркрит ("Хатабала" Сундукяна), Софья ("Горе от  ума"),  Агафья
Тихоновна ("Женитьба") и др. Коронной ролью М. Н., исполнением к-рой она
приобрела славу ещ„ в Константинополе, была роль Маргариты Готье в пьесе
А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Г. Т.-С.
   МАРИАНИ (Mariani),  Анджело  (12.Х.1821-  13.VI.1873)  -  итальянский
дириж„р. Учился в фи-лармонич. школе в Равенне и в Болонском муз.  лицее
у  Дж.  Россини.  Как  оперный  дириж„р  впервые  выступил  в   1843   в
Баньякавалло  и  Мессине  ("Сафо"  Пачи-ни).   Дирижировал   в   Милане,
Копенгагене.  Принимал  участие  в  войне  за  независимость  Италии.  В
18521873 - дириж„р т-ра "Карло Феличе" в Генуе. Одновременно выступал  в
др. городах Италии.
   М. был романтич. дириж„ром, его темпераментная интерпретация  оперных
произведений - эффектная, ярко индивидуальная, не всегда соответствовала
авторским указаниям. Исполнял гл. обр. произв. Верди и  Вагнера:  "Луиза
Миллер", "Бал-маскарад", "Дон Карлос" (1867, первая  пост.  в  Италии  -
Болонья, т-р "Комунале"), "Эрнани", "Сила  судьбы";  "Лоэн-грин"  (1871,
первая пост. в Италии,  Болонья,  т-р  "Комунале"),  "Тангейзер"  (1872,
первая пост. в Италии, там же), а также оперы Ш.  Гуно,  Ф.  Галеви,  Ф.
Обера, А. Тома, Дж, Мейербера, Ф. Фаччо и др.  Лит.:  Mantovani  Т.,  A.
Mariani, Roma, 1921;
   Zoppi U., Verdi, Mariani e la Stolz, Mil., 1947. Ce. Г.
   МАРИВО (Marivaux),  Карле  де  Шамблен  (Carici  de'Chamblain),  Пьер
(4.II.1688-12.II.1763) - французский  писатель,  драматург.  Чл.  Франц.
академии (с 1742). Род. в семье королевского чиновника. Изучал право.  В
творчестве М. сказалось воздействие идей англ. просветителей, стремление
найти компромисс между дворянством и буржуазией. В романах М.  отч„тливо
проявились морализирующие тенденции.
   Как  драматург  М.  испытал  влияние  драматургии   Мольера   и   его
последователей, а также воздействие творчества Расина. В своих пьесах М.
широко использовал при„мы итал.  комедии  дель  арте.  Ранняя  пьеса  М.
"Осторожный и справедливый отец, или  Криспен,  удачливый  плут"  (1706,
Лимож - 1708;  написана  в  подражание  Мольеру.  С  1720  М.  постоянно
сотрудничал с  итал.  труппой  Л.  Риккобони,  выступавшей  в  помещении
парижского т-ра "Комеди Итальенн" и поставившей мн. комедии М. В 20-30-е
гг.  М.  написал  любовно-психологич.   комедии   о   "нечаянностях"   и
"превратностях" любви: "Арлекин, воспитанный любовью"  (1720),  "Сюрприз
любви" (1722), "Двойное непостоянство"  (1723),  "Мнимая  служанка,  или
Наказанный плут" (1724), "Игра любви и случая" (1730) (все пост. в  т-ре
"Комеди Итальенн"). Сохраняя тра-диц. маски и сюжетные положения комедии
дель арте, М. сосредоточивал внимание  на  любовных  переживаниях  тонко
чувствующих     аристократов.     В     комедиях     "Остров     рабов",
"Крестьянин-наследник" (обе в 1725" "Комеди Итальенн"), "Триумф Плутона"
(1728, там же) и др. нашли выражение просветительские  идеи,  интерес  к
социальной  проблематике.  В  30-е  гг.  М.  написал  пьесы,  получившие
наибольшую известность: психо-логич. комедии - "Торжество любви"  (1732,
"Комеди  Франсез"),  "Счастливая  уловка"  (1733,  "Комеди   Итальенн"),
"Ложные  признания"  (1737,  там  же),  "комедия   нравов"-"Исправленный
щеголь" (1734,  "Комеди  Франсез"),  "комедия  интриги"-"Ошибка"  (1734,
"Комеди Итальенн")  и  др.  Пьесы  "Школа  матерел",  "Мать-наперсница",
"Нечаянная радость" (1732, 1735,  1738,  "Комеди  Итальенн")  проникнуты
моралистич. тенденциями. В 40-50-х гг. 18 в. М.  написал  ещ„  несколько
пьес, но они значительно слабее его произв. 20-30-х гг.
   M. способствовал освобождению франц.  драматургии  от  классицистскпх
канонов, он создал новый театр.  жанр,  близкий  итал.  нар.  комедии  и
использующий нек-рые при„мы франц.  ярмарочного  т-ра,  вн„с  во  франц.
драматургию изящество, л„гкость, лиризм в построении сюжета, поэтичность
в  трактовке  любовной  темы,  создал  особый  стиль  диалога   (т.   н.
мариво-даж), выдержанный в духе салонной болтовни,  исполненной  тонкого
остроумия, изысканности. В пьесах М. играли: Дж. Р.  Ееноцци  (Сильвия),
А. Данже-виль, А. Лекувр„р, П. Л. Превиль, М. Ж. Фавар, Л. Конта,  Марс,
Ж. Арну-Плесси, Сара Бернар и др. Среди совр. пост. пьес М.  выделяются:
"Ложные признания" (1946, труппа М. Рено  -  Ж.  Л.  Барро),  "Торжество
любви", "Счастливая уловка"  (1955,  1959,  Нац.  нар.  т-р).  В  России
произв. М. были популярны в конце 18 - 1-й пол. 19 вв. Их переводили  В.
И. Лу-кин, А. А. Корсаков, П. А. Катенин и др. В пьесах М. играли А.  Е.
Асенкова, И. И. Сосницкий, А.  М.  Каратыгина.  В  сов.  т-ре  ставилась
комедия "Игра любви и случая" (1945, Белгород; 1961, Уфа).
   Соч.: Theatre complet, t. 1-2, P., 1946; Theatre de Marivaux, t. 1-2,
P., [1956]; Comedies. (Предисл.  и  ком-мент.  Л.  Пот„мкиной),  Moscou,
1961; в рус. пер.- Комедии, М., 1961.
   Лит.: Л е с с и н  г  Г.,  Гамбургская  драматургия,  M.-  Л.,  1936;
История франц. литературы, т. 1, M.-Л., 1946;
   История зап.-европ. театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т.  2,
М., 1957; D'A 1 е m b е г t .T., Eloge de Marivaux, в его кн.:  Oeuvres,
v. III, P., 1821, с. 577-601; L а г-г о u m е t G., Marivaux, sa vie  et
ses oeuvres, P., 1882;
   Deschamps G., Marivaux. P., 1897; A r 1  a  n  d  M.,  Marivaux,  P.,
[1950]; D u r r y M. J., A propos de Marivaux, P., 1960. A. Mux.
   МАРИЙНСКИЙ ТЕАТР - см.  Ленинградский  государственный  академический
театр оперы, и балета имени С. М. Кирова.
   МАРИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.  До  Октябрьской  революции  марийский

Страницы: «« « 1448   1449   1450   1451   1452   1453   1454   1455   1456  1457   1458   1459   1460   1461   1462   1463   1464   1465   1466  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия