|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 » »» Цыганков;
Хлестаков - Ильинский, Городничий - Григорьев), "Живой труп" (1951,
реж. Волков). Большим событием явилась пост. "Вассы Железновой" (1952,
реж. Зубов и Велихов). Созданный Пашенной образ Вассы- великолепный
пример истинно горьковского подхода к роли. С исключительной глубиной
передавая драматизм судьбы Вассы, Пашенная показывала неизбежность
крушения своей героини. Неповторимо-индивидуальное выступало в ее образе
в органич. единстве с социально-типическим.
Однако в деятельности М. т. в конце 40-х - начале 50-х гг., как и в
жизни всех сов. т-ров, проявились отрицат. тенденции, связанные с
догма-тич. искажением принципов социалистич. реализма. Эти тенденции
сказывались во влиянии т. н. "теории" бесконфликтности (напр., в
спектакле "Семья Лутонп-ных" Пырьева и бр. Тур, 1951), в схематически
прямолинейной, обедн„нной характеристике персонажей (напр., в "Шакалах"
Якобсона, 1953). Т-р не мог преодолеть и ограниченности в изображении
событий Великой Отечественной войны ("Южный узел" Первен-цева, 1948),
борьбы против белогвардейцев и интервентов ("Незабываемый 1919-й"
Вишневского, 1950). Культ личности Сталина приводил к принижению-роли
нар. масс, руководимых Коммунистич. партией у. в изображении историч.
событий в этих спектаклях.
Новый период в жизни всего сов. театр. иск-ва, обозначившийся в сер.
50-х гг., с особенной определ„нностью после XX съезда КПСС, плодотворна
сказался и в развитии М. т. Борьба против творческого нивелирования,
обеднения средств театр. выразительности, против пережитков "теории"
бесконфликтности, связанных с влиянием культа личности Сталина, вызвали
плодотворные тенденции творч. рост старейшего рус. т-ра.
В новых спектаклях М. т., посв. сов. современности, находят отражение
жизненные явления, характерные для нашей действительности в годы, когда
задачи коммунистич. строительства стали непосредственными практич.
задачами партии и народа. Так, в пост. "Крыльев" Корнейчука (1955, реж.
Зубов, Цыганков раскрывалась острая драматич. коллизия - столкновение
двух стилей руководства - подлинно партийного, опирающегося на массы, и
бюрократического косного, связанного с пережитками прошлого (секретарь
обкома партии Ромодан - Царей, председатель облисполкома Дремлюга -
Комиссаров, учительница Горицвет- Яблочкина). Комедийно-сатирич.
направленность иск-ва М. т. определила живое звучание пьесы Погодина
"Когда ломаются копья" (1953, реж. Волков; профессор Картавин -
Ильинский,. Виктория - Ликсо).
Значит, работой М. т. явилась пост. нар. драмы Д. Зорина "Вечный
источник" (1957, реж. Бабочкин, худ. Босулаев; в роли В. И. Ленина -
Маркушев, Плакуна - Анненков, Василисы - Солодова). Образ В. И. Ленина,
воссозданный в спектакле, приобр„л особую остроту и действенность в пору
восстановления ленинских норм во всех областях жизни сов. общества.
Непосредственно связанной с этим спектаклем по своему содержанию была
пост. второй пьесы того же автора - "Весенний гром" (1961, реж.
Бабочкин);. в ней прослеживается судьба героев "Вечного источника" -
крестьян подмосковного села в наши дниИскания М. т., связанные с
созданием широких эпич. спектаклей, нашли сво„ выражение на материале
истории "Северные зори" Никитина (1952), "Порт-Артур" Попова и Степанова
(1953, реж. Зубов и Марков). Первый спектакль воссоздавал картину
героич. борьбы сов. людей против американо-английских интервентов в годы
гражданской войны, во втором- отвага рус. солдата, его самоотверженность
драматически остро противопоставлялись продажности генералов царской
армии в пору русско-японской войны 1904-05.
Спектаклями, поднимавшими проблемы духовного, нравственного роста
сов. людей, прежде всего на материале судеб молодого современника, стали
пост. пьес "Карточный домик" Стукалова (1959) и "Неравный бой" Розова
(1960, реж. Бурое), инсценировка повести "Коллеги" Акс„нова и Стабового
(1962, реж. Бабочкин и Коршунов; Александр Зеленин - Подгорный).
Характеры современников, раскрывающиеся в столкновении с пережитками
ложных взглядов и норм, порожд„нных периодом культа личности Сталина, с
большой психологич. правдой были показаны в спектакле "Палата" Ал„шина
(1962, реж. Варпаховский; Новиков - Телегин, Прозоров - Константинов,
Гончаров - Доронин).
В 1960 М. т. осуществил новое сценич. прочтение "Любови Яровой" (реж.
Ильинский и Цыганков;
Швандя - Доронин, профессор Горностаев - Ильинский), подчеркнув
широкую историч. перспективу изображаемых событий.
Пост. пьес авторов братских республик СССР ("Лето младшего брата"
Приеде, 1956; "Вес„лка" Зарудного, 1958) расширила совр. сов. репертуар
т-ра. Особенно значит, спектаклем стала пост. пьесы "Браконьеры"
Раннета, в к-рой светлая гуманистич. мысль была раскрыта через глубокое
проникновение в правду характеров (1961, реж. Жаров; Аадам - Бабочкин,
Меела - Нифонтова, Яагуп - Жаров). Новым в репертуаре М. т. было
обращение к произв. совр. зарубежной драмы: "Такие времена" Юрандота
(1955, реж. Волков), "Проданная колыбельная" Лакснесса (1955, пост. П.
Маркова, реж. Межинский) и "Каменное гнездо" Вуолийоки (1957, реж.
Гладков и Хохряков), в к-ром Пашенная создала образ Хозяйки Нисковуо-ри,
пронизанный мудрым гуманизмом, показала процесс пробуждения человечности
в душе своей героини.
В области сценич. прочтения классики М. т. также предпринял ряд новых
опытов. В их числе пост. "Макбета" (1955, реж. Зубов и Велихов, худ.
Волков;
Макбет - Цар„в, леди Макбет - Гоголева). Своеобразное истолкование
"Власти тьмы" (1956, реж. Равенских) с особой яркостью сказалось в
новаторском раскрытии И. В. Ильинским образа Акима (акт„р трактовал
своего героя как "человека чистой совести", отвергающего ложь и
жестокость бурж. мира). Издавна присущее М. т. мастерство красочного
реалистич. воплощения драматургии А. Н. Островского проявилось в новой
пост. "Грозы" (1962, реж. Пашенная и Гладков, худ. Волков, композитор
Щедрин; Кабаниха - Пашенная, Катерина- Нифонтова, Варвара - Хорькова,
Феклуша - Шатрова, Дикой - Жаров, Борис - Афанасьев, Тихон - Доронин), в
к-рой особое внимание обращалось на передачу поэтич. стихии драмы. В
1960 М. т. обратился к драматургии Чехова, пост. драму "Иванов" (реж.
Бабочкин; Иванов- Цар„в, Бабочкин, Анна - Роек). В нач. 60-х гг. т-р
осуществил спектакли: "Маскарад" (1962, реж. Варпаховский, худ.
Стенберг; Арбенин - Цар„в, Нина - Роек, Шприх - Подгорный) и "Горе от
ума" (1963, реж. Е. Симонов, худ. Волков). Работу М. т. над зарубежной
драматургией критич. реализма продолжили спектакли "Д-р" ("Доктор
философии" Нушича; 1956, реж. К. А. Зубов) и инсценировка "Ярмарки
Страницы: «« « 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 1440 1441 1442 1443 1444 1445 1446 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |