|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 » »» и "Обманутая кокетка" (1753, Фонтенбло) положили начало жанру франц.
комич. оперы. Д. писал также в жанре лирич. трагедии ("Эней и Лавиния",
1758), оперы-балета ("Празднества Эвтерпы", 1758) (пост. в
"Гранд-Опера") и в др. жанрах.
Лит.: Du Roure de Paulin, La vie et les oeuvres d 1911; L a Laurencie L. de. Deux imitateurs francais des bouffons: Blavet
et Dauvergne, "L'annee musicale", P., 1912. j
ДОВЖЕНКО, Александр Петрович [30.VIli(ll.
IX). 1894-25.XI.1956] - русский советский кинорежисс„р, сценарист,
писатель, драматург. Нар. арт. РСФСР (1950). Фильмы Д.-"3венигора",
"Арсенал", "Земля", "Щорс" и др. - явились крупным вкладом в развитие
сов. и мирового киноиск-ва. Д. написал пьесу о жизни Мичурина - "Жизнь в
цвету" (1947, Ленингр. т-р им. Пушкина; в гл.роли - Н. К. Черкасов) и
пьесу-поэму "Потомки запорожцев" (пост. 1961, Херсонский обл. муз.-драм.
т-р). Произв. Д. свойственны па-тетич. манера повествования, склонность
к гиперболе, романтич. приподнятость. Гос. пр. СССР (1941, 1949).
Соч.: Избранное, М., 1957; Сочинения в 3 тт., т. 2, Киев, 1959. c р.
ДОВЯКОВСКАЯ (Dowiakowska), Бронислава (9.IL 1840-3.11.1910) -
польская артистка оперы (сопра-но) и педагог. Пению обучалась в Варшаве
у Я. Кват-рини. Начала творч. деятельность как эстрадная певица. Впервые
выступила на оперной сцене в Варшаве в 1857. С 1860 Д.- примадонна
Варшавской оперы. Обладая красивым голосом большого диапазона, драматич.
талантом, Д. с успехом выступала в комедийных, трагич. и лирич. партиях.
С 1895 оставила сцену; занималась педагогич. работой.
Партии: Галька (о. п. Монюшко)" Маргарита ("Фауст"), Маргарита Валуа
("Гугеноты"), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Леонора ("Алессандро
Страделла" Флотова), Амина ("Сомнамбула" Беллини) и др. Л. Коз.
ДОДЕ (Daudet), Альфонс (13.V.1840-17.XII.1897)- французский писатель,
драматург и театр. критик. Лит. деятельность начал в 1858. В 1872
написал сво„ лучшее произв. для т-ра - драму "Арлезианка" (по одной из
новелл "Писем с моей мельницы"), к к-рой Ж. Бизе написал музыку (первое
представление состоялось в 1872 в т-ре "Водевиль"). Сильные страсти,
положенные в основу конфликта, ярко очерченные характеры, выразит, язык,
замочат, музыка Визе создали "Арлезианке" большую популярность. Д.
инсценировал большинство своих романов (совм. с др. авторами). На франц.
сцене ставились: "Фромон Младший и Рислер старший" (1876), "Набоб"
(1880), "Сафо" (1885), "Нума Руместан" (1887) и др. В 70-90-е гг.
выступал как театр. критик.
Соч.: Souvenirs d'un homme de lettres. P., 1882; Trente ans de Paris,
P., 1888; Entre les frises et la rampe, P., 1894;
Pages inedites de critique dramatique, P., 1923.
Лит.: S a y 1 о г G., A. Daudet as a dramatist, Philad., 1940, N. Y.,
1942. Ал. П.
ДОДОНОВ, Александр Михайлович [12(24).II. 1837-19.1(1.11). 1914] -
русский артист оперы (тенор) и педагог. Пению обучался в Петербурге,
Париже и Лондоне. Первые выступления Д. на оперной сцене состоялись в
Италии и Лондоне в 1865-66. В 1867- 1869 Д. пел в рус. провинц. т-рах, в
1869-91- в Большом т-ре. Исполнял партии лирические и драматические:
Собинин ("Иван Сусанин"), Князь ("Русалка"), Андрей Морозов ("Опричник"
Чайковского); Д.- первый исполнитель в Москве партий Руальда ("Рогнеда"
Серова), Макса ("Волшебный стрелок" Вебера), Рауля ("Гугеноты").
Выступал также как концертный певец. С 1890 занимался педагогич.
деятельностью; преподавал в Моск. филармонич. уч-ще, был одним из
учителей Л. В. Собинова. Д. работал в области теории вок. педагогики,
ему принадлежит "Руководство к правильной постановке голоса, развитию и
укреплению голосовых органов и изучению искусства пения" (2 чч.,
1891-95). H. Коз.
"Д'ОЙЛИ КАРТ КОМПАНИ" ("D'Oyly Carte Company") - английский театр
оперетты. Завоевал популярность постановками произв. классика англ.
оперетты А. Салливена. Носит имя своего основателя - антрепрен„ра Р.
Д'0йли Карта (1844-1901), впервые обратившегося к нац. оперетте в 1875,
когда по его инициативе в Лондоне был исполнен "Суд присяжных" У.
Джилберта (Гилберт; автор текста) и А. Салливена. Успех этого спектакля
прив„л к созданию в 1876 постоянной "Труппы комич. оперы" для исполнения
произв. тех же авторов. В 1881-91 спектакли шли в помещении т-ра
"Савой". В 1891 ДЮйли Карт построил новый т-р "Ныо Инглиш опера хаус",
открывшийся в том же году пост. оперы "Айвенго" Салливена. Через нек-рое
время т-р был продан труппе варьете.
Лит.: Fitzgerald S. J. A., The story of the Savoy Theatre, L." 1924;
Cellier F. L., В r i d g e m a n C., Gilbert, Sullivan and D'Oyly Carte,
L., 1914; W i 1 1 i a m s o n A." Gilbert and Sullivan Opera..., N. Y.,
1952. Be. Г.
ДОКТОР (Dottore) - один из персонажей итальянской комедии делъ ар те.
Комич. тип болонского уч„ного-юриста (чаще всего доктор юриспруденции),
не находящего применения своим знаниям и докучающего всем длинными
нелепыми речами на различные темы. Маска Д. возникла в конце 16 в. как
дополнение к маске Панталоне для ведения диалога с ним, иногда для
противопоставления ему. В отличие от Панталоне, Д. нередко был
изолирован от осн. интриги комедии, часто выступал в прологе. Д. говорил
на бо-лонском диалекте, пересыпая свою речь сентенциями и изречениями на
вульгарной латыни. Был одет в костюм доктора болонского ун-та: ч„рная
мантия с белым воротником и манжетами, короткие ч„рные панталоны, ч„рные
чулки и туфли, широкополая ч„рная шляпа, маска, закрывавшая лоб и нос.
Д.яасто носил имя Грациано, затем к нему прибавились фамилии - Балоардо,
Ба-ландзоне, реже - Брентино, Лантероне и др. Как и Панталоне, Д. обычно
был стариком, отцом семейства, к-рого дурачили молод„жь и слуги. Среди
акт„ров, исполнявших роль Д.,- Л. Буркьелла, Л. де Бьянки, Б. Ломбар-ди,
М. А. Романьези. Маска Д. выражала сатиру на мертвенное, схоластич.
мышление уч„ных. Тип Д. оказал влияние на образы врачей, философов и
учителей-педантов в комедиях Мольера.
С конца 17 в. в болонском т-ре кукол получила распространение маска
Д.-Баландзоне, в основном сохранившая тот же характер, что и в комедии
дель арте. Чаще всего Ба ландзоне выступал как отец, к-рому не уда„тся
выдать замуж дочь или женить сына по своему выбору, и служил объектом
шуток слуг, реже - как советник или придворный. Из исполнителей маски
Д.-Баландзоне известны Э. Понти, Дж. Маццони, А. Веронези.
Лит.: Миклашевский К., La commedia dell'arte, или Театр итальянских
комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий, ч. 1, П., 1914 [1917];
Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, M."
1954, 2 изд., 1962. С. Мок.
Страницы: «« « 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |