Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Наука - История
Автор неизвестен - "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 62
Размер файла: 453 Кб
Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62  »

     1 Авенариус Рихард (1843-1896) -- швейцарский  философ, основоположник,
наряду с Э.Махом, эмпириокритицизма.
     2  Мах  Эрнст  (1838-1916)  --  австрийский  физик,  философ,  один  из
основоположников    философского    направления,     получившего    название
эмпириокритицизм.
     3  Лопатин  Л.М. (1855-1920)  --  русский  философ-идеалист,  психолог,
редактор журнала "Вопросы философии и психологии",  председатель Московского
психологического общества.
     i  Имею в виду  не  философский позитивизм, а научный позитивизм. Запад
создал  научный дух, который  и  там был превращен  в  орудие борьбы  против
религии и метафизики. Но Западу  чужды  славянские  крайности, Запад  создал
науку религиозно и метафизически нейтральную.
     4 Чичерин  Б.Н.  (1826-1904) --  русский философ-гегельянец,  правовед,
историк, публицист. В 1861-1868 гг. профессор Московского университета.
     5 Риль Алоиз (1844-1924) -- немецкий философ-неокантианец.
     6 Зиммель Георг (1858-1918) -- немецкий философ-идеалист, социолог.
     7  Фихте  Иоганн Готлиб (1762-1814) --  немецкий философ, представитель
немецкого классического идеализма.
     ii   Авенариусу   не  удалось  освободиться   от   (предпосылок",   его
гносеологическая точка зрения очень  сбивчива, пахнет и  (материализмом",  и
(спиритуализмом", и чем угодно, но не проста.
     8   Ницше  Фридрих   (1844-1900)  --  немецкий  философ,  представитель
иррационализма и волюнтаризма, поэт.
     9 Коген Герман (1842-1918) -- немецкий философ, глава Марбургской школы
неокантианства.
     10  Виндельбандт  Вильгельм  (1848-1915)  --  немецкий  философ,  глава
Баденской школы неокантианства.
     11   Конт   Огюст  (1798-1857)   --   французский   философ,  один   из
основоположников позитивизма.
     12 Козлов А.А. (1831-1901) -- русский философ-идеалист.
     13 Трубецкой  С.Н. (1862-1905) -- князь, русский религиозный  философ и
общественный деятель.
     14  Лосский  Н.О.  (1870-1965) --  русский  философ-идеалист,  один  из
крупнейших в России представителей персонализма и интуитивизма.
     15   Несмелов   В.И.  (1863-1937)   --   русский  религиозный  философ,
представитель интуитивизма и персонализма.
     iii  Истина не может быть национальной, истина  всегда универсальна, но
разные  национальности  могут  быть  призваны  к раскрытию отдельных  сторон
истины. Свойства русского национального духа указуют на  то, что мы призваны
творить в области религиозной философии.
     16  Джемс  Уильям  (1842-1910)  --  американский  философ  и  психолог,
основатель прагматизма.
     17  Бергсон  Анри (1859-1941)  --  французский  философ,  представитель
интуитивизма и философии жизни.
     18  Розанов  В.В. (1856-1919) -- русский писатель,  философ, сочетавший
религиозно-экзистенциалистские  умонастроения   с   критикой   христианского
аскетизма.
     19  Мережковский  Д.С.  (1866-1941)  --  русский  писатель,  публицист,
представитель религиозно-мистического философского миросозерцания.
     20 Иванов Вяч.  И.  (1866-1949)  -- русский  поэт,  публицист, философ,
развивавший религиозно-эстетическую концепцию творчества.
     iv Смирение  перед  истиной имеет  большое  моральное значение,  но  не
должно вести к культу мертвой, отвлеченной истины.
     v  В  очерке (Религия  и интеллигенция" ((Русская  мысль",  1908, III);
издан и отдельно.
     vi  Ср.  об этом  мой  очерк (Душевная  драма  Герцена" в сборнике  (От
марксизма к идеализму" и в отдельном издании.
     21 Mixtum compositum (лат.) -- сложная смесь.
     22 Бухарев А.М. (в монашестве Феодор) (1824-1871) -- духовный писатель.
     23 Si duo idem  dicunt, non est  idem (лат.) -- если двое говорят одно,
то это не есть одно.
     24 Sturm und Drang (нем.) -- буря и натиск.
     25 Quasi (лат.) -- как-бы.
     26 Credo (лат.) -- кредо.
     vii  Рознь  наблюдается,  конечно, и  в  истории  христианских  и  иных
религиозных сект  и исповеданий. До известной  степени и  здесь  наблюдается
психология  героизма,  но  эти  распри  имеют,  однако,  и свои  специальные
причины, с нею не связанные.
     27  Бернштейн Эдуард (1850-1932) -- немецкий  социал-демократ, теоретик
социализма.  Споры в среде социал-демократии  вызвала выдвинутая им формула:
цель -- ничто, движение -- все.
     viii  Нет  нужды  показывать,  насколько  эта атеистическая эсхатология
отличается от христианской эсхатологии.
     ix Педократия -- господство детей.
     x  Разоблачения, связанные с именем  Азефа, раскрыли, как  далеко может
идти  при героическом  максимализме эта  неразборчивость  в  средствах,  при
которой перестаешь  уже различать, где кончается  революционер  и начинается
охранник или провокатор.
     xi Карлейль в своей книге (Герои  и героическое  в  истории" под именем
героизма  описывает духовный склад,  который, по принятой нами терминологии,
приближается  к   типу  подвижничества  и,  во  всяком  случае,  значительно
отличается от атеистического героизма.
     xii Собр. cоч. Ф. М. Достоевского, изд. 6-е, т. XII, стр. 425.
     28 Имеются в виду 10 заповедей Божиих, сообщенных через пророка Моисея.
См.: Ветхий Завет. Исход, 20, 1-17.
     29 Bona fide (лат.) -- добросовестный, чистосердечный; mala fide (лат.)
-- недобросовестный, нечистосердечный.
     xiii  Конечно,  все  допускает подделку и искажение,  и именем смирения
прикрываются  и  прикрывались  черты,  на самом деле ничего общего с  ним не
имеющие,  в частности  -- трусливое  и  лицемерное  низкопоклонство (так  же
точно, как интеллигентским героизмом и революционностью прикрывается нередко
распущенность и хулиганство). Чем выше добродетель, тем злее ее карикатуры и
искажение. Но не по ним же следует судить о существе ее.
     xiv Белинский писал в знаменитом письме своем к Гоголю, этом  пламенном
и классическом  выражении интеллигентского настроения:  (Что вы нашли общего
между Христом и какою-нибудь, а тем более православною  церковью? Он  первый
возвестил  людям  учение  свободы,  равенства  и  братства  и  мученичеством
запечатлел, утвердил истину своего учения... Но смысл Христова учения открыт
философским движением  прошлого  века" (Белинский В.  Г. Письмо  к Гоголю. С

Страницы: «« « 51   52   53   54   55   56   57   58   59  60   61   62  »
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, "Вехи". Сборник статей о русской интеллигенции 1909