Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1406   1407   1408   1409   1410   1411   1412   1413   1414  1415   1416   1417   1418   1419   1420   1421   1422   1423   1424  » »»

водевилях с переодеванием. С именем Л. связана пост.  первых  оперетт  в
Александрийском т-ре. Л. имела триумфальный успех  в  заглавной  роли  в
оперетте  Оффенбаха  "Прекрасная  Елена"  (1868).  Этому  способствовала
прекрасная сценич.  внешность,  врожд„нная  музыкальность,  красивый  по
тембру голос, хореографии, данные, комедийный  талант  и  прису-'щий  Л.
особый шик каскадной опереточной актрисы.  Для  Л.  была  написана  роль
Леони в оперетте "Все мы жаждем любви"  Ф„дорова  и  Кламрота.  Ср.  др.
ролей Л.: Гретхен ("Фауст наизнанку" Эрве), Пери-кола (о. п. Оффенбаха).
   Лит.: Марков П., Театр в эпоху "либеральных" реформ, в кн.: Сто  лет.
Александрийский театр - театр госдрамы, Л., 1932;  Брянский  А.,  В.  А.
Лядова, "Жизнь искусства", 1920,  ј  419-421;  "Отечественные  записки",
СПБ, 1868, .ј 12, декабрь, с. 341-45; Янковский М.,  Оперетта,  Л.-  М.,
1937.
   ЛЯН ЧЭНЬ-ЮЙ, Лян  Бо-лун  (сер.  16  в.),  -  китайский  драматург  и
музыкант. Основоположник т-ра кунъцюй. Вместе с композитором Вэй  Лян-фу
изучил народные мелодии р-на Куныпань и положил их  в  основу  музыки  к
спектаклям т-ра кунь-цюй, впервые связал музыку  и  пение  со  словом  и
сценическим  действием.  Пьеса  Л.  Ч.-ю.  "Стирка   пряжи"   -   первое
драматическое произведение жанра куньцюй. И. Г.
   ЛЯРОВ (наст. фам. - Гиляров), Александр Андреевич [1839 -  1(14).  V.
1914] - русский артист оперы (бас). Пению учился в Петербурге  у  Ф.  Ф.
Фри-деричи, посещал уроки Г. Я. Ломакина в Бесплатной муз. школе.
   В 1869 пел в Киевской опере. В том же году  вернулся  в  Петербург  и
поступил в консерваторию (класс пения проф. К. Эверарди).  В  1871-75  и
1878-87 Л. работал в Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе и др.  городах.  В
1875-78 - солист Большого т-ра  в  Москве.  В  1888  с  большим  успехом
дебютировал в Мариинском т-ре. В том же году с труппой Любимова уехал за
границу, выступал в Германии и Англии. В 1889  участвовал  в  спектаклях
Оперного  т-ра  Прянишникова  (Киев).  В  1894  оставил  сцену,  пел   в
концертах. Л. пользовался широкой популярностью в конце 70-80-х  гг.  Он
обладал   басом   красивого   тембра   и   широкого   диапазона,   ярким
темпераментом,  благородной  внешностью;   его   исполнение   отличалось
проникновенностью и  драматич.  силой.  Среди  лучших  партий:  Сусанин,
Мельник;
   Старый слуга ("Демон"). Др. партии: Дон Базилио;.  Пьетро  ("Фенелла"
Обера),   Мефистофель   ("Фауст"),   Марсель,    Бертрам    ("Гугеноты",
"Роберт-Дьявол" Мейербера).
   Лит.:Н. А. С., Памяти А. А. Лярова, "Театр и искусство", 1914, Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953. А. Ив.
   ЛЯРОВ, Матвей Львович [р. 24. II (7. III). 1884]-  русский  советский
акт„р. Нар. арт. УССР (1946). Чл. Коммунистич. партии  с  1940.  В  1903
окончил драм. курсы в Одессе. В 1904 вступил в труппу П. Н. Орленева.  В
1917-28 работал в Херсонском" Ростовском,  Нижне-Новгородском  т-рах,  в
1928- 1958 - в Одесском рус. драм. т-ре им. А. Иванова. Роли: Прибытков,
Дикой, Кнуров, Курослепов ("Последняя жертва", "Гроза", "Бесприданница",
"Горячее сердце");
   Городничий; Бессеменов, Печенегов ("Мещане", "Враги"), Сатин; Кутузов
("Давным-давно" Гладкова),  Грин„в  ("Московский  характер"  Софронова),
Руководящее лицо ("Мой друг" Погодина), Пастор  Мандерс  ("Привидения"),
Ока„мов ("Машенька"), Вирейский ("Закон чести" Штейна) и др. Снимался  в
кино. р. Б.
   ЛЯТОШЙНСКИЯ", Борис Николаевич [р. 22. XII.  1894  (3.  I.  1895)]  -
украинский советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1945).
В 1918 окончил юридический  ф-т  Киевского  ун-та,  в  1919  -  Киевскую
консерваторию по классу Р. М. Глиэра.  Автор  опер  "Золотой  обруч"  по
повести  И.  Франко  "Захар  Беркут"  (1930,  Т-р  оперы  и  балета  им.
Шевченко), "Щорс" (1938, там же), музыки к спектаклям, фильмам, а  также
произв. в разл. жанрах. Л. инструментовал оперу Лысенко  "Тарас  Бульба"
(пост. 1937). Творчество Л.  в  значительной  мере  опирается  на  мелос
славянских народов; в своей музыке Л.  тяготеет  к  драматизму.  С  1920
занимается педагогич. деятельностью в Киевской консерватории (с  1935  -
проф.). Гос. пр. СССР (1946, 1952).
   Лит.: Архимович Л.,Б.М.  Лятошинський,  "Ми-стецтво",  1955,  .No  1;
Запорожец Н. В., Б. Н. Ля-тошинский, М., 1960. Л. П
   МААЗИК, Эльза Паулевна (р.  23.  VII.  1908)  -  эстонская  советская
артистка оперы и оперетты (сопрано). Нар. арт. Эст. ССР (1952).  В  1935
окончила Таллинскую консерваторию, в 1939 совершенствовалась  в  Италии.
Впервые выступила на сцене как артистка оперетты в 1932 в Пярну. До 1935
работала в пярнуском т-ре "Эндла"; в 1935-41 - солистка оперы и оперетты
в т-ре "Ванемуйне", с 1942 - солистка т-ра "Эстония". М. обладает гибким
голосом красивого тембра, исполняет партии как лирико-колоратурного, так
и драм. сопрано.
   Партии: Арму, Сайма ("Певец свободы";  Гос.  пр.  СССР,  1950,  "Огни
мщения"  Э.  Каппа),  Татьяна,   Лиза;   Тамара   ("Демон"),   Елизавета
("Тангейзер"), Тоска, Чио-Чио-сан и др.
   Лит.: "Эстония", театр. Таллин. Гос. т-р оперы и балета Эстонской ССР
"Эстония". [Сб. статей], Таллин, 1950; "Театр", 1959, ј 5, с. 156. X. Э.
   МАВЛЯНОВА, Ханифа (р. 1924) -  таджикская  советская  артистка  оперы
(лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. Тадж. ССР (1951). Чл. Коммунистич.
партии с 1952. В 1936  окончила  Ленинабадское  муз.  уч-ще,  в  1952-59
училась в Моск. консерватории. В 1937-39 - артистка Ленинабадского ТЮЗа,
в 1939-43 - Ленинабадского муз.-драм. т-ра, с 1943 - солистка Тадж. т-ра
оперы и балета. Красивый голос, музыкальность и сценичность выдвинули М.
в число  ведущих  артистов  т-ра.  Гастролировала  в  Монголии,  Польше,
Вьетнаме и др. странах.
   Партии: Махин ("Тахир  и  Зухра"  Ленского),  Татьяна,  Лиза,  Тоска;
Гульру ("Пулат и Гульру" Сайфиддинова). ff, Н.
   МАГАДАНСКИЙ ТЕАТР (Областной му з.-д  р  а-матич.  театр  им.  А.  М.
Горького)-русский советский театр. Один из самых дальних т-ров  Крайнего
Севера. Открыт 6 ноября 1938. В первые  сезоны  в  составе  труппы  были
акт„ры: Н. Т. Горбунов, А. И. Де-мич, Ю. Э. Кольцов, Е. В. Лекарева,  М.
П. Лотков, В. А. Сидоров, Т. М. Чадук-Ага, Н. В. Чекарев, Т.  Т.  Шубин,
А. П. Шутова, Н.  А.  Яковлева  и  др.  Т-ром  руководил  Г.  Н.  Кацман
(1938-46,  1949-54),  затем  И.  В.  Эллис,  К.  А.  Никаноров,  А.   Н.
Бен-дерский, А. Д. Храмченко, Л. Н. Ицков. Здесь работали  режисс„ры  Л.
В. Варпаховский, Н. А. Вельяминов, В. Р. Горич, А. Г. Горшечников, Б. Ф.
Зац, Г. Л. Легков, А. А. Перлин и др.
   В труппе т-ра (1963): засл. артисты РСФСР - А.  В.  Грибкова,  В.  А.
Захаров, И. Р. Юрьевский, А. И. Михайлов; артисты - В. Н.  Сутырина,  М.
Г. Удольская, Г. П. Пологонкина, М. Д. Лазученков, В. П. Луговой, А.  Н.

Страницы: «« « 1406   1407   1408   1409   1410   1411   1412   1413   1414  1415   1416   1417   1418   1419   1420   1421   1422   1423   1424  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия