Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 752   753   754   755   756   757   758   759   760  761   762   763   764   765   766   767   768   769   770  » »»

оркестре  первым  помощником  Д.  становится  концертмейстер-скрипач,  в
оперном оркестре им оста„тся чембалист (до  исчезновения  генерал-баса).
Необходимость особой специализации в  Д.  была  вызвана  развитием  муз.
иск-ва (постепенное усложнение муз. мышления, муз. языка и  средств  его
выражения, оркестровой и хоровой фактуры). Сложность дириж„рского иск-ва
потребовала участия в исполнении муз. произв., в т. ч. опер,  крупнейших
музыкантов, б. ч. композиторов, обладавших  дириж„рскими  способностями.
Среди выдающихся дириж„ров-профессионалов 19 в., заложивших основы совр.
дириж„рской  техники,-  Г.  Берлиоз,  Р.  Вагнер,  К.  М.   Ве-бер,   Ф.
Мендельсон, позднее - Г. Бюлов и Г. Рихтер. Большое значение в  развитии
оперного иск-ва и профессии дириж„ра имела дириж„рская  деятельность  Г.
Малера. Среди его учеников - дириж„ры Б. Вальтер, А. Цемлинский, О. Фрид
и др.
   В 20 в.,  в  связи  с  тенденцией  к  созданию  синтетич.  муз.-драм.
оперного  спектакля,   особенно   возрастает   роль   дириж„ра   и   его
ответственность.  Дириж„р  зачастую  превращается  в  гл.   руководителя
спектакля, он вникает в мельчайшие детали  постановки,  исполняя  т.  о.
функции режисс„ра. Среди крупнейших мастеров оперного  Д.  в  20  в.  Г.
Караян, И. К  pune,  Б.  Па-умгартнер  (Австрия),  Т.  Бичем,  А.  Коутс
(Англия), Я. Ференчик (Венгрия), Б. Вальтер, Ф. В e йнг  ар  т  нер,  О.
Клемперер, К. К paye (Германия), А.  Ралте  (Голландия),  Д.  Митропулос
(Греция), В. Г у и, М. Росси,  А.  Тосканини  (Италия),  Дж.  Джорджеску
(Румыния), Л. Стоковский (США), А. Ярнефельт (Финляндия), Р.  Дезормъер,
Ж.  Себастьян  (Франция),  3.  Ха-лабала  (Чехословакия),   Л.   Матачич
(Югославия) и др.
   В России в 19 - нач. 20 вв. были выдающиеся дириж„ры:  К.  Н.  Лядов,
пианист В. И. Сафонов, композиторы и пианисты С. В.  Рахманинов,  А.  Г.
Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн, композитор П. И. Чайковский и др. Большое
влияние на  развитие  оперного  Д.  оказали  дириж„ры  Э.  Направник  (в
Петербурге) и В. Сук (в Москве).
   После   Октябрьской   революции   Сов.   правительство   организовало
систематич. подготовку  дириж„ров  в  лучших  консерваториях  страны,  в
средних и высших муз. уч. заведениях. Сов.  дириж.  иск-во  определяется
творчеством А. М. П азовского, Н. С. Голованова, С. А. Самосуда,  Э.  И.
Грикурова, К. П. Кондрашина, А. Ш. Мелик-Пашаева, Б. Э. Хайкина,  В.  В.
Небольсина и др. Развивается Д. ив союзных республиках - К. Симеонов  на
Украине, О. Димитриади в Грузии, Н. Ниязи в Азербайджане,  Л.  Вигнер  в
Латвии. Я. АН.
   ДИСЕНТА-И-БЕНЕДЙКТО      (Dicenta      y      Benedicto),      Хоакин
(3.11.1863-20.II.1917) - испанский писатель,  драматург.  В  1888  начал
драматургич. деятельность (пьеса в стихах "Самоубийство Вертера", труппа
Кальво-Вико, Мадрид). Написал ок. 39 пьес. Автор первой в Испании  пьесы
о жизни рабочих - "Хуан Хосе" (1895, труппа  Э.  Марио,  Мадрид).  Пьеса
вызвала широкий обществ, отклик в Испании, а в годы республики (1931-39)
ставилась ежегодно 1 Мая. Д.-и-Б.-автор драм: "Люциано" (1894, труппа Э.
Марио), "Сеньор Феодал" (1896, "Т-р комедии"), "Даниэль"  (1906,  труппа
Герреро-Мендоса, Мадрид) и др.
   Соч.: Дисента-и-Бенедикто X., Хуан Хосе. Драма в 3 д., пер.  с  исп..
М-, 1935.
   Лит.: Gonzales Blanco A., Los dramaturgos  espanoles  contemporaneos.
Valencia, 1917. В. Ч.
   ДИСК (Divadelni studio Statnr konservatore) -  чехословацкий  учебный
театр при Академии искусств. Основан в 1945 в Праге  как  театр.  студия
Гос. консерватории. Пост. спектаклей в Д. осуществляют студенты  старших
курсов, являющиеся акт„рами и оформителями этих спектаклей. Л. Сол.
   ДИСКАНТ, д и ш  к  а  н  т  (позднелат.  discantus,  от  лат.  dis  -
приставка, означающая расчленение, и cantus- пение),- 1) Высокий детский
голос (мальчиков). 2) Партия  в  хоре  или  BOK.  ансамбле,  исполняемая
высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами.
   ДИССЕПОЛО  (Discepolo),  Армандо  (р.  18.IX.1887)   -   аргентинский
драматург, режисс„р. Работу в т-ре  начал  в  1910  драмой  "В  железных
тисках" (т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), к-рая выдвинула его в  ряды  лучших
аргент.  драматургов  реалистич.  направления.  Писал   сайнете   драмы,
комедии. Автор пьес:
   "Кузница" (1912, т-р  "Аполо")  из  жизни  рабочих,  "Честные  люди",
"Кукла", "Поднимись и шагай" и  др.  Пьесы  "Органчик"  (1925),  "Матео"
(1923) и "Часовщик" (1935) сохраняются в репертуаре аргент. т-ров. Герои
Д.- люди "дна". Пьесы  его  отмечены  яркостью  диалога  и  драматизмом,
обличают распад бурж. общества Аргентины 30-х гг. Продолжая традиции  Ф.
Санчеса Д. стремился отобразить стремление  людей  к  лучшей  жизни,  но
герои его пассивны, обычно не видят выхода из кризиса. В 1929  Д.  начал
режисс„рскую деятельность в труппе "Нового т-ра" (Буэнос-Айрес); в  1930
- режисс„р т-ра  "Архентино"  (Буэнос-Айрес).  Пост.  спектакли:  "Конец
недели"  Шериффа,   "Приглашение   к   путешествию"   Бернарда,   "Снег"
Пши-бышевского и др. В 1936-40 работал в т-рах "Астраль", "Политеама"  и
др.   (Буэнос-Айрес).   Пропагандировал   на   аргент.   сцене   систему
Станиславского.  Воспитал  плеяду   выдающихся   аргент.   акт„ров   (Б.
Зингерман, Ф. Петрони, М. Де ла Bera и др.).
   Лит.: О г d a z L., El teatro en tl Rio de la Plata. 2 ed., B. Aires,
1957; Siete sainetes portenos, B. Aires,1958; Gallo B. R., Historia  del
sainete nacional, B. Aires, 1959. Ал. Р.
   ДИСТЕГЙЯ (греч. ????????,  от  ??  -  приставка,  означающая  дважды,
двойной, и ?????? - крыша)  -  в  древнегреческом  театре,  по-видимому,
верхний этаж здания сцены, а также его плоская крыша.  По  свидетельству
греч.  лексикографа  Полидевка  (Поллукса),  в  трагедии  Д.  изображала
верхний этаж дворца (напр., в "Финикиянках" Еврипида Антигона смотрит  с
Д. на войско, осаждающее Фивы). С. Д.
   ДИ СТЕФАНО (Di Stefano), Джузеппе (р.24.  VII.  1921)  -  итальянский
артист оперы (лирический тенор).  Ученик  А.  Торкио  и  Л.  Монтезанто.
Дебютировал в т-ре города  Реджо-нель-Эмилия  в  1946  в  опере  "Манон"
Массне (де Грие). В сезоне 1946-47 выступал в оперных т-рах Милана, Рима
и Барселоны. С 1948 ежегодно по„т в "Метрополитен-опера", гастролирует в
городах Европы и Америки, в т. ч. в Генуе (1951), Триесте (1950,  1952),
Мехико (1952), Берлине (1955),  Вене  (1956).  С  1951-солист  т-ра  "Ла
Скала". У Ди  С.  ровный  звучный  голос  широк  oro  диапазона,  точная
фразировка,  выдающиеся  сценич.  данные.   Особенно   удаются   артисту
драматич. партии, требующие большого исполнительского темперамента.
   Партии: Эдгар, Неморино ("Лючия  ди  Ламмермур",  "Любовный  напиток"
Доницетти),  Холе,  Альфред,  Каварадос-си,  Рудольф,  Канио;  Пинкертон
("Чио-Чио-сан"),   Туридду   ("Сельская   честь"   Масканьи),    Манрико

Страницы: «« « 752   753   754   755   756   757   758   759   760  761   762   763   764   765   766   767   768   769   770  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия