Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 » »» MA PA [Мага; урожд„нная - Ш м e л и н г (Schmeling)l, Гертруд Элизабет (23.11.1749, Кассель,- 20.1.1,833, Ревель) - немецкая артистка оперы (сопрано). Одна из крупнейших певиц 18 в. Пению училась в Лондоне у П. Д. Парадизи; совершенствовалась в 1766-71 в Лейпциге в певческой капелле И. А. Гиллера. В 1767 М. услышал молодой Г„те (в оратории "Св. Елена" Гассе). Г„те был восхищ„н пением М. и посвятил ей стихи. В 1767 М. выступила в Дрезденской опере, затем пела в Берлине, Вене, Мюнхене и др. городах Германии. В 1782-84 жила в Париже, где е„ талант достиг наивысшего расцвета, в 1784- 1802 - в Лондоне (в 1784-91 выступала на генделев-ских фестивалях). Обладая сильным голосом обширного диапазона (от соль малой до м и 3-й октавы), исполняла заглавные партии в специально для не„ написанных операх: "Альцеста" Грезника, "Весталка" Рауццини, "Армида" Моргеллари. Особый успех имела в роли Клеопатры ("Юлий Цезарь" Генделя, 1787). В 1788 в венецианском т-ре "Сан-Самуэле" пела Медею в "Аргонавтах" Гаццапиги и Андромаху в о. п. Назо-лини. В 1802-12 жила в Москве. В 1813-19 в Ревеле преподавала пение. Лит.: R о с h l i t z F., Fur Freunde der Tonkunst, Bd l, 3. Aufl., Lpz., 1868; Kaulitz-Niedeck R., Die Mara. Heilbronn, 1929; Kuhner H., Grosse Sangerinnen der Klassik und Romantik, Stuttg., [1954 ]. Ал М МАРАТХСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки М. т. и д. восходят к разнообразным формам нар. т-ра, бытовавшего с древних врем„н в р-не совр. шт. Махараштры (Зап. Индия). Драмы на яз. маратхи, написанные по образцу нар. представлений (тамаша, лалита и др.), разыгрывались в дни религ. и нар. празднеств гл. обр. при дворах местных раджей-меценатов. Несмотря па то, что Махараштра славилась древними сценич. традициями, известно только имя драматурга Вишнудаса Бхаве (1819-1901), к-рый по традиции считается родоначальником маратх-ского т-ра. Его первая пьеса - "Замужество Ситы", была пост. в 1843; ведущий акт„р - сурадхара - комментировал своим рассказом действие пьесы. Акт„ры играли в масках, изготовленных самим Бхаве. В 1853 Бхаве организовал собств. труппу, к-рая выступала в городах Индии, исполняя пьесы на сюжеты др.-инд. эпоса. В 60-х гг. 19 в. в Махараштре существовало 12 странствующих театральных трупп, которые ставили гл. обр. переводы и переложения санскритских драм Калидасы, Вишакхадатты и др. классических драматургов Древней Индии. Наибольшей известностью пользовалась труппа "Ичалка-ранджикар H атак Мандали" (рук. Б. Датарша-стри). М. т. и д. возрождается в 80-е гг. 19 в. Основоположником новой драмы был Аннасахеб Кирлоскар (1843-85), к-рый организовал т-р "Кирлоскар Натак Мандали" (1880). Первая пост. этого т-ра - "Шакун-тала" Кирлоскара (на маратхском яз.), затем была пост. его драма "Саубхадра". Несмотря на традиц. мпфологич. сюжет, драмы Кирлоскара показывали жизненные драматич. ситуации, правдиво изображали жизнь инд. общества своего времени. 1880-1920 - наиболее плодотворный период в развитии т-ра Махараштры. Появляются первые пьесы на социальные темы. Драматург Говинд Баллал Девал (1855- 1916) в своих драмах выражал протест против тяж„лого положения инд. женщины, требовал отмены ранних браков ("Шарада", 1899). Подъ„м нац. движения против колониального рабства усилил роль т-ра в обществ. жизни Махараштры. В конце 19 в. впервые на маратхском яз. пост. пьесы Шекспира ("Отелло", 1890; "Гамлет", 1891, и др.). В 20-х гг. 20 в. т-ру приходится конкурировать с зарождающейся нац. кинематографией. С появлением звукового кино (30-е гг.) положение т-ра ещ„ более осложняется, но прогрессивные тенденции продолжают развиваться. Значит. событием театр. жизни этих лет явились драмы Ш. К. Колхаткара, исполненные героич. пафоса, высокого патриотич. звучания. Его пьеса "Убийство Кичака", пропагандировавшая патри-отич. идеи, необходимость избавления от брит. колониализма, была запрещена англ. властями. Лучшие традиции нац. и европ. драматургии развивал в своих пьесах драматург Мама Ва-реркар ("Савитри", "Сарас-вати", "Чандрашекхара" и др.). Подъ„м нац.-освободит. движения, охвативший всю страну в послевоен. период, способствовал появлению новых пьес, где совр. темы создали предпосылку для активизации театр. жизни Махараштры. В Бомбее, Пуне и др. городах в 1943 образовалась Ассоциация нар. т-ров Индии (ИПТА). Совр. пьесы на яз. маратхи создали Кулкарни, Сат-хе, Атре и мн. др. драматурги. В 50-60-х гг. в Махараштре, наряду с многочисл. любительскими коллективами, возникли и проф. театр. труппы (Прогрессивная драматич. ассоциация в Пуне, рук. Бхалба Келкар, и др.). В репертуар этих трупп входят пьесы инд. драматургов, произведения Шекспира, Уайльда, Ибсена и др. В нач. 60-х гг. в Бомбее организован "Маратхи Натья Паришад" (Маратхский театр. совет), к-рый должен содействовать дальнейшему развитию театр. иск-ва. Совет проводит конференции деятелей т-ра, поддерживает связь с театр. коллективами, исполняющими пьесы на яз. маратхи за пределами Махараштры. Лит.: Dhyaneshwar Nadkarni, The Marathi theatre, в кн.: Indian drama, Delhi, 1956: Г а р г п Бал-вант, Театр и танец Индии, М., 1963; Народы Южной Азии..., М., 1963. Мел. Б. "МАРГАРИТА ГОТЬ‚" - см. "Дама с камелиями". МАРГУЛЯН, Арнольд Эвадьевич [1(13).IV.1879- 15.VII.1950) - советский дириж„р и педагог. Нар. арт. УССР (1932) и РСФСР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1945. С 1896 работал как скрипач в оркестре Одесской оперы. В 1902 впервые выступил как дириж„р. Работал в т-рах Петербурга, Киева, Харькова, Одессы, Тифлиса, Риги, городов Сибири и Дальнего Востока, где пропагандировал рус. оперный репертуар. В 1937-50 М.- художественный руководитель и гл. дириж„р Свердловского т-ра оперы и балета. Под рук. М. начинали свою оперную деятельность мн. известные сов. певцы: М" И. Литвиненко-Волъгемут, И. С. Паторжинский, 3. М. Гайдай, М. С. Гришко, Б. Я. Златоеорова и др. В„л педагогич. работу (с 1942 - проф. Свердловской консерватории). Пост. спектакли: "Отелло" (Гос. пр. СССР, 1946) и ДР. . Р. Рад. МАРДАНОВ, Мустафа Ашум оглы [р. 28. II (12. III). 1894] - азербайджанский советский акт„р. Пар. арт. Азерб. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Сценич. деятельность начал в 1910 (первая роль - Лука, "Лекарь поневоле"), играл в проф. азерб. коллективах, в 1910-20 в Тифлисе. Уже в первый период своего творчества М. создал ряд ярких, своеобразных сценич. образов, гл. обр. в нац. драматургии: Гаджи Гамбар (о. п. Везирова, 1912), Кара-мали ("Гаджи Кара" Ахундова, 1913), Жорж Данден (о. п. Мольера, 1914), Адхем ("Надир-Шах" Нариманова, 1916). С 1924 работает в Т-реим. Азизбекова. Акт„р, склонный к острой, порой Страницы: «« « 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 1457 1458 1459 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |