|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 » »» самостоятельно как дрессировщик лошадей. Создал ряд разнообразных
номеров ("Карусель", "Детский сад" и др.), в к-рых участвовало
одновременно до 30 лошадей. Сын M.- Б. Манжелли следует школе
дрессировки своего отца. 3. Г.
МАНЗИИ, Владимир Данилович [23. III (4. IV). 1884 - 22. IV. 1954] -
украинский советский режисс„р оперы. Нар. арт. УССР (1940). Чл.
Коммунистич. партии с 1948. В 1903 окончил Киевское муз. уч-ще и в том
же году выступил на оперной сцене. Работал в разл. укр. и рус. труппах,
был певцом, суфл„ром, дириж„ром, хормейстером, режисс„ром. С 1917 -
оперный режисс„р в т-рах Одессы, Астрахани, Пензы, Оренбурга, Харькова.
С 1928 - гл. режисс„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко.
Спектакли: "Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка", "Утопленница",
"Рождественская ночь" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"; "Золотой обруч"
Лятошинского, "Батрачка" Вериковского, "В бурю" Хренникова, "Царска-я
невеста", "Иван Сусанин", "Евгений Онегин", "Дармен", "Проданная
невеста", "Аида" и др. р. Рад.
МАНИПУЛЯТОР (от лат. manus - рука) - артист-фокусник, демонстрирующий
фокусы, основанные на ловкости рук и точности движений.
МАНИПУРИ - одна из четыр„х школ индийского классич. танца. Возникла в
шт. Манипур в 13-14 вв. В основе е„ - нар. танцы. Танцы М. отличаются
лиричностью, мягкостью, воздушностью, неуловимыми переходами от одного
движения к другому, для них характерны ритмич. волнообразные движения,
л„гкое покачивание корпуса. Танцы М. входят в празднества в честь врем„н
года, исполняются в праздник цветов (холи), ими начинается тра-диц.
представление Раслила, посв. богу Кришне. М. исполняется только
девушками; одна из них изображает бога Кришну, остальные - пастушек.
М. делится на: а) Лай-хароба - веселье богов. Наиболее древняя форма,
представляет собой танц. драму на сюжеты из эпоса "Майранг Парба". Танцы
характеризуются скульптурностью поз. б) Иманг-лай- танец в честь
домашних богов; танц. церемония, происходящая перед храмом под открытым
небом. в) Астра видья - акробатич. танцы (с мечом, копьями и др.),
требующие от исполнителей ловкости, выносливости, г) Алом готхи - танцы,
связанные с культом Вишну. Чаще всего круговые, с барабанщиком в центре,
сопровождаются хоровым пением. д) Нонгкрем - праздник танца, связан с
жертвоприношением животных. Танцы М., как правило, сопровождаются пением
и ударами в медные тарелочки. Среди лучших исполнителей танцев М.:
Син-хадуш Сингх, Сурьямукха, Бабу Синах, Надна Сингх и др.
Иск-во танца М. высоко ценил Р. Тагор, к-рый пригласил танцовщицу
Набу Кумар из штата Мани-пур преподавать танец в ун-те Шантиникетон.
Лит.: Ambrose К., Classical dances and costumes of India, L., [1952];
Д а у a 1 L. R., Manipuri dances; lasya, lahari, Bombay-N. Y., [1951];
Banerji P., The folk-dance of India, Allahabad, [1959]; Гарги Балвант,
Театр и танец Индии, М., 1963. Д. Г р.
МАНОЛ‚СКУ (Manolescu), Григоре (28. III. 1857- 14. VII. 1892) -
румынский акт„р. Учился в Бухарестской консерватории у проф. Ш. Веллеску
(в 1880 совершенствовался в Париже). Еще будучи студентом, в 1873
дебютировал на сцене. В 1875-78 играл комедийные роли в т-ре г. Яссы. С
1878- акт„р Нац. т-ра в Бухаресте; выступал в героич. репертуаре. В 1883
организовал собств. труппу, где играл гл. роли в драмах "Эрнани" Гюго,
"Гражданская смерть" Джакометти, "Дама с камелиями" Дюма-сына. В 1884,
вернувшись в Нац. т-р, с успехом исполнил роль Гамлета. В 1891 М. со
своей труппой гастролировал в Вене. В историю рум. т-ра М. вош„л как
выдающийся акт„р-трагик, исполнитель ролей шекспировского и
шиллеровского репертуара.
Роли: Макбет, Ромео, Дон Карлос, Карл Моор; Уризль Акоста (о. п.
Гуцкова), Нерон (о. п. Коссы), Овидий, Гал-лус ("Овидий", "Источник
Бландузии" Александрии Драгомир ("Напасть" Караджале) и др. Вместе с
актрисой А. Романеску М. ставил в Бухаресте ив Яссах классич. пьесы.
Лит.: BradateanuV., G. Manolescu, Buc., [1959];
Soimaru Т., G. Manolescu, [Вис.], 1960. Д. ///.
МАНОЛ‚СКУ (Manolescu), Йон (17.11. 1881- 27.XII.1959) - румынский
акт„р. Нар. арт. РНР (1953). В 1906 окончил Бухарестскую консерваторию
драм. иск-ва (ученик К. Ноттара). В 1907 дебютировал в Нац. т-ре
(Бухарест). В 1911 руководил Бухарестским т-ром комедии; в 1912-14 играл
в труппе под рук. М. Войкулеску. В 1924-29 входил в труппу Т. Буландры.
В 1944-46 был директором Городского т-ра (Бухарест). С 1929 и после 1947
- акт„р Нац. т-ра (Бухарест). М. покорял зрителя естественной,
реалистич. игрой. Он тщательно работал над ролями, создавал сложные,
противоречивые характеры.
Роли: Гамлет, Ричард III; Протасов ("Живой труп"), Коррадо
("Гражданская смерть" Джакометти) и др. Гос. пр., 1951.
С 1927 преподавал в Бухарестской консерватории драм. иск-ва. Среди
его учеников: М. Анка, Т. Коча, Й. Лучиан, Р. Замфиреску и др.
Соч.: Amintiri. Pref. de T. Teodorescu-Braniste, [Buc L 1962.
МАНОЛОВ, Эмануил (7.1.1860, Габрово,- 2.II.1902, Казанлык)
-болгарский композитор и дириж„р. В 1881-83 учился в Моск. консерватории
по классу фп. и флейты. С 1885 жил в Болгарии. В 1889 написал первую
болг. оперу "Нищая" по мотивам стихотворения И. Вазова. Опера впервые
пост. силами любителей (1900, Казанлык); в 1910 е„ пост. "Болгарское
оперное товарищество" на сцене софийского Нар. т-ра. Музыка оперы,
заложившей основу развития болг. муз. т-ра, во многом близка болг, нар.
песне, в ней сказывается также влияние рус. гор. романса. М. писал соч.
и в др. жанрах.
Лит.: С а гае в Л., Българското оперно творчество София, 1958; Петров
С., Очерци по история на българската музикална култура, т. I, София,
1959; Баларева А., Емануил Манолов, София, 1961.
"МАНбН" ("Мапоп") - опера Ж. Массив, либр. А. Мельяка и Ф. Жиля по
роману А. Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско". Пост. 19 янв.
1884, т-р "Опера комик", Париж (дириж„р Данбе, балетм. Марке, хормейстер
Карре; Манон - Хейльбронн, де Грие -Тальзак, Леско- Таскен, граф де Грие
- Кобале, Гильо де Морфонтен - Гриво, Бретиньи - Коллен).
В России впервые пост. 29 дек. 1885, Мариинский т-р. Петербург, рус.
пер. Н. Спасского (дириж„р Кучера, реж. Кондратьев, декорации Цукарелли;
Манон - Павловская" де Грие - Михайлов, Леско - Мельников, Гильо де
Морфонтен - Павловский); в 1907 возобн. там же (де Грие-Собинов). На
сов. сцене пост. впервые 16 мая 1925, Экспериментальный т-р, Москва
(дириж„р Небольсин, реж. Петровский; Манон - Нежданова, де Грие -
Собинов). В 1948 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром, в 1956 возобновлена
там же.
Издания: "М.", клавир, Р., Heugel Cie, nouv. ed., 1895; с русским
Страницы: «« « 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |