|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 » »» др. С 1926 снимался в кино.
В 1905 написал первую пьесу "Поздно", затем "Ганге" (1906), "К
сияющему свету" и "Последний" (1907), "Заблудшие" (1909), "Сказка"
(1910) "Паутина" (1910), "Вулкан" (1914), "Хохот демо-лов" (1917),
"Забастовка" (1926). Пьесы М., посв. жизни арм. интеллигенции нач. 20
в., широко" ставились на армянской сцене. Б. А.
МАНГ‚ЙМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - немецкий драматический театр в г.
Мангейме (Mannheim, ныне ФРГ). В 1777 в здании б. арсенала был открыт
"Придворный и Национальный театр", где выступала нем. странствующая
труппа Маршана. В 1778 труппа Маршана переехала в Мюнхен, но Нац. т-р
продолжал существовать на средства казны как придворный театр. В
1778-1803 т-р возглавлял В. X. фон Дальберг, к-рый привл„к в труппу
талантливых молодых акт„ров - А. В. Иффланда, Г. Бека" И. Д. Бейля и др.
Дальберг реорганизовал в 1781 управление т-ром по примеру т-ра "Комеди
Франсез" и венского "Бургтеатра". Труппа выбирала гл. режисс„ра (с 1792
- Иффланд, в 1797-98 - Бек) и комитет из пяти акт„ров, составлявших
административную и режисс„рскую коллегию. Коллегия обсуждала репертуар,
акт„рскую игру и др. вопросы-В 1779-84 т-р отражал обществ, подъ„м в
стране,. в этот период т-р был связан с традициями нем. Просвещения,
лит. течением "Бури и натиска". На его сцене ставились пьесы Лессинга,
Г„те, впервые была осуществлена пост. "Разбойников" (1782). В 1783-84
драматургом т-ра был Шиллер. Здесь пост. его трагедии - "Заговор Фиеско
в Генуе" (1784), "Коварство и любовь" (1784). В этот период в т-ре
сложилась т. н. мангеймская школа акт„рской игры, связанная с реалистич.
традициями К. Экгофа и ф, Л. Шредера. В противоположность рационалистич.
эстетике классицизма, влиявшей на акт„рское иск-во Германии тех лет,
акт„ры М. н. т. стремились к созданию конкретного образа человека,
надел„нного естеств. чувствами.
Но ограниченный характер обществ, подъ„ма, эко-номич. и политич.
отсталость страны в конце 18 в. проявились и в творч. деятельности М. н.
т. Уже при постановке трагедий Шиллера революц. ноты в них были
ослаблены (в тексте были сделаны большие купюры, "Разбойники" игрались в
костюмах 17 в.). В нач. 19 в. в репертуаре т-ра получили преобладание
сентиментально-дидактич. консервативные драмы А. Коцебу и Иффланда. В
акт„рской игре усилилось стремление к воспроизведению бытовых черт
(особенно у Иффланда). Постепенно, с сер. 19 и в нач. 20 вв., М. н. т.
превратился в гор. т-р, мало отличавшийся от др. бурж. ров нем.
провинции. Во время 2-й мировой войны здание т-ра было разрушено и в
1945- 1956 труппа играла во временных помещениях. После 1945 была
сделана попытка оживить творч. деятельность т-ра. В репертуар были
включены пацифистские пьесы Ф. Верфеля, Ж. Жироду, Г. Кайзера - авторов,
запрещ„нных в годы фашизма. Шли также пьесы англ. и амер. драматургов -
Дж. Б. Пристли, А. Миллера, русских - Чехова, Гоголя, Островского.
Ставились две пьесы Брехта - "Мамаша Кураж и е„ дети" (1953) и
"Кавказский меловой круг" (1956). В 1956 в т-р был приглаш„н режисс„р Э.
Пискатор. Новое здание т-ра открыто в 1957 спектаклем "Разбойники",
пост. Э. Пискатором. Гор. власти Мангейма учредили шиллеровскую премию
за лучшее драматич. произведение (в 1959 премия была присуждена
швейцарскому драматургу Ф. Дюррен-матту). Но вскоре в репертуаре т-ра
главенствующее место заняли детективные драмы, водевили, комедии,
пессимистич. пьесы Т. Уильямса, Ж. П. Сартра и др.
Лит.: P i с h l e r A., Chronik des grossherzoglichen Hof-und
Nationaltheaters in Mannheim, Mannheim, 1879. Ц, Ц,
МАНГУШЕВ, Габдрахман (1887-27. X. 1919) - татарский акт„р. С 1908
принимал участие в любительских спектаклях. В 1910 вступил в труппу
"Сайяр" в Уфе. С 1917 работал в труппе "Ширкат" (Оренбург). Играл
комедийные и драматич. роли. Творчество М. отличалось ярким нац.
своеобразием, непосредственностью, темпераментом. В годы гражд. войны
организовал труппу, обслуживающую красноармейские части.
Роли: Фатхрахман и Мансур ("Распутство" и "Несчастный юноша" Г.
Камала), Миллер ("Коварство и любовь"), Перчи-хин ("Мещане"), Арган
("Лекарь поневоле").
М. - автор пьесы "Птица счастья" (1918). X. К.
МАНДЕЛЬ, Сем„н Соломонович (р. 27. X. 1907)- русский советский
художник театра и кино. Окончил Киевский художеств. ин-т (1931). С 1933
работает в Ленинграде. С 1952 - гл. художник Ленингр. т-ра им.
Ленинского комсомола. Одновременно оформляет спектакли в др. т-рах,
эстрадные и цирковые программы. М. изобретательно использует сценич.
площадку, сочетая в своих декорациях выразит, конструктивное и цветовое
решение.
Оформил спектакли: "Маруся Богу славка" Старинного 1941, Т-р им.
Франко, Киев), "Молодая гвардия" (1947, Моск. т-р киноакт„ра),
"Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину (1954, Ленингр. т-р
Комедии), "Салемские колдуньи" Миллера (1955, Ленингр. т-р им.
Ленинского комсомола), "Трасса" Дворецкого (1959, Ленингр. Болыпойдрам.
г-р), "Иркутская история" Арбузова (1960, там же), "Океан" Штейна (1961,
там же), "Семен Котко" Прокофьева (1960, Т-р оперы и балета им. Кирова),
"Броненосец Пот„мкин" Чишко (1955, Ленингр. Малый оперный т-р). Нин. 77.
МАНДЕЛЬЬ‚РГ, Евгений Моисеевич [р. 9 (22). III. 1900] - русский
советский театральный художник. Учился в Киевском ун-те. Живопись изучал
в художеств. студии под рук. E. Е.Лансере в Ростове-на-Дону. Впервые
выступил как художник в 1924 ("Соловей" по Андерсену, Киевский т-р для
детей). Вместе с реж. Ф. Н. Кавериным работал над проблемами оформления
спектакля на малой сцене в Студии Малого т-ра и затем в Моск. драм.
т-ре: "Шулер" Шкваркина (1928), "Переплав" Щеглова (1929), "Дружба"
Гусева (1935), "Мария Тюдор" Гюго (1938) и др. М. много занимался
люминесцентной театральной живописью. Первый начал систематически
применять е„ для оформления спектакля: "Лесная песнь" Л. Украинки (Моск.
т-р им. Ленинского комсомола, 1946), "Двенадцать месяцев" Маршака
(Рижский латв. ТЮЗ, 1947), "Снежная королева" (Моск. т-р драмы и
комедии, 1947) и др. Оформил спектакли в т-рах оперы и балета: "Пиковая
дама" (1934), "Аида" (1935) в Баку, "Шурале" (1939- 1940) в Казани,
"Лейли и Меджнун" Глиэра в Ташкенте (1948). М. принадлежит оформление
программ в Гос. ансамбле нар. танца СССР, Моск. госцирке и др.
Автор балетного либретто "Лауренсия" (1939, Ленингр. т-р оперы и
балета им. Кирова).
Лит.: Марголин С., Художник театра за 15 лет, М., 1933; Выставка
люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1958 (Каталог). Д
Шн.
МАНДЖГАЛАДЗЕ, Эроси Акакиевич (р. 3. III. 1925) - советский
Страницы: «« « 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 1447 1448 1449 1450 1451 1452 1453 1454 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |