|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1403 1404 1405 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 » »» обр. в Свердловском т-ре оперы и балета. К числу лучших работ Л.
принадлежат декорации к операм "Алтынчеч" Жиганова (Казань, 1957), "В
бурю" Хренникова (Свердловск, 1953), "Симон Бокканегра" Верди
(Свердловск, 1955), "Аскольдова могила" Верстовского (Киев, 1959) и др.
Для работ Л. характерны яркие тона, мощные архитектурные решения,
световые эффекты, усиливающие эмоциональную окраску действия. Е. 3.
ЛЮКИ ДЫМОВЫЕ - специальные сценические устройства, служащие для
выпуска дыма и газов при пожаре на сцене (иногда используются и для
вентиляции сцены). Расположены в верхней части сцены над колосниками.
Л. д. состоят из собственно люков (специальных про„мов в перекрытии),
клапанов, плотно закрывающих эти люки, и целой системы приводов с
леб„дками и противовесами. Общая площадь люков составляет не менее 2,5%
от общей площади пола сцены на каждые 10 м высоты (от пола нижнего трюма
до верхней точки перекрытия сцены). Клапаны должны быть полу
огнестойкими, утепл„нными (чтобы предотвратить примерзание их к
неподвижной конструкции). Широкое распространение в т-рах получили
щитообразные клапаны (в т-рах южных городов часто применяются
жалюзеобразные). Открываются клапаны под действием собств. тяжести,
закрываются при помощи электрич. или ручного привода. Ген. Ш.
ЛЮКИ ПРОВАЛА - сценические устройства, предназначенные для подъ„ма из
трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или
деталей сценич. оформления, а также для их спуска (провала) с уровня
планшета в трюм. Л. п. появились впервые в 5 в. до п. э. в древнегреч.
т-ре.
В др.-греч. т-ре существовали приспособления (т. н. гистегня), при
помощи к-рых исполнители ролей богов и призраков могли подняться внутри
скены на е„ крышу. С переносом сценич. действия на проскений большое
распространение получил гипоскений (подобие нашего трюма),
предоставлявший большие возможности для установки и проведения разл.
сценич. эффектов. Л. п. широко применялись в т-ре Древнего Рима и в
представлениях религ. драмы 11-12 вв. С появлением подмостков (а
следовательно, и трюма) устройство Л. п. получило широкое
распространение. В основном подъ„м и спуск Л. п. производились с помощью
площадки, двигающейся вертикально по направляющим посредством вер„вок и
леб„док; этот способ, являющийся прообразом совр. Л. п., описан нем.
архитектором 17 в. И. Фуртенбахом.
Совр. Л. п. состоят из: 1) самого люка - про„ма в планшете с
выдвижным щитом и запирающим механизмом, 2) подъ„мно-опускного
устройства с ж„сткими направляющими, контргрузом и приводом.
Каждый люк (его размер не менее 700мм х 700 мм) обвязывается в раму
из деревянных брусков и снизу закрывается выдвижным щитом (изготовлен из
толстых брусков, связанных в раму), к-рый лежит на наклонном ходу, или
на т. н. запорной раме, вдвое превышающей длину щита. Запорная рама
служит для над„жного закрытия про„ма люка и для быстрого открытия его на
время проведения эффекта. Подъ„мно-опускная площадка обычно бывает
расположена на уровне пола 1-го трюма, а е„ конструкция, обеспечивающая
строгую горизонтальность и устойчивость площадки, занимает пространство
2-го трюма. Вся конструкция вместе с укрепл„нной на ней площадкой
движется вверх и вниз в ж„стких направляющих, установленных строго
вертикально между планшетом сцены и полом 2-го трюма. Приводы Л. п.
обычно бывают ручными (иногда - электромеханическими). Ген. Ш.
ЛЮКОМ, Елена Михайловна [р. 23.IV(5. V). 1891] - русская советская
артистка балета и педагог. Засл. арт. Республики (1925). Засл. деят.
иск-в РСФСР (1960). В 1900-09 училась в Петерб. театр. уч-ще сначала у
С. Гиллерта и А. И. Чекрыгина, затем у М. М. Фокина. По окончании уч-ща
была принята в кордебалет Мариинского т-ра. В 1910 участвовала в
спектаклях антрепризы С. П. Дягилева - "Русские сезоны за границей".
В 1912 дебютировала как солистка Мариинского т-ра в партии Белой
кошечки ("Спящая красавица"), затем исполнила партию Жемчужины
("Кон„к-Горбунок") и др. Выступала в ведущих партиях многих балетов
Фокина.
Среди партий, исполненных в сов. время: Лиза ("Тщетная
предосторожность"), Раймонда; Балерина ("Петрушка" Стравинского), Медора
("Корсар" Адана), Эсмеральда, Жи-зель; Мария ("Бахчисарайский фонтан") и
др.
Л. была одной из ведущих рус.танцовщиц, е„ искреннее и вдохновенное
иск-во оказало большое влияние на развитие сов. хореографии. В 1940
оставила сцену, до 1953 была балетмейстером-репетитором Т-ра онеры и
балета им. Кирова. С 1953 вед„т в этом т-ре класс тренажа артистов
балета.
Соч.: Моя работа в балете. Л., 1940. Лит.: Борисоглебский М. [сост.
], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939. /\ Д/\
ЛЮЛЛЙ (Luili, Luily), Жан Батист (Д ж о в а н-ни Баттиста) (28. XI.
1632, Флоренция, - 22. III. 1687, Париж) - французский композитор"
скрипач, театральный деятель. По национальности итальянец.
Основоположник франц. классич, оперы. Род. в семье мельника. В детстве
выступал в интермедиях балаганного т-ра. В ,возрасте 14 лет Л. был взят
в качестве слуги в Париж ко двору одной из принцесс. Обратил на себя
внимание игрой на скрипке и сочинением арий и танцев. С 1652 участвовал
в спектаклях при дворе Людовика XIV как танцор, затем играл в придворном
оркестре. Прославился как музыкант; сольную скрипичную игру Л.
современники признавали образцовой. С 1653 Л. - придворный композитор
(позднее получил дворянское звание). С середины
1660-х гг. сотрудничал с Мольером (музыка к комедиям-балетам "Брак
поневоле", 1664, "Мещанин во дворянстве", 1670, и др.). В 1672 Л.
получил монополию на право пост. спектаклей франц. оперы и возглавил
оперный т-р Парижа - "Королевскую академию музыки" (см. Академия
музыки), где развернул энергичную и плодотворную деятельность (как
композитор, дириж„р, режисс„р, балетмейстер и педагог), воспитал
образцовый исполнительский коллектив. Л. создал новый оперный жанр -
лирическую трагедию, монументальный спектакль на антично-мифологич.
сюжет. Большое место в лирич. трагедии занимали хоры, танцы, шествия,
зрелищно-декоративные и постановочные эффекты. Драматически-выразит.
речитатив, сопровождаемый оркестром, был близок к приподнятой
декламации, утверждавшейся Ж. Расином. Либретто к операм Л. под его
непосредств. руководством писал поэт-драматург Ф. Кино. Опере
предшествовал аллегорич. пролог, прославлявший воен. события и короля.
Героич. по характеру, произв. Л. утверждали идею укрепления нац.
государственности в условиях абсолютизма. Величественный, строго
рацио-налистич. оперный стиль Л. возник на той же идей-но-эстетич.
Страницы: «« « 1403 1404 1405 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |