|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 » »» сказок, фольклора. М. впервые обратился к детскому т-ру ещ„ в 1920-22 в
Краснодаре, где он был одним из инициаторов создания "Детского городка",
в к-ром был также организован Т-р для детей. М. написал для этого т-ра
пьесы-сказки "Сказка про козла", "Петрушка", "Кошкин дом" и др. В
1923-25 М. работал в Ленингр. ТЮЗе зав. репертуаром. В 1940 в Центр,
т-ре кукол была пост. пьеса М. "Терем-теремок", в 1947-"Кошкин дом". В
1941 в Центральном детском т-ре-"Сказки" ("Теремок", "Сказка про
козла"). Лучшие пьесы-сказки М.: "Двенадцать месяцев" (Гос. пр. СССР,
1946) (пост. 1947, Моск. ТЮЗ; 1948, МХАТ) и "Горя бояться - счастья не
видать" (1954, Театр им. Вахтангова). Герои пьес М. - добрые,
трудолюбивые и мужественные люди Для драматургии М. характерна острота и
отч„тливость основного конфликта: борьба добра со злом. Пьесы его
проникнуты пафосом жизнеутвер-ждения, прославляют смелость,
находчивость, самоотверженность, воспитывают в детях любовь к труду, к
родине. Пьесы-сказки М. ставятся во мн. проф. т-рах и самодеят.
коллективах.
За свою лит. деятельность М. удостоен Гос. пр. СССР в 1942, 1949,
1951 и Ленинской пр. 1963 за книгу "Избранная лирика".
Соч.: Сказки для чтения и представления, М., 1962;
Сочинения в четыр„х томах, М., 1957-1960; Театр для детей, Краснодар,
1922 (совм. с Васильевой Е.).
Лит.: Шпет Л., Сказка как сценический жанр, "Театр", 1951, ј 3;
Смирнова В., С. Я. Маршак. Критико-библ. очерк М., 1954; Г а л а н о в
Б., С. Я. Маршак. Очерк жизни и творчества, [2 изд., доп.], М., 1957.
Jy. p
МАРШНЕР (Marschner), Генрих Август (16. VIII.' 1795 - 14. XII. 1861)
- немецкий композитор. Учился музыке в Лейпциге под рук. И. Шихта.
Работал капельмейстером в . Дрездене (1824-26), Лейпциге (1827-31) и
Ганновере (1831-59). Принадлежит к крупнейшим мастерам нем. романтич.
оперы. Его творчество является связующим звеном между Вебером и ранним
Вагнером. Оперы М., преим. на ср.-век. сюжеты и нар. сказания,
показывают столкновение людей с таинственным миром духов. М. развивает
муз. драматургию (психологическую трактовку образов, симфонизм
оркестровых эпизодов), хотя по форме его произв. остаются близки
зинг-шпилю. Лучшие оперы М.: "Вампир" (1828, Гор. т-р, Лейпциг);
"Храмовник и еврейка" (по "Айвенго" В. Скотта, 1829, там же), "Ганс
Гейлинг" (1833, Придворная опера, Берлин).
Др. оперы: "Сайдар и Зулима" (1818, Пресбург), "Невеста сокольничего"
(1832, Лейпциг), "Замок близ Этны" (1836, Лейпциг), "Адольф Нассауский"
(1845, Дрезден), "Король песен Хьярне" (1863, Франкфурт-на-Майне). М.
принадлежит также музыка к спектаклям ("Принц Фридрих Гом-бургский"
Клейста, 1821, и др.) и произв. в др. жанрах.
Лит.: Wittmann M. E., Marschner, Lpz., 1.1897 ];
G a a t z H., Die Opern Heinrich Marschners, Lpz., 1912;
Marschner-Erinnerungen, hrsg. von G. Fischer, Hannover, 1918. Ал. М.
МАРЬЯНЕНКО (наст. фам.- Петлишенко), Иван Александрович [28. V(9.
VI). 1878 - 4. XI. 1962] - украинский советский акт„р. Нар. арт. СССР
(1944). Родился в семье крестьянина-бедняка в селе Марьяновке Херсонской
губернии (отсюда псевдоним). Дядя М., выдающийся укр. акт„р и драматург
М. Л. Кропивницкий, помог мальчику окончить Купянское уездное уч-ще, а в
1895 принял его в свою труппу. Успех акт„ру принесла роль Власа ("Олеся"
Кропивницкого), подготовленная под рук. Кропивницкого. В 1899 М. переш„л
в труппу О. 3. Суслова. Исполнял здесь роли лирич. любовников в укр.
пьесах и комедийные роли в рус. опереттах. Среди лучших ролей этого
периода: Квитка, Василий ("Талант", "Цыганка Аза" Старицкого), Борис
("Пока солнце взойд„т, роса очи выест" Кропивницкого), Игнат
("Бесталанная" Карпенко-Карого). Гастролируя с труппой Суслова в Москве
и Петербурге, знакомился с театр. иск-вом. В 1907 поступил в первый
постоянный укр. т-р Н. К. Садовского в Киеве, проработал здесь до 1914.
Работа с М. Зань-ковецко.й и Н. Садовским способствовала развитию
мастерства М. В этом т-ре он созда„т преимущ. героич. образы: Панас,
Игнат Голый, Тарас ("Бурлак", "Савва Чалый", "Бондаривна"
Карпенко-Карого), играл также роли Хлестакова, Жадова; Дон-Жуана
{"Каменный властелин" Леси Украинки). Эти разнохарактерные роли стали
этапными в творчестве М.
В 1915 М. сформировал т-во укр. акт„ров, в состав которого входили
молод„жь и корифеи укр. т-ра М. Заньковецкая и П. Саксаганский. М.
выступал как режисс„р и акт„р. В 1917 был одним из организаторов Нац.
т-ра, где впервые на укр. сцене создал образ Тартюфа. В 1918 играл в
Киевском гос. драм. т-ре (возчик Геншель в о. п. Гауптмана), в 1919-23в
Т-ре им. Шевченко (Киев) и в Нар. т-ре (там же). Роли: Анзорге ("Ткачи"
Гауптмана, 1919), Эрнульф ("Северные богатыри" Ибсена). Горячую реакцию
нового зрителя - красноармейцев - вызывало исполнение М. роли Гонты
(инсц. поэмы "Гайдамаки" Шевченко, 1920). В 1923 М. вступил в труппу
т-ра "Берез?ль" (ныне Харьковский т-р им. Шевченко), где работал до 1958
(перерыв 1925). Развивая традиции Кро-пивницкого, Заньковецкой,
Садовского и Саксаган-ского, М. создал на сцене этого т-ра галерею
образов в комедии, драме и трагедии.
Роли: Девидсон ("Седи" Моэма и Колтона, 1926), Потоцкий, Финоген,
Омелько ("Савва Чалый", 1927, "Хозяин", 1932, "Мартын Боруля", 1934,
Карпенко-Карого), Вершинин ("Бронепоезд 14-69", 1928), Стрижень, Берест,
Кузьма Рыжов, Богдан, Горлов ("Гибель эскадры", 1933, "Платон Кречет",
1934, "Правда", 1937, "Богдан Хмельницкий", 1939, "Фронт", 1942,
Корнейчука), Прохор ("Bacca Желез-нова", 1935), Барон ("Скупой рыцарь"
Пушкина, 1937), Горностаев ("Любовь Яровая", 1937), Дикой ("Гроза",
1938), Кичатый ("Назар Стодоля" Шевченко, 1939), Феликс Гранде {"Евгения
Гранде" по Бальзаку, 1940), Ярослав Мудрый (о. п. Кочерги; Гос. пр.
СССР, 1947), Пушкарь ("Навеки вместе" Дмитерко, 1950), Земляника
("Ревизор", 1952), Стефан Петрич ("Любовь на рассвете" Галана, 1952).
С 1917 в„л педагогич. работу (с 1946-профессор кафедры акт„рского
мастерства в Харьковском ин-те театр. иск-ва). Свой многолетний опыт
работы М. обобщил в книге "Прошлое украинского театра" (1954).
Лит.: Гельфандбеин Г., И. О. Мар'яненко - народный артист СРСР,
[Харьк?в], 1947; Ч а г о в e ц В.. И. А. Марьяненко - народный артист
СССР, Киев, 1951;
Тернюк П., И. А. Марьяненко - народный артист СССР, Киев, 1960. Я. Д.
МАСАЛЬСКАЯ, Нина Николаевна [р. 5(18). I. 1901] - русская советская
актриса. Нар. арт. СССР (1960). Училась в драматич. студии под рук. М.
В. Зени-ной в Пензе, в 1919-24 актриса Пензенского т-ра. Играла
Дездемону; Юдифь ("Уриель Акоста" Гуцкова), Полину ("Доходное место");
Страницы: «« « 1462 1463 1464 1465 1466 1467 1468 1469 1470 1471 1472 1473 1474 1475 1476 1477 1478 1479 1480 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |