Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 » »» Цыганков; Хлестаков - Ильинский, Городничий - Григорьев), "Живой труп" (1951, реж. Волков). Большим событием явилась пост. "Вассы Железновой" (1952, реж. Зубов и Велихов). Созданный Пашенной образ Вассы- великолепный пример истинно горьковского подхода к роли. С исключительной глубиной передавая драматизм судьбы Вассы, Пашенная показывала неизбежность крушения своей героини. Неповторимо-индивидуальное выступало в ее образе в органич. единстве с социально-типическим. Однако в деятельности М. т. в конце 40-х - начале 50-х гг., как и в жизни всех сов. т-ров, проявились отрицат. тенденции, связанные с догма-тич. искажением принципов социалистич. реализма. Эти тенденции сказывались во влиянии т. н. "теории" бесконфликтности (напр., в спектакле "Семья Лутонп-ных" Пырьева и бр. Тур, 1951), в схематически прямолинейной, обедн„нной характеристике персонажей (напр., в "Шакалах" Якобсона, 1953). Т-р не мог преодолеть и ограниченности в изображении событий Великой Отечественной войны ("Южный узел" Первен-цева, 1948), борьбы против белогвардейцев и интервентов ("Незабываемый 1919-й" Вишневского, 1950). Культ личности Сталина приводил к принижению-роли нар. масс, руководимых Коммунистич. партией у. в изображении историч. событий в этих спектаклях. Новый период в жизни всего сов. театр. иск-ва, обозначившийся в сер. 50-х гг., с особенной определ„нностью после XX съезда КПСС, плодотворна сказался и в развитии М. т. Борьба против творческого нивелирования, обеднения средств театр. выразительности, против пережитков "теории" бесконфликтности, связанных с влиянием культа личности Сталина, вызвали плодотворные тенденции творч. рост старейшего рус. т-ра. В новых спектаклях М. т., посв. сов. современности, находят отражение жизненные явления, характерные для нашей действительности в годы, когда задачи коммунистич. строительства стали непосредственными практич. задачами партии и народа. Так, в пост. "Крыльев" Корнейчука (1955, реж. Зубов, Цыганков раскрывалась острая драматич. коллизия - столкновение двух стилей руководства - подлинно партийного, опирающегося на массы, и бюрократического косного, связанного с пережитками прошлого (секретарь обкома партии Ромодан - Царей, председатель облисполкома Дремлюга - Комиссаров, учительница Горицвет- Яблочкина). Комедийно-сатирич. направленность иск-ва М. т. определила живое звучание пьесы Погодина "Когда ломаются копья" (1953, реж. Волков; профессор Картавин - Ильинский,. Виктория - Ликсо). Значит, работой М. т. явилась пост. нар. драмы Д. Зорина "Вечный источник" (1957, реж. Бабочкин, худ. Босулаев; в роли В. И. Ленина - Маркушев, Плакуна - Анненков, Василисы - Солодова). Образ В. И. Ленина, воссозданный в спектакле, приобр„л особую остроту и действенность в пору восстановления ленинских норм во всех областях жизни сов. общества. Непосредственно связанной с этим спектаклем по своему содержанию была пост. второй пьесы того же автора - "Весенний гром" (1961, реж. Бабочкин);. в ней прослеживается судьба героев "Вечного источника" - крестьян подмосковного села в наши дниИскания М. т., связанные с созданием широких эпич. спектаклей, нашли сво„ выражение на материале истории "Северные зори" Никитина (1952), "Порт-Артур" Попова и Степанова (1953, реж. Зубов и Марков). Первый спектакль воссоздавал картину героич. борьбы сов. людей против американо-английских интервентов в годы гражданской войны, во втором- отвага рус. солдата, его самоотверженность драматически остро противопоставлялись продажности генералов царской армии в пору русско-японской войны 1904-05. Спектаклями, поднимавшими проблемы духовного, нравственного роста сов. людей, прежде всего на материале судеб молодого современника, стали пост. пьес "Карточный домик" Стукалова (1959) и "Неравный бой" Розова (1960, реж. Бурое), инсценировка повести "Коллеги" Акс„нова и Стабового (1962, реж. Бабочкин и Коршунов; Александр Зеленин - Подгорный). Характеры современников, раскрывающиеся в столкновении с пережитками ложных взглядов и норм, порожд„нных периодом культа личности Сталина, с большой психологич. правдой были показаны в спектакле "Палата" Ал„шина (1962, реж. Варпаховский; Новиков - Телегин, Прозоров - Константинов, Гончаров - Доронин). В 1960 М. т. осуществил новое сценич. прочтение "Любови Яровой" (реж. Ильинский и Цыганков; Швандя - Доронин, профессор Горностаев - Ильинский), подчеркнув широкую историч. перспективу изображаемых событий. Пост. пьес авторов братских республик СССР ("Лето младшего брата" Приеде, 1956; "Вес„лка" Зарудного, 1958) расширила совр. сов. репертуар т-ра. Особенно значит, спектаклем стала пост. пьесы "Браконьеры" Раннета, в к-рой светлая гуманистич. мысль была раскрыта через глубокое проникновение в правду характеров (1961, реж. Жаров; Аадам - Бабочкин, Меела - Нифонтова, Яагуп - Жаров). Новым в репертуаре М. т. было обращение к произв. совр. зарубежной драмы: "Такие времена" Юрандота (1955, реж. Волков), "Проданная колыбельная" Лакснесса (1955, пост. П. Маркова, реж. Межинский) и "Каменное гнездо" Вуолийоки (1957, реж. Гладков и Хохряков), в к-ром Пашенная создала образ Хозяйки Нисковуо-ри, пронизанный мудрым гуманизмом, показала процесс пробуждения человечности в душе своей героини. В области сценич. прочтения классики М. т. также предпринял ряд новых опытов. В их числе пост. "Макбета" (1955, реж. Зубов и Велихов, худ. Волков; Макбет - Цар„в, леди Макбет - Гоголева). Своеобразное истолкование "Власти тьмы" (1956, реж. Равенских) с особой яркостью сказалось в новаторском раскрытии И. В. Ильинским образа Акима (акт„р трактовал своего героя как "человека чистой совести", отвергающего ложь и жестокость бурж. мира). Издавна присущее М. т. мастерство красочного реалистич. воплощения драматургии А. Н. Островского проявилось в новой пост. "Грозы" (1962, реж. Пашенная и Гладков, худ. Волков, композитор Щедрин; Кабаниха - Пашенная, Катерина- Нифонтова, Варвара - Хорькова, Феклуша - Шатрова, Дикой - Жаров, Борис - Афанасьев, Тихон - Доронин), в к-рой особое внимание обращалось на передачу поэтич. стихии драмы. В 1960 М. т. обратился к драматургии Чехова, пост. драму "Иванов" (реж. Бабочкин; Иванов- Цар„в, Бабочкин, Анна - Роек). В нач. 60-х гг. т-р осуществил спектакли: "Маскарад" (1962, реж. Варпаховский, худ. Стенберг; Арбенин - Цар„в, Нина - Роек, Шприх - Подгорный) и "Горе от ума" (1963, реж. Е. Симонов, худ. Волков). Работу М. т. над зарубежной драматургией критич. реализма продолжили спектакли "Д-р" ("Доктор философии" Нушича; 1956, реж. К. А. Зубов) и инсценировка "Ярмарки Страницы: «« « 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |