Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1391   1392   1393   1394   1395   1396   1397   1398   1399  1400   1401   1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409  » »»

театр. иск-ва, формированию жанра нац. оперы. С  голоса  Л.-Х.  записаны
мн. монг. песни, наигрыши и др.
   Лит.: Берлинский П., Монгольский  певец  к  музыкант  Ульдзуй  Лубсан
Хурчи, М., 1933. /\ У.
   ЛУГОВАЯ (наст. фам.- В я т к и н а), Анастасия Георгиевна (р. 1885) -
русская советская актриса. Засл. арт.  РСФСР  (1951).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1940. В 1908 начала артистич. деятельность, выступала  в  т-рах
Астрахани, Ст. Оскола и др. В 1928 Л. поступила во вновь  организованный
Горьковский ТЮЗ. Проработала здесь св. 30 лет. Создала обаятельный образ
бабушки Акулины Ивановны в пьесе
   "Ал„ша Пешков" (инсц. Форш и Груздева) по Горькому. Героини Л. овеяны
поэзией, близки образам рус. лит-ры и фольклора. Сатирич.  роли  актрисы
отмечены острой иронией, яркой характерностью.
   Роли:   Кручинина;   Агафья   Тихоновна    ("Женитьба"),    Аг-рафена
Кондратьевна ("Свои люди - сочт„мся"), Злая баба ("Финист - ясный сокол"
Шестакова), Мачеха ("Двенадцать месяцев" Маршака), Елизавета  Максимовна
("Страницы жизни" Розова), мадам Тенардье ("Отверженные" по Гюго). Э. К.
   ЛУДЫНЯ, Анна Эрнестовна (р.  29.  XI.  1906)  -  латышская  советская
артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Латв. ССР  (1954).  В  1928-34
училась в Латв. консерватории.  В  1931  дебютировала  на  сцене  латыш.
Передвижной оперы в партии Нэнси ("Марта" Флотова). С  1935  -  солистка
Латыш. оперного т-ра в Риге (Латв. т-р оперы и балета). Певица  большого
темперамента и высокой вокальной культуры, Л. исполняет драматические  и
характерные партии.
   Партии:  Лавиза,  Тевине  ("К  новому  берегу",  "Зел„ная   мельница"
Зариня), Майга ("Банюта"  Калныня),  Сайма  ("Огни  мщения"  Э.  Каппа),
Марина Мнишек ("Борис Годунов", Гос. пр. СССР, 1950),  Кащеевна  ("Кащей
бессмертный"   Римского-Корсакова),   Любаша,   Графиня;   Ваня   ("Иван
Сусанин"), Аксинья ("Тихий Дон"),  Ульрика  ("Бал-маскарад"),  Амнерис",
Кармен; Фрика ("Валькирия" Вагнера) и др. В 1948-58 Л.  вела  педагогич.
работу в Латв. консерватории. Я. В.
   ЛУЖСКИЙ (наст. фам.- Калужски и), Василий Васильевич (31. XII.  1869,
г. Шуя Владимирской губ., - 2.  VII.  1931,  Москва)  -  русский  акт„р,
режисс„р и театральный педагог. Один из основателей M  XT.  Засл.  деят.
иск-в РСФСР (1931). Сблизившись  с  ар-тистич.  кружком  Алексеевых,  Л.
поступил на курсы драм. иск-ва при Обществе искусства и литературы  (1-я
роль - 3-й мужик в "Плодах  просвещения",  1891).  С  этого  времени  Л.
неразрывно связывает свою судьбу с исканиями реформатора рус. сцены K.C.
Станиславского. В труппе M XT-со дня его основания (1898).  На  открытии
т-ра Л. играл князя Ивана Петровича Шуйского ("Царь Ф„дор Иоаннович"  А.
К. Толстого, 1898). Обладая острой наблюдательностью,  редкой  точностью
"характерных" красок, Л. создал на сцене M  XT  ряд  совр.  портретов  -
людей со ст„ртой, вялой индивидуальностью, не сумевших осуществить своих
стремлений, глухо тоскующих или  опустившихся:  Сорин  ("Чайка",  1898),
Андрей ("Три сестры", 1901),  Лебедев  ("Иванов",  1904);  преуспевающих
ничтожеств:  профессор  Серебряков   ("Дядя   Ваня",1899)   и   др.   За
самодовольством  Серебрякова  или  Бессеменова  ("Мещане",   1902),   за
бюргерской уравновешенностью  старика  Фокерата  ("Одинокие"  Гауптмана,
1899) в исполнении Л. угадывалась та же неналаженность жизни,  вызванная
бурж. бесчеловечным укладом, в к-ром акт„р искал причину тоски чеховских
персонажей, скептицизма Бубнова ("На дне", 1902). Среди лучших ролей  Л.
также - Ф„дор Павлович Карамазов ("Братья Карамазовы"  по  Достоевскому,
1910).  В  сов.  репертуаре  Л.  исполнил  роли  Федосия  ("Пугач„вщина"
Трен„ва, 1925), Манюкина ("Унтиловск" Леонова, 1928). Высоко ценя иск-во
Л. как характерного акт„ра, Станиславский утверждал, что  его  дарование
было много выше той оценки, к-рую ему обычно давали в прессе;  Л.  играл
роли  невыигрышные  в  обычном  понимании  слова  и,  кроме  того,   его
сценические образы совершенствовались в течение  долгого  времени  после
премьеры. Значит, вклад вн„с Л. в режиссуру спектаклей МХАТа, особенно в
решение массовых сцен (сцена "Мокрое" из  "Братьев  Карамазовых",  1910,
"Анатэма" Андреева, 1909, и др.). Участвовал в пост. спектакля "Продавцы
славы" Паньоля и Нивуа (1926,  совм.  с  Н.  М.  Горчаковым;  худ.  рук.
пост.-К. С. Станиславский) и др. Л. преподавал в школе А, И. Ада-шева, а
также в ряде студий, возникавших по инициативе M X Т.
   Др. роли: Креон ("Антигона" Софокла, 1899), Гарабурда ("Смерть Иоанна
Грозного" А. К. Толстого, 1899), сэр Тоби  ("Двенадцатая  ночь",  1899),
возчик Геншель (о. п. Гауптмана,  1899),  Бургомистр  ("Доктор  Штокман"
Ибсена,  1900),  Фирс  ("Вишн„вый  сад",  1904),  Иван  Мироныч  (о.  п.
Чи-рикова, 1905), Репетилов  ("Горе  от  ума",  1906),  бургомистр  Фохт
("Бранд"  Ибсена,  1906),  Василий  Шуйский  ("Борис  Годунов",   1907),
Болыпинцов ("Месяц в деревне" Тургенева,
   1909), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты",
   1910), Гиле ("У жизни  в  лапах"  Гамсуна,  1911),  Абрезков  ("Живой
труп", 1911),  Лобастов  ("Смерть  Пазухина"  Салтыкова-Щедрина,  1914),
Башлэ ("Продавцы славы" Паньоля и Нивуа, 1926), Бартоло ("Безумный день,
или Женитьба Фигаро", 1927) и др.
   Лит.: Ежегодник МХАТ. 1946, M., 1948; Качалов В. И., О В. В. Лужском,
там же. 1943, M., 1945.
   ЛУКАВСКИЙ (Lukavsky), Радован (р. 1. II. 1919)- чехословацкий  акт„р.
В 1946 окончил философский ф-т ун-та и драм. отделение  консерватории  в
Праге. В том же году начал выступать в пражских гор.  т-рах.  С  1957  -
ведущий акт„р пражского Нац. т-ра. Иск-во Л. отличается  острой  мыслью,
высокой  пластич.  культурой,  простотой  сценич.   поведения.   Образы,
созданные Л., проникнуты совр. мироощущением. Так,  играя  роль  Гамлета
(1959),  Л.  передал  особую  напряж„нность   мысли   Гамлета,   остроту
восприятия им окружающего мира,  чувство  громадной  ответственности  за
будущее человечества.
   Роли: Кулигин ("Три сестры"), Павлин ("Достигаев и  другие"),  Фигаро
("Женитьба Фигаро"), Ян ("Отец" Ирасека), Стербук ("Продавец  дождя"  Р.
Наша), Воцилка ("Волынщик из Стракониц" Тыла)" Вацлав ("Драгомира" Тыла)
и др.
   Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня М., 1962. . Д. Сол.
   ЛУКАС, Дмитрий Александрович [р. 3  (16).  Vi.  1911]  -  белорусский
советский композитор. Засл. деят. иск-в БССР  (1956).  Чл.  Коммунистич.
партии с 1950. В 1941 окончил Минскую консерваторию по классу  проф.  В.
А. Золотар„ва. Автор опер "Кастусь Калиновский"-о руководителе  революц.
движения i в Польше и Белоруссии (1947, Белорусский т-р оперы и балета),
"Песня о  счастье"  (1951),  музыки  к  спектаклям  (в  театрах  Минска,
Витебска, Бреста) и ряда др. соч. Л. выступает также как муз. критик. Б.
С.

Страницы: «« « 1391   1392   1393   1394   1395   1396   1397   1398   1399  1400   1401   1402   1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия