Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1424   1425   1426   1427   1428   1429   1430   1431   1432  1433   1434   1435   1436   1437   1438   1439   1440   1441   1442  » »»

демократическими, гуманистич. идеями, выражало  горячий  протест  против
крепостного гн„та, отличалось жизнеутверждающим реализмом,  народностью,
силой типизации. Щепкин требовал от акт„ра всестороннего знания жизни  и
правдивого отражения е„ в сценич.  образах.  Борясь  за  правду  чувств,
простоту  и  естественность,  он  указывал   на   необходимость   внутр.
перевоплощения акт„ра в изображаемое лицо. Создатель сатирич. образов  в
комедиях Гоголя, Щепкин проникновенно воплотил на сцене М. т.  и  образы
"маленьких людей" (Михаил  Чупрун  -  "Москаль-чаровнык"  Котляревского,
Кузовкин - "Нахлебник" Тургенева, Симон -  драматич.  водевиль  "Матрос"
Соважа и Делурье,  и  др.),  с  огромной  психо-логич.  глубиной  сыграл
трагич. роли Сальери и Барона ("Моцарт  и  Сальери"  и  "Скупой  рыцарь"
Пушкина).
   С  щепкинской  школой  органически  сочеталось  в  искусстве  М.   т.
прогрессивное романтич.  направление,  проникнутое  теми  же  принципами
глубокой идейности, простоты и демократизма.  Крупнейшим  представителем
революц. романтизма в рус. т-ре 30-40-х гг. 19 в.  был  великий  трагич.
актер П. С. Мочалов. Показывая конфликт героя с  окружающей  его  косной
средой,  Мочалов  выражал  протест   против   порабощения   человеческой
личности, веру в торжество свободы и справедливости.  Его  вдохновенное,
исполненное мощной душевной силы и  темперамента  иск-во  было  созвучно
настроениям передовой части рус. общества того времени. Крупным событием
явилась постановка "Гамлета" с Мочаловым в главной роли (1837), подробно
описанная Белинским (""Гамлет" драма Шекспира. Мочалов в роли  Гамлета",
1838). В духе  высокого  гуманизма  были  истолкованы  Мочаловым  образы
Отелло, Короля Лира, Ричарда III, Франца Моора, Фердинанда.
   Ядро труппы М. т., возглавлявшейся Щепкиным и Мочаловым, составляли в
1-й пол. 19 в. актрисы:
   М. Д. Львова-Сипецкая, Н. В. Репина, П. И. Орлова,
   А. Т. Сабурова; комедийные акт„ры: А. М. Сабуров, В. И. Рязанцев,  В.
И. Живокини; исполнители характерных  ролей:  Н.  М.  Никифоров,  П.  Г.
Степанов и др.  После  смерти  Мочалова  трагич.  роли  исполнял  Л.  Л.
Леонидов.  Учениками  и   продолжателями   традиций   Щепкина   являлись
выдающиеся акт„ры II. В. Самарин и С. В. Шумский.
   В 50-70-х гг. 19 в. М. т. переживает новый  период  своего  развития,
связанный с подъ„мом революц.-демократич. движения в России. В это время
в иск-ве М. т. ярко сказалось воздействие общественно-эстетич.  взглядов
рус. революц. демократов - Н. Г.  Чернышевского  и  Н.  А.  Добролюбова.
Начиная с 14 янв. 1853 (премьера спектакля "Не в свои сани  не  садись")
осн. драматургом М. т. становится А. Н. Островский (в  М.  т.  пост.  47
пьес Островского). Сила критич. реализма, народность, яркость социальной
типизации,  глубина  и   многосторонность   пспхологич.   характеристик,
свойственные произв. Островского, воспитывали  у  исполнителей  глубокое
понимание действительности, укрепляли их стремление к  созданию  ти-пич.
характеров. Своим истолкованием пьес Островского М. т.  создал  эпоху  в
истории рус. сценич. иск-ва. На его драматургии выросла плеяда блестящих
акт„ров М. т. Островский принимал ближайшее участие во всей жизни М. т.,
в развитии театр. школы. Он требовал  от  акт„ров  стройности  ансамбля,
высокой культуры речи, характерности жеста, умения  отрешиться  от  себя
ради утверждения образа, "живости и изящества исполнения".
   В репертуар М. т.  вошли  произв.  Пушкина  ("Скупой  рыцарь",  1853,
инсценировка повести "Станционный смотритель", 1854, трагедии "Моцарт  и
Сальери", 1854, "Каменный гость", 1855),  Гоголя  ("Рассказ  о  капитане
Копейкине" из поэмы "М„ртвые души"  1852,  "Похождения  Павла  Ивановича
Чичикова" сцены по поэме "М„ртвые  души",  1856,  "Собачкин"  "Отрывок",
1861, "Утро  делового  человека",  1863)  Тургенева  ("Холостяк",  1850,
"Провинциалка",  1851  "Нахлебник",  1862),  Сухово-Кобылина   ("Свадьба
Кре-чинского", 1855) и др. Были возобновлены пост. пьес "Горе  от  ума";
"Недоросль"  и  "Бригадир"  Фонвизина.  Из  пьес  зап.-европ.   классич.
драматургии пост.:
   "Эмилия Галотти" Лессинга (1870), "Овечий источник" ("Фуэнтеовехуна",
1876); "Фауст" Г„те (сцены, 1877), "Король Ричард III" Шекспира  (1878),
"Ури-эль Акоста" Гуцкова (1879) и др.
   С  лучшими  образцами  нац.  и  мировой  драматургии  связан  расцвет
творчества  выдающихся  акт„ров-реалистов.  Под   влиянием   драматургии
Островского окончательно сформировался талант замечательного  акт„ра  П.
М. Садовского. Борьба Чернышевского и Добролюбова  за  верное,  подлинно
демократич. истолкование драматургии Островского открывала Садовскому  и
др. акт„рам его  поколения  путь  к  новым  вершинам  сценич.  реализма.
Преодолевая влияния ложных теорий славянофилов (А. А. Григорьева и др.),
Садовский создал сценич.  образы,  отмеченные  народностью,  гуманизмом,
обличительной силой. Его иск-во отличалось глубокой  жизненной  правдой,
многообразием,    мастерством    социально-психологич.     и     бытовой
характеристики персонажей. Лучшие роли - Любим Торцов, Подхалюзин, Дикой
("Бедность  не  порок",  "Своп  люди  -  сочт„мся",  "Гроза"),  Расплюев
("Свадьба  Кречпнского")  и  др.  Большого  эмоционального   воздействия
достигала красочная, темпераментная игра  Л.  П.  Косицкой  (Никулиной),
глубоко раскрывавшей  духовную  красоту  и  поэтичность  характера  рус.
женщины (Катерина - "Гроза";
   Лизавета - "Горькая судьбина" Писемского). Смелостью и широтой мысли,
ярким  темпераментом,  тончайшим  художественным   мастерством   отделки
деталей отличалось творчество Г. Н. Федотовой, создательницы центральных
женских образов в драмах  Островского  (Катерина  -  "Гроза",  Лариса  -
"Бесприданница"), сатирич. образов в пьесах Л. Н. Толстого  (Звездпнцева
- "Плоды просвещения"), Грибоедова (Хл„стова - "Горе от ума").  Федотова
была также блестящей  исполнительницей  трагич.  и  комедийных  ролей  в
пьесах Шекспира, Шиллера  и  др.  К  плеяде  выдающихся  акт„ров  М.  т.
относятся также С. В. Васильев, ‚. Н. Васильева, Н. В. Рыкалова,  С.  П.
Акимова, Н. М. Медведева, Н. И. Музилъ, Н. А. Никулина и др.
   Творческое развитие М. т. сопровождалось  серь„зными  противоречиями.
Правящие  круги  пытались  ослабить   значение   т-ра   как   выразителя
прогрессивных устремлений рус. общества. В силу  этого  постановки  пьес
Островского  постоянно  встречали  сопротивление  цензуры   и   дирекции
императорских т-ров. В  репертуар  М.  т.  включались  псевдоисторич.  и
псев-донар. драмы Н. А. Чаева, А. А. Потехпна,  ремесленная  драматургия
В. А. Крылова, К. А. Тарнов-ского, пустые, развлекательные комедии-фарсы
и оперетты.
   Давление реакции особенно усилилось в 80-е гг. 19 в. В этих  условиях
единственно возможной формой борьбы с официальной идеологией стала пост.
классики. В эти годы М. т. показывает спектакли:
   "Борис Годунов" (1880); "Месяц в деревне" Тургенева (1881),  "Отжитое

Страницы: «« « 1424   1425   1426   1427   1428   1429   1430   1431   1432  1433   1434   1435   1436   1437   1438   1439   1440   1441   1442  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия