|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 » »» богатырского эпоса, многочисл. рассказы на религ. и бытовые темы. В
17-1-й пол. 19 вв. в Стамбуле существовала цеховая организация
М."эснаф". Во время разл. религ. праздников, офиц. торжеств М. выступали
в кофейнях и др. обществ, местах. Их приглашали на свадьбы и др.
праздники. Иногда наиболее известные М. выступали при дворе султана.
Султанское правительство и мусульм. духовенство устанавливали цензуру за
деятельностью М., к-рые должны были иметь спец. разрешение властей на
выступления и платили особый налог. Во 2-й пол. 19 в. цеховая
организация М. распалась. Однако до наст. времени в Ускюдаре (р-н
Стамбула) можно услышать выступления М., теперь мало популярные у
населения.
Лит.: Гордлевский В. А., Из настоящего и прошлого меддахов в Турции,
в кн.: Избр. соч., т. II, М., 1961" с. 300-13; его же, Стамбульские
меддахи, там же с.332-38. А. Т.
М‚ДЕБАК (Medebach) - семья итальянских акт„ров.
Джироламо М. (1706-1781 или 1790)- акт„р и антрепрен„р. С 13 лет
работал в труппе бродячих комедиантов, затем организовал собств. труппу,
выступавшую в т-ре "Сан-Мойзе" (Венеция), а летом разъезжавшую по
городам Италии. В 1746 в Ливорно М. познакомился с К. Гольдони и
пригласил его писать пьесы для своего т-ра. С труппой М., обосновавшейся
в помещении т-ра "Сант-Анджело" (Венеция), связан период расцвета
творчества Гольдони, к-рый в 1748- 1753 написал для этой труппы 43
пьесы. Став капоко-мико, М. не прекратил акт„рской работы и играл (под
именем Оттавио) в комедиях Гольдони специально для него написанные роли:
Ансельми ("Семья антиквария"), Дон Марцио ("Кофейня"), Рипафратта
("Трактирщица") и др. Поссорившись с Гольдони, М. пригласил в качестве
автора его соперника - аббата П. Кьяри. Постепенно (отчасти из-за успеха
фьяб К. Гоцци) материальное положение труппы М. стало ухудшаться. В 1780
он был вынужден покинуть Венецию и вступить в бродячую труппу.
Анджела Теодора Джованна (по сцене -Розаура) (1723-61). Жена
Джироламо М. и примадонна его труппы. Играла роли первых любовниц.
Обладала превосходными сценич. данными - прекрасной внешностью, звучным,
нежным голосом. Мн. роли в комедиях Гольдони были им написаны для этой
актрисы. С особым успехом играла гл. роли в "Памеле", "Послушной
дочери", "Разумной жене". Н. Мок.
МЕДНИС, Гаральд (Харальд) Петрович (р. 16.VIII. 1906) - латышский
советский хормейстер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956). В 1950 окончил
Латв. консерваторию по оркестрово-дириж„рскому классу. С 1940 -
хормейстер Т-ра оперы и балета Латв. ССР. Пост. (совм. с Р. Ванагом)
хоровые сцены в спектаклях "Семья Тараса" Кабалевского (1952), "Мазепа"
(1953);
"Аида" (1953) и "Дон Карлос" (1962) Верди, "Сказание о невидимом
граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1955), "Банюта"
Калныня (1955), "Зел„ная мельница" Зариня (1958), "Овод" Спадавеккиа
(1959) и др. С 1948 выступает как хоровой дириж„р республиканских
праздников песни. Я. В.
МЕДОВЩИКОВ, Николай Николаевич [р. 26.XII (7.1). 1898] - русский
советский художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1950) и Каб.-Балк. АССР
(1957). Учился в нижегородской художеств. студии и в 1922 в моек.
"Вольной академии". С 1924 работает как театр. художник в Симферополе,
Казани, Ташкенте, Саратове, Горьком, Ярославле. С 1957 - в Волгоградском
т-ре. M.- один из ведущих художников периферии. Творчество М.
развивается в традиц. формах объ„мно-живописной декорации, художник
стремится передать атмосферу эпохи и пьесы.
Оформил спектакли: "Горе от ума" (1924, 1939), "Бронепоезд 14-69"
(1928), "Гамлет" (1935, 1962), "Отелло" (1936, 1952), "Иванов" Чехова
(1940), "Бесприданница" (1936, 1945, 1958), "Дядя Ваня" (1947); "Заговор
обреч„нных" Вирты (1940, Ярославский т-р; Гос. пр. СССР, 1950),
"Вишн„вый сад" (1950, 1957), "Чайка" (1954); "Царь Ф„дор Иоаннович" А.
К. Толстого (1956), "Третья патетическая" Погодина (1959), "Три сестры"
(1960), "Гамлет" (1962) и др.
Эскиз М. к спект. "Коварство и любовь" - "Комната музыканта Миллера"
- был отмечен бронзовой медалью на Междунар. выставке в Брюсселе (1958).
Лит.: Пожарская М. Н.,Н.Н. Медовщиков, Л., 1960. М. Люб.
МЕДОКС (М а д д о к с), Me к кол (Михаил Георгиевич) (1747-1822) -
русский театральный деятель. Род. в Англии. С 1766 жил в России. С 1767
выступал как фокусник в Петербурге. В 1776 переехал в Москву. В том же
году вместе с кн. П. В. Урусовым содержал т-р. Спектакли давались в доме
Воронцова на Знаменке. В нач. 1780 этот т-р сгорел. В том же году М.
построил на Петровке новый т-р, получивший назв. Петровского (см.
Медокса театр). Ю. Д.
МЕДОКСА ТЕАТР (Петровский теат р)- русский театр. Построена 1780
антрепрен„ром Медок-сом.
М. т. имел партер, 3 яруса лож и 2 галереи, вмещал 1500 зрителей.
Позже к т-ру были пристроены две маскарадные залы (большая из них -
Ротонда - вмещала до 2 тыс. танцующих).
Серь„зный репертуар (произв. Княжнина, Фонвизина, Николева, Лессинга,
Шиллера, Вольтера, Мольера, Бомарше, Мерсье), талантливая труппа (П. А.
Плавильщиков, С. Н. и Е. С. Сандуновы, Я. Е. Шушерин, М. С. Синявская,
А. Г. Ожогин и др.) привлекали к т-ру внимание передовых людей,
группировавшихся вокруг типографии выдающегося рус. просветителя Н. И.
Новикова. Вместе с акт„рами они обсуждали пьесы, составляли репертуар,
распределяли роли, давали режисс„рские указания. М. т. был рассчитан на
широкие слои публики и охотно ею посещался. Наряду с драм. спектаклями,
в т-ре шли также оперы и балеты. Среди лучших спектаклей т-ра:
"Недоросль" (1782), "Бригадир" (1787) Фонвизина,"Санктпетербургский
Гостиный двор" Матинского (1782), "Несчастье от кареты" Княжнина (1779),
"Севильский цирюльник" Бомарше (1782), "Мисс Capa Сампсон" Лессинга
(1783), "Мизантроп" (1782) и "Мещанин во дворянстве" (1791) Мольера и
др. В М. т. была пост. тираноборч. трагедия "Сорена и Замир" Николева
(1785), впервые в России пост. "Эмилия Галотти" Лессинга (1786),
"Женитьба Фигаро" ("Фигарова женитьба", 1787). Подобное направление
репертуара вызывало резко отрицательное отношение властей, поставивших
Медокса в трудные условия. М. разорился, и в 1789 т-р переш„л в ведение
Опекунского совета. В 1805 здание Петровского т-ра сгорело. Акт„ры вошли
в состав каз„нной имп. труппы.
Лит.: Чаянова О., Театр Маддокса в Москве. 1776- 1805ЛМ., 1927;А с е
е в Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958, с.
190-91. Ю. Д.
МЕДРЖИЦКА (Medricka), Дана (р. 11.VII.1920)- чехословацкая актриса.
Страницы: «« « 1479 1480 1481 1482 1483 1484 1485 1486 1487 1488 1489 1490 1491 1492 1493 1494 1495 1496 1497 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |