|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 » »» нар. гулянья театрализованного характера под открытым небом - карнавалы.
Участники цеховых городских праздников также выступали в маскарадных
костюмах и масках. Одновременно М. вошли в придворные празднества,
принимая форму разл. театр. зрелищ (интерлюдии, мо-рески, маски и др.).
М. существовали и в России. В нач. 18 в. М. вводились Петром I в
качестве общественного увеселения. Нек-рые М. представляли собой
триумфальные празднества, посвящ„нные i ому или иному нолитич. событию
(напр., М. в ознаменование Ништадтского мира 1721, завершившего
победоносную войну России со Швецией), приобретали иногда вид
театрализованных шествий (напр., М. "Торжествующая Минерва",
поставленный в 1763 в Москве Ф. Г. Волковым по случаю коронации
Екатерины II). Со 2-й половины 18 в. М. чаще всего носили характер
публичных балов.
В СССР М. распространены как одна из форм массового нар. празднества
(М. в Центр, парке культуры и отдыха в Москве во 2-й пол. 30-х гг.).
Балы-М. устраиваются также в рабочих клубах, в школах, высших учебных
заведениях. 2) Танцевальные выходы (антре) на придворных балах начала 17
в. (Франция), исполнители к-рых выступали в масках, носили название
балетов-маскарадов. Во 2-й пол. 17 в. эта форма танцевального
представления была использована в комедиях-балетах Ж. Б. Мольера и
операх-балетах Ж. Б. Люлли.
"МАСКАРАД"- драма в 4 д. в стихах М. Ю.Лермонтова. 1-я ред. в 3 д.
соч. 1835 (не сохранилась); 2-я ред. в 4 д.-1835 и 3-я ред. (под назв.
"Арбенин" в 5 д.)- 1836. Долгие годы "М." был запрещ„н к представлению.
В отрывках (3-я сцена 1-го и 2-я сцена 3-го действий) "М." сыграли
любители 31 янв. 1847 в г. Галиче Костромской губ. Первое представление
отдельных сцен "М." на проф. сцене - 27 OKT. 1852 в Александрийском т-ре
(Арбенин - В. Каратыгин, Нина - Читау). В Малом т-ре отдельные сцены
"М." были показаны 21 янв. 1853 (Арбенин - Полтавцев, . Нина -
Васильева). Полностью "М." пост. 24 сент. 1862 в Малом т-ре (Арбенин -
Самарин), 1863 (Арбенин - Вильде, Нина - Федотова, Казарин - Полтавцев,
Шприх- Шумский), 13 янв. 1864 - Александрийский т-р (Арбенин- Аграмов;
1889, возобн. отд. сцен, Арбенин - Сазонов, Нина - Савина), Пушкинский
т-р Бренко (1880, Арбенин - Писарев, Чарский, Нина - Глама-Мещерская,
Шприх - Андреев-Бурлак), Т-р Корша (1882, 1888, 1912). Арм. труппа П.
Адамяна, Москва (1893, Арбенин - Адамян), т-р Неметти, Петербург (1893),
Василеостровский т-р, Петербург (1899), т-р Лит.-художеств. об-ва,
Петербург (1900), Нар. дом, Петербург (1914), Оренбургский, Самарский
т-ры (1868), Одесский (1875), Новочеркасский (1909, Арбенин - Слонов)
т-ры, Т-р Соловцова в Киеве (1891, Арбенин - Мичурин-Самойлов; 1901,
1914) и др.
25 февр. 1917 "М." пост. в Александрийском т-ре (реж. Мейерхольд,
худ. Головин, комп. Глазунов; Арбенин - Юрьев, Нина - Рощина-Инсарова,
баронесса Штраль - Тиме, Казарин -Горин-Горяинов; возобн. 1919, 1933,
1938).
На сов. сцене "М." ставили Бакинский рабочий т-р (1934), Воронежский
т-р (1936, реж. Варшавский, Арбенин - Поляков), Куйбышевский т-р (1937;
1951, Арбенин-Бурэ), Горьковский т-р (1940), Казанский т-р (1940), Т-р
им. Вахтангова (1941, комп. А. Хачатурян, Арбенин - Толчанов),
Саратовский т-р (1941, Арбенин - Слонов; 1954), Т-р" им. Хамзы (1945),
Т-р им. Марджанишвили (1946, реж. Куши-ташвили, Арбенин - Годзиашвили,
Закариадзе), Т-р им. Сундукяна (1949; реж. А. Гулакян, Арбенин -
Вагаршян,
Папазян, Джанибекян, Нина - Симонян), Ленинградский Новый т-р (1952),
Т-р им. Моссовета (1952, реж. Завадский, Анисимова-Вульф,
АрбенинМордвинов, Каза-рин- Плятт, Неизвестный-Оленин; 1963), Киевский
т-р им. Леси Украинки (1953, реж. К. Хохлов, Арбенин - Бело-усов), Т-р
им. Кингисеппа (1956, реж. Таммур, Арбенин - Карм), Бакинский рус. т-р
(1959, Арбенин-Мякишев), Малый т-р (1962, реж. Варпаховский, худ.
Стенберг, Арбенин - Цар„в, Нина - Роек).
"М." был пост. за рубежом: Висбаденский т-р (1928), Народный т-р,
София (1946), театр "Д-34", Прага (50-е гг.), "Т-р Польски", Варшава
(1958).
Издания.-Первые публикации: "М." (2 ред.)- Стихотворения М. Ю.
Лермонтова, ч. 3, СПБ, 1842; Первая публикация "М." (3 ред.) - "Русская
старина", т. 14, СПБ, 1875; Последующие изд.: Полн. собр. соч., т. 3,
СПБ, 1910. Сов. изд.: Лермонтов М. Ю., Полн. собр. соч., т. 4, М.-Л.,
1935; Собр. соч., т. 3, М.-Л., 1962.
Лит.: Г о ян Г., Гликерия Федотова, М.-Л., 1940, с. 62-66; "Маскарад"
Лермонтова. Сб. статей, М.-Л., 1941; Ломунов К., Сценическая история
"Маскарада" Лермонтова, в сб.: Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова, М.,
1941; Волков Н., Мейерхольд, т. 2, М.-Л., 1929;
Юрьев Ю., Записки. Письма, статьи, речи. 1872-1919, М.-Л., 1948, с.
527-51, 637-51; Прокопенко Л., Первая постановка "Маскарада", "Театр",
М., 1959, .ј 10;
Зограф Н. Г., Малый театр второй половины XIX в., М., 1960, с.
118-20. А. Шн.
МАСКЕРОНИ (Mascheroni), Эдоардо (4. IX. 1859 - 4. III. 1941) -
итальянский дириж„р. Дебютировал в 1880 на сцене т-ра "Гранде" в Брешии,
затем дирижировал в Ливорно, Болонье и др. итал. городах. В 1884 был
приглаш„н в римский т-р "Аполло", где пост. "Фиделио" Бетховена (впервые
в Италии). По рекомендации Дж. Верди и А. Бойто был назначен
руководителем т-ра "Ла Скала"; в 1891 с триумфом дирижировал операми
"Валли" Каталани и "Тангей-зер". В 1893 здесь же осуществил первую итал.
пост. "Фауста" и в том же году - первую пост. "Фальстафа" (Верди назвал
М. третьим автором своей оперы). Выступал в Барселоне, Мадриде и др.
городах Европы. М. был одним из лучших итальянских оперных дириж„ров.
В его репертуаре были оперы Дж. Верди, Г. Спонтини, Г. Доницетти, А.
Понкьелли, П. Масканьи, Дж. Пуччини, А. Бойто, Р. Вагнера, М. П.
Мусоргского ("Борис Годунов", 1921, Неаполь) и др. композиторов.
Автор опер- "Лоренца" (1901, т-р "Костанци", Рим), "Пе-руджинка"
(1909, т-р "Сан-Карло", Неаполь).
Лит.: Labronio A., E. Mascheroni, "La Nazione", Firenze, 1941, 4 apr.
Ce. Г.
МАСКИ - увеселительное придворное представление в Англии 16-17 вв.,
приуроченное к торжественному пиршеству (гл. обр. свадебному). В истоках
своих связано с феодально-рыцарскими празднествами - междуяствиями.
Основу М. составляли танцы и шествия в маскарадных костюмах под музыку,
чередующиеся с выступлениями певцов и поэта, читающего пояснительный
текст. Исполнителями М. были как любители, так и акт„ры-профессионалы.
Страницы: «« « 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 1481 1482 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |