Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1403 1404 1405 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 » »» обр. в Свердловском т-ре оперы и балета. К числу лучших работ Л. принадлежат декорации к операм "Алтынчеч" Жиганова (Казань, 1957), "В бурю" Хренникова (Свердловск, 1953), "Симон Бокканегра" Верди (Свердловск, 1955), "Аскольдова могила" Верстовского (Киев, 1959) и др. Для работ Л. характерны яркие тона, мощные архитектурные решения, световые эффекты, усиливающие эмоциональную окраску действия. Е. 3. ЛЮКИ ДЫМОВЫЕ - специальные сценические устройства, служащие для выпуска дыма и газов при пожаре на сцене (иногда используются и для вентиляции сцены). Расположены в верхней части сцены над колосниками. Л. д. состоят из собственно люков (специальных про„мов в перекрытии), клапанов, плотно закрывающих эти люки, и целой системы приводов с леб„дками и противовесами. Общая площадь люков составляет не менее 2,5% от общей площади пола сцены на каждые 10 м высоты (от пола нижнего трюма до верхней точки перекрытия сцены). Клапаны должны быть полу огнестойкими, утепл„нными (чтобы предотвратить примерзание их к неподвижной конструкции). Широкое распространение в т-рах получили щитообразные клапаны (в т-рах южных городов часто применяются жалюзеобразные). Открываются клапаны под действием собств. тяжести, закрываются при помощи электрич. или ручного привода. Ген. Ш. ЛЮКИ ПРОВАЛА - сценические устройства, предназначенные для подъ„ма из трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или деталей сценич. оформления, а также для их спуска (провала) с уровня планшета в трюм. Л. п. появились впервые в 5 в. до п. э. в древнегреч. т-ре. В др.-греч. т-ре существовали приспособления (т. н. гистегня), при помощи к-рых исполнители ролей богов и призраков могли подняться внутри скены на е„ крышу. С переносом сценич. действия на проскений большое распространение получил гипоскений (подобие нашего трюма), предоставлявший большие возможности для установки и проведения разл. сценич. эффектов. Л. п. широко применялись в т-ре Древнего Рима и в представлениях религ. драмы 11-12 вв. С появлением подмостков (а следовательно, и трюма) устройство Л. п. получило широкое распространение. В основном подъ„м и спуск Л. п. производились с помощью площадки, двигающейся вертикально по направляющим посредством вер„вок и леб„док; этот способ, являющийся прообразом совр. Л. п., описан нем. архитектором 17 в. И. Фуртенбахом. Совр. Л. п. состоят из: 1) самого люка - про„ма в планшете с выдвижным щитом и запирающим механизмом, 2) подъ„мно-опускного устройства с ж„сткими направляющими, контргрузом и приводом. Каждый люк (его размер не менее 700мм х 700 мм) обвязывается в раму из деревянных брусков и снизу закрывается выдвижным щитом (изготовлен из толстых брусков, связанных в раму), к-рый лежит на наклонном ходу, или на т. н. запорной раме, вдвое превышающей длину щита. Запорная рама служит для над„жного закрытия про„ма люка и для быстрого открытия его на время проведения эффекта. Подъ„мно-опускная площадка обычно бывает расположена на уровне пола 1-го трюма, а е„ конструкция, обеспечивающая строгую горизонтальность и устойчивость площадки, занимает пространство 2-го трюма. Вся конструкция вместе с укрепл„нной на ней площадкой движется вверх и вниз в ж„стких направляющих, установленных строго вертикально между планшетом сцены и полом 2-го трюма. Приводы Л. п. обычно бывают ручными (иногда - электромеханическими). Ген. Ш. ЛЮКОМ, Елена Михайловна [р. 23.IV(5. V). 1891] - русская советская артистка балета и педагог. Засл. арт. Республики (1925). Засл. деят. иск-в РСФСР (1960). В 1900-09 училась в Петерб. театр. уч-ще сначала у С. Гиллерта и А. И. Чекрыгина, затем у М. М. Фокина. По окончании уч-ща была принята в кордебалет Мариинского т-ра. В 1910 участвовала в спектаклях антрепризы С. П. Дягилева - "Русские сезоны за границей". В 1912 дебютировала как солистка Мариинского т-ра в партии Белой кошечки ("Спящая красавица"), затем исполнила партию Жемчужины ("Кон„к-Горбунок") и др. Выступала в ведущих партиях многих балетов Фокина. Среди партий, исполненных в сов. время: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Раймонда; Балерина ("Петрушка" Стравинского), Медора ("Корсар" Адана), Эсмеральда, Жи-зель; Мария ("Бахчисарайский фонтан") и др. Л. была одной из ведущих рус.танцовщиц, е„ искреннее и вдохновенное иск-во оказало большое влияние на развитие сов. хореографии. В 1940 оставила сцену, до 1953 была балетмейстером-репетитором Т-ра онеры и балета им. Кирова. С 1953 вед„т в этом т-ре класс тренажа артистов балета. Соч.: Моя работа в балете. Л., 1940. Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939. /\ Д/\ ЛЮЛЛЙ (Luili, Luily), Жан Батист (Д ж о в а н-ни Баттиста) (28. XI. 1632, Флоренция, - 22. III. 1687, Париж) - французский композитор" скрипач, театральный деятель. По национальности итальянец. Основоположник франц. классич, оперы. Род. в семье мельника. В детстве выступал в интермедиях балаганного т-ра. В ,возрасте 14 лет Л. был взят в качестве слуги в Париж ко двору одной из принцесс. Обратил на себя внимание игрой на скрипке и сочинением арий и танцев. С 1652 участвовал в спектаклях при дворе Людовика XIV как танцор, затем играл в придворном оркестре. Прославился как музыкант; сольную скрипичную игру Л. современники признавали образцовой. С 1653 Л. - придворный композитор (позднее получил дворянское звание). С середины 1660-х гг. сотрудничал с Мольером (музыка к комедиям-балетам "Брак поневоле", 1664, "Мещанин во дворянстве", 1670, и др.). В 1672 Л. получил монополию на право пост. спектаклей франц. оперы и возглавил оперный т-р Парижа - "Королевскую академию музыки" (см. Академия музыки), где развернул энергичную и плодотворную деятельность (как композитор, дириж„р, режисс„р, балетмейстер и педагог), воспитал образцовый исполнительский коллектив. Л. создал новый оперный жанр - лирическую трагедию, монументальный спектакль на антично-мифологич. сюжет. Большое место в лирич. трагедии занимали хоры, танцы, шествия, зрелищно-декоративные и постановочные эффекты. Драматически-выразит. речитатив, сопровождаемый оркестром, был близок к приподнятой декламации, утверждавшейся Ж. Расином. Либретто к операм Л. под его непосредств. руководством писал поэт-драматург Ф. Кино. Опере предшествовал аллегорич. пролог, прославлявший воен. события и короля. Героич. по характеру, произв. Л. утверждали идею укрепления нац. государственности в условиях абсолютизма. Величественный, строго рацио-налистич. оперный стиль Л. возник на той же идей-но-эстетич. Страницы: «« « 1403 1404 1405 1406 1407 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |