Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 1408   1409   1410   1411   1412   1413   1414   1415   1416  1417   1418   1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426  » »»

а затем оперный нац. т-ры, был дириж„ром оперы. Творч. деятельность  как
композитор начал в 1906 (муз. оформление драматич. спектаклей).  В  1916
написал оперу на исто-рич. сюжет  "Шах  Исмаил"  (1919,  Азерб.  оперный
т-р),  в  к-рой  использована  импровизация  певцов  на  основе  традиц.
муз.-поэтич. форм (мугамов). В последующие редакции оперы  были  введены
арии и ансамбли с зафиксированным нотным текстом. Крупнейшая опера М.  -
"Нергиз", первая азерб. опера на революц. сюжет (1935, азерб. Т-р  оперы
и балета). В этом произв. М. отказался  от  традиц.  импровизац.  пения,
использовал  новые  для  азерб.  музыки  формы  классич.  оперы   (ария,
речитатив,  ансамбль  и  т.  п.).  Значит,  место   в   опере   занимают
многоголосные хоры и симфонич. эпизоды. В  партлазерб. нар.  инструмент  -  тар.  М,  писал  также  музыку  к  драматич.
спектаклям ("В 1905 году" Джабарлы, "Мертвецы" Дж. Мамед-кулизаде в Т-ре
им. Азизбекова). Был первым азерб.  композитором,  писавшим  музыку  для
кино. Творчество М. отличается органич. связью с нар. музыкой, простотой
и ясностью муз. языка.
   Лит.: М. Магомаев (к 3-летию со дня смерти). Сб. статей, Баку,  1940;
Касимов К., Муслим Магомаев, Баку, 1948  (имеется  список  произв.  М.);
Бадалбейли А. и К а -с и м о в К., Азербайджанский  гос.  ордена  Ленина
театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Краткий очерк, М., 1959; И с  м
а й л о в а Г., Муслим Магомаев,  в  сб.:  Азербайджанская  музыка,  М.,
1961, с. 128-151. К. Кае.
   МАГОМЕДОВА, Хайбат Гасанбековна (р. 1911) - кумыкская  сов.  актриса.
Нар. арт. Даг. АССР (1945).
   Засл. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1950.
   В юности работала батрачкой. В 1926-28 училась в педагогич. техникуме
и одновременно занималась в театр. студии  в  Буйнакске,  в  1929-30-  в
муз.-драм. техникуме в Махачкале. С 1930 - актриса Кумыкского т-ра (ныне
- Муз.-драм. т-р им. Салаватова). Яркая, остро характерная  актриса,  М.
переда„т в отточенной форме социальную и психологич. сущность образа.
   В числе лучших ролей М.: Бийке ("Айгази" Салаватова), Джахан  ("Аршин
мал алан" Гаджибекова), Кручини-на; Кабаниха ("Гроза"),  Айханум  ("Если
сердце захочет" Рустамова), Кыстаман ("Красные  партизаны"  Салаватова),
Хемонкори ("Дочь Ганга" по Тагору),  Лида  ("Платон  Кречет"),  Беатриче
("Слуга двух господ") и др. Е. Ж.
   МАГРАКВЕЛЙДЗЕ, Аскалон Самсонович [р. 10(23). IV. 1910] -  грузинский
советский акт„р. Нар. арт. Абх. АССР (1954). Чл. Коммунистич.  партии  с
1940. С 1929 - акт„р Т-ра им. Руставели (в 1932 окончил студию при  этом
т-ре). В 1934-48 работал в Потийском т-ре, с 1948 -  в  Сухумском  груз.
т-ре.
   Роли:  Фердинанд.  Незнамов;  Эдип  ("Царь  Эдип"  Софокла),  Отарбек
("Измена" Сумбатова), Смит ("Русский вопрос") - в Потийском т-ре; Уриэль
Акоста; Кавалер Риппаф-рата ("Хозяйка гостиницы"), Гигаури ("Его звезда"
Моса-швили),  Осман-ага  ("Сурамская  крепость"  Мтварадзе),   Александр
Чавчавадзе ("Бараташвили" Мревлишвили), Тариэл Голуа  (о.  п.  Киачели),
Астамур ("Перед  восходом  солнца"  Габуния),  Каренин  ("Живой  труп"),
Дульчин ("Последняя жертва").
   "МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ" - см. Чио-Чио-сан". МАДАЧ (Madach), Имре  (21.  I.
1823-5. X. 1864) - венгерский поэт,  драматург.  Классик  венг.  лит-ры.
Получил философско-юридич. образование. Творч.  деятельность  начал  как
публицист. Участвовал в иолитич. борьбе, был сторонником партии  реформ.
После поражения революции 1848-49 австр. правительство арестовало М. (за
предоставление убежища видным  деятелям  революц.  движения).  Поражение
революции и трагически сложившаяся личная жизнь имели  большое  значение
для  формирования  мировоззрения  и  творчества  М.  Ранние   пьесы   М.
"Последние дни Чака" (впервые пост.  в  1886  в  г.  Клуж),  "Мужчина  и
женщина" (1842), "Королева Мария" (1843) и  др.  раскрывают  внутр.  мир
людей,   постигших   несоответствие   между   идеалом    и    окружающей
действительностью. В 1859 М. написал комедию "Цивилизатор" -  сатира  на
реакц. ("баховский") режим. В том же  году  начал  работать  над  пьесой
"Трагедия человека", задуманной им ещ„ в 1857. В этой драматич. поэме М.
стремился  осмыслить   развитие   истории   человечества.   Пьеса-поэма,
состоящая из 15 сцен-гр„з, рассказывает (на основе библейской легенды) о
первых  обитателях  Земли  -  Адаме  и  Еве,  вымышленная  судьба  к-рых
прослеживается в разл. историч. эпохи и освещается  с  наиболее  мрачной
стороны. Но герой пьесы Адам не  теряет  веру  в  жизнь,  цель  к-рой  -
борьба. Драма М. имела большое значение для развития нац. т-ра  (впервые
пост. в 1889 в Нац. т-ре Будапешта). Сохраняется в  репертуаре  т-ра  до
наст. времени, переведена на мн. яз., в т. ч. на русский (первый пер.  в
1905). В 1861 М. закончил свою следующую драму "Моисей" (пост.  в  1888,
г. Клуж), в к-рой-призывал к борьбе за идеалы свободы. В  своих  произв.
М. выразил разочарование венг. интеллигенции в идеалах бурж. революции и
вместе с тем призывал к борьбе за лучшее будущее человечества. Призыв  к
борьбе и незнание средств и целей борьбы явилось основным  противоречием
в творчестве М., не знакомого с науч. социализмом.
   Соч.:  osszes  muvei,  I-Il,  Bdp.,  1942;  в  рус.  пер.-  "Трагедия
человека", СПБ, 1905.
   Лит.: S о t e г G., Madach Imre, [Csillag, 1955]; Re-vai  J.,  Madach
Imre: "Az ember tragedia ja",  "Tarsadalmi  szernle",  1958,  .ј  9,  с.
13-25; Waldapfel J., Gorki) es Madach, Bdp., 1958; Г e p ш к о в и ч А.,
Театральный Будапешт, М., 1961; его же.  Современный  венгерский  театр.
М., 1963. А. Гер.
   "МАДЕМУАЗЕЛЬ НИТШ" ("Mammelle Nitou-che")- оперетта Ф. Эрве, либр. А.
Мельяка и А. Мийо. Пост. 26 дек. 1883,  т-р  "Варьете",  Париж  (в  роли
Нитуш-  Жюдик).  В  Петербурге  и  Москве  ставилась  под  назв.   "Лиса
Патрикеевна", "Недотрога", "Приключение органиста". В  1919-20  "M.  H."
шла в Никитском т-ре в Москве. В 1934 пост. Т-ром муз. комедии под  рук.
В. Бебутова (Москва), в 1945 - Т-ром им.  Вахтангова  (нов.  оркестровка
Голубен-цева, пост. Р. Симонова, худ. Акимов;  Дениза-Нитуш  -  Пашкова,
Флоридор-Августин  -  Лукьянов,  Настоятельница  пансиона   -   Понсова,
Полковник - Горюнов, Поли-нар-Шухмин, Августин-Осен ев, Директор-Марьин,
Корина-Жуковская), в 1955 - Моск. т-ром оперетты.
   Издания:  клавир,  под  назв.  "Лиса  Патрикеевна",  рус.   пер.   В.
Александрова [Крылова], СПБ, Бессель, [1888]
   Я. Гр. МАДЕТОЯ (Madetoja), Леви (17. II. 1887-6. X. 1947)  -  финский
композитор, дириж„р. Учился  на  философском  ф-те  ун-та  в  Хельсинки,
одновременно  изучал  композицию  у  Я.  Сибелиуса  и  А.  Ярнефельта  в
консерватории. Музыка М. лирична,  близка  фин.  нар.  музыке.  Один  из
выдающихся представителей романтич. направления в фин. муз.  иск-ве.  М.
принадлежат  оперы  "Похьялайсия"  ("Северяне",  1924,  Фин.  Нац.  т-р,

Страницы: «« « 1408   1409   1410   1411   1412   1413   1414   1415   1416  1417   1418   1419   1420   1421   1422   1423   1424   1425   1426  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия