Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 761   762   763   764   765   766   767   768   769  770   771   772   773   774   775   776   777   778   779  » »»

и "Обманутая кокетка" (1753, Фонтенбло)  положили  начало  жанру  франц.
комич. оперы. Д. писал также в жанре лирич. трагедии ("Эней и  Лавиния",
1758),   оперы-балета   ("Празднества   Эвтерпы",   1758)    (пост.    в
"Гранд-Опера") и в др. жанрах.
   Лит.: Du Roure de Paulin, La vie et les oeuvres d 1911; L a Laurencie L. de. Deux imitateurs francais des bouffons: Blavet
et Dauvergne, "L'annee musicale", P., 1912. j
   ДОВЖЕНКО, Александр Петрович [30.VIli(ll.
   IX). 1894-25.XI.1956] - русский  советский  кинорежисс„р,  сценарист,
писатель, драматург. Нар.  арт.  РСФСР  (1950).  Фильмы  Д.-"3венигора",
"Арсенал", "Земля", "Щорс" и др. - явились крупным  вкладом  в  развитие
сов. и мирового киноиск-ва. Д. написал пьесу о жизни Мичурина - "Жизнь в
цвету" (1947, Ленингр. т-р им. Пушкина; в гл.роли - Н.  К.  Черкасов)  и
пьесу-поэму "Потомки запорожцев" (пост. 1961, Херсонский обл. муз.-драм.
т-р). Произв. Д. свойственны па-тетич. манера повествования,  склонность
к гиперболе, романтич. приподнятость. Гос. пр. СССР (1941, 1949).
   Соч.: Избранное, М., 1957; Сочинения в 3 тт., т. 2, Киев, 1959. c р.
   ДОВЯКОВСКАЯ  (Dowiakowska),  Бронислава   (9.IL   1840-3.11.1910)   -
польская артистка оперы (сопра-но) и педагог. Пению обучалась в  Варшаве
у Я. Кват-рини. Начала творч. деятельность как эстрадная певица. Впервые
выступила на оперной сцене в Варшаве  в  1857.  С  1860  Д.-  примадонна
Варшавской оперы. Обладая красивым голосом большого диапазона, драматич.
талантом, Д. с успехом выступала в комедийных, трагич. и лирич. партиях.
С 1895 оставила сцену; занималась педагогич. работой.
   Партии: Галька (о. п. Монюшко)" Маргарита ("Фауст"), Маргарита  Валуа
("Гугеноты"), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Леонора ("Алессандро
Страделла" Флотова), Амина ("Сомнамбула" Беллини) и др. Л. Коз.
   ДОДЕ (Daudet), Альфонс (13.V.1840-17.XII.1897)- французский писатель,
драматург и театр. критик.  Лит.  деятельность  начал  в  1858.  В  1872
написал сво„ лучшее произв. для т-ра - драму "Арлезианка" (по  одной  из
новелл "Писем с моей мельницы"), к к-рой Ж. Бизе написал музыку  (первое
представление состоялось в 1872 в  т-ре  "Водевиль").  Сильные  страсти,
положенные в основу конфликта, ярко очерченные характеры, выразит, язык,
замочат, музыка  Визе  создали  "Арлезианке"  большую  популярность.  Д.
инсценировал большинство своих романов (совм. с др. авторами). На франц.
сцене ставились: "Фромон  Младший  и  Рислер  старший"  (1876),  "Набоб"
(1880), "Сафо" (1885), "Нума  Руместан"  (1887)  и  др.  В  70-90-е  гг.
выступал как театр. критик.
   Соч.: Souvenirs d'un homme de lettres. P., 1882; Trente ans de Paris,
P., 1888; Entre les frises et la rampe, P., 1894;
   Pages inedites de critique dramatique, P., 1923.
   Лит.: S a y 1 о г G., A. Daudet as a dramatist, Philad., 1940, N. Y.,
1942. Ал. П.
   ДОДОНОВ, Александр Михайлович [12(24).II.  1837-19.1(1.11).  1914]  -
русский артист оперы (тенор) и педагог.  Пению  обучался  в  Петербурге,
Париже и Лондоне. Первые выступления Д. на оперной  сцене  состоялись  в
Италии и Лондоне в 1865-66. В 1867- 1869 Д. пел в рус. провинц. т-рах, в
1869-91- в Большом т-ре. Исполнял  партии  лирические  и  драматические:
Собинин ("Иван Сусанин"), Князь ("Русалка"), Андрей Морозов  ("Опричник"
Чайковского); Д.- первый исполнитель в Москве партий Руальда  ("Рогнеда"
Серова),  Макса  ("Волшебный  стрелок"  Вебера),   Рауля   ("Гугеноты").
Выступал  также  как  концертный  певец.  С  1890  занимался  педагогич.
деятельностью; преподавал  в  Моск.  филармонич.  уч-ще,  был  одним  из
учителей Л. В. Собинова. Д. работал в области  теории  вок.  педагогики,
ему принадлежит "Руководство к правильной постановке голоса, развитию  и
укреплению  голосовых  органов  и  изучению  искусства  пения"  (2  чч.,
1891-95). H. Коз.
   "Д'ОЙЛИ КАРТ КОМПАНИ" ("D'Oyly Carte  Company")  -  английский  театр
оперетты. Завоевал  популярность  постановками  произв.  классика  англ.
оперетты А. Салливена. Носит имя своего  основателя  -  антрепрен„ра  Р.
Д'0йли Карта (1844-1901), впервые обратившегося к нац. оперетте в  1875,
когда по его инициативе  в  Лондоне  был  исполнен  "Суд  присяжных"  У.
Джилберта (Гилберт; автор текста) и А. Салливена. Успех этого  спектакля
прив„л к созданию в 1876 постоянной "Труппы комич. оперы" для исполнения
произв. тех же  авторов.  В  1881-91  спектакли  шли  в  помещении  т-ра
"Савой". В 1891 ДЮйли Карт построил новый т-р "Ныо Инглиш  опера  хаус",
открывшийся в том же году пост. оперы "Айвенго" Салливена. Через нек-рое
время т-р был продан труппе варьете.
   Лит.: Fitzgerald S. J. A., The story of the Savoy Theatre, L."  1924;
Cellier F. L., В r i d g e m a n C., Gilbert, Sullivan and D'Oyly Carte,
L., 1914; W i 1 1 i a m s o n A." Gilbert and Sullivan Opera..., N.  Y.,
1952. Be. Г.
   ДОКТОР (Dottore) - один из персонажей итальянской комедии делъ ар те.
Комич. тип болонского уч„ного-юриста (чаще всего доктор  юриспруденции),
не находящего применения  своим  знаниям  и  докучающего  всем  длинными
нелепыми речами на различные темы. Маска Д. возникла в конце 16  в.  как
дополнение к маске Панталоне для  ведения  диалога  с  ним,  иногда  для
противопоставления  ему.  В  отличие  от  Панталоне,  Д.   нередко   был
изолирован от осн. интриги комедии, часто выступал в прологе. Д. говорил
на бо-лонском диалекте, пересыпая свою речь сентенциями и изречениями на
вульгарной латыни. Был одет в костюм доктора  болонского  ун-та:  ч„рная
мантия с белым воротником и манжетами, короткие ч„рные панталоны, ч„рные
чулки и туфли, широкополая ч„рная шляпа, маска, закрывавшая лоб  и  нос.
Д.яасто носил имя Грациано, затем к нему прибавились фамилии - Балоардо,
Ба-ландзоне, реже - Брентино, Лантероне и др. Как и Панталоне, Д. обычно
был стариком, отцом семейства, к-рого дурачили молод„жь и  слуги.  Среди
акт„ров, исполнявших роль Д.,- Л. Буркьелла, Л. де Бьянки, Б. Ломбар-ди,
М. А. Романьези. Маска Д.  выражала  сатиру  на  мертвенное,  схоластич.
мышление уч„ных. Тип Д. оказал влияние на  образы  врачей,  философов  и
учителей-педантов в комедиях Мольера.
   С конца 17 в. в болонском т-ре кукол получила  распространение  маска
Д.-Баландзоне, в основном сохранившая тот же характер, что и  в  комедии
дель арте. Чаще всего Ба ландзоне выступал как отец, к-рому  не  уда„тся
выдать замуж дочь или женить сына по своему выбору,  и  служил  объектом
шуток слуг, реже - как советник или придворный.  Из  исполнителей  маски
Д.-Баландзоне известны Э. Понти, Дж. Маццони, А. Веронези.
   Лит.: Миклашевский К., La commedia dell'arte, или  Театр  итальянских
комедиантов  XVI,  XVII  и  XVIII  столетий,  ч.  1,  П.,  1914  [1917];
Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte,  M."
1954, 2 изд., 1962. С. Мок.

Страницы: «« « 761   762   763   764   765   766   767   768   769  770   771   772   773   774   775   776   777   778   779  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия