|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 » »» Опера "Буря" по Шекспиру (1956, Венская гос. опера) отличается
характерным для М. лирико-эпич. складом музыки. Автор балетов: "Голубой
цветок" (соч. 1936), "Сказка о Золушке" (1941, Базель), "Дурнушка"
(1954, "Сэдлерс-Уэллс балле") и др., музыки к спектаклям "Царь Эдип"
(1923) и "Эдип в Колоне" (1924) по Софоклу, "Ромео и Джульетта" (1927);
"Аталия" Расина (1946) и др. С 1946 жив„т в Голландии. Поч„тный
доктор Женевского ун-та (1949).
Лит.: F i e с h t n e r M. A., Fr. Martin, "Musica", 1952, VI; Klein
R., Frank Martin. Sein Leben und Werk W., 1960. Ал. М.
МАРТЕРШТЕЙГ (Martersteig), Макс (11. II. 1853 - 3. XI. 1926) -
немецкий акт„р, режисс„р, историк театра. Театр, образование получил под
рук. О. Дев-риента. Артистич. деятельность начал в 1873 в Д„бель-не -
дебютировал в роли Карла VII ("Орлеанская дева" Шиллера). М. работал в
т-рах Франкфурта-на-Одере, Веймара, Майнца. Вскоре М. отош„л от
акт„рской деятельности и выступал как режисс„р. В 1885-90 - гл. режисс„р
и директор Нац. т-ра в Мангсйме, затем режисс„р т-ров в Берлине
(18981905), К„льне (1905-11). В Лейпциге (1912-18) M. руководил драм.
т-ром, т-ром оперы и балета, т-ром оперетты. М. был сторонником классич.
репертуара, ставил Шекспира, Шиллера, Г„те, Ф. Хеббеля, X. Граббе, а
также Ибсена, Стриндберга, муз. драмы Вагнера. Большое значение имели
театровсдч. исследования М., он написал ряд ценных работ по истории нем.
т-ра: капитальный труд "Немецкий театр 19 в." и др. М.- поч„тный доктор
философии (1921).
Соч.: Die Protokolle des Mannheimer Nationaltheaters unter Dalberg
aus den Jahren 1781-1789, Mannheim, 1890;
Das deutsche Theater im 19. Jahrhundert, Lpz., 1904, 2. Aufl., Lpz.,
1924.
Лит.: G r e i n e r W., M. Martersteig, der Buhnenleiter und
Schriftsteller, Emsdetten, 1938. Ham. В.
МАРТЙ (Marti), Хосе (28. I. 1853 - 19.V. 1895') - кубинский поэт,
философ, драматург. Выдающийся обществ, и политич. деятель, борец за
независимость Кубы. Один из создателей Кубинской революц. партии. Лит.
деятельность начал драмой в стихах "Абдала" (1869) о нубийском вожде,
отстоявшем независимость своей родины. Эта пьеса прославляет свободу,
борьбу за освобождение от иноземного гн„та. Искренность и патриотизм
пьесы определили е„ популярность среди современников. М. написал также
драму "Прелюбодейка", одноактную комедию "За любовь любовью платят"
(1875, т-р "Принсипаль", Мехико). Находясь в качестве эмигранта в
Мексике (1875-76), М. писал статьи о театр. иск-ве, утверждал его
воспитат. роль, призывал к созданию в странах Лат. Америки нац. т-ра,
отражающего жизнь народа, помогающего в борьбе за свободу. Принимал
участие во всепар. восстании против Испании и был убит в бою. Народ чтит
память М. как нац. героя.
Соч.: Obras completas, v. 1-15, La Habana - Wash., 1900-19; Obras
completas, v. 1-2, La Habana, 1946 (v. 2, Teatro, с. 1501-1580); в рус.
пер. - Абдала, в кн.: Хосе М а р т и. Избранное, М., 1956 (на с. 3-20
ст. В. Столбова о X. М.).
Лит.: Baralt у Lacharie L. A., Marti y el teatro, "Universidad de La
Habana", La Habana (Cuba), 1941, ј XXXIX, с. 182-210. JJ. X.
МАРТИН (Martin), Джон (р. 1893) - американский балетный критик. В
1927-62 - критик газеты "Нью-Йорк Тайме". Длительное время отстаивал
принципы танца "модерн". После гастролей в США англ. балетной труппы
"Сэдлерс-Уэллс" (1949 и др. годы) и труппы Большого т-ра (1959) уделяет
большое внимание классич. танцу. Автор книг о совр. танце и статей в
амер. журналах и энциклопедиях. Соч.: The modern dance, N. Y., 1933;
World book of modern ballet, N. Y., 1952. Ham. P.
МАРТИН (Martin), Карл Хейнц (6. V. 1888 - 13. I. 1948) - немецкий
режисс„р и театральный деятель. Творч. деятельность начал в Мангейме в
1907. Затем был режисс„ром т-ров во Франкфурте-на-Майне, в Гамбурге,
работал в т-ре под рук. Йеснера, в Гос. т-ре и Каммершпиле"
(одновременно ставил спектакли в др. берлинских т-рах). В
1945-48-интендант берлинского т-ра им. Хеббеля. М. получил известность
как один из представителей экспрессионистского направления в т-ре; для
его творчества характерна заостр„нность драматич. акцентов, подч„ркнутая
пла-катность в раскрытии идеи произведения. М. ставил Пьесы Толлера:
"Разрушители машин", "Поворот";
Кайзера, Грильпарцера, Ведекинда и др. и классич. драматургию:
"Гамлет", "Отелло"; "Орлеанская дева" Шиллера, "Пентесилея" Клейста,
"Ганнибал" Граббе. МАРТИНЕЛЛИ (Martinelli), Джованни (р. 22. X. 1885,
Монтаньяна, близ Падуи) - итальянский артист оперы (драматич. тенор).
Пению обучался в Милане у Дж. Мандолини. Дебютировал в 1910 на сцене
миланского т-ра "Даль Верме". Талант М. привл„к внимание Дж. Пуччини,
к-рый пригласил его исполнить партию Ника в своей опере "Девушка с
Запада" (1911, Неаполь, т-р "Сан-Карло"), и А. Тосканини. В 1912 М. пел
в т-рах "Ковент-Гарден", "Ла Скала" В 1913-43 систематически выступал в
т-ре "Метрополитен-опера", одновременно гастролировал во мн. городах
Америки и Европы. Один из выдающихся птал. теноров 20 в. С особым
успехом выступал в операх Верди (наряду с Та-маньо лучший исп. партии
Отолло) и компози-торов-веристов. М. обладал сильным голосом, неск.
металлпч. тембра, бурным сценич. темпераментом, ярко раскрывавшимся в
героич. партиях. В 1946 оставил сцену, преподавал пение.
Партии: Радамес, Канио, Рудольф; Лорис ("Федора" Джордано), Эдгар
("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Фауст; Дон Карл ос (о. п. Верди),
Хозе; Самсон ("Самсон п Далила" Массне), Елеазар ("Дочь кардинала"
Галеви), Ленский (впервые в "Метрополитен-опера", 1920) и др.
Лит .-М о n a l d i G., Cantanti celebri. Roma, 1929;
L a u г i-V o l p i G., Voci parallele, Milano, [1955]. Св. Г.
МАРТИНЕЛЛИ (Martinelli) - семья итальянских акт„ров комедии дель
арте. Тристано (ок. 1556-1630). Прославился как исполнитель маски
Арлекина. Играл в крупнейших итал. труппах комедии дель арте:
"Конфиденти", "Аччези", "Федели", "Дезиози". Получил широкую
популярность не только на родине, но и в др. странах. Вместе с братом
Дру-зпано выступал в Англии (в 1577-78), Испании (в 1588), Особенно
известен был во Франции при дворе Генриха IV и Марии Медичи.
Друзиано (конец 16 - сер. 17 вв.) - брат Трнстапо М. В нач. сценич.
деятельности выступал в роли Арлекина, однако уступал в мастерстве
своему брату. Большую известность приобр„л как антрепрен„р (капокомико)
трупп комедии дель арте. Много гастролировал по Италии и за границей. Р.
Кр.
МАРТИНЕС ДЕ ЛА POCA (Martinez de la Rosa), Франсиско (10. III.
Страницы: «« « 1457 1458 1459 1460 1461 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |