Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 62
Размер файла: 453 Кб
Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62  »

предисловием С. А. Венгерова. СПб., 1905, с. 13).
     xv  Я  беру все эти вопросы в их психологической постановке, оставляя в
стороне рассмотрение их по существу.
     xvi  Post-scriptum  pro domo sua.  (После написанного  в защиту  себя и
своих дел (лат.). -- О.В.) По поводу суровой характеристики интеллигентского
уклада души (гл. III--IV) мне может быть сделан упрек, что я произношу здесь
суд над  людьми самоотверженными,  страдающими,  гонимыми, по крайней мере я
сам не раз задавался этим вопросом. Но независимо от того, сколь бы низко ни
думал  я  о  себе  самом,  я  чувствую  обязанность  (хотя   бы  в  качестве
общественного  (послушания") сказать  все,  что вижу, что  лежит  у меня  на
сердце  как   итог   всего  пережитого,   перечувствованного,  передуманного
относительно  интеллигенции, это повелевают мне  чувство  ответственности  и
мучительная  тревога  и  за  интеллигенцию,  и  за Россию.  Но  при  критике
духовного  облика и идеалов интеллигенции  я  отнюдь  не имею в виду  судить
отдельных личностей, равно как, выставляя свой идеал, в  истинности которого
я  убежден,  я отнюдь  не  подразумеваю при  этом, чтобы сам я к нему больше
других  приблизился.  Да  и  можно  ли  чувствовать  себя  приблизившимся  к
абсолютному идеалу?..  Но призывать к нему,  указывать  его невидящим его не
только можно, но и должно.
     xvii О  том своеобразном и зловещем  выражении, которое  он  получил во
время русско-японской войны, лучше умолчим, чтобы не растравлять этих жгучих
и больных воспоминаний.
     30 Поза -- действующее лицо трагедии Шиллера (Дон Карлос".
     31 Weltburger (нем.) -- гражданин мира.
     xviii В своих  примечаниях  к (Основаниям политической экономии" Д. Ст.
Милля.
     xix  Поэтому   и   настоящее  движение  (неославизма"   остается   пока
принципиально необоснованным.
     xx  (Пусть в нашем народе  зверство и  грех, но  вот  что  в  нем  есть
неоспоримо: это именно то, что он в своем целом, по крайней мере, никогда не
принимает и  не захочет  принять  своего  греха за правду... Грех есть  дело
преходящее,  а  Христос  вечное. Народ грешит и пакостится  ежедневно,  но в
лучшие минуты, в Христовы минуты, он никогда в правде не ошибется. То именно
и важно,  во что народ верит, как в свою правду, в чем ее полагает,  как  ее
представляет  себе,  что ставит  своим лучшим  желанием,  что возлюбил, чего
просит у Бога, о  чем молитвенно  плачет. А  идеал  народа  -- Христос.  А с
Христом, конечно, и  просвещение, и в высшие, роковые минуты свои  народ наш
всегда   решает   и  решал   всякое  общее  всенародное  дело   свое  всегда
по-христиански" (Достоевский Ф.  М. Полн.  собр. соч., изд. 6-е,  т. XXI, с.
441).  Интересно  с  этим  пониманием  души  народной,  которое  Достоевский
разделяет  с крупнейшими  русскими  художниками  и мыслителями,  сопоставить
интеллигентское воззрение,  выраженное в цитированном уже письме Белинского:
(Приглядитесь  попристальнее,  и вы  увидите,  что  это  по  натуре  глубоко
атеистический народ. В нем еще много суеверия, но  нет и следа религиозности
(sic[!] ((так!" (лат.) -- О.В.))... мистическая экзальтация не в его натуре;
у него слишком много для  этого здравого смысла, ясности и положительности в
уме,  и  вот  в этом-то, может быть,  огромность  исторических судеб  его  в
будущем" (Письмо к Гоголю, с. 14).
     xxi Компетентную  и  мастерскую характеристику  нравственного  значения
монастыря в русской  истории см. в речи проф. В. О. Ключевского (Благодатный
воспитатель  русского  народного  духа  (преп[одобный]  Сергий)"  ((Троицкий
цветок", No 9).  Ср.  также: Кожевников  В. А. Христианское подвижничество в
его прошлом и настоящем (готов[ится] к печати).
     xxii Мне  уже  пришлось  говорить  об  этом в  очерке (Интеллигенция  и
религия".
     xxiii  Ср.  характеристику казачества и  Запорожья у проф. Ключевского.
Курс русской истории. Часть III. М., 1908.
     32 Беньян Джон (1628-1688) -- английский писатель-пуританин.
     33 Карлейль Томас (1795-1881) -- английский философ и историк.
     34  "Sartor Resartus" --  философский  роман Карлейля, написанный  им в
1833-1834 гг. Переведен на русский в 1902 г.
     35 Unicum (лат.) -- уникальность.
     36 Divide et impera (лат.) -- разделяй и властвуй.
     37 Dio e popolo (ит.) -- Бог и народ.
     38 Tabula rasa (лат.) -- чистая доска.
     39  Рачинский С.А.  (1833-1902)  --  русский  ученый-ботаник,  педагог,
деятель народного образования.
     40  Киреевский И.В. (1806-1856)  -- русский  философ-идеалист,  критик,
публицист, один из основоположников славянофильства.
     41 Quantitй negligeable (фр.) -- величина, которой можно пренебречь.
     42 Ibidem (ib., ibid.) (лат.) -- там же.
     xxiv См.:  Потресов  А. Н. (Старовер). Этюды о  русской  интеллигенции.
Сборник статей. 2-е изд. О. Н. Поповой. СПб., 1908, с. 253 и сл.
     43 Salus populi suprema lex (лат.) -- благо народа -- высший закон.
     44  Salus revolutiae suprema lex  (лат.) -- успех революции  --  высший
закон.
     45 Chambre introuvable (фр.) -- палата, какой поискать.
     xxv  См.:  Полный  текст протокол.  Втор.  очередн.  съезда Р.С.-Д.Р.П.
Женева, 1903, с. 169--170.
     xxvi Новгородцев П.  Законодательная деятельность Государственной Думы.
См.:  Сборник статей (Первая Государственная Дума". СПб., 1907, вып. II,  с.
22.
     xxvii  Полн.  текст  протоколов  Второго  очередн.  съезда  Р.С.-Д.Р.П.
Женева, 1903, с. 331.
     xxviii Там же, с. 333 и сл.
     xxix Настоящие размышления представляют написанные два года тому  назад
наброски главы  из  той задуманной мною книги, в  которой  я  хотел подвести
итоги  нашего культурного  и  политического развития и дать оценку пережитой
нами революции.
     46 Бентам Иеремия (1748-1832) -- английский философ и юрист.
     xxx Ср. мою статью о Льве Толстом в (Русской мысли" (август 1908 г.).
     xxxi См. мою статью Facies hippocratica  (Гиппократово лицо, т.е. лицо,
отмеченное печатью  смерти  (лат.)  --  О.В.)  в  (Рус[ской]  мысли",  1907,
октябрь.
     47  "Also  sprach Zarathustra"  (нем.) -- (Так говорил  Заратустра"  --
название известного произведения Ницше.
     48 Понятие  (санинство" берет  начало от названия романа М.П.Арцыбашева
(Санин",  приобретшего среди современников  славу  (порнографического".  Под
этим термином понимается особый интеллигентский образ жизни, которому наряду
с другими чертами присущи неупорядоченные половые связи.

Страницы: «« « 52   53   54   55   56   57   58   59   60  61   62  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909