Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1400   1401   1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408  1409   1410   1411   1412   1413   1414   1415   1416   1417   1418  » »»

"Театральная неделя", 1958, ;Nb 7-а. М. Лифш.
   ЛЮБИМОВ, Лев Владимирович  [р.  11  (24).  XI.  1905]  -  белорусский
советский дириж„р оперы. Нар. арт. БССР (1955). Чл. Коммунистич.  партии
с 1945. Музыке обучался в Моск. консерватории в 1922-29.
   Творческую деятельность начал в 1930-х гг. Работал в оперных  театрах
Свердловска, Горького. С 1951 Л. - главный дириж„р  Белорусского  театра
оперы и балета.
   Руководил пост. опер: "Мазепа",  "Борис  Годунов",  "Садко",  "Аида";
"Страшный двор" Монюшко, и др. Принимал деятельное участие в пост.  нац.
белорус. опер, в т. ч. "Девушка из Полесья" Тикоцкого, "Надежда  Дурова"
Богатыр„ва, "Ясный рассвет" Туренкова, "Колючая роза" Семеня-ки, и др.
   Лит.: Марал„у А., Музычны к?ран?к (Л. У.  Лю-б?ма),  в  сб.:  Майстры
беларускай сцэны, М?нск, 1960. г /-?
   ЛЮБИМОВ, Юрий Петрович (р.З.?Х.1917) - рус  ский  советский  акт„р  и
режисс„р. Засл. арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич.  партии  с  1947.  В
1940 окончил студию при Т-ре им. Вахтангова, на  сцене  к-рого  выступал
ещ„ будучи студентом. В 1940-47  служил  в  рядах  Сов.  Армии.  В  1947
возвратился в Т-р им. Вахтангова. Выступал и как режисс„р. Преподавал  в
театр. уч-ще им.  Щукина  (в  1963  пост.  здесь  с  участием  студентов
спектакль "Добрый человек из Сезу-ана" Брехта). С  1964-гл.  реж.  Моск.
т-ра драмы и комедии.
   Роли:  Олег  Кошевой  ("Молодая  Гвардия"),  Шубин   ("Накануне"   по
Тургеневу), Крис ("Все мои сыновья" Миллер), Бенедикт  ("Много  шума  из
ничего"), Тятин ("Егор Булычев и другие". Гос. пр. СССР,  1951),  Кирилл
("Первые радости",  "Кирилл  Извеков"  по  Федину),  Моцарт  ("Маленькие
трагедии" Пушкина) и др. С 1947 снимается в  кино  ("Робинзон  Крузо"  и
др.). С. Г.
   ЛЮБИМОВА,  Валентина  Александровна  (р.  16.  XI.  1895)  -  русский
советский драматург. По образованию филолог. Как драматург  выступила  в
1930. В Моск. т-ре для детей была пост.  первая  мно-гоактная  пьеса  Л.
"Сер„жа  Стрельцов"  (1935).  Большинство   пьес   Л.   посвящено   сов.
школьникам,  формированию  их  характеров,  поискам   жизненного   пути;
драматург стремится показать становление мировоззрения, отразить  острые
конфликты. Пьесы Л. ставятся многими ТЮЗами и драм. т-рами СССР, идут  в
странах народной демократии. Среди  них:  "Дружба"  (1936,  Свердловский
ТЮЗ), "Совершеннолетие" (1938, Госцентюз), "В начале мая" (1946,  МТЮЗ),
"Каменное сердце" (1953, Ереванский ТЮЗ), "Возле старых  ясеней"  (1958,
Сызранский т-р),  "Детям  до  16  лет"  (1960,  Владимирский  т-р),  "На
каникулах" (1962, Киевский ТЮЗ) и др. В 1947 Л. написала пьесу  "Снежок"
(1948, Центр, детский т-р; Гос. пр. СССР, 1948), рассказывающую о судьбе
негритянского мальчика, изгнанного расистами из школы; пьеса  проникнута
духом интернационализма.  Пьеса-сказка  "Одолень-трава"  пост.  в  1964.
Лит.: С а ц Н., Дети приходят в театр. М., 1961. Вл. П. ЛЮБЙМОВ-ЛАНСЕбЙ,
Евсей Осипович [наст. фам.- Гелибтер; 17 (29).V.1883,  Одесса,-  17.  VI
1.1943, Москва]  -  русский  советский  акт„р,  режисс„р  и  театральный
деятель. Нар. арт. РСФСР (1933). Чл. Коммунистич. партии с 1942.  Учился
в Харьковской театральной школе (1902-04). Впервые выступил на  сцене  в
1904 (г. Осташкове). В  1906-07  играл  в  харьковской  труппе  Дюковой.
Совместная работа с М. В. Дальским, П. В. Самойловым явилась  для  Л.-Л.
школой реалистич. иск-ва. В дореволюц. годы  Л.-Л.  служил  в  Кишин„ве,
Тифлисе, Н.-Новгороде, Орле, Воронеже, Самаре, Саратове, Казани,  Киеве,
Одессе. Роли: Фамусов, Городничий, Франц Моор; Фрол Федулыч  ("Последняя
жертва"), царь Эдип (о. п. Софокла), Ричард III, Шейлок.
   Впервые Л.-Л. обратился к  режиссуре  в  Херсоне,  где  он  возглавил
Товарищество акт„ров (1914). Руководил акт„рскими коллективами в Батуми,
Сухуми, Баку (1915-18). В Баку организовал Первую рабочую студию (1918).
Возглавлял т-ры в Астрахани, Саратове (1919-22).
   В 1923 вступил в труппу Т-ра им. МГСПС (с 1938- Т-р  им.  Моссовета).
Первая режисс„рская работа Л.-Л. в этом  т-ре  -  "Нора"  (1923).  Затем
пост. "Герцог" Луначарского (1924). В 1925-40 Л.-Л. -  директор  и  худ.
рук. Т-ра им. МГСПС. В 1941-43-акт„р Малого т-ра.
   Л.-Л. сыграл выдающуюся роль в борьбе  за  утверждение  в  т-ре  сов.
драматургии.     Его     деятельность     характеризовалась      высокой
гражданственностью, страстной идейной  целеустремл„нностью.  Он  впервые
пост. пьесы молодых сов. драматургов- В. Н. Билль-Белоцерковского, В. М.
Киршона, осуществил инсценировки произв. Ф. В. Гладкова, Д. А. Фурманова
и др.
   Л.-Л.- один из самых активных деятелей сов. т-ра 20-х гг.,  создатель
первых реалистич. революц. спектаклей. На сцене  Т-ра  им.  МГСПС  Л.-Л.
пост. "Цемент"  по  Гладкову  (1926),  "Мятеж"  Фурманова  п  Поливанова
(1927), "Рельсы гудят" (1928) и "Город ветров" (1929) Киршона,  "Ярость"
Е. Яновского (1929) и др. Этапным в истории сов. т-ра был пост. Л.-Л.  в
1925  спектакль   "Шторм",   проникнутый   революц-романтикой,   высокой
патетикой. Отличит, черты постановок  Л.-Л.-  строгая,  точная  фиксация
жизни у документальность и в то же время революц. пафос  агитационность.
Л.-Л. называл руководимый  им  т-р  т-ром  "социальной  правды",  а  его
реализм     -"реализмом     пристрастным,      язвительным,      острым,
классово-трезвым".  Он  добивался  публицистич.  остроты,   обнаж„нности
социальных  характеристик   персонажей   спектакля;   тонкие   ню   ансы
переживаний героев, их психология вне революц.  борьбы  не  интересовали
Л.-Л. Уделяя пристальное внимание пост. массовых сцен, Л.-Л. подч„ркивал
необходимость "выявить" и "создать  определ„нный  конфликт"  для  массы,
"столкнуть в ней разного рода враждебные друг  другу  стихии",  а  также
"заразить народную массу темпераментом, увлечь  пламенным  революционным
энтузиазмом".  Кипучей   энергией,   революц.   энтузиазмом   отличались
знаменитая сцена субботника в "Шторме", массовые  эпизоды  в  спектаклях
"Голос недр"  Билль-Белоцер-ковского,  "Рельсы  гудят",  "Мятеж".  Среди
спектаклей, пост.Л.-Л.:
   "1881-й год" (1924) и "Георгий Гапон" (1925)
   Шаповаленко,    "Штиль"    (1927)    и    "Жизнь    зов„т"     (1934)
Билль-Белоцерковского,"Константин  Тер„хин"   ("Ржавчина")   Киршона   и
Успенского (1927), "1905-й год"  Гандурина  (1930),  "Апшеронская  ночь"
Никитина (1937), "Фландрия" Сарду (1940).
   Лучшие роли Л.-Л. на сцене Т-ра им. МГСПС  и  Т-ра  им.  Моссовета  -
профессор   Мамлок   (о.   п.   Вольфа),   Ч   адов    ("Жизнь    зов„т"
Билль-Белоцерков-ского),  Полежаев  ("Беспокойная  старость"),  Ока„-мов
("Машенька").
   Лит.: Театр московского пролетариата (10 лет театра им.  МОСПС),  М.,
1934; Образцова А. Г., Создатель  первых  революц.  спектаклей,  "Сообщ.
Ин-та истории искусств. Театр", 1955, .ј 6; e e же, Театр им. Моссовета,

Страницы: «« « 1400   1401   1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408  1409   1410   1411   1412   1413   1414   1415   1416   1417   1418  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия