|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 » »» оркестре первым помощником Д. становится концертмейстер-скрипач, в
оперном оркестре им оста„тся чембалист (до исчезновения генерал-баса).
Необходимость особой специализации в Д. была вызвана развитием муз.
иск-ва (постепенное усложнение муз. мышления, муз. языка и средств его
выражения, оркестровой и хоровой фактуры). Сложность дириж„рского иск-ва
потребовала участия в исполнении муз. произв., в т. ч. опер, крупнейших
музыкантов, б. ч. композиторов, обладавших дириж„рскими способностями.
Среди выдающихся дириж„ров-профессионалов 19 в., заложивших основы совр.
дириж„рской техники,- Г. Берлиоз, Р. Вагнер, К. М. Ве-бер, Ф.
Мендельсон, позднее - Г. Бюлов и Г. Рихтер. Большое значение в развитии
оперного иск-ва и профессии дириж„ра имела дириж„рская деятельность Г.
Малера. Среди его учеников - дириж„ры Б. Вальтер, А. Цемлинский, О. Фрид
и др.
В 20 в., в связи с тенденцией к созданию синтетич. муз.-драм.
оперного спектакля, особенно возрастает роль дириж„ра и его
ответственность. Дириж„р зачастую превращается в гл. руководителя
спектакля, он вникает в мельчайшие детали постановки, исполняя т. о.
функции режисс„ра. Среди крупнейших мастеров оперного Д. в 20 в. Г.
Караян, И. К pune, Б. Па-умгартнер (Австрия), Т. Бичем, А. Коутс
(Англия), Я. Ференчик (Венгрия), Б. Вальтер, Ф. В e йнг ар т нер, О.
Клемперер, К. К paye (Германия), А. Ралте (Голландия), Д. Митропулос
(Греция), В. Г у и, М. Росси, А. Тосканини (Италия), Дж. Джорджеску
(Румыния), Л. Стоковский (США), А. Ярнефельт (Финляндия), Р. Дезормъер,
Ж. Себастьян (Франция), 3. Ха-лабала (Чехословакия), Л. Матачич
(Югославия) и др.
В России в 19 - нач. 20 вв. были выдающиеся дириж„ры: К. Н. Лядов,
пианист В. И. Сафонов, композиторы и пианисты С. В. Рахманинов, А. Г.
Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн, композитор П. И. Чайковский и др. Большое
влияние на развитие оперного Д. оказали дириж„ры Э. Направник (в
Петербурге) и В. Сук (в Москве).
После Октябрьской революции Сов. правительство организовало
систематич. подготовку дириж„ров в лучших консерваториях страны, в
средних и высших муз. уч. заведениях. Сов. дириж. иск-во определяется
творчеством А. М. П азовского, Н. С. Голованова, С. А. Самосуда, Э. И.
Грикурова, К. П. Кондрашина, А. Ш. Мелик-Пашаева, Б. Э. Хайкина, В. В.
Небольсина и др. Развивается Д. ив союзных республиках - К. Симеонов на
Украине, О. Димитриади в Грузии, Н. Ниязи в Азербайджане, Л. Вигнер в
Латвии. Я. АН.
ДИСЕНТА-И-БЕНЕДЙКТО (Dicenta y Benedicto), Хоакин
(3.11.1863-20.II.1917) - испанский писатель, драматург. В 1888 начал
драматургич. деятельность (пьеса в стихах "Самоубийство Вертера", труппа
Кальво-Вико, Мадрид). Написал ок. 39 пьес. Автор первой в Испании пьесы
о жизни рабочих - "Хуан Хосе" (1895, труппа Э. Марио, Мадрид). Пьеса
вызвала широкий обществ, отклик в Испании, а в годы республики (1931-39)
ставилась ежегодно 1 Мая. Д.-и-Б.-автор драм: "Люциано" (1894, труппа Э.
Марио), "Сеньор Феодал" (1896, "Т-р комедии"), "Даниэль" (1906, труппа
Герреро-Мендоса, Мадрид) и др.
Соч.: Дисента-и-Бенедикто X., Хуан Хосе. Драма в 3 д., пер. с исп..
М-, 1935.
Лит.: Gonzales Blanco A., Los dramaturgos espanoles contemporaneos.
Valencia, 1917. В. Ч.
ДИСК (Divadelni studio Statnr konservatore) - чехословацкий учебный
театр при Академии искусств. Основан в 1945 в Праге как театр. студия
Гос. консерватории. Пост. спектаклей в Д. осуществляют студенты старших
курсов, являющиеся акт„рами и оформителями этих спектаклей. Л. Сол.
ДИСКАНТ, д и ш к а н т (позднелат. discantus, от лат. dis -
приставка, означающая расчленение, и cantus- пение),- 1) Высокий детский
голос (мальчиков). 2) Партия в хоре или BOK. ансамбле, исполняемая
высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами.
ДИССЕПОЛО (Discepolo), Армандо (р. 18.IX.1887) - аргентинский
драматург, режисс„р. Работу в т-ре начал в 1910 драмой "В железных
тисках" (т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), к-рая выдвинула его в ряды лучших
аргент. драматургов реалистич. направления. Писал сайнете драмы,
комедии. Автор пьес:
"Кузница" (1912, т-р "Аполо") из жизни рабочих, "Честные люди",
"Кукла", "Поднимись и шагай" и др. Пьесы "Органчик" (1925), "Матео"
(1923) и "Часовщик" (1935) сохраняются в репертуаре аргент. т-ров. Герои
Д.- люди "дна". Пьесы его отмечены яркостью диалога и драматизмом,
обличают распад бурж. общества Аргентины 30-х гг. Продолжая традиции Ф.
Санчеса Д. стремился отобразить стремление людей к лучшей жизни, но
герои его пассивны, обычно не видят выхода из кризиса. В 1929 Д. начал
режисс„рскую деятельность в труппе "Нового т-ра" (Буэнос-Айрес); в 1930
- режисс„р т-ра "Архентино" (Буэнос-Айрес). Пост. спектакли: "Конец
недели" Шериффа, "Приглашение к путешествию" Бернарда, "Снег"
Пши-бышевского и др. В 1936-40 работал в т-рах "Астраль", "Политеама" и
др. (Буэнос-Айрес). Пропагандировал на аргент. сцене систему
Станиславского. Воспитал плеяду выдающихся аргент. акт„ров (Б.
Зингерман, Ф. Петрони, М. Де ла Bera и др.).
Лит.: О г d a z L., El teatro en tl Rio de la Plata. 2 ed., B. Aires,
1957; Siete sainetes portenos, B. Aires,1958; Gallo B. R., Historia del
sainete nacional, B. Aires, 1959. Ал. Р.
ДИСТЕГЙЯ (греч. ????????, от ?? - приставка, означающая дважды,
двойной, и ?????? - крыша) - в древнегреческом театре, по-видимому,
верхний этаж здания сцены, а также его плоская крыша. По свидетельству
греч. лексикографа Полидевка (Поллукса), в трагедии Д. изображала
верхний этаж дворца (напр., в "Финикиянках" Еврипида Антигона смотрит с
Д. на войско, осаждающее Фивы). С. Д.
ДИ СТЕФАНО (Di Stefano), Джузеппе (р.24. VII. 1921) - итальянский
артист оперы (лирический тенор). Ученик А. Торкио и Л. Монтезанто.
Дебютировал в т-ре города Реджо-нель-Эмилия в 1946 в опере "Манон"
Массне (де Грие). В сезоне 1946-47 выступал в оперных т-рах Милана, Рима
и Барселоны. С 1948 ежегодно по„т в "Метрополитен-опера", гастролирует в
городах Европы и Америки, в т. ч. в Генуе (1951), Триесте (1950, 1952),
Мехико (1952), Берлине (1955), Вене (1956). С 1951-солист т-ра "Ла
Скала". У Ди С. ровный звучный голос широк oro диапазона, точная
фразировка, выдающиеся сценич. данные. Особенно удаются артисту
драматич. партии, требующие большого исполнительского темперамента.
Партии: Эдгар, Неморино ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток"
Доницетти), Холе, Альфред, Каварадос-си, Рудольф, Канио; Пинкертон
("Чио-Чио-сан"), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Манрико
Страницы: «« « 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |