Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1393   1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400   1401  1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411  » »»

("Гугеноты"), Леонора ("Фаворитка" Доницетти), Маргарита ("Фауст") и др.
   Лит.: J a n s  e  n-M  ara  A.  und  Weisse-Zeh-rcr  D.,  Die  Wiener
Nachtigall, В., [1935].
   ЛУКО КРУЧАГА (Luco Cruchaga), Херман (1894- 2. VI. 1936) -  чилийский
писатель, драматург, журналист, художник. Лит.  деятельность  начал  как
автор рассказов. Первая пьеса Л. "Хозяин и господин"  (1926,  труппа  Э.
Лильо) направлена против  продажности,  моральной  развращ„нности  бурж.
общества.  Подлинное  признание  получила   психологич.   драма   "Вдова
Апабласы" (1928, труппа  А.  Харкеса  -  Э.  Лильо)  о  судьбе  волевой,
мужественной женщины, пожертвовавшей своим  счастьем  для  пасынка.  Эта
пьеса,  отличающаяся  глубиной  и  силой  разработки  характеров,   нац.
колоритом, богатством нар. языка,-  одно  из  лучших  произв.  чилийской
драматургии. В 1956 е„ пост. Эксперимент,  т-р  ун-та  Чили  и  с  этого
времени пьеса ставится мн. т-рами страны. Среди др. пьес- "Ставок больше
нет", "Плясун".
   Лит.:  Duran  Cerda  J.,  Panorama  del  teatro  chileno   1842-1959,
Santiago, 1959. Л. Х.
   ЛУКОВСКИЙ, Игорь Владимирович [р. 26. IV  (9.  V).  1909]  -  русский
советский драматург. В 1925-28 учился  в  Одесском  кинотехникуме.  Лит.
деятельность начал в 1925. В 1937  дебютировал  в  драматургии  историч.
пьесой "Емельян Пугач„в" (ЛенТЮЗ). ?дальнейшем  Л.  продолжил  работу  в
жанре историч. драмы - "Адмирал Нахимов"  (1941,  моек.  Камерный  т-р),
"Битва при  Грюнвальде"  (1944)  и  др.  Л.  принадлежит  также  св.  50
одноактных пьес, либретто оперы "Три  встречи"  (1942),  оперетты  "Роза
ветров" (1946), а также киносценарии -  "Зигмунд  Колосов-ский"  (1946),
"Адмирал Нахимов" (1947, Гос. пр. СССР, 1947) и др.
   Др. пьесы: "Закон звезды" (1946), "Тайна вечной ночи"  (1949,  Центр,
детский т-р), "Верность", (1954,  т-р  "Ромэн"),  "Была  ли  Атлантида?"
(1962) и др. Дм. Д.
   ЛУКЬЯНОВ, Александр Павлович [р. 26. VII (8. VIII). 1901]  -  русский
советский акт„р. Засл. арт. РСФСР  (1954).  Родился  в  семье  сельского
учителя. В 1924  поступил  в  театр.  школу  при  Моск.  т-ре  Революции
(педагог А. Л. Грипич). С того же года работает в Т-ре  Революции  (ныне
Т-р им. Маяковского).
   Первонач. Л. играл лирич., романтич. роли молодых героев,  был  одним
из партн„ров М. И. Баба-новой. Роли: Жадов; Ромео ("Ромео  и  Джульетта"
Шекспира), Теодоро ("Собака на  сене"  Лопе  де  Вега),  Герман  ("Таня"
Арбузова). В 50-60-е  гг.  играет  гл.  обр.  характерные  роли:  Глухов
("Победители ночи" Штока), Антипа ("Зыковы"), Тихон ("Гроза"), Хлебников
("Персональное  дело"  Штейна),  Пыляев  ("Садовник  и  тень"  Леонова),
Подрезов ("Человек в  отставке"  Софронова),  Монах  ("Фауст  и  смерть"
Левады), адмирал Часовников ("Океан" Штейна), поэт  Бен  Александер  ("В
горах мо„ сердце" Сарояна). Л. выступает на радио как чтец. Бал.
   ЛУКЬЯНОВ, Сергей Владимирович  [р.  14  (27).  IX.  19101  -  русский
советский акт„р. Нар. арт.  РСФСР  (1952).  Вырос  в  шахт„рской  семье,
учился в  горнорудном  уч-ще.  9  лет  работал  на  шахте,  одновременно
занимаясь в кружке театр. самодеятельности. После исполнения роли Годуна
в спектакле "Разлом" был приглаш„н  в  труппу  проф.  т-ра  ("Донбасский
т-р", 1929). В 1929-31 был артистом Харьковского Краснозаводского  т-ра.
Затем играл в Архангельске и др.  периферийных  т-рах.  В  1956-63-акт„р
МХАТ. В 1942-55 и с 1963-в Т-ре им. Вахтангова.
   Л.  -  акт„р  совр.  гражданской  темы.  Его   герои   -   борцы   за
справедливость: коммунист Прокоп, шахт„р
   Кондрат ("Приезжайте в  Звонковое"  и  "Макар  Дубрава"  Корнейчука),
редактор-демократ  Макс  Вента  ("Заговор  обреч„нных"   Вирты),   Робби
("Миссурий-ский вальс" Погодина) (все в т-ре  им.  Вахтангова).  Образы,
созданные Л., народны, отмечены лиризмом,  юмором,  большой  сценической
искренностью и  обаянием.  В  произв.  классич.  драматургии  Л.  сыграл
Кудряша ("Гроза", Т-р им. Вахтангова), Лопахина ("Вишн„вый сад", МХАТ) и
др. Лучшая роль Л. в т-ре - Егор Булычев ("Егор Булычев и другие", 1951,
Т-р им. Вахтангова; Гос. пр. СССР, 1952). Творчески следуя традициям  Б.
В. Щукина, Л. в то же время оттенял в Булычеве черты человека из народа,
отец к-рого "плоты гонял".
   Л.  много  снимается  в  кино:  Гордей  Ворон  ("Кубанские  казаки"),
полковник милиции Афанасьев ("Дело Румянцева"),  старый  рабочий  Матвей
Журбин ("Большая семья") и др.
   Лит.: Ясколько Е., Дорогой современника, "Театральная жизнь", 1962, ј
10, с. 12-14; АйзенштатО.. Человек из народа, "Театр", 1950,  ј  11,  с.
41-47; М а ц-к и НА., "Егор  Булычев"  в  театре  им.  Евг.  Вахтангова,
"Театр", 1952, .ј 4, с. 45-57. О. Р.
   ЛУНАЧАРСКИЙ, Анатолий Васильевич [23 .XI (5. XII). 1875,  Полтава,26.
XII. 1933, Ментона,  Франция]  -  русский  советский  государственный  и
общественный деятель, драматург, литературный и театральный критик.  Чл.
Коммунистич. партии с 1897. Академик (1930).  Род.  в  семье  чиновника.
Окончил два курса естественно-философского ф-та в Цюрихе. С  юности  был
связан с марксистскими кружками, 17 лет вступил в  с.-д.  организацию  и
вскоре стал профессиональным революционером. Активный участник революции
1905-07.
   Лит.-критич. деятельность Л. началась в 1900-х гг. Он  сотрудничал  в
ряде периодич. изданий, выступал по вопросам лит-ры, т-ра.  Находясь  за
границей (был в  эмиграции  в  1906-17),  систематически  знакомил  рус.
читателя с зарубежным иск-вом ("Парижские письма"  в  журнале  "Театр  и
Искусство").  Вопросами  эстетики  Л.  занимался  с  начала  своей  лит.
деятельности ("Основы позитивной эстетики",  1904).  Критикуя  упадочную
культуру  Запада,  Л.  последовательно   защищал   реализм,   идейность,
демократич.  тенденции  рус.  иск-ва  от  модных  веяний  модернизма   и
декаданса" Однако в  те  годы  его  взгляды  ещ„  не  были  свободны  от
субъективного идеализма, биологизма, а  определение  прекрасного  носило
надклассовый характер. Идеологии, ошибки Л., особенно резко проявившиеся
в годы реакции (богостроительство), были раскритикованы В. И. Лениным  в
книге "Материализм и эмпириокритицизм".
   После революции Л. целиком посвятил себя культурному строительству  в
СССР, активно проводил ленинскую политику в области иск-ва, участвовал в
создании ряда партийных документов ("Декрет об объединении  театрального
дела в России", подписанный Лениным и Л. 26 авг. 1919,  и  др.).  Первый
нарком просвещения РСФСР (1917-29), Л. осуществлял гос. руководство сов.
т-ром, разрабатывал и утверждал его  идейно-политич.  и  организационные
принципы; привлекал лучших  представителей  художеств.  интеллигенции  к
строительству нового т-ра. В своих статьях и  выступлениях  Л.  требовал
охраны  культурных  ценностей  прошлого  от  нигилистич.  посягательств,

Страницы: «« « 1393   1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400   1401  1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия