Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400   1401   1402  1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411   1412  » »»

призывал бережно относиться к академич.  т-рам,  к  художникам  старшего
поколения. В обстановке ожесточ„нных споров о возможности  использования
реализма  для  нужд  революц.  иск-ва  Л.  выдвинул  лозунг   "Назад   к
Островскому!" (1923), резко протестуя против сценич. искажения классики;
неустанно    пропагандировал    творчество    выдающихся    акт„ров    и
режисс„ров-реалистов (статьи о Мочалове, Федотовой, Южине, "Для чего  мы
сохраняем Большой театр?", "Очерк истории  Художественного  театра",  "К
столетию Малого театра", "Станиславский, театр и революция" и др.).
   Не менее активно способствовал Л. росту новых явлений  в  иск-ве,  он
поддерживал  художественные  коллективы,  сложившиеся  после  революции,
поощрял  искания,  внимательно  следил  за   жизнью   молодых   театров,
пропагандировал сов. драматургию (статьи о  т-рах  -  Большом  драматич.
т-ре в Ленинграде, о Т-ре  им.  Вахтангова,  о  т-ре  Революции,  Траме,
детском т-ре, цирках, статья  "Достижения  театра  к  девятой  годовщине
Октября", и о спектаклях - "Барсуки". 1 "Бронепоезд 14-69"  во  МХАТе  и
др.). j
   Л. в„л неустанную борьбу с формализмом, лженова- ; торством. Критикуя
формалистич. и идеалистич. за- блуждения таких  художников,  как  В.  Э.
Мейерхольд, А. Я. Таиров, Л. выделял  в  их  творчестве  жизнеспособное,
реалистич. начало. Но, проявляя терпимость, чуткость, педагогич. такт  в
оценке сложных явлений иск-ва, Л. порой  допускал  излишний  либерализм.
Так, не встретили у него  должного  отпора  выступления  футуристов,  он
соглашался с требованием автономии для Пролеткульта. Эти ошибки Л.  были
осуждены В. И. Лениным. Один из самых эрудированных людей своего времени
в области лит-ры и иск-ва, Л.  был  прекрасным  оратором,  блистательным
полемистом, обладал острым критич. темпераментом.
   Драматургия Л. близка традициям "укрупн„нного реализма" Малого  т-ра,
ей  свойственна  романтич.  приподнятость,  масштабность,   обобщ„нность
формы: "Королевский брадобрей" (1906), "Фауст и Город"  (1918),  "Оливер
Кромвель" (1920), "Фома Кампанелла", "Освобожд„нный  Дон-Кихот"  (1921).
Обращаясь к легендарным фигурам  прошлого,  переосмысляя  их  с  позиций
современности,  в  свете  задач  освободительной  борьбы   народов,   Л.
стремился создать т-р сильных героев, пламенных страстей. Л. принадлежат
также  драмы  "Бархат  и  лохмотья",  "Медвежья  свадьба",  "Канцлер   и
слесарь", "Яд". Пьесы Л.  ставились  на  сцене  Малого  т-ра  -  "Оливер
Кромвель" (1921), "Медвежья свадьба" (1924), "Бархат и лохмотья" (1927);
т-ра б. Корш - "Канцлер и слесарь" (1921), "Яд"  (1925);  Ленингр.  т-ра
драмы - "Фауст и Город" (1920),
   "Канцлер и слесарь" (1923), "Бархат и  лохмотья"  (1927)  и  мн.  др.
Пьесы Л. ставятся и в наст. время,  они  были  пост.  и  за  рубежом  (в
Германии, Японии и др.). Имя А.  В.  Луначарского  присвоено  ряду  сов.
т-ров, а также Гос. ин-ту театр. иск-ва в Москве (ГИТИС).
   Соч.: Драматические соч., т.-1-2, М., [1923]; Искусство и  революция.
Сб. ст., [М.], 1924; О театре и драматургии. Избр. статьи, т.  1-2,  М.,
1958 (вступит, ст. А.  Дейча,  имеется  библиография);  О  Вахтангове  и
вахтанговцах, М-, 1959; Пьесы, М., 1963; Собр. соч. в 8 тт., т.  1,  М.,
1962.
   Лит.: E л к и н А., А. В. Луначарский, М., 1961;
   Самойлова Н., А. В. Луначарский - борец за советское  искусство,  М.,
1961. J5.1.
   ЛУНД, О. И. -- см. Геррец-Лунд,  О,  И.  ЛУСАН  (полная  фам.-  Лусан
Кларамунт де Суэльве с-и-Г у р р e  a;  Luzan  Claramunt  de  Suelves  y
Gurrea),  Игнасио  (28.III.1702-19.IV.  1754)   -   испанский   теоретик
искусства и литературы. Гл. труд Л.-  теоретич.  трактат  "Поэтика,  или
Правила поэзии в е„ целом и важнейших е„ родов" ("Poetica e reglas de la
poesia en general y  de  sus  principales  especies,  Madrid,  1747).  В
суждениях о драматич. поэзии (кн. 3) Л. не выходит за  пределы  эстетич.
теории классицизма: иск-во, по утверждению Л.,  должно  основываться  на
принципах разума и подчиняться  правилу  "тр„х  единств",  жанры  должны
строго разграничиваться на "высокие" (трагедия) и "низкие"  (комедия)  и
т. д. "Поэтика" Л. оказывала большое влияние на развитие драмы вплоть до
утверждения романтич. эстетики (19 в.).
   Соч.: Poetica, [v. 1-2], Barcelona, 1956. Лит.: Cano J.,  La  poetica
de Luzan, Toronto, 1928;
   Menendez y Pelayo М., Historia de las ideas esteticas en  Espana,  v.
3, Madrid, 1940. 3. //.
   ЛУСИНЯН, Арт„м Гайкович [5  (18).VII.1910-26.VII.1963]  --  армянский
советский акт„р. Нар. арт. Груз. ССР (1950). Чл. Ком-мунистич. партии  с
1954. Окончил Драм. студию при Доме  арм.  иск-ва  в  Тбилиси  (1928)  и
вступил в труппу Арм. т-ра в  Тбилиси.  Играл  драматич.,  комедийные  и
характерные роли. Обладал прекрасными внешними данными, звучным голосом,
выразительной дикцией, большим сценич. обаянием.
   Роли: Пэпо, Осеп ("Пэпо", "Разорений очаг" Сундукяна), Смбат,  Сейран
("Хаос",  "На-мус"  Ширванзаде),  Александр  ("Ут„с"  Папазяна),   Тусян
("Убитый голубь" Нар-Доса), Отелло, Уриэль  Акоста,  Арбенин,  Незнамов,
Жадов; Сам-вел (по одноим. роману Раффи), Георг Марзпетуни (по  од-ноим.
роману Мурацана), Арсен, Хевисбери Гоча (о. п. Шан-шиашвили),  Камо  (о.
п. Барсегяна), Вааг ("На заре" Гула-кяна), Ф„дор ("Нашествие"  Леонова),
Сергей ("Парень из нашего города" Симонова),  Эзоп  ("Лиса  и  виноград"
Фи-гейреду) и др. Б. А.
   ЛУСИНЯН,  Мартын  Христофорович  [р.  8  (20).  II.  1896]-   русский
советский артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). Сценич.  деятельность
начал  в  1911.  Играл  в  т-рах  драмы  и   оперетты   Ростова-на-Дону,
Свердловска, Еревана и др. городов. С  1948  Л.-  артист  Краснодарского
т-ра муз. комедии.
   Роли: Попандопуло ("Свадьба в  Малиновке"  Б.  Александрова),  Богдан
Сусик, Тюфякин,  Лососиноостровский  ("Трембита",  "Девичий  переполох",
"Цирк  зажигает  огни"  Милютина),  Кутайсов  ("Холопка"  Стрельникова),
Эстер" гази. Воляпюк, Пеликан  ("Марица",  "Сильва",  "Принцесса  цирка"
Кальмана),  Зупан,  Дежурный  ("Цыганский  барон",  "Летучая  мышь"   И.
Штрауса).
   ЛУ СУ (р. 1917) - китайский композитор, музыкальный деятель и критик.
Окончил Художеств. академию им. Лу Синя в  Яньане.  Принимал  деятельное
участие в создании Пекинского нар. художеств. т-ра и Центр, эксперимент,
оперного т-ра Китая.  Автор  либретто  опер  "Лю  Ху-лань",  "Под  тенью
акаций"  и  др.  и  мы.  массовых  песен.  Л.  С.  занимается  теоретич.
проблемами оперного иск-ва в КНР. И. Г.
   ЛУСЦИЙ ЛАНУВЙН (Luscius Lanuvinus; 2 в. до  н.  э.)  -  древнеримский
комедиограф. Представитель т.  н.  комедии  плаща  (паллиаты).  Известен
полемикой со своим лит. соперником драматургом Теренпием  по  вопросу  о

Страницы: «« « 1394   1395   1396   1397   1398   1399   1400   1401   1402  1403   1404   1405   1406   1407   1408   1409   1410   1411   1412  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия