|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 » »» Кутту-баевым, 1946, Кирг. драм. т-р), пьесы "Мы не те, что были" (с
Куттубаевым, 1951, там же) о социалистпч. преобразованиях в Киргизии,
"На высокой земле" (1956) из эпохи гражд. войны, "Сердце бь„тся" (1957),
о строительстве высокогорного водохранилища,
"Девушки с одной улицы" (1960), "Дело Адыла" (1961) о сов. медиках.
Пьесы ставились в Кирг. драм. театре и в областных т-рах. Написал
либретто опер:
"Айчурек" (совм. с Д. Боконбаевым и Ю. Турус-бековым, 1939), "Манас"
(совм. с А. Токомбаевым, 1946), "Токтогул" (совм. с Д. Боконбаевым,
1958) и др.
Лит.: Очерки истории киргизской советской литературы, Фрунзе, 1961;
Абдраимов Д ж., "Литературный Кир-гизстан", 1961, .ј 4. H. Л.
МАЛИНОВСКАЯ, Елена Константиновна [7 (19). VIII.1875-13.I.1942J -
русская советская общественная и театр. деятельница. Член Коммунистич.
партии с 1905. Была одним из организаторов и пайщиков нижегородского
Нар. дома, построенного в 1903 на средства, собранные М. Горьким и е„
мужем, архитектором П. П. Малиновским. После Февральской революции
организовала и возглавила худо-жественно-просветит. отдел Моссовета.
После Октябрьской революции была назначена комиссаром моек. т-ров, с
1918-управляющим моек. гос. т-рами, с 1920- академич. т-рами.
Одновременно в 1919-20 M.- член директории, а в 1920-24, 1930
-35директор Большого т-ра. Выполняя указания Сов. правительства о
сохранении б. императорских т-ров, М. заботилась о пополнении репертуара
Большого т-ра, об улучшении качества спектаклей, о бытовых нуждах
артистов. М. привлекла к работе в ГАБТ В. И. Неми-ровича-Данченко и В.
В. Лужского. В 1918 по инициативе М. при Большом т-ре была организована
Оперная студия под рук. К. С. Станиславского (с 1926 - Гос. оперная
студия 'им. Станиславского, с 1928- Оперный т-р им. Станиславского). С
1935 М.- персональная пенсионерка С. Г.
МАЛИНОВСКАЯ, Зинаида Александровна (р. 1857- г. смерти
неизв.)-русская советская актриса и антрепрен„р. В 1887 вступила в
труппу моек. Т-ра Корша. С 1894 становится антрепрен„ром, продолжая
выступать как актриса. М. держала антрепризу в Ярославле, Воронеже,
Рязани, Нижнем Новгороде, Вильно, Оренбурге, Баку и мн. др. городах. В
труппах, руководимых М., служили крупнейшие провинц. акт„ры - Н. И.
Соболыциков-Самарин, С. Л. Кузнецов, П. Н. Орленев и др. С 1903 М.
ежегодно организовывала гастроли в Ср. Азии (Ташкент, Самарканд),
знакомила зрителей этих городов с драматургией Чехова, Горького и
зарубежной классикой. В 1918 на основе труппы М. в Ташкенте был создан
"Советский т-р", в к-ром М. работала как режисс„р. В 1919-20 М. работала
в Наркомпросе управляющей гос. т-рами Туркестанской республики. В. Д.
МАЛИНОВСКИЙ, Алексей Ф„дорович (1762- 1840) - русский историк,
писатель и переводчик. Сенатор. Чл. Академии наук. Автор соч. на
историч. темы. М. написал "Записки, принадлежащие к истории русского
театра" (1790), к-рые содержат сведения о моек. театр. жизни до открытия
Петровского т-ра (1780). Написал либретто оперы "Старинные святки"
(1798). Перев„л ок. 20 драм. произв., в т. ч. "Ненависть к людям и
раскаяние" Коцебу (пост. 1791, изд. 1796). В. Вир.
МАЛИПЬЕРО (Malipiero), Джан Франческо (р.18. III. 1882) - итальянский
композитор, музыковед, критик, педагог. Музыке обучался в Венской и
Болон-ской консерваториях и в муз. лицее в Венеции. Один из видных
представителей модернизма, М. проявляет в то же время интерес к итал.
нар. музыке, к муз. классике. Написал оперы: "Каносса" (1914, т-р
"Костанци", Рим), трилогию "Орфеиды" ("Смерть масок", соч. 1922, "Семь
канцон", соч. 1919, "Орфей, или Восьмая канцона", соч. 1920, пост. 1925,
Дюссельдорф), "Комедии Гольдони" ("Кофейня", соч. 1922, "Синьор
Тодеро-брюзга", соч. 1922, "Кьоджинские перепалки", соч. 1920, пост.
1926, Дармштадт), трилогию "Венецианская мистерия" (1932, Кобург)
"Легенда о сыне-подкидыше" (на сюжет Л. Пирандел-ло, 1934, "Опера",
Рим), "Юлий Цезарь" (1935, т-р "Карло Феличе", Генуя) и "Антоний и
Клеопатра" по Шекспиру (1938, т-р "Пергола", Флоренция),. "Донна Уррака"
по пьесе Мериме "Небо и ад" (1954, т-р "Делле Новита", Бергамо) и др.;
балеты - "Маскарад пленной принцессы" (1924, т-р "Де ла Монне"
Брюссель), "Страдивари" (1958, Дортмунд) и соч. в др. жанрах. В 1921-39
М. занимался педагогия. деятельностью. М.-автор исследований, редактор
произв. итал. композиторов 17-18 вв.
Соч.: Cl. Monteverdi, Mil., 1929; Strawinsky, Venezia. 1945; A.
Vivaldi, Mil., 1958; Cosi va lo mondo, Mil., 1946 (автобиогр.).
Лит.: Н e 1 m E., J. F. Malipiero, "Melos", Mainz, 1952 Marz. Ce. /
'.
МАЛИШЕВСКИЙ (Maliszewski), Александер (р.9. X. 1901) - польский поэт,
драматург, театральный деятель. Учился в Вольном польском ун-те и в
Варшавском ун-те (1925-27). Лит. деятельность начал в 1923. В
1937-39театр. критик газеты "Дзенник людовы", в 1939-41 сотрудничает в
Польском дра-матич. т-ре в Вильнюсе. В 1948-51 - лит. рук. Гор. т-ров в
Варшаве и т-ра "Розмаитости". Первая пьеса М. "Антигона" (1939, т-р
"Атенеум", Варшава) была запрещена цензурой. Следующая пьеса "Вчера и
позавчера" (1950, Олыптын) была пост. в 17 польских т-рах. М. написал
стихотворную поэтич. драму о поэте польского Возрождения Я. Кохановском
"Путь в Чернолесье" (1952, т-р "Вспулчесны", Варшава, Гос. пр., 1952).
Пьеса "Баллады и романсы" (1955, т-р "Выб-жеж") рассказывает о жизни
Мицкевича. В своих драмах М. стремится по-новому оценить деятельность
великих польских поэтов и время, в к-рое они жили. Автор переводов пьес
Лопе де Вега, Чехова, А. Арбузова, работает в кино как сценарист.
Соч.: Antygona, Warsz., 1939; Wczoraj i przedwczoraj Krakow-Warsz.,
1951; Droga do Czarnolasu, Warsz., 1953;
2 wyd., Warsz., 1960; Ballady i romanse, Warsz., 1955;
Maska i roza, "Dialog", 1958, ј 8, с. 27-80; в рус. пер.- Баллады и
романсы, М., 1955. Еу J1
МАЛЛАРМЕ (Mallarme), Стефан (18. III. 1842- 9. I X. 1898) -
французский поэт. Один из теоретиков символизма. В своих статьях М.
отвергает совр. театр. иск-во и рисует т-р будущего как замену
богослужения, церемониал, синтезирующий элементы драмы" поэзии, музыки,
танца. Не будет акт„ра, декораций,. предполагается жрец или корифей,
хор, орган, сцена-помост в храмоподобном зале. Эстетские, проникнутые
упадочными устремлениями, принципы М. повлияли на франц. символистскую
драму и практику "Т-ра д'ар" П. Фора и т-ра "Эвр" О. М. Люнье-По. М.
предназначал для т-ра драму "Иродиада" (фрагмент" 1864) и эклогу
"Послеполуденный отдых фавнам (1876), ставшую основой одноим.
хореография. картины, пост. в 1912 В. Ф. Нижинским (муз. К. Дебюсси,.
Страницы: «« « 1421 1422 1423 1424 1425 1426 1427 1428 1429 1430 1431 1432 1433 1434 1435 1436 1437 1438 1439 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |