|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 » »» (тенор). Артистич. деятельность начал в 1899 в Нац. т-ре Брно. В 1901-03
пел в Венской опере под рук. Г. Малера. В 1903-34 - солист Нац. т-ра в
Праге. Выступал в Вене, Берлине, Париже, Лондоне, Гамбурге, Чикаго. С
успехом исполнял лирич. и драматич. партии.
Партии: Далибор, Еник, Ладислав ("Далибор", "Проданная невеста", "Две
вдовы" Сметаны), Ленский, Вертер, Хозе, Канио, Альфред, Рудольф,
Тангейзер и др.
Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery narodniho divadla, dl 1-2, Praha,
1949. Л.Ф. Л.
МАРИ НВАРД (1853-85) - армянская актриса. Род. в Константинополе.
Театр, деятельность начала в труппе антрепрен„ра Т. Фасуладжяна,
принимала участие в гастрольных спектаклях этой труппы в Новой
Нахичевани (Ростов-на-До-ну). Возвратившись на родину, играла в сезоне
1872- 1873 в труппе антрепрен„ра П. Магакяна, после чего была принята в
театр. труппу А. Вардовяна и стала одной из выдающихся актрис этого
т-ра. После рус.-тур. войны, когда в Константинополе были запрещены
спектакли на арм. яз., М. Н. вместе с др. акт„рами переехала в Россию. В
сезоне 1881-82 играла в тифлисском арм. т-ре. Особым успехом
пользовалась в драматич. ролях.
Роли: Маркрит ("Хатабала" Сундукяна), Софья ("Горе от ума"), Агафья
Тихоновна ("Женитьба") и др. Коронной ролью М. Н., исполнением к-рой она
приобрела славу ещ„ в Константинополе, была роль Маргариты Готье в пьесе
А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Г. Т.-С.
МАРИАНИ (Mariani), Анджело (12.Х.1821- 13.VI.1873) - итальянский
дириж„р. Учился в фи-лармонич. школе в Равенне и в Болонском муз. лицее
у Дж. Россини. Как оперный дириж„р впервые выступил в 1843 в
Баньякавалло и Мессине ("Сафо" Пачи-ни). Дирижировал в Милане,
Копенгагене. Принимал участие в войне за независимость Италии. В
18521873 - дириж„р т-ра "Карло Феличе" в Генуе. Одновременно выступал в
др. городах Италии.
М. был романтич. дириж„ром, его темпераментная интерпретация оперных
произведений - эффектная, ярко индивидуальная, не всегда соответствовала
авторским указаниям. Исполнял гл. обр. произв. Верди и Вагнера: "Луиза
Миллер", "Бал-маскарад", "Дон Карлос" (1867, первая пост. в Италии -
Болонья, т-р "Комунале"), "Эрнани", "Сила судьбы"; "Лоэн-грин" (1871,
первая пост. в Италии, Болонья, т-р "Комунале"), "Тангейзер" (1872,
первая пост. в Италии, там же), а также оперы Ш. Гуно, Ф. Галеви, Ф.
Обера, А. Тома, Дж, Мейербера, Ф. Фаччо и др. Лит.: Mantovani Т., A.
Mariani, Roma, 1921;
Zoppi U., Verdi, Mariani e la Stolz, Mil., 1947. Ce. Г.
МАРИВО (Marivaux), Карле де Шамблен (Carici de'Chamblain), Пьер
(4.II.1688-12.II.1763) - французский писатель, драматург. Чл. Франц.
академии (с 1742). Род. в семье королевского чиновника. Изучал право. В
творчестве М. сказалось воздействие идей англ. просветителей, стремление
найти компромисс между дворянством и буржуазией. В романах М. отч„тливо
проявились морализирующие тенденции.
Как драматург М. испытал влияние драматургии Мольера и его
последователей, а также воздействие творчества Расина. В своих пьесах М.
широко использовал при„мы итал. комедии дель арте. Ранняя пьеса М.
"Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут" (1706,
Лимож - 1708; написана в подражание Мольеру. С 1720 М. постоянно
сотрудничал с итал. труппой Л. Риккобони, выступавшей в помещении
парижского т-ра "Комеди Итальенн" и поставившей мн. комедии М. В 20-30-е
гг. М. написал любовно-психологич. комедии о "нечаянностях" и
"превратностях" любви: "Арлекин, воспитанный любовью" (1720), "Сюрприз
любви" (1722), "Двойное непостоянство" (1723), "Мнимая служанка, или
Наказанный плут" (1724), "Игра любви и случая" (1730) (все пост. в т-ре
"Комеди Итальенн"). Сохраняя тра-диц. маски и сюжетные положения комедии
дель арте, М. сосредоточивал внимание на любовных переживаниях тонко
чувствующих аристократов. В комедиях "Остров рабов",
"Крестьянин-наследник" (обе в 1725" "Комеди Итальенн"), "Триумф Плутона"
(1728, там же) и др. нашли выражение просветительские идеи, интерес к
социальной проблематике. В 30-е гг. М. написал пьесы, получившие
наибольшую известность: психо-логич. комедии - "Торжество любви" (1732,
"Комеди Франсез"), "Счастливая уловка" (1733, "Комеди Итальенн"),
"Ложные признания" (1737, там же), "комедия нравов"-"Исправленный
щеголь" (1734, "Комеди Франсез"), "комедия интриги"-"Ошибка" (1734,
"Комеди Итальенн") и др. Пьесы "Школа матерел", "Мать-наперсница",
"Нечаянная радость" (1732, 1735, 1738, "Комеди Итальенн") проникнуты
моралистич. тенденциями. В 40-50-х гг. 18 в. М. написал ещ„ несколько
пьес, но они значительно слабее его произв. 20-30-х гг.
M. способствовал освобождению франц. драматургии от классицистскпх
канонов, он создал новый театр. жанр, близкий итал. нар. комедии и
использующий нек-рые при„мы франц. ярмарочного т-ра, вн„с во франц.
драматургию изящество, л„гкость, лиризм в построении сюжета, поэтичность
в трактовке любовной темы, создал особый стиль диалога (т. н.
мариво-даж), выдержанный в духе салонной болтовни, исполненной тонкого
остроумия, изысканности. В пьесах М. играли: Дж. Р. Ееноцци (Сильвия),
А. Данже-виль, А. Лекувр„р, П. Л. Превиль, М. Ж. Фавар, Л. Конта, Марс,
Ж. Арну-Плесси, Сара Бернар и др. Среди совр. пост. пьес М. выделяются:
"Ложные признания" (1946, труппа М. Рено - Ж. Л. Барро), "Торжество
любви", "Счастливая уловка" (1955, 1959, Нац. нар. т-р). В России
произв. М. были популярны в конце 18 - 1-й пол. 19 вв. Их переводили В.
И. Лу-кин, А. А. Корсаков, П. А. Катенин и др. В пьесах М. играли А. Е.
Асенкова, И. И. Сосницкий, А. М. Каратыгина. В сов. т-ре ставилась
комедия "Игра любви и случая" (1945, Белгород; 1961, Уфа).
Соч.: Theatre complet, t. 1-2, P., 1946; Theatre de Marivaux, t. 1-2,
P., [1956]; Comedies. (Предисл. и ком-мент. Л. Пот„мкиной), Moscou,
1961; в рус. пер.- Комедии, М., 1961.
Лит.: Л е с с и н г Г., Гамбургская драматургия, M.- Л., 1936;
История франц. литературы, т. 1, M.-Л., 1946;
История зап.-европ. театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 2,
М., 1957; D'A 1 е m b е г t .T., Eloge de Marivaux, в его кн.: Oeuvres,
v. III, P., 1821, с. 577-601; L а г-г о u m е t G., Marivaux, sa vie et
ses oeuvres, P., 1882;
Deschamps G., Marivaux. P., 1897; A r 1 a n d M., Marivaux, P.,
[1950]; D u r r y M. J., A propos de Marivaux, P., 1960. A. Mux.
МАРИЙНСКИЙ ТЕАТР - см. Ленинградский государственный академический
театр оперы, и балета имени С. М. Кирова.
МАРИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. До Октябрьской революции марийский
Страницы: «« « 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |