Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1438   1439   1440   1441   1442   1443   1444   1445   1446  1447   1448   1449   1450   1451   1452   1453   1454   1455   1456  » »»

самостоятельно  как  дрессировщик  лошадей.  Создал  ряд   разнообразных
номеров  ("Карусель",  "Детский  сад"  и  др.),  в   к-рых   участвовало
одновременно  до  30  лошадей.  Сын  M.-  Б.  Манжелли   следует   школе
дрессировки своего отца. 3. Г.
   МАНЗИИ, Владимир Данилович [23. III (4. IV). 1884 - 22. IV.  1954]  -
украинский  советский  режисс„р  оперы.  Нар.  арт.  УССР  (1940).   Чл.
Коммунистич. партии с 1948. В 1903 окончил Киевское муз. уч-ще и  в  том
же году выступил на оперной сцене. Работал в разл. укр. и рус.  труппах,
был певцом, суфл„ром, дириж„ром,  хормейстером,  режисс„ром.  С  1917  -
оперный режисс„р в т-рах Одессы, Астрахани, Пензы, Оренбурга,  Харькова.
С 1928 - гл. режисс„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко.
   Спектакли:   "Тарас   Бульба",   "Наталка-Полтавка",   "Утопленница",
"Рождественская ночь" Лысенко, "Запорожец за  Дунаем";  "Золотой  обруч"
Лятошинского, "Батрачка" Вериковского, "В  бурю"  Хренникова,  "Царска-я
невеста",  "Иван  Сусанин",  "Евгений  Онегин",   "Дармен",   "Проданная
невеста", "Аида" и др. р. Рад.
   МАНИПУЛЯТОР (от лат. manus - рука) - артист-фокусник, демонстрирующий
фокусы, основанные на ловкости рук и точности движений.
   МАНИПУРИ - одна из четыр„х школ индийского классич. танца. Возникла в
шт. Манипур в 13-14 вв. В основе е„ - нар. танцы.  Танцы  М.  отличаются
лиричностью, мягкостью, воздушностью, неуловимыми переходами  от  одного
движения к другому, для них характерны ритмич.  волнообразные  движения,
л„гкое покачивание корпуса. Танцы М. входят в празднества в честь врем„н
года, исполняются в праздник  цветов  (холи),  ими  начинается  тра-диц.
представление  Раслила,  посв.  богу  Кришне.  М.   исполняется   только
девушками; одна из них изображает бога Кришну, остальные - пастушек.
   М. делится на: а) Лай-хароба - веселье богов. Наиболее древняя форма,
представляет собой танц. драму на сюжеты из эпоса "Майранг Парба". Танцы
характеризуются  скульптурностью  поз.  б)  Иманг-лай-  танец  в   честь
домашних богов; танц. церемония, происходящая перед храмом под  открытым
небом. в) Астра видья - акробатич.  танцы  (с  мечом,  копьями  и  др.),
требующие от исполнителей ловкости, выносливости, г) Алом готхи - танцы,
связанные с культом Вишну. Чаще всего круговые, с барабанщиком в центре,
сопровождаются хоровым пением. д) Нонгкрем - праздник  танца,  связан  с
жертвоприношением животных. Танцы М., как правило, сопровождаются пением
и ударами в медные  тарелочки.  Среди  лучших  исполнителей  танцев  М.:
Син-хадуш Сингх, Сурьямукха, Бабу Синах, Надна Сингх и др.
   Иск-во танца М. высоко ценил Р.  Тагор,  к-рый  пригласил  танцовщицу
Набу Кумар из штата Мани-пур преподавать танец в ун-те Шантиникетон.
   Лит.: Ambrose К., Classical dances and costumes of India, L., [1952];
Д а у a 1 L. R., Manipuri dances; lasya, lahari, Bombay-N.  Y.,  [1951];
Banerji P., The folk-dance of India, Allahabad, [1959];  Гарги  Балвант,
Театр и танец Индии, М., 1963. Д. Г р.
   МАНОЛ‚СКУ (Manolescu), Григоре (28.  III.  1857-  14.  VII.  1892)  -
румынский акт„р. Учился в Бухарестской консерватории у проф. Ш. Веллеску
(в 1880 совершенствовался  в  Париже).  Еще  будучи  студентом,  в  1873
дебютировал на сцене. В 1875-78 играл комедийные роли в т-ре г. Яссы.  С
1878- акт„р Нац. т-ра в Бухаресте; выступал в героич. репертуаре. В 1883
организовал собств. труппу, где играл гл. роли в драмах  "Эрнани"  Гюго,
"Гражданская смерть" Джакометти, "Дама с камелиями" Дюма-сына.  В  1884,
вернувшись в Нац. т-р, с успехом исполнил роль Гамлета.  В  1891  М.  со
своей труппой гастролировал в Вене. В историю рум.  т-ра  М.  вош„л  как
выдающийся   акт„р-трагик,   исполнитель    ролей    шекспировского    и
шиллеровского репертуара.
   Роли: Макбет, Ромео, Дон Карлос, Карл  Моор;  Уризль  Акоста  (о.  п.
Гуцкова), Нерон (о. п.  Коссы),  Овидий,  Гал-лус  ("Овидий",  "Источник
Бландузии" Александрии Драгомир ("Напасть" Караджале)  и  др.  Вместе  с
актрисой А. Романеску М. ставил в Бухаресте ив Яссах классич. пьесы.
   Лит.: BradateanuV., G. Manolescu, Buc., [1959];
   Soimaru Т., G. Manolescu, [Вис.], 1960. Д. ///.
   МАНОЛ‚СКУ (Manolescu), Йон (17.11.  1881-  27.XII.1959)  -  румынский
акт„р. Нар. арт. РНР (1953). В 1906 окончил  Бухарестскую  консерваторию
драм. иск-ва (ученик  К.  Ноттара).  В  1907  дебютировал  в  Нац.  т-ре
(Бухарест). В 1911 руководил Бухарестским т-ром комедии; в 1912-14 играл
в труппе под рук. М. Войкулеску. В 1924-29 входил в труппу Т.  Буландры.
В 1944-46 был директором Городского т-ра (Бухарест). С 1929 и после 1947
-  акт„р  Нац.  т-ра  (Бухарест).  М.  покорял   зрителя   естественной,
реалистич. игрой. Он тщательно работал  над  ролями,  создавал  сложные,
противоречивые характеры.
   Роли:  Гамлет,  Ричард  III;   Протасов   ("Живой   труп"),   Коррадо
("Гражданская смерть" Джакометти) и др. Гос. пр., 1951.
   С 1927 преподавал в Бухарестской консерватории  драм.  иск-ва.  Среди
его учеников: М. Анка, Т. Коча, Й. Лучиан, Р. Замфиреску и др.
   Соч.: Amintiri. Pref. de T. Teodorescu-Braniste, [Buc L 1962.
   МАНОЛОВ,   Эмануил   (7.1.1860,   Габрово,-   2.II.1902,    Казанлык)
-болгарский композитор и дириж„р. В 1881-83 учился в Моск. консерватории
по классу фп. и флейты. С 1885 жил в Болгарии.  В  1889  написал  первую
болг. оперу "Нищая" по мотивам стихотворения И.  Вазова.  Опера  впервые
пост. силами любителей (1900, Казанлык); в  1910  е„  пост.  "Болгарское
оперное товарищество" на  сцене  софийского  Нар.  т-ра.  Музыка  оперы,
заложившей основу развития болг. муз. т-ра, во многом близка болг,  нар.
песне, в ней сказывается также влияние рус. гор. романса. М. писал  соч.
и в др. жанрах.
   Лит.: С а гае в Л., Българското оперно творчество София, 1958; Петров
С., Очерци по история на българската музикална  култура,  т.  I,  София,
1959; Баларева А., Емануил Манолов, София, 1961.
   "МАНбН" ("Мапоп") - опера Ж. Массив, либр. А. Мельяка и  Ф.  Жиля  по
роману А. Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско". Пост. 19  янв.
1884, т-р "Опера комик", Париж (дириж„р Данбе, балетм. Марке, хормейстер
Карре; Манон - Хейльбронн, де Грие -Тальзак, Леско- Таскен, граф де Грие
- Кобале, Гильо де Морфонтен - Гриво, Бретиньи - Коллен).
   В России впервые пост. 29 дек. 1885, Мариинский т-р. Петербург,  рус.
пер. Н. Спасского (дириж„р Кучера, реж. Кондратьев, декорации Цукарелли;
Манон - Павловская" де Грие - Михайлов,  Леско  -  Мельников,  Гильо  де
Морфонтен - Павловский); в 1907 возобн. там  же  (де  Грие-Собинов).  На
сов. сцене пост. впервые 16  мая  1925,  Экспериментальный  т-р,  Москва
(дириж„р Небольсин, реж.  Петровский;  Манон  -  Нежданова,  де  Грие  -
Собинов). В 1948 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром, в 1956 возобновлена
там же.
   Издания: "М.", клавир, Р., Heugel Cie, nouv.  ed.,  1895;  с  русским

Страницы: «« « 1438   1439   1440   1441   1442   1443   1444   1445   1446  1447   1448   1449   1450   1451   1452   1453   1454   1455   1456  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия