Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - Краткий курс ВКП(б) 1938 г.

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 128
Размер файла: 890 Кб
Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»

как вечно движущиеся  и изменяющиеся, а  развитие  природы  -- как результат
развития   противоречий    в   природе,    как    результат   взаимодействия
противоположных сил в природе.
     В своей основе диалектика прямо противоположна метафизике.
     1)   Марксистский  диалектический   метод  характеризуется   следующими
основными чертами:
     а)  В противоположность метафизике диалектика рассматривает  природу не
как  случайное  скопление  предметов,  явлений,  оторванных  друг от  друга,
изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга,  -- а как связное,
единое  целое,  где предметы,  явления  органически связаны  друг  с другом,
зависят друг от друга и обусловливают друг друга.
     Поэтому диалектический метод считает, что ни одно явление в природе  не
может  быть  понято,  если  взять его в  изолированном  виде,  вне  связи  с
окружающими явлениями, ибо любое явление в любой  области природы может быть
превращено  в бессмыслицу,  если его  рассматривать вне  связи с окружающими
условиями,  в отрыве от них, и, наоборот, любое явление  может быть понято и
обосновано, если оно  рассматривается в  его неразрывной связи с окружающими
явлениями, в его обусловленности от окружающих его явлений.
     б) В  противоположность метафизике диалектика  рассматривает природу не
как  состояние  покоя  и  неподвижности,  застоя  и  неизменяемости,  а  как
состояние  непрерывного  движения  и изменения,  непрерывного  обновления  и
развития, где  всегда что-то возникает  и развивается, что-то  разрушается и
отживает свой век.
     Поэтому диалектический метод требует, чтобы явления  рассматривались не
только  с точки зрения  их  взаимной  связи и обусловленности, но  и с точки
зрения  их  движения,  их  изменения,  их   развития,   с  точки  зрения  их
возникновения и отмирания.
     Для  диалектического метода  важно прежде всего  не  то, что  кажется в
данный  момент прочным, но  начинает  уже отмирать,  а то, что  возникает  и
развивается, если даже выглядит оно  в данный момент непрочным, ибо для него
неодолимо только то, что возникает и развивается.
     "Вся  природа, говорит  Энгельс,  начиная  от  мельчайших частиц  ее до
величайших тел,  начиная  от песчинки  и кончая солнцем, начиная от протиста
(первичная  живая клеточка. -- Ред.) и кончая человеком, находится в  вечном
возникновении и уничтожении, в  течении,  в неустанном движении и изменении"
(там же, стр. 484).
     Поэтому,  говорит  Энгельс,  диалектика  "берет  вещи  и  их умственные
отражения  главным  образом  в  их взаимной  связи,  в  их сцеплении,  в  их
движении, в их возникновении и исчезновении" (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. XIV,
стр. 23).
     в)  В  противоположность метафизике  диалектика  рассматривает  процесс
развития,  не как  простой  процесс  роста, где количественные  изменения не
ведут к качественным изменениям, -- а  как такое развитие, которое переходит
от незначительных и скрытых количественных изменений к  изменениям открытым,
к изменениям коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения
наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода
от  одного  состояния  к  другому   состоянию,  наступают  не   случайно,  а
закономерно, наступают  в  результате  накопления  незаметных  и постепенных
количественных изменений.
     Поэтому диалектический  метод  считает,  что  процесс развития  следует
понимать не как движение по  кругу, не как простое повторение пройденного, а
как  движение  поступательное, как движение по восходящей линии, как переход
от  старого качественного  состояния  к новому качественному состоянию,  как
развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.
     "Природа,   говорит   Энгельс,   есть  пробный  камень  диалектики,   и
современное   естествознание,  представившее  для  этой   пробы  чрезвычайно
богатый,  с каждым днем увеличивающийся материал, тем самым доказало, что  в
природе,  в конце концов, все совершается диалектически, а не метафизически,
что она  движется  не  в  вечно однородном, постоянно сызнова  повторяющемся
круге,  а  переживает  действительную  историю. Здесь прежде  всего  следует
указать на Дарвина, который нанес сильнейший удар метафизическому взгляду на
природу,  доказав,   что  весь  современный  органический  мир,  растения  и
животные, а следовательно также и  человек,  есть продукт процесса развития,
длившегося миллионы лет" (там же, стр. 23).
     Характеризуя  диалектическое  развитие, как  переход  от количественных
изменений к качественным изменениям, Энгельс говорит:
     "В физике...  каждое изменение есть переход  количества в  качество  --
следствие  количественного  изменения  присущего  телу  или  сообщенного ему
количества движения какой-нибудь  формы.  Так, например, температура воды не
имеет на первых порах никакого значения по отношению  к  ее капельно-жидкому
состоянию;  но  при  увеличении  или   уменьшении  температуры  жидкой  воды
наступает  момент,  когда  это  состояние  сцепления   изменяется   и   вода
превращается -- в одном случае в пар,  в  другом --  в лед... Так, необходим
определенный  минимум силы тока, чтобы  платиновая  проволока  стала  давать
свет:  так у каждого металла имеется  своя теплота плавления; так, у  каждой
жидкости имеется  своя определенная, при данном давлении, точка замерзания и
кипения   --  поскольку   мы  в  состоянии  при   наших  средствах  добиться
соответствующей   температуры;  так,  наконец,  у   каждого   газа   имеется
критическая точка, при которой соответствующим давлением и охлаждением можно
превратить  его в жидкое состояние... Так называемые константы физики (точки
перехода  от одного  состояния в другое  состояние.  -- Ред.)  суть  большею
частью  не   что  иное,  как  название  узловых  точек,  где  количественное
(изменение)  прибавление  или   убавление  движения  вызывает   качественное
изменение   в  состоянии   соответствующего   тела,--   где,  следовательно,
количество переходит в качество" (там же, стр. 527--528). Переходя, далее, к
химии, Энгельс продолжает:
     "Химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих
под влиянием изменения количественного  состава. Это  знал уже сам Гегель...
Возьмем кислород: если в молекулу здесь соединяются три атома, а не два, как
обыкновенно, то мы имеем перед собой  озон -- тело, определенно отличающееся
своим  запахом  и  действием от обыкновенного  кислорода.  А  что  сказать о
различных пропорциях, в которых кислород соединяется с азотом или серой и из
которых каждая дает тело, качественно отличное от всех других тел!" (там же,
стр. 528).
     Наконец,  критикуя  Дюринга,  который бранит  во  всю  Гегеля и тут  же
втихомолку заимствует у  него известное  положение  о  том,  что  переход из
царства бесчувственного мира в царство  ощущения, из царства неорганического
мира в  царство органической жизни -- есть скачок в новое состояние, Энгельс
говорит:
     "Это  ведь  гегелевская   узловая  линия  отношений  меры,  где   чисто

Страницы: «« « 30   31   32   33   34   35   36   37   38  39   40   41   42   43   44   45   46   47   48  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Краткий курс ВКП(б) 1938 г.