Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 » »» самостоятельно как дрессировщик лошадей. Создал ряд разнообразных номеров ("Карусель", "Детский сад" и др.), в к-рых участвовало одновременно до 30 лошадей. Сын M.- Б. Манжелли следует школе дрессировки своего отца. 3. Г. МАНЗИИ, Владимир Данилович [23. III (4. IV). 1884 - 22. IV. 1954] - украинский советский режисс„р оперы. Нар. арт. УССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1903 окончил Киевское муз. уч-ще и в том же году выступил на оперной сцене. Работал в разл. укр. и рус. труппах, был певцом, суфл„ром, дириж„ром, хормейстером, режисс„ром. С 1917 - оперный режисс„р в т-рах Одессы, Астрахани, Пензы, Оренбурга, Харькова. С 1928 - гл. режисс„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко. Спектакли: "Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка", "Утопленница", "Рождественская ночь" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"; "Золотой обруч" Лятошинского, "Батрачка" Вериковского, "В бурю" Хренникова, "Царска-я невеста", "Иван Сусанин", "Евгений Онегин", "Дармен", "Проданная невеста", "Аида" и др. р. Рад. МАНИПУЛЯТОР (от лат. manus - рука) - артист-фокусник, демонстрирующий фокусы, основанные на ловкости рук и точности движений. МАНИПУРИ - одна из четыр„х школ индийского классич. танца. Возникла в шт. Манипур в 13-14 вв. В основе е„ - нар. танцы. Танцы М. отличаются лиричностью, мягкостью, воздушностью, неуловимыми переходами от одного движения к другому, для них характерны ритмич. волнообразные движения, л„гкое покачивание корпуса. Танцы М. входят в празднества в честь врем„н года, исполняются в праздник цветов (холи), ими начинается тра-диц. представление Раслила, посв. богу Кришне. М. исполняется только девушками; одна из них изображает бога Кришну, остальные - пастушек. М. делится на: а) Лай-хароба - веселье богов. Наиболее древняя форма, представляет собой танц. драму на сюжеты из эпоса "Майранг Парба". Танцы характеризуются скульптурностью поз. б) Иманг-лай- танец в честь домашних богов; танц. церемония, происходящая перед храмом под открытым небом. в) Астра видья - акробатич. танцы (с мечом, копьями и др.), требующие от исполнителей ловкости, выносливости, г) Алом готхи - танцы, связанные с культом Вишну. Чаще всего круговые, с барабанщиком в центре, сопровождаются хоровым пением. д) Нонгкрем - праздник танца, связан с жертвоприношением животных. Танцы М., как правило, сопровождаются пением и ударами в медные тарелочки. Среди лучших исполнителей танцев М.: Син-хадуш Сингх, Сурьямукха, Бабу Синах, Надна Сингх и др. Иск-во танца М. высоко ценил Р. Тагор, к-рый пригласил танцовщицу Набу Кумар из штата Мани-пур преподавать танец в ун-те Шантиникетон. Лит.: Ambrose К., Classical dances and costumes of India, L., [1952]; Д а у a 1 L. R., Manipuri dances; lasya, lahari, Bombay-N. Y., [1951]; Banerji P., The folk-dance of India, Allahabad, [1959]; Гарги Балвант, Театр и танец Индии, М., 1963. Д. Г р. МАНОЛ‚СКУ (Manolescu), Григоре (28. III. 1857- 14. VII. 1892) - румынский акт„р. Учился в Бухарестской консерватории у проф. Ш. Веллеску (в 1880 совершенствовался в Париже). Еще будучи студентом, в 1873 дебютировал на сцене. В 1875-78 играл комедийные роли в т-ре г. Яссы. С 1878- акт„р Нац. т-ра в Бухаресте; выступал в героич. репертуаре. В 1883 организовал собств. труппу, где играл гл. роли в драмах "Эрнани" Гюго, "Гражданская смерть" Джакометти, "Дама с камелиями" Дюма-сына. В 1884, вернувшись в Нац. т-р, с успехом исполнил роль Гамлета. В 1891 М. со своей труппой гастролировал в Вене. В историю рум. т-ра М. вош„л как выдающийся акт„р-трагик, исполнитель ролей шекспировского и шиллеровского репертуара. Роли: Макбет, Ромео, Дон Карлос, Карл Моор; Уризль Акоста (о. п. Гуцкова), Нерон (о. п. Коссы), Овидий, Гал-лус ("Овидий", "Источник Бландузии" Александрии Драгомир ("Напасть" Караджале) и др. Вместе с актрисой А. Романеску М. ставил в Бухаресте ив Яссах классич. пьесы. Лит.: BradateanuV., G. Manolescu, Buc., [1959]; Soimaru Т., G. Manolescu, [Вис.], 1960. Д. ///. МАНОЛ‚СКУ (Manolescu), Йон (17.11. 1881- 27.XII.1959) - румынский акт„р. Нар. арт. РНР (1953). В 1906 окончил Бухарестскую консерваторию драм. иск-ва (ученик К. Ноттара). В 1907 дебютировал в Нац. т-ре (Бухарест). В 1911 руководил Бухарестским т-ром комедии; в 1912-14 играл в труппе под рук. М. Войкулеску. В 1924-29 входил в труппу Т. Буландры. В 1944-46 был директором Городского т-ра (Бухарест). С 1929 и после 1947 - акт„р Нац. т-ра (Бухарест). М. покорял зрителя естественной, реалистич. игрой. Он тщательно работал над ролями, создавал сложные, противоречивые характеры. Роли: Гамлет, Ричард III; Протасов ("Живой труп"), Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти) и др. Гос. пр., 1951. С 1927 преподавал в Бухарестской консерватории драм. иск-ва. Среди его учеников: М. Анка, Т. Коча, Й. Лучиан, Р. Замфиреску и др. Соч.: Amintiri. Pref. de T. Teodorescu-Braniste, [Buc L 1962. МАНОЛОВ, Эмануил (7.1.1860, Габрово,- 2.II.1902, Казанлык) -болгарский композитор и дириж„р. В 1881-83 учился в Моск. консерватории по классу фп. и флейты. С 1885 жил в Болгарии. В 1889 написал первую болг. оперу "Нищая" по мотивам стихотворения И. Вазова. Опера впервые пост. силами любителей (1900, Казанлык); в 1910 е„ пост. "Болгарское оперное товарищество" на сцене софийского Нар. т-ра. Музыка оперы, заложившей основу развития болг. муз. т-ра, во многом близка болг, нар. песне, в ней сказывается также влияние рус. гор. романса. М. писал соч. и в др. жанрах. Лит.: С а гае в Л., Българското оперно творчество София, 1958; Петров С., Очерци по история на българската музикална култура, т. I, София, 1959; Баларева А., Емануил Манолов, София, 1961. "МАНбН" ("Мапоп") - опера Ж. Массив, либр. А. Мельяка и Ф. Жиля по роману А. Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско". Пост. 19 янв. 1884, т-р "Опера комик", Париж (дириж„р Данбе, балетм. Марке, хормейстер Карре; Манон - Хейльбронн, де Грие -Тальзак, Леско- Таскен, граф де Грие - Кобале, Гильо де Морфонтен - Гриво, Бретиньи - Коллен). В России впервые пост. 29 дек. 1885, Мариинский т-р. Петербург, рус. пер. Н. Спасского (дириж„р Кучера, реж. Кондратьев, декорации Цукарелли; Манон - Павловская" де Грие - Михайлов, Леско - Мельников, Гильо де Морфонтен - Павловский); в 1907 возобн. там же (де Грие-Собинов). На сов. сцене пост. впервые 16 мая 1925, Экспериментальный т-р, Москва (дириж„р Небольсин, реж. Петровский; Манон - Нежданова, де Грие - Собинов). В 1948 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром, в 1956 возобновлена там же. Издания: "М.", клавир, Р., Heugel Cie, nouv. ed., 1895; с русским Страницы: «« « 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 1455 1456 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |