Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485   1486   1487  1488   1489   1490   1491   1492   1493   1494   1495   1496   1497  » »»

богатырского эпоса, многочисл. рассказы на  религ.  и  бытовые  темы.  В
17-1-й  пол.  19  вв.  в  Стамбуле  существовала   цеховая   организация
М."эснаф". Во время разл. религ. праздников, офиц. торжеств М. выступали
в кофейнях и др.  обществ,  местах.  Их  приглашали  на  свадьбы  и  др.
праздники. Иногда наиболее известные М.  выступали  при  дворе  султана.
Султанское правительство и мусульм. духовенство устанавливали цензуру за
деятельностью М., к-рые должны были иметь спец.  разрешение  властей  на
выступления  и  платили  особый  налог.  Во  2-й  пол.  19  в.   цеховая
организация М. распалась.  Однако  до  наст.  времени  в  Ускюдаре  (р-н
Стамбула) можно  услышать  выступления  М.,  теперь  мало  популярные  у
населения.
   Лит.: Гордлевский В. А., Из настоящего и прошлого меддахов в  Турции,
в кн.: Избр. соч., т. II, М., 1961"  с.  300-13;  его  же,  Стамбульские
меддахи, там же с.332-38. А. Т.
   М‚ДЕБАК (Medebach) - семья итальянских акт„ров.
   Джироламо М. (1706-1781 или 1790)- акт„р  и  антрепрен„р.  С  13  лет
работал в труппе бродячих комедиантов, затем организовал собств. труппу,
выступавшую в  т-ре  "Сан-Мойзе"  (Венеция),  а  летом  разъезжавшую  по
городам Италии. В 1746  в  Ливорно  М.  познакомился  с  К.  Гольдони  и
пригласил его писать пьесы для своего т-ра. С труппой М., обосновавшейся
в  помещении  т-ра  "Сант-Анджело"  (Венеция),  связан  период  расцвета
творчества Гольдони, к-рый в 1748-  1753  написал  для  этой  труппы  43
пьесы. Став капоко-мико, М. не прекратил акт„рской работы и  играл  (под
именем Оттавио) в комедиях Гольдони специально для него написанные роли:
Ансельми  ("Семья  антиквария"),  Дон  Марцио  ("Кофейня"),   Рипафратта
("Трактирщица") и др. Поссорившись с Гольдони, М. пригласил  в  качестве
автора его соперника - аббата П. Кьяри. Постепенно (отчасти из-за успеха
фьяб К. Гоцци) материальное положение труппы М. стало ухудшаться. В 1780
он был вынужден покинуть Венецию и вступить в бродячую труппу.
   Анджела  Теодора  Джованна  (по  сцене  -Розаура)   (1723-61).   Жена
Джироламо М. и примадонна  его  труппы.  Играла  роли  первых  любовниц.
Обладала превосходными сценич. данными - прекрасной внешностью, звучным,
нежным голосом. Мн. роли в комедиях Гольдони были им написаны  для  этой
актрисы. С  особым  успехом  играла  гл.  роли  в  "Памеле",  "Послушной
дочери", "Разумной жене". Н. Мок.
   МЕДНИС, Гаральд (Харальд) Петрович (р.  16.VIII.  1906)  -  латышский
советский хормейстер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956). В 1950 окончил
Латв.  консерваторию  по  оркестрово-дириж„рскому  классу.  С   1940   -
хормейстер Т-ра оперы и балета Латв. ССР. Пост.  (совм.  с  Р.  Ванагом)
хоровые сцены в спектаклях "Семья Тараса" Кабалевского (1952),  "Мазепа"
(1953);
   "Аида" (1953) и "Дон Карлос"  (1962)  Верди,  "Сказание  о  невидимом
граде  Китеже  и  деве  Февронии"  Римского-Корсакова  (1955),  "Банюта"
Калныня (1955), "Зел„ная мельница"  Зариня  (1958),  "Овод"  Спадавеккиа
(1959) и др.  С  1948  выступает  как  хоровой  дириж„р  республиканских
праздников песни. Я. В.
   МЕДОВЩИКОВ, Николай Николаевич [р.  26.XII  (7.1).  1898]  -  русский
советский художник. Засл. деят. иск-в РСФСР  (1950)  и  Каб.-Балк.  АССР
(1957). Учился в нижегородской  художеств.  студии  и  в  1922  в  моек.
"Вольной академии". С 1924 работает как театр. художник  в  Симферополе,
Казани, Ташкенте, Саратове, Горьком, Ярославле. С 1957 - в Волгоградском
т-ре.  M.-  один  из  ведущих  художников   периферии.   Творчество   М.
развивается в  традиц.  формах  объ„мно-живописной  декорации,  художник
стремится передать атмосферу эпохи и пьесы.
   Оформил спектакли: "Горе от ума"  (1924,  1939),  "Бронепоезд  14-69"
(1928), "Гамлет" (1935, 1962), "Отелло" (1936,  1952),  "Иванов"  Чехова
(1940), "Бесприданница" (1936, 1945, 1958), "Дядя Ваня" (1947); "Заговор
обреч„нных"  Вирты  (1940,  Ярославский  т-р;  Гос.  пр.  СССР,   1950),
"Вишн„вый сад" (1950, 1957), "Чайка" (1954); "Царь Ф„дор  Иоаннович"  А.
К. Толстого (1956), "Третья патетическая" Погодина (1959), "Три  сестры"
(1960), "Гамлет" (1962) и др.
   Эскиз М. к спект. "Коварство и любовь" - "Комната музыканта  Миллера"
- был отмечен бронзовой медалью на Междунар. выставке в Брюсселе (1958).
   Лит.: Пожарская М. Н.,Н.Н. Медовщиков, Л., 1960. М. Люб.
   МЕДОКС (М а д д о к с), Me к кол (Михаил  Георгиевич)  (1747-1822)  -
русский театральный деятель. Род. в Англии. С 1766 жил в России. С  1767
выступал как фокусник в Петербурге. В 1776 переехал в Москву. В  том  же
году вместе с кн. П. В. Урусовым содержал т-р. Спектакли давались в доме
Воронцова на Знаменке. В нач. 1780 этот т-р сгорел. В  том  же  году  М.
построил на  Петровке  новый  т-р,  получивший  назв.  Петровского  (см.
Медокса театр). Ю. Д.
   МЕДОКСА ТЕАТР (Петровский теат  р)-  русский  театр.  Построена  1780
антрепрен„ром Медок-сом.
   М. т. имел партер, 3 яруса лож и 2  галереи,  вмещал  1500  зрителей.
Позже к т-ру были пристроены две маскарадные  залы  (большая  из  них  -
Ротонда - вмещала до 2 тыс. танцующих).
   Серь„зный репертуар (произв. Княжнина, Фонвизина, Николева, Лессинга,
Шиллера, Вольтера, Мольера, Бомарше, Мерсье), талантливая труппа (П.  А.
Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы, Я. Е. Шушерин, М.  С.  Синявская,
А. Г.  Ожогин  и  др.)  привлекали  к  т-ру  внимание  передовых  людей,
группировавшихся вокруг типографии выдающегося рус. просветителя  Н.  И.
Новикова. Вместе с акт„рами они обсуждали пьесы,  составляли  репертуар,
распределяли роли, давали режисс„рские указания. М. т. был рассчитан  на
широкие слои публики и охотно ею посещался. Наряду с драм.  спектаклями,
в  т-ре  шли  также  оперы  и  балеты.  Среди  лучших  спектаклей  т-ра:
"Недоросль"  (1782),  "Бригадир"  (1787)   Фонвизина,"Санктпетербургский
Гостиный двор" Матинского (1782), "Несчастье от кареты" Княжнина (1779),
"Севильский цирюльник" Бомарше  (1782),  "Мисс  Capa  Сампсон"  Лессинга
(1783), "Мизантроп" (1782) и "Мещанин во дворянстве"  (1791)  Мольера  и
др. В М. т. была пост. тираноборч. трагедия "Сорена  и  Замир"  Николева
(1785),  впервые  в  России  пост.  "Эмилия  Галотти"  Лессинга  (1786),
"Женитьба Фигаро"  ("Фигарова  женитьба",  1787).  Подобное  направление
репертуара вызывало резко отрицательное отношение  властей,  поставивших
Медокса в трудные условия. М. разорился, и в 1789 т-р переш„л в  ведение
Опекунского совета. В 1805 здание Петровского т-ра сгорело. Акт„ры вошли
в состав каз„нной имп. труппы.
   Лит.: Чаянова О., Театр Маддокса в Москве. 1776- 1805ЛМ., 1927;А с  е
е в Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков,  М.,  1958,  с.
190-91. Ю. Д.
   МЕДРЖИЦКА (Medricka), Дана (р. 11.VII.1920)-  чехословацкая  актриса.

Страницы: «« « 1479   1480   1481   1482   1483   1484   1485   1486   1487  1488   1489   1490   1491   1492   1493   1494   1495   1496   1497  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия