Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1441   1442   1443   1444   1445   1446   1447   1448   1449  1450   1451   1452   1453   1454   1455   1456   1457   1458   1459  » »»

   MA PA [Мага; урожд„нная - Ш  м  e  л  и  н  г  (Schmeling)l,  Гертруд
Элизабет (23.11.1749, Кассель,- 20.1.1,833, Ревель) - немецкая  артистка
оперы (сопрано). Одна из крупнейших певиц 18 в. Пению училась в  Лондоне
у П. Д. Парадизи; совершенствовалась в 1766-71 в  Лейпциге  в  певческой
капелле И. А. Гиллера. В 1767 М. услышал молодой Г„те (в  оратории  "Св.
Елена" Гассе). Г„те был восхищ„н пением М. и посвятил ей стихи.  В  1767
М. выступила в Дрезденской опере, затем пела в Берлине, Вене, Мюнхене  и
др. городах Германии. В 1782-84 жила в  Париже,  где  е„  талант  достиг
наивысшего расцвета, в 1784- 1802 - в Лондоне (в  1784-91  выступала  на
генделев-ских фестивалях). Обладая сильным голосом  обширного  диапазона
(от соль малой  до  м  и  3-й  октавы),  исполняла  заглавные  партии  в
специально для не„ написанных операх:  "Альцеста"  Грезника,  "Весталка"
Рауццини, "Армида" Моргеллари.  Особый  успех  имела  в  роли  Клеопатры
("Юлий Цезарь" Генделя, 1787). В 1788 в венецианском т-ре  "Сан-Самуэле"
пела Медею в "Аргонавтах" Гаццапиги и Андромаху в  о.  п.  Назо-лини.  В
1802-12 жила в Москве. В 1813-19 в Ревеле преподавала пение.
   Лит.: R о с h l i t z F., Fur Freunde der Tonkunst, Bd l,  3.  Aufl.,
Lpz., 1868; Kaulitz-Niedeck R., Die Mara. Heilbronn,  1929;  Kuhner  H.,
Grosse Sangerinnen der Klassik und Romantik, Stuttg., [1954 ]. Ал М
   МАРАТХСКИЙ ТЕАТР  И  ДРАМАТУРГИЯ.  Истоки  М.  т.  и  д.  восходят  к
разнообразным формам нар. т-ра, бытовавшего  с  древних  врем„н  в  р-не
совр. шт. Махараштры (Зап. Индия). Драмы на яз. маратхи,  написанные  по
образцу нар. представлений (тамаша, лалита и др.), разыгрывались  в  дни
религ. и нар. празднеств гл. обр. при дворах  местных  раджей-меценатов.
Несмотря па то, что Махараштра славилась  древними  сценич.  традициями,
известно только имя драматурга Вишнудаса  Бхаве  (1819-1901),  к-рый  по
традиции считается родоначальником маратх-ского т-ра. Его первая пьеса -
"Замужество Ситы", была пост.  в  1843;  ведущий  акт„р  -  сурадхара  -
комментировал своим рассказом действие пьесы. Акт„ры  играли  в  масках,
изготовленных самим Бхаве. В  1853  Бхаве  организовал  собств.  труппу,
к-рая выступала в городах  Индии,  исполняя  пьесы  на  сюжеты  др.-инд.
эпоса. В 60-х гг. 19  в.  в  Махараштре  существовало  12  странствующих
театральных трупп, которые  ставили  гл.  обр.  переводы  и  переложения
санскритских драм Калидасы, Вишакхадатты и др. классических  драматургов
Древней   Индии.    Наибольшей    известностью    пользовалась    труппа
"Ичалка-ранджикар H атак Мандали" (рук. Б. Датарша-стри).
   М. т. и д. возрождается в 80-е гг. 19 в. Основоположником новой драмы
был Аннасахеб Кирлоскар  (1843-85),  к-рый  организовал  т-р  "Кирлоскар
Натак Мандали" (1880). Первая пост. этого т-ра - "Шакун-тала" Кирлоскара
(на маратхском яз.), затем была пост. его драма "Саубхадра". Несмотря на
традиц.  мпфологич.  сюжет,  драмы   Кирлоскара   показывали   жизненные
драматич. ситуации,  правдиво  изображали  жизнь  инд.  общества  своего
времени. 1880-1920  -  наиболее  плодотворный  период  в  развитии  т-ра
Махараштры. Появляются первые пьесы на социальные темы. Драматург Говинд
Баллал Девал (1855- 1916) в своих драмах выражал протест против тяж„лого
положения инд. женщины, требовал отмены ранних браков ("Шарада",  1899).
Подъ„м нац. движения против колониального рабства  усилил  роль  т-ра  в
обществ. жизни Махараштры. В конце 19 в. впервые на маратхском яз. пост.
пьесы Шекспира ("Отелло", 1890; "Гамлет", 1891, и др.).
   В 20-х гг. 20 в. т-ру приходится конкурировать с  зарождающейся  нац.
кинематографией. С появлением звукового кино (30-е гг.)  положение  т-ра
ещ„   более   осложняется,   но   прогрессивные   тенденции   продолжают
развиваться. Значит. событием театр. жизни этих лет явились драмы Ш.  К.
Колхаткара, исполненные героич. пафоса,  высокого  патриотич.  звучания.
Его  пьеса  "Убийство  Кичака",  пропагандировавшая  патри-отич.   идеи,
необходимость избавления от брит.  колониализма,  была  запрещена  англ.
властями. Лучшие традиции нац. и европ.  драматургии  развивал  в  своих
пьесах    драматург    Мама    Ва-реркар    ("Савитри",    "Сарас-вати",
"Чандрашекхара" и др.).
   Подъ„м нац.-освободит. движения, охвативший всю страну  в  послевоен.
период, способствовал появлению  новых  пьес,  где  совр.  темы  создали
предпосылку для активизации театр. жизни Махараштры. В  Бомбее,  Пуне  и
др. городах в 1943 образовалась  Ассоциация  нар.  т-ров  Индии  (ИПТА).
Совр. пьесы на яз. маратхи создали Кулкарни,  Сат-хе,  Атре  и  мн.  др.
драматурги.
   В  50-60-х  гг.  в  Махараштре,  наряду  с  многочисл.  любительскими
коллективами, возникли и проф. театр.  труппы  (Прогрессивная  драматич.
ассоциация в Пуне, рук. Бхалба Келкар, и др.). В  репертуар  этих  трупп
входят пьесы инд. драматургов, произведения Шекспира, Уайльда, Ибсена  и
др. В нач.  60-х  гг.  в  Бомбее  организован  "Маратхи  Натья  Паришад"
(Маратхский  театр.  совет),  к-рый  должен  содействовать   дальнейшему
развитию  театр.  иск-ва.  Совет  проводит  конференции  деятелей  т-ра,
поддерживает связь с театр.  коллективами,  исполняющими  пьесы  на  яз.
маратхи за пределами Махараштры.
   Лит.: Dhyaneshwar Nadkarni, The Marathi theatre, в кн.: Indian drama,
Delhi, 1956: Г а р г п Бал-вант, Театр и танец Индии, М.,  1963;  Народы
Южной Азии..., М., 1963. Мел. Б.
   "МАРГАРИТА  ГОТЬ‚"  -  см.  "Дама  с  камелиями".  МАРГУЛЯН,  Арнольд
Эвадьевич [1(13).IV.1879- 15.VII.1950) - советский  дириж„р  и  педагог.
Нар. арт. УССР (1932) и РСФСР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1945.  С
1896 работал как скрипач в  оркестре  Одесской  оперы.  В  1902  впервые
выступил как дириж„р.  Работал  в  т-рах  Петербурга,  Киева,  Харькова,
Одессы,  Тифлиса,  Риги,  городов  Сибири  и   Дальнего   Востока,   где
пропагандировал рус. оперный репертуар.  В  1937-50  М.-  художественный
руководитель и гл. дириж„р Свердловского т-ра оперы и балета.  Под  рук.
М. начинали свою оперную деятельность мн. известные сов.  певцы:  М"  И.
Литвиненко-Волъгемут, И. С. Паторжинский, 3. М. Гайдай, М. С. Гришко, Б.
Я. Златоеорова и др. В„л педагогич. работу (с 1942 - проф.  Свердловской
консерватории). Пост. спектакли: "Отелло" (Гос. пр. СССР, 1946) и ДР.  .
Р. Рад.
   МАРДАНОВ,  Мустафа  Ашум  оглы  [р.  28.  II  (12.  III).   1894]   -
азербайджанский советский  акт„р.  Пар.  арт.  Азерб.  ССР  (1943).  Чл.
Коммунистич. партии с 1945. Сценич. деятельность начал  в  1910  (первая
роль - Лука, "Лекарь поневоле"), играл в  проф.  азерб.  коллективах,  в
1910-20 в Тифлисе. Уже в первый период своего творчества М.  создал  ряд
ярких, своеобразных сценич. образов, гл. обр. в нац. драматургии:  Гаджи
Гамбар (о. п. Везирова, 1912), Кара-мали ("Гаджи Кара" Ахундова,  1913),
Жорж Данден
   (о. п. Мольера, 1914), Адхем ("Надир-Шах" Нариманова, 1916).  С  1924
работает  в  Т-реим.  Азизбекова.  Акт„р,  склонный  к   острой,   порой

Страницы: «« « 1441   1442   1443   1444   1445   1446   1447   1448   1449  1450   1451   1452   1453   1454   1455   1456   1457   1458   1459  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия