Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 758   759   760   761   762   763   764   765   766  767   768   769   770   771   772   773   774   775   776  » »»

Нови-Саде, был режисс„ром и директором (в 1905-10) Сербского нар. т-ра в
Нови-Саде. В 1913 работал в Белграде.  Свои  лучшие  роли  Д.  создал  в
произведениях нац. репертуара: играл в историко-романтических  драмах  и
комедиях М. Глишича,  Б.  Нушича  и  др.  Наиболее  значительная  работа
Д.образ скупого грека в комедии  И.  Стерии-Поповича  "Кир  Яня".  Яркое
реалистическое творчество Д. оказало значительное  влияние  на  развитие
сербского театрального искусства. С. И.
   ДОБРИЧ, Лазар Иванов (р. 26.VI.1881)-болгарский цирковой артист. Нар.
арт. НРБ. Впервые выступил в цирке Брюсселя в 1897 как турнист.  В  1905
создал эффектный трюк лопинг-де-лоп  на  трапеции,  широко  используемый
цирковыми гимнастами всего мира. Работал  как  гимнаст  на  трапеции  до
1928. В 30-х гг. выступал в  труппе  партерных  акробатов  с  подкидными
досками. Был  борцом.  Гастролировал  в  цирках  многих  стран  мира.  С
1959-художеств. руководитель Гос. предприятия болг. цирков. Димитровская
пр. М .Зон.
   ДОБРИЧАНИН, Драгутин(р. 9.VII. 1922)-югославский акт„р  и  драматург.
Еще будучи студентом Белградского ун-та, интересовался  т-ром  и  вскоре
стал проф. акт„ром. Играл в комедиях Б. Нушича, Мольера,  Гоголя  и  др.
Как драматург получил популярность после пост. его пьесы "В коммунальной
квартире"  (1954,  т-р  "Комедия",  Белград).  Совр.  тема,   комедийные
ситуации определили успех  пьесы;  она  переведена  на  болг.,  чешский,
польский, венг. языки. В СССР под названием "Три соловья, д. 17"  (1956,
Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола) вошла в репертуар мн.  т-ров.  Д.
написал  также  комедию  "Человек  с  Марса",  включ„нную  в   репертуар
югославских театров.
   Соч.: Три соловья, д. 17 (В коммунальной квартире), Комедия, [пер.  с
серб.] Н. А. Цветинович и В. К. Зайцева. Л.-М., 1957. М. Ник.
   ДОБРОВОЛЬСКИЙ, Виктор Николаевич [р.  10  (23).I.1906]  -  украинский
советский акт„р. Нар. арт.
   СССР (1960). Сценич. деятельность начал в 1922 в передвижных театрах.
В 1926 поступил в Одесский укр. драм. т-р, одновременно учился в  студии
при т-ре. С 1928 - акт„р харьковского Краснозаводско-го т-ра (с 1933-  в
Донец-ке). В 1939 вступил  в  труппу  Т-ра  им.  Франко.  Творчество  Д.
отличается оптимизмом, мужественностью. Его  герои  -  сильные,  цельные
люди, решительные и смелые. Снимается в кино.
   Роли: Егор Булычев (1934);
   Иван Свечка ("Песня о свечке" Кочерги, 1936), Макбет (1938);
   Гурман ("Украденное счастье" Франко, 1940), Бенедикт ("Много шума  из
ничего", 1941), Дульчин ("Последняя жертва", 1942),  Лопахин  ("Вишн„вый
сад", 1946); Ричард ("Ученик дьявола" Шоу, 1948), сэр Тоби ("Двенадцатая
ночь", 1949),  Городничий  (1952);  Борейко  ("Порт-Артур"  Степанова  и
Попова, 1952), Прохор ("Угрюм-река" и о  Шишкову,  1953).  Играл  центр.
роли во всех пьесах Корнейчука: Гайдай,  Платон  Кречет,  Огнев,  Богдан
Хмельницкий, Кондрат Тополя, Ветровой (Гос. пр.  СССР,  1951),  Ромодан,
Родион ("Гибель Эскадры", 1934, "Платон Кречет",  1935,  "Фронт",  1942,
"Богдан Хмельницкий", 1942, "Макар  Дубрава",  1948,  "Калиновая  роща",
1950, "Крылья", 1954, "Над Днепром", 1960)  и  др.  укр.  драматургов  -
Несвятипаска ("Дума про Британку" Яновского, 1957), Юлиус Фучик  ("Прага
оста„тся моей" Буряковского, 1949). . Л.
   ДОБРОЛЮБОВ, Николай Александрович [24.1(5.11). 1836-17(29).XI.1861] -
русский критик и публицист. Один из  вождей  рус.  революц.  демократии.
Род. в семье священника. В 1847-53 учился в Нижегородском духовном уч-ще
и семинарии, в 1853-57 - в Гл. педагогич. ин-те  в  Петербурге.  С  1849
писал стихи и рассказы. В 1856 Д. познакомился с Чернышевским, ок. 5 лет
сотрудничал с ним в журн. "Современник".  Писал  рецензии  и  статьи  по
вопросам лит-ры,  иск-ва,  философии,  истории,  социологии.  Среди  них
значит. место занимают работы о драматургии. В своих критич. статьях  Д.
выступал как революционер - один из "молодых  штурманов  будущей  бури".
По-литич.  целеустремл„нность  прида„т  его  статьям  глубокую  историч.
содержательность, социально-просветительную и  мобилизующую  силу.  "...
Литература служит отражением жизни...",  -  утверждал  Д.  (Полы.  собр.
соч., т. 4, 1937, с. 46). В каждом  произведении,  в  каждом  образе  он
искал отражения явлений и фактов реальности. Важное место в лит.-критич.
деятельности Д. занимают  его  знаменитые  статьи  о  творчестве  Н.  А.
Островского - "Т„мное царство" (1859) и "Луч  света  в  т„мном  царстве"
(1860). На примере этих статей особенно  отч„тливо  обнаруживается,  как
обществ, подход к иск-ву усиливает эстетич. ценность  критич.  суждений.
Д.  проанализировал  пьесы   Островского   с   глубиной   и   художеств.
проникновенностью,  недоступной  представителям  т.   н.   "эстетической
критики", обвинявшей революц. демократов в "утилитаризме", в под-нинении
иск-ва интересам дня. Д. ценил Островского за верность действительности,
жизненной правде, за то, что образы его, правдиво воспроизводящие жизнь,
способствуют   составлению   и   распространению   правильных   о    ней
представлений. Реалистич. глубина пьес Островского  основана,  по  мысли
Д.,  на  том,  что  Островский  показал  материальные  основы   "т„много
царства", изобразил общую обстановку действия; каждая сцена, каждое лицо
в его пьесах помогают  понять  обстоятельства  жизни,  к-рые  определяют
поведение и психологию героев. Борьба развивается  у  Островского  не  в
монологах действующих лиц, а в фактах, господствующих над ними.  Защищая
Островского от упр„ков за  случайность  финальных  развязок,  Добролюбов
спрашивает: "Где же взять  разумности,  когда  ее  нет  в  самой  жизни,
изображаемой автором" (там же, т. 2, с. 51), и  убедительно  показывает,
что развязки в пьесах Островского, как и все другие элементы этих  пьес,
заключают в себе жизненную правду. В статьях Д. об Островском  отч„тливо
слышится характерная для революц. демократов тоска по революционности  в
нар. массах. Всеми доступными ему средствами  Д.  боролся  за  подъ„м  и
активизацию освободительного движения. Отсюда его повышенное внимание  к
художеств. образам, выражавшим свободолюбивые, бунтарские настроения. Д.
высоко оценил трагич. образ героини "Грозы", увидел в н„м "луч  света  в
т„мном царстве",воплощение нового в "пробуждающемся обществе". Катерина,
как  показал  Д.,  воплотила  в  цельном  образе   то   новое,   что   в
пробуждающемся  обществе  проявлялось   тогда   лишь   нам„ками,   а   в
произведениях многих писателей - лишь слабым повторением  этих  нам„ков.
При  этом  она  не  совершает  никаких  поступков,  не  свойственных  е„
характеру, не произносит слов, чуждых е„  разумению.  Силу  Катерины  Д.
видит в том, что она вед„т себя с бескомпромиссной решительностью, перед
к-рой бессилен даже страх смерти. Своим анализом драматургии Островского
Д.  умножал  е„  силу  в  борьбе  против  явлений,  искажавших  развитие
личности,      уродовавших      жизнь.       "..."Темное       царствоДобролюбова,вспоминает Н. В. Шелгунов,- читалось с увлечением,  с  каким

Страницы: «« « 758   759   760   761   762   763   764   765   766  767   768   769   770   771   772   773   774   775   776  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия