Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471   1472  1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482  » »»

нар. гулянья театрализованного характера под открытым небом - карнавалы.
Участники цеховых городских праздников  также  выступали  в  маскарадных
костюмах и масках.  Одновременно  М.  вошли  в  придворные  празднества,
принимая форму разл. театр. зрелищ (интерлюдии, мо-рески, маски и  др.).
М. существовали и в России. В  нач.  18  в.  М.  вводились  Петром  I  в
качестве  общественного  увеселения.  Нек-рые  М.   представляли   собой
триумфальные празднества, посвящ„нные i ому или иному  нолитич.  событию
(напр.,  М.  в  ознаменование  Ништадтского  мира   1721,   завершившего
победоносную  войну  России  со   Швецией),   приобретали   иногда   вид
театрализованных   шествий   (напр.,   М.    "Торжествующая    Минерва",
поставленный в  1763  в  Москве  Ф.  Г.  Волковым  по  случаю  коронации
Екатерины II). Со 2-й половины 18  в.  М.  чаще  всего  носили  характер
публичных балов.
   В СССР М. распространены как одна из форм массового нар.  празднества
(М. в Центр, парке культуры и отдыха в Москве во  2-й  пол.  30-х  гг.).
Балы-М. устраиваются также в рабочих клубах, в  школах,  высших  учебных
заведениях. 2) Танцевальные выходы (антре) на придворных балах начала 17
в. (Франция), исполнители к-рых  выступали  в  масках,  носили  название
балетов-маскарадов.  Во  2-й  пол.  17  в.   эта   форма   танцевального
представления была использована  в  комедиях-балетах  Ж.  Б.  Мольера  и
операх-балетах Ж. Б. Люлли.
   "МАСКАРАД"- драма в 4 д. в стихах М. Ю.Лермонтова. 1-я ред.  в  3  д.
соч. 1835 (не сохранилась); 2-я ред. в 4 д.-1835 и 3-я ред.  (под  назв.
"Арбенин" в 5 д.)- 1836. Долгие годы "М." был запрещ„н к  представлению.
В отрывках (3-я сцена 1-го и  2-я  сцена  3-го  действий)  "М."  сыграли
любители 31 янв. 1847 в г. Галиче Костромской губ. Первое  представление
отдельных сцен "М." на проф. сцене - 27 OKT. 1852 в Александрийском т-ре
(Арбенин - В. Каратыгин, Нина - Читау). В  Малом  т-ре  отдельные  сцены
"М." были  показаны  21  янв.  1853  (Арбенин  -  Полтавцев,  .  Нина  -
Васильева). Полностью "М." пост. 24 сент. 1862 в Малом т-ре  (Арбенин  -
Самарин), 1863 (Арбенин - Вильде, Нина - Федотова, Казарин -  Полтавцев,
Шприх- Шумский), 13 янв. 1864 - Александрийский т-р  (Арбенин-  Аграмов;
1889, возобн. отд. сцен, Арбенин - Сазонов, Нина -  Савина),  Пушкинский
т-р Бренко (1880, Арбенин - Писарев, Чарский,  Нина  -  Глама-Мещерская,
Шприх - Андреев-Бурлак), Т-р Корша (1882, 1888, 1912).  Арм.  труппа  П.
Адамяна, Москва (1893, Арбенин - Адамян), т-р Неметти, Петербург (1893),
Василеостровский  т-р,  Петербург  (1899),  т-р  Лит.-художеств.  об-ва,
Петербург (1900), Нар. дом, Петербург  (1914),  Оренбургский,  Самарский
т-ры (1868), Одесский (1875), Новочеркасский (1909,  Арбенин  -  Слонов)
т-ры, Т-р Соловцова в Киеве (1891,  Арбенин  -  Мичурин-Самойлов;  1901,
1914) и др.
   25 февр. 1917 "М." пост. в  Александрийском  т-ре  (реж.  Мейерхольд,
худ. Головин, комп. Глазунов; Арбенин - Юрьев, Нина  -  Рощина-Инсарова,
баронесса Штраль - Тиме, Казарин -Горин-Горяинов;  возобн.  1919,  1933,
1938).
   На сов. сцене "М." ставили Бакинский рабочий т-р (1934),  Воронежский
т-р (1936, реж. Варшавский, Арбенин - Поляков), Куйбышевский т-р  (1937;
1951, Арбенин-Бурэ), Горьковский т-р (1940), Казанский т-р  (1940),  Т-р
им.  Вахтангова  (1941,  комп.  А.  Хачатурян,  Арбенин   -   Толчанов),
Саратовский т-р (1941, Арбенин - Слонов; 1954), Т-р" им.  Хамзы  (1945),
Т-р им. Марджанишвили (1946, реж. Куши-ташвили, Арбенин  -  Годзиашвили,
Закариадзе), Т-р  им.  Сундукяна  (1949;  реж.  А.  Гулакян,  Арбенин  -
Вагаршян,
   Папазян, Джанибекян, Нина - Симонян), Ленинградский Новый т-р (1952),
Т-р   им.   Моссовета   (1952,    реж.    Завадский,    Анисимова-Вульф,
АрбенинМордвинов, Каза-рин- Плятт, Неизвестный-Оленин;  1963),  Киевский
т-р им. Леси Украинки (1953, реж. К. Хохлов, Арбенин -  Бело-усов),  Т-р
им. Кингисеппа (1956, реж. Таммур, Арбенин - Карм), Бакинский  рус.  т-р
(1959,  Арбенин-Мякишев),  Малый  т-р  (1962,  реж.  Варпаховский,  худ.
Стенберг, Арбенин - Цар„в, Нина - Роек).
   "М." был пост. за рубежом: Висбаденский  т-р  (1928),  Народный  т-р,
София (1946), театр "Д-34", Прага (50-е  гг.),  "Т-р  Польски",  Варшава
(1958).
   Издания.-Первые  публикации:  "М."  (2  ред.)-  Стихотворения  М.  Ю.
Лермонтова, ч. 3, СПБ, 1842; Первая публикация "М." (3 ред.) -  "Русская
старина", т. 14, СПБ, 1875; Последующие изд.: Полн. собр.  соч.,  т.  3,
СПБ, 1910. Сов. изд.: Лермонтов М. Ю., Полн. собр. соч.,  т.  4,  М.-Л.,
1935; Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1962.
   Лит.: Г о ян Г., Гликерия Федотова, М.-Л., 1940, с. 62-66; "Маскарад"
Лермонтова. Сб. статей, М.-Л., 1941;  Ломунов  К.,  Сценическая  история
"Маскарада" Лермонтова, в сб.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова,  М.,
1941; Волков Н., Мейерхольд, т. 2, М.-Л., 1929;
   Юрьев Ю., Записки. Письма, статьи, речи. 1872-1919, М.-Л.,  1948,  с.
527-51, 637-51; Прокопенко Л., Первая постановка  "Маскарада",  "Театр",
М., 1959, .ј 10;
   Зограф Н. Г., Малый театр  второй  половины  XIX  в.,  М.,  1960,  с.
118-20. А. Шн.
   МАСКЕРОНИ (Mascheroni), Эдоардо (4.  IX.  1859  -  4.  III.  1941)  -
итальянский дириж„р. Дебютировал в 1880 на сцене т-ра "Гранде" в Брешии,
затем дирижировал в Ливорно, Болонье и др. итал.  городах.  В  1884  был
приглаш„н в римский т-р "Аполло", где пост. "Фиделио" Бетховена (впервые
в  Италии).  По  рекомендации  Дж.  Верди  и  А.  Бойто   был   назначен
руководителем т-ра "Ла Скала"; в 1891  с  триумфом  дирижировал  операми
"Валли" Каталани и "Тангей-зер". В 1893 здесь же осуществил первую итал.
пост. "Фауста" и в том же году - первую пост. "Фальстафа" (Верди  назвал
М. третьим автором своей оперы). Выступал в  Барселоне,  Мадриде  и  др.
городах Европы. М. был одним из лучших итальянских оперных дириж„ров.
   В его репертуаре были оперы Дж. Верди, Г. Спонтини, Г. Доницетти,  А.
Понкьелли, П. Масканьи,  Дж.  Пуччини,  А.  Бойто,  Р.  Вагнера,  М.  П.
Мусоргского ("Борис Годунов", 1921, Неаполь) и др. композиторов.
   Автор опер- "Лоренца"  (1901,  т-р  "Костанци",  Рим),  "Пе-руджинка"
(1909, т-р "Сан-Карло", Неаполь).
   Лит.: Labronio A., E. Mascheroni, "La Nazione", Firenze, 1941, 4 apr.
Ce. Г.
   МАСКИ - увеселительное придворное представление в Англии  16-17  вв.,
приуроченное к торжественному пиршеству (гл. обр. свадебному). В истоках
своих связано  с  феодально-рыцарскими  празднествами  -  междуяствиями.
Основу М. составляли танцы и шествия в маскарадных костюмах под  музыку,
чередующиеся с выступлениями певцов  и  поэта,  читающего  пояснительный
текст. Исполнителями М. были как любители, так  и  акт„ры-профессионалы.

Страницы: «« « 1464   1465   1466   1467   1468   1469   1470   1471   1472  1473   1474   1475   1476   1477   1478   1479   1480   1481   1482  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия