Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 » »» оркестре первым помощником Д. становится концертмейстер-скрипач, в оперном оркестре им оста„тся чембалист (до исчезновения генерал-баса). Необходимость особой специализации в Д. была вызвана развитием муз. иск-ва (постепенное усложнение муз. мышления, муз. языка и средств его выражения, оркестровой и хоровой фактуры). Сложность дириж„рского иск-ва потребовала участия в исполнении муз. произв., в т. ч. опер, крупнейших музыкантов, б. ч. композиторов, обладавших дириж„рскими способностями. Среди выдающихся дириж„ров-профессионалов 19 в., заложивших основы совр. дириж„рской техники,- Г. Берлиоз, Р. Вагнер, К. М. Ве-бер, Ф. Мендельсон, позднее - Г. Бюлов и Г. Рихтер. Большое значение в развитии оперного иск-ва и профессии дириж„ра имела дириж„рская деятельность Г. Малера. Среди его учеников - дириж„ры Б. Вальтер, А. Цемлинский, О. Фрид и др. В 20 в., в связи с тенденцией к созданию синтетич. муз.-драм. оперного спектакля, особенно возрастает роль дириж„ра и его ответственность. Дириж„р зачастую превращается в гл. руководителя спектакля, он вникает в мельчайшие детали постановки, исполняя т. о. функции режисс„ра. Среди крупнейших мастеров оперного Д. в 20 в. Г. Караян, И. К pune, Б. Па-умгартнер (Австрия), Т. Бичем, А. Коутс (Англия), Я. Ференчик (Венгрия), Б. Вальтер, Ф. В e йнг ар т нер, О. Клемперер, К. К paye (Германия), А. Ралте (Голландия), Д. Митропулос (Греция), В. Г у и, М. Росси, А. Тосканини (Италия), Дж. Джорджеску (Румыния), Л. Стоковский (США), А. Ярнефельт (Финляндия), Р. Дезормъер, Ж. Себастьян (Франция), 3. Ха-лабала (Чехословакия), Л. Матачич (Югославия) и др. В России в 19 - нач. 20 вв. были выдающиеся дириж„ры: К. Н. Лядов, пианист В. И. Сафонов, композиторы и пианисты С. В. Рахманинов, А. Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн, композитор П. И. Чайковский и др. Большое влияние на развитие оперного Д. оказали дириж„ры Э. Направник (в Петербурге) и В. Сук (в Москве). После Октябрьской революции Сов. правительство организовало систематич. подготовку дириж„ров в лучших консерваториях страны, в средних и высших муз. уч. заведениях. Сов. дириж. иск-во определяется творчеством А. М. П азовского, Н. С. Голованова, С. А. Самосуда, Э. И. Грикурова, К. П. Кондрашина, А. Ш. Мелик-Пашаева, Б. Э. Хайкина, В. В. Небольсина и др. Развивается Д. ив союзных республиках - К. Симеонов на Украине, О. Димитриади в Грузии, Н. Ниязи в Азербайджане, Л. Вигнер в Латвии. Я. АН. ДИСЕНТА-И-БЕНЕДЙКТО (Dicenta y Benedicto), Хоакин (3.11.1863-20.II.1917) - испанский писатель, драматург. В 1888 начал драматургич. деятельность (пьеса в стихах "Самоубийство Вертера", труппа Кальво-Вико, Мадрид). Написал ок. 39 пьес. Автор первой в Испании пьесы о жизни рабочих - "Хуан Хосе" (1895, труппа Э. Марио, Мадрид). Пьеса вызвала широкий обществ, отклик в Испании, а в годы республики (1931-39) ставилась ежегодно 1 Мая. Д.-и-Б.-автор драм: "Люциано" (1894, труппа Э. Марио), "Сеньор Феодал" (1896, "Т-р комедии"), "Даниэль" (1906, труппа Герреро-Мендоса, Мадрид) и др. Соч.: Дисента-и-Бенедикто X., Хуан Хосе. Драма в 3 д., пер. с исп.. М-, 1935. Лит.: Gonzales Blanco A., Los dramaturgos espanoles contemporaneos. Valencia, 1917. В. Ч. ДИСК (Divadelni studio Statnr konservatore) - чехословацкий учебный театр при Академии искусств. Основан в 1945 в Праге как театр. студия Гос. консерватории. Пост. спектаклей в Д. осуществляют студенты старших курсов, являющиеся акт„рами и оформителями этих спектаклей. Л. Сол. ДИСКАНТ, д и ш к а н т (позднелат. discantus, от лат. dis - приставка, означающая расчленение, и cantus- пение),- 1) Высокий детский голос (мальчиков). 2) Партия в хоре или BOK. ансамбле, исполняемая высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами. ДИССЕПОЛО (Discepolo), Армандо (р. 18.IX.1887) - аргентинский драматург, режисс„р. Работу в т-ре начал в 1910 драмой "В железных тисках" (т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), к-рая выдвинула его в ряды лучших аргент. драматургов реалистич. направления. Писал сайнете драмы, комедии. Автор пьес: "Кузница" (1912, т-р "Аполо") из жизни рабочих, "Честные люди", "Кукла", "Поднимись и шагай" и др. Пьесы "Органчик" (1925), "Матео" (1923) и "Часовщик" (1935) сохраняются в репертуаре аргент. т-ров. Герои Д.- люди "дна". Пьесы его отмечены яркостью диалога и драматизмом, обличают распад бурж. общества Аргентины 30-х гг. Продолжая традиции Ф. Санчеса Д. стремился отобразить стремление людей к лучшей жизни, но герои его пассивны, обычно не видят выхода из кризиса. В 1929 Д. начал режисс„рскую деятельность в труппе "Нового т-ра" (Буэнос-Айрес); в 1930 - режисс„р т-ра "Архентино" (Буэнос-Айрес). Пост. спектакли: "Конец недели" Шериффа, "Приглашение к путешествию" Бернарда, "Снег" Пши-бышевского и др. В 1936-40 работал в т-рах "Астраль", "Политеама" и др. (Буэнос-Айрес). Пропагандировал на аргент. сцене систему Станиславского. Воспитал плеяду выдающихся аргент. акт„ров (Б. Зингерман, Ф. Петрони, М. Де ла Bera и др.). Лит.: О г d a z L., El teatro en tl Rio de la Plata. 2 ed., B. Aires, 1957; Siete sainetes portenos, B. Aires,1958; Gallo B. R., Historia del sainete nacional, B. Aires, 1959. Ал. Р. ДИСТЕГЙЯ (греч. ????????, от ?? - приставка, означающая дважды, двойной, и ?????? - крыша) - в древнегреческом театре, по-видимому, верхний этаж здания сцены, а также его плоская крыша. По свидетельству греч. лексикографа Полидевка (Поллукса), в трагедии Д. изображала верхний этаж дворца (напр., в "Финикиянках" Еврипида Антигона смотрит с Д. на войско, осаждающее Фивы). С. Д. ДИ СТЕФАНО (Di Stefano), Джузеппе (р.24. VII. 1921) - итальянский артист оперы (лирический тенор). Ученик А. Торкио и Л. Монтезанто. Дебютировал в т-ре города Реджо-нель-Эмилия в 1946 в опере "Манон" Массне (де Грие). В сезоне 1946-47 выступал в оперных т-рах Милана, Рима и Барселоны. С 1948 ежегодно по„т в "Метрополитен-опера", гастролирует в городах Европы и Америки, в т. ч. в Генуе (1951), Триесте (1950, 1952), Мехико (1952), Берлине (1955), Вене (1956). С 1951-солист т-ра "Ла Скала". У Ди С. ровный звучный голос широк oro диапазона, точная фразировка, выдающиеся сценич. данные. Особенно удаются артисту драматич. партии, требующие большого исполнительского темперамента. Партии: Эдгар, Неморино ("Лючия ди Ламмермур", "Любовный напиток" Доницетти), Холе, Альфред, Каварадос-си, Рудольф, Канио; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Манрико Страницы: «« « 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |