|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 » »» водевилях с переодеванием. С именем Л. связана пост. первых оперетт в
Александрийском т-ре. Л. имела триумфальный успех в заглавной роли в
оперетте Оффенбаха "Прекрасная Елена" (1868). Этому способствовала
прекрасная сценич. внешность, врожд„нная музыкальность, красивый по
тембру голос, хореографии, данные, комедийный талант и прису-'щий Л.
особый шик каскадной опереточной актрисы. Для Л. была написана роль
Леони в оперетте "Все мы жаждем любви" Ф„дорова и Кламрота. Ср. др.
ролей Л.: Гретхен ("Фауст наизнанку" Эрве), Пери-кола (о. п. Оффенбаха).
Лит.: Марков П., Театр в эпоху "либеральных" реформ, в кн.: Сто лет.
Александрийский театр - театр госдрамы, Л., 1932; Брянский А., В. А.
Лядова, "Жизнь искусства", 1920, ј 419-421; "Отечественные записки",
СПБ, 1868, .ј 12, декабрь, с. 341-45; Янковский М., Оперетта, Л.- М.,
1937.
ЛЯН ЧЭНЬ-ЮЙ, Лян Бо-лун (сер. 16 в.), - китайский драматург и
музыкант. Основоположник т-ра кунъцюй. Вместе с композитором Вэй Лян-фу
изучил народные мелодии р-на Куныпань и положил их в основу музыки к
спектаклям т-ра кунь-цюй, впервые связал музыку и пение со словом и
сценическим действием. Пьеса Л. Ч.-ю. "Стирка пряжи" - первое
драматическое произведение жанра куньцюй. И. Г.
ЛЯРОВ (наст. фам. - Гиляров), Александр Андреевич [1839 - 1(14). V.
1914] - русский артист оперы (бас). Пению учился в Петербурге у Ф. Ф.
Фри-деричи, посещал уроки Г. Я. Ломакина в Бесплатной муз. школе.
В 1869 пел в Киевской опере. В том же году вернулся в Петербург и
поступил в консерваторию (класс пения проф. К. Эверарди). В 1871-75 и
1878-87 Л. работал в Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе и др. городах. В
1875-78 - солист Большого т-ра в Москве. В 1888 с большим успехом
дебютировал в Мариинском т-ре. В том же году с труппой Любимова уехал за
границу, выступал в Германии и Англии. В 1889 участвовал в спектаклях
Оперного т-ра Прянишникова (Киев). В 1894 оставил сцену, пел в
концертах. Л. пользовался широкой популярностью в конце 70-80-х гг. Он
обладал басом красивого тембра и широкого диапазона, ярким
темпераментом, благородной внешностью; его исполнение отличалось
проникновенностью и драматич. силой. Среди лучших партий: Сусанин,
Мельник;
Старый слуга ("Демон"). Др. партии: Дон Базилио;. Пьетро ("Фенелла"
Обера), Мефистофель ("Фауст"), Марсель, Бертрам ("Гугеноты",
"Роберт-Дьявол" Мейербера).
Лит.:Н. А. С., Памяти А. А. Лярова, "Театр и искусство", 1914, Чайковский П., Музыкально-критические статьи, М., 1953. А. Ив.
ЛЯРОВ, Матвей Львович [р. 24. II (7. III). 1884]- русский советский
акт„р. Нар. арт. УССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1903
окончил драм. курсы в Одессе. В 1904 вступил в труппу П. Н. Орленева. В
1917-28 работал в Херсонском" Ростовском, Нижне-Новгородском т-рах, в
1928- 1958 - в Одесском рус. драм. т-ре им. А. Иванова. Роли: Прибытков,
Дикой, Кнуров, Курослепов ("Последняя жертва", "Гроза", "Бесприданница",
"Горячее сердце");
Городничий; Бессеменов, Печенегов ("Мещане", "Враги"), Сатин; Кутузов
("Давным-давно" Гладкова), Грин„в ("Московский характер" Софронова),
Руководящее лицо ("Мой друг" Погодина), Пастор Мандерс ("Привидения"),
Ока„мов ("Машенька"), Вирейский ("Закон чести" Штейна) и др. Снимался в
кино. р. Б.
ЛЯТОШЙНСКИЯ", Борис Николаевич [р. 22. XII. 1894 (3. I. 1895)] -
украинский советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1945).
В 1918 окончил юридический ф-т Киевского ун-та, в 1919 - Киевскую
консерваторию по классу Р. М. Глиэра. Автор опер "Золотой обруч" по
повести И. Франко "Захар Беркут" (1930, Т-р оперы и балета им.
Шевченко), "Щорс" (1938, там же), музыки к спектаклям, фильмам, а также
произв. в разл. жанрах. Л. инструментовал оперу Лысенко "Тарас Бульба"
(пост. 1937). Творчество Л. в значительной мере опирается на мелос
славянских народов; в своей музыке Л. тяготеет к драматизму. С 1920
занимается педагогич. деятельностью в Киевской консерватории (с 1935 -
проф.). Гос. пр. СССР (1946, 1952).
Лит.: Архимович Л.,Б.М. Лятошинський, "Ми-стецтво", 1955, .No 1;
Запорожец Н. В., Б. Н. Ля-тошинский, М., 1960. Л. П
МААЗИК, Эльза Паулевна (р. 23. VII. 1908) - эстонская советская
артистка оперы и оперетты (сопрано). Нар. арт. Эст. ССР (1952). В 1935
окончила Таллинскую консерваторию, в 1939 совершенствовалась в Италии.
Впервые выступила на сцене как артистка оперетты в 1932 в Пярну. До 1935
работала в пярнуском т-ре "Эндла"; в 1935-41 - солистка оперы и оперетты
в т-ре "Ванемуйне", с 1942 - солистка т-ра "Эстония". М. обладает гибким
голосом красивого тембра, исполняет партии как лирико-колоратурного, так
и драм. сопрано.
Партии: Арму, Сайма ("Певец свободы"; Гос. пр. СССР, 1950, "Огни
мщения" Э. Каппа), Татьяна, Лиза; Тамара ("Демон"), Елизавета
("Тангейзер"), Тоска, Чио-Чио-сан и др.
Лит.: "Эстония", театр. Таллин. Гос. т-р оперы и балета Эстонской ССР
"Эстония". [Сб. статей], Таллин, 1950; "Театр", 1959, ј 5, с. 156. X. Э.
МАВЛЯНОВА, Ханифа (р. 1924) - таджикская советская артистка оперы
(лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. Тадж. ССР (1951). Чл. Коммунистич.
партии с 1952. В 1936 окончила Ленинабадское муз. уч-ще, в 1952-59
училась в Моск. консерватории. В 1937-39 - артистка Ленинабадского ТЮЗа,
в 1939-43 - Ленинабадского муз.-драм. т-ра, с 1943 - солистка Тадж. т-ра
оперы и балета. Красивый голос, музыкальность и сценичность выдвинули М.
в число ведущих артистов т-ра. Гастролировала в Монголии, Польше,
Вьетнаме и др. странах.
Партии: Махин ("Тахир и Зухра" Ленского), Татьяна, Лиза, Тоска;
Гульру ("Пулат и Гульру" Сайфиддинова). ff, Н.
МАГАДАНСКИЙ ТЕАТР (Областной му з.-д р а-матич. театр им. А. М.
Горького)-русский советский театр. Один из самых дальних т-ров Крайнего
Севера. Открыт 6 ноября 1938. В первые сезоны в составе труппы были
акт„ры: Н. Т. Горбунов, А. И. Де-мич, Ю. Э. Кольцов, Е. В. Лекарева, М.
П. Лотков, В. А. Сидоров, Т. М. Чадук-Ага, Н. В. Чекарев, Т. Т. Шубин,
А. П. Шутова, Н. А. Яковлева и др. Т-ром руководил Г. Н. Кацман
(1938-46, 1949-54), затем И. В. Эллис, К. А. Никаноров, А. Н.
Бен-дерский, А. Д. Храмченко, Л. Н. Ицков. Здесь работали режисс„ры Л.
В. Варпаховский, Н. А. Вельяминов, В. Р. Горич, А. Г. Горшечников, Б. Ф.
Зац, Г. Л. Легков, А. А. Перлин и др.
В труппе т-ра (1963): засл. артисты РСФСР - А. В. Грибкова, В. А.
Захаров, И. Р. Юрьевский, А. И. Михайлов; артисты - В. Н. Сутырина, М.
Г. Удольская, Г. П. Пологонкина, М. Д. Лазученков, В. П. Луговой, А. Н.
Страницы: «« « 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |