Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 754   755   756   757   758   759   760   761   762  763   764   765   766   767   768   769   770   771   772  » »»

После смерти Волкова (1763) Д. продолжал начатое  им  дело.  Он  проявил
огромную энергию  и  инициативу  в  укреплении  общественной  роли  рус.
театра, способствовал расширению его репертуара и  развитию  нац.  школы
акт„рского творчества. В течение 4 лет (1780-83) Д.  был  руководителем,
педагогом, акт„ром и режисс„ром петерб. т-ра Книппе-ра,  созданного  для
демократич. зрителя. Позднее преподавал в петерб. театр. школе и был гл.
режисс„ром рус. труппы. Д. был одним из крупнейших  представителей  рус.
сценич. классицизма. Его игра подчинялась строгому  логич.  замыслу,  не
оставлявшему места произвольному выявлению чувства. Д. дов„л до высокого
совершенства систему сценич. декламации, подготовленную лит. реформой М.
В. Ломоносова, В. К. Тредиа-ковского и  А.  П.  Сумарокова.  Его  лучшие
роли: Синав, Димитрий ("Синав и Трувор", "Димитрий Самозванец"
   Сумарокова), Альцест ("Мизантроп" Мольера) и др. В 70-80-е гг.  Д.  в
сво„м творчестве преодолевает каноны классицистич. эстетики. В  1770  он
пост.   "Евгению"   Бомарше   -пьесу,   вызывавшую   яростные    нападки
классицистов, и  исполнил  в  этом  спектакле  роль  графа  Клеран-дона;
позднее  перев„л  ряд  пьес  сентименталистского  направления   (Сорена,
Детушаи др.). Огромное влияние на творчество Д. оказало его сближение  с
Д. И. Фонвизиным истороны двора, Д. осуществил пост. комедии  "Недоросль".  Обличительные,
сатирич. идеи комедии были ярко выражены Д. в образе Стародума,  ставшем
одной из его лучших  работ.  Д.-  первый  из  рус.  акт„ров  представлял
отечеств, театр за границей (в  17  65-  66  и  17  67-68).  Обществ.  и
художественный авторитет Д. среди современников был чрезвычайно высок.
   Первый рус. режисс„р-педагог, Д. воспитал  несколько  поколений  рус.
акт„ров; среди них - В. П. Померанцев, А. С. Яковлев, Е. С.  Сем„нова  и
др. Д. выступал  также  как  писатель  и  и-еторик  т-ра.  По  поручению
Российской академии в 1792 составил "Историю русского театра"  (рукопись
не сохранилась). В 1802 за выдающиеся заслуги перед рус. лит-рой и т-ром
был избран действит. чл. Российской академии.
   Лит.: Аксаков  С.  Т.,Я.Е.  Шушерин  и  современные  ему  театральные
знаменитости, в его кн.: Избр. соч., М.-Л. 1949; Жихарев С. П.,  Записки
современника, т. 1-2 М.-Л., 1955;Горб уновИ. Ф.,Очерки из истории театра
П.Иван Афанасьевич Дмитревский, в его кн.: Полное собр  соч.,  т.  2,  3
изд.,  СПБ,  1904;  Всеволодский-Гернг-росс  В  Н.,   Иван   Афанасьевич
Дмитровской, М.-Л., 1945 его же, Русский театр второй половины XVIII в.,
М.,  1  960  с.  297-303;  Асеев  Б.  Н.,  Русский  драматический  театр
XVII-XVIII веков, М., 1958, с. 340-52. В. В.-Г., Ю. Д.
   ДМИТРИЕВ, Владимир Владимирович [31.VII (13.VIII).  1900-6.V.1948]  -
русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР  (1944).
Учился живописи в  школе  Е.  Н.  Званцевой  (1916-  1917)  ив  Академии
художеств в Петрограде (Гос. свободные художеств. мастерские,  у  К.  С.
Петрова-Водкина,  1918-21).  В  1916-17  посещал  занятия   "Студии   на
Бородинской", руководимой В.  Э.  Мейерхольдом.  В  1918  окончил  Курсы
мастерства сценич. постановок. Работу в т-ре начал в 1917.  Творч.  путь
художника был ел ожени противоречив. Пройдя в 20-х  гг.  20  века  через
увлечение абстрактным кубо-футуризмом ("Зори" Верхар-на, 1920, Т-р РСФСР
1-й), экспрессионизмом ("Эуген Несчастный" Толлера, 1923, Ленингр.  гос.
т-р драмы), урбанизмом ("Прыжок  через  тень"  Кшенека,  1927,  Ленингр.
Малый оперный т-р), Д. обратился  к  созданию  монументально-обобщ„нного
оформления ("Борис Годунов",  1928,  Ленингр.  т-р  оперы  и  балета)  и
эмоционально-насыщенным  эскизам  ("Бесприданница",  неосуществл.  пост.
МХАТа, 1929), в к-рых ярко проявились нац. основы творчества Д. С сезона
1928-29 начинает работу в МХАТе  (в  1941-48  Д.-  гл.  художник  т-ра).
Обращение к рус. классике  и  сов.  драматургии,  работа  с  крупнейшими
мастерами театр. иск-ва К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко
обусловили перелом  в  творчестве  Д.  Он  стал  художкиком-режисс„-ром,
умеющим остро и  глубоко  раскрывать  в  декорациях  идею  произведения,
своеобразие  стиля  и  художеств.  манеры  автора,  замысел   режисс„ра,
подчиняя  этим  задачам  композицию  сценич.  пространства,  колористич.
гамму, свет и др. Д. оформил  ок.  150  драматич.,  оперных  и  балетных
спектаклей в ведущих т-рах СССР: "Егор Булычев и другие" (1932, Т-р  им.
Вахтангова), "Воскресение" (1930) и "Анна  Каренина"  (1937)  по  Л.  Н.
Толстому,  "Враги"  (1935),  "Три  сестры"  (1940),  "Последняя  жертвам
Островского (1944;
   Гос. пр. СССР,1946)- в МХАТе; "Пиковая дама"  (1931,  1944);  "Вражья
сила" Серова (1948; Гос. пр. СССР,
   1948), "Проданная невеста" (1948; Гос. пр. СССР,
   1949) - в Большом т-ре; "Орлеанская дева" Чайковского (1945; Гос. пр.
СССР, 1946) - в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова; "Война  и  мир"
Прокофьева (1946) - в Ленингр.  Малом  оперном  т-ре  и  др.  К  сценич.
произведениям,  привлекавшим  его  своей  поэтичностью   и   психологич.
глубиной,   он   возвращался   неоднократно,   давая   новые    варианты
изобразительного решения ("Бесприданница",  "Евгений  Онегин",  "Пиковая
дама", "Кармен", "Гамлет" и др.).
   Мастерски  изображая  в  своих  декорациях   грибое-довскую   Москву,
купеческий  быт  в  пьесах  Островского,  тургеневские  усадьбы,  дирич.
пейзажи  в  произв.  Чехова  и   Чайковского,   старый   Петербург   или
допетровскую Русь, Д. всегда  оставался  художником,  остро  чувствующим
современность; его дарование полно и глубока  раскрылось  в  работе  над
произв.  сов.  драматургов   и   композиторов.   Жизненно   правдиво   и
романтически приподнято передавал  Д.  величественный  и  грозный  облик
революц. Петрограда ("Человек с ружь„м", 1937, Т-р им.  Вахтангова,  "На
берегу Невы" Трен„ва, 1937, Ленингр. т-р драмы им.  Пушкина),  атмосферу
Москвы первых лет революции ("Кремлевские куранты", 1942, МХАТ), суровые
картиныВ е-ликой Отечеств ..войны  ("Фронт",  1942,  и  "Русские  люди",
1943,  МХАТ,  "Надежда  Светлова"  Дзержинского,  1943,  Муз.  т-р   им.
Станиславского и Немировича-Данченко). Д. много  и  плодотворно  работал
над созданием балетных спектаклей как художник, а  иногда  и  как  автор
(или соавтор) либретто: балеты Асафьева  "Пламя  Парижа"  (Ленингр.  т-р
оперы и  балета,  1932;  Большой  т-р,  1933),  "Утраченные  иллюзии"  и
"Партизанские дни" (Ленингр. т-р оперы  и  балета  им.  Кирова,  1936  и
1937).
   С о ч.: [О своей работе в МХАТ.1, "Искусство", 1938, .ј 6;
   Чувство нового. Заметки художника, "Театр", 1945, JST 3-4:
   Памяти П. В. Вильямса, "Театр", 1948, JS6 1.
   Лит.: Ч у ш к и н Н., Путь художника, в  кн.:  Ежегодник  Московского
Художественного театра. 1948 г., т. 1, М.,
   1950; Выставка  произведений...  Владимира  Владимировича  Дмитриева.
Каталог, М., 1954; Костина Е. М., Дмитриев, М., 1957. Я.Ч.

Страницы: «« « 754   755   756   757   758   759   760   761   762  763   764   765   766   767   768   769   770   771   772  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия