|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 » »» а затем оперный нац. т-ры, был дириж„ром оперы. Творч. деятельность как
композитор начал в 1906 (муз. оформление драматич. спектаклей). В 1916
написал оперу на исто-рич. сюжет "Шах Исмаил" (1919, Азерб. оперный
т-р), в к-рой использована импровизация певцов на основе традиц.
муз.-поэтич. форм (мугамов). В последующие редакции оперы были введены
арии и ансамбли с зафиксированным нотным текстом. Крупнейшая опера М. -
"Нергиз", первая азерб. опера на революц. сюжет (1935, азерб. Т-р оперы
и балета). В этом произв. М. отказался от традиц. импровизац. пения,
использовал новые для азерб. музыки формы классич. оперы (ария,
речитатив, ансамбль и т. п.). Значит, место в опере занимают
многоголосные хоры и симфонич. эпизоды. В партлазерб. нар. инструмент - тар. М, писал также музыку к драматич.
спектаклям ("В 1905 году" Джабарлы, "Мертвецы" Дж. Мамед-кулизаде в Т-ре
им. Азизбекова). Был первым азерб. композитором, писавшим музыку для
кино. Творчество М. отличается органич. связью с нар. музыкой, простотой
и ясностью муз. языка.
Лит.: М. Магомаев (к 3-летию со дня смерти). Сб. статей, Баку, 1940;
Касимов К., Муслим Магомаев, Баку, 1948 (имеется список произв. М.);
Бадалбейли А. и К а -с и м о в К., Азербайджанский гос. ордена Ленина
театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Краткий очерк, М., 1959; И с м
а й л о в а Г., Муслим Магомаев, в сб.: Азербайджанская музыка, М.,
1961, с. 128-151. К. Кае.
МАГОМЕДОВА, Хайбат Гасанбековна (р. 1911) - кумыкская сов. актриса.
Нар. арт. Даг. АССР (1945).
Засл. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
В юности работала батрачкой. В 1926-28 училась в педагогич. техникуме
и одновременно занималась в театр. студии в Буйнакске, в 1929-30- в
муз.-драм. техникуме в Махачкале. С 1930 - актриса Кумыкского т-ра (ныне
- Муз.-драм. т-р им. Салаватова). Яркая, остро характерная актриса, М.
переда„т в отточенной форме социальную и психологич. сущность образа.
В числе лучших ролей М.: Бийке ("Айгази" Салаватова), Джахан ("Аршин
мал алан" Гаджибекова), Кручини-на; Кабаниха ("Гроза"), Айханум ("Если
сердце захочет" Рустамова), Кыстаман ("Красные партизаны" Салаватова),
Хемонкори ("Дочь Ганга" по Тагору), Лида ("Платон Кречет"), Беатриче
("Слуга двух господ") и др. Е. Ж.
МАГРАКВЕЛЙДЗЕ, Аскалон Самсонович [р. 10(23). IV. 1910] - грузинский
советский акт„р. Нар. арт. Абх. АССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с
1940. С 1929 - акт„р Т-ра им. Руставели (в 1932 окончил студию при этом
т-ре). В 1934-48 работал в Потийском т-ре, с 1948 - в Сухумском груз.
т-ре.
Роли: Фердинанд. Незнамов; Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Отарбек
("Измена" Сумбатова), Смит ("Русский вопрос") - в Потийском т-ре; Уриэль
Акоста; Кавалер Риппаф-рата ("Хозяйка гостиницы"), Гигаури ("Его звезда"
Моса-швили), Осман-ага ("Сурамская крепость" Мтварадзе), Александр
Чавчавадзе ("Бараташвили" Мревлишвили), Тариэл Голуа (о. п. Киачели),
Астамур ("Перед восходом солнца" Габуния), Каренин ("Живой труп"),
Дульчин ("Последняя жертва").
"МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ" - см. Чио-Чио-сан". МАДАЧ (Madach), Имре (21. I.
1823-5. X. 1864) - венгерский поэт, драматург. Классик венг. лит-ры.
Получил философско-юридич. образование. Творч. деятельность начал как
публицист. Участвовал в иолитич. борьбе, был сторонником партии реформ.
После поражения революции 1848-49 австр. правительство арестовало М. (за
предоставление убежища видным деятелям революц. движения). Поражение
революции и трагически сложившаяся личная жизнь имели большое значение
для формирования мировоззрения и творчества М. Ранние пьесы М.
"Последние дни Чака" (впервые пост. в 1886 в г. Клуж), "Мужчина и
женщина" (1842), "Королева Мария" (1843) и др. раскрывают внутр. мир
людей, постигших несоответствие между идеалом и окружающей
действительностью. В 1859 М. написал комедию "Цивилизатор" - сатира на
реакц. ("баховский") режим. В том же году начал работать над пьесой
"Трагедия человека", задуманной им ещ„ в 1857. В этой драматич. поэме М.
стремился осмыслить развитие истории человечества. Пьеса-поэма,
состоящая из 15 сцен-гр„з, рассказывает (на основе библейской легенды) о
первых обитателях Земли - Адаме и Еве, вымышленная судьба к-рых
прослеживается в разл. историч. эпохи и освещается с наиболее мрачной
стороны. Но герой пьесы Адам не теряет веру в жизнь, цель к-рой -
борьба. Драма М. имела большое значение для развития нац. т-ра (впервые
пост. в 1889 в Нац. т-ре Будапешта). Сохраняется в репертуаре т-ра до
наст. времени, переведена на мн. яз., в т. ч. на русский (первый пер. в
1905). В 1861 М. закончил свою следующую драму "Моисей" (пост. в 1888,
г. Клуж), в к-рой-призывал к борьбе за идеалы свободы. В своих произв.
М. выразил разочарование венг. интеллигенции в идеалах бурж. революции и
вместе с тем призывал к борьбе за лучшее будущее человечества. Призыв к
борьбе и незнание средств и целей борьбы явилось основным противоречием
в творчестве М., не знакомого с науч. социализмом.
Соч.: osszes muvei, I-Il, Bdp., 1942; в рус. пер.- "Трагедия
человека", СПБ, 1905.
Лит.: S о t e г G., Madach Imre, [Csillag, 1955]; Re-vai J., Madach
Imre: "Az ember tragedia ja", "Tarsadalmi szernle", 1958, .ј 9, с.
13-25; Waldapfel J., Gorki) es Madach, Bdp., 1958; Г e p ш к о в и ч А.,
Театральный Будапешт, М., 1961; его же. Современный венгерский театр.
М., 1963. А. Гер.
"МАДЕМУАЗЕЛЬ НИТШ" ("Mammelle Nitou-che")- оперетта Ф. Эрве, либр. А.
Мельяка и А. Мийо. Пост. 26 дек. 1883, т-р "Варьете", Париж (в роли
Нитуш- Жюдик). В Петербурге и Москве ставилась под назв. "Лиса
Патрикеевна", "Недотрога", "Приключение органиста". В 1919-20 "M. H."
шла в Никитском т-ре в Москве. В 1934 пост. Т-ром муз. комедии под рук.
В. Бебутова (Москва), в 1945 - Т-ром им. Вахтангова (нов. оркестровка
Голубен-цева, пост. Р. Симонова, худ. Акимов; Дениза-Нитуш - Пашкова,
Флоридор-Августин - Лукьянов, Настоятельница пансиона - Понсова,
Полковник - Горюнов, Поли-нар-Шухмин, Августин-Осен ев, Директор-Марьин,
Корина-Жуковская), в 1955 - Моск. т-ром оперетты.
Издания: клавир, под назв. "Лиса Патрикеевна", рус. пер. В.
Александрова [Крылова], СПБ, Бессель, [1888]
Я. Гр. МАДЕТОЯ (Madetoja), Леви (17. II. 1887-6. X. 1947) - финский
композитор, дириж„р. Учился на философском ф-те ун-та в Хельсинки,
одновременно изучал композицию у Я. Сибелиуса и А. Ярнефельта в
консерватории. Музыка М. лирична, близка фин. нар. музыке. Один из
выдающихся представителей романтич. направления в фин. муз. иск-ве. М.
принадлежат оперы "Похьялайсия" ("Северяне", 1924, Фин. Нац. т-р,
Страницы: «« « 1408 1409 1410 1411 1412 1413 1414 1415 1416 1417 1418 1419 1420 1421 1422 1423 1424 1425 1426 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |