|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 » »» рассчитанное на просвет (источники света располагаются за Д.). Д. была
изобретена в 1822 франц. художником-декоратором Л. Лагером. 2)
Совокупность живописного фона (написанного клеевыми красками на холсте)
вместе с предметным планом (бутафория). Б. Я.
ДИОРДИЕВ, Евгений Яковлевич [р. 7(20).X. 1912) - русский советский
акт„р и режисс„р. Нар. арт. Казах. ССР (1958). Учился в Одесской театр.
студии (педагоги Я. А. Варшавский, В. С. Смышляев). Сценич. деятельность
начал в 1930 в Одесском т-ре им. Иванова. В 1935-37- акт„р
Тираспольского т-ра, в 1937-40 - Свердловского и областных т-ров
Свердловской области. С 1946 - акт„р и режисс„р Алма-Атинского рус.
т-ра. Д. играл драматич. и комедийные роли. Мастерство перевоплощения,
яркая характерность - отличительные черты дарования Д.
Роли: Астров (1946); Гарри Смит ("Русский вопрос", 1947), Швандя
(1951), Городничий (1953); Ромодан ("Крылья" Корнейчука, 1955), Протасов
("Дети солнца", 1956); Платонов (в пьесе Чехова, 1959), Вожак
("Оптимистическая трагедия", 1960).
С нач. 40-х гг занимается режисс„рской деятельностью, пост.
спектакли: "Па золотом дне" Мамина-Сибиряка (1957), "Фальшивая монета"
Горького (1958), "Оптимистическая трагедия" (1960). Снимается в кино. ?
ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ (дипломная постановка) - 1) Спектакль,
поставленный студентом-выпускником театрального учебного заведения в
качестве экзаменац. работы для получения диплома со званием режисс„ра.
Выпускники-режисс„ры направляются для постановки своих Д. с. в проф. и
народные т-ры. 2) Спектакль, в к-ром все роли (или .часть их)
исполняются студентами-выпускниками на право получения диплома с
квалификацией акт„ра. В Д. с. могут участвовать и выпускники по др.
сценич. специальностям ( театр. художники, художники-бутафоры и т. д.).
В дореволюц России, где не было спец. режисс„рских и
художественно-технич. учебных заведений, Д. с, по этим специальностям,
естественно, не было, а акт„рские Д с. обычно сводились к исполнению
выпускниками пьес или чаще отрывков из разных пьес на закрытых
экзаменац. показах. В СССР Д. с. существуют с 1936 (выпуски
Североосетинской и Якутской студий ГИТИСа). Для Д. с. выпускники
разрабатывают постановочные планы, к-рые обсуждаются и корректируются на
соответствующих кафедрах. Д. с. демонстрируются также на сценах проф.
т-ров, Домов культуры, колхозных клубов и пр. Для при„ма каждого Д. с.
созда„тся Гос. экзаменац. (аттестационная) комиссия. В Москве
периодически проводятся открытые смотры Д.с. с последующим широким
обсуждением показанных работ (показы Д. с. высших театр. уч. заведений
столицы в 1951, 1953 и др., смотр Д. с. театр. уч. заведений Москвы,
Киева, Харькова, Минска, Тбилиси, Еревана в 1958). Анллогиучые смотры
проводятся и в др. городах. С 1958 в Москве при ГИТИСе существует
специальный Учебный театр. на сцене к-рого студенты-дипломники проходят
производственную практику и систематически показывают Д. с. А. Шн.
ДИРЕКЦИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ - орган управления каз„нными (позднее
императорскими) театрами в царской России. Дирекция была создана в 1766
по указу Екатерины II как Дирекция петерб. придворных театров; первый
директор- И. П. Елагин (1766-79), его преемник - В. И. Бибиков
(1779-83). В 1783-86 наз. "Комитет над зрелищами и музыкой"
(председатель - А. В. Олсуфьев), в 1786-1806 - снова Дирекция петерб.
придворных т-ров. Директора:
С. Ф. Стрекалов (1786-89), П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий
(1789-91, параллельно два равноправных директора), кн. Н. Б. Юсупов
(1791-99), гр. Н. П. Шереметев (1799), обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин
(1799-1819), кн. П. И. Тюфякин (1819-21), А. А. Майков (1821-25), С. С.
Остолопов (1825-29). При Нарышкине были осуществлены две реорганизации:
1) в 1806 - учреждение Моск. имп. т-ров с подчинением их Петерб.
дирекции, 2) в 1812 - учреждение особого комитета "для разрешения высших
театральных вопросов" и переход Дирекции придворных т-ров в его ведение
(существовал до 1829). В 1822, при А. А. Майкове, Моск. имп. т-ры были
выделены из общей дирекции и переданы в ведение моек. военного
генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына (до 1826), а затем в ведение
вновь образованного Министерства двора. Директора: Ф. Ф. Кокошкин
(1823-31), M. H. Загоскин (1831-42). В 1842 Моск. имп. т-ры снова были
подчинены общей дирекции придворных т-ров с переименованием е„ в Д. и.
т.; находилась в ведении Министерства имп. двора. Директорами Д. и. т.
были кн. С. С. Гагарин (1829-33), А. М. Гедеонов (1834-58), А. И.
Сабуров (1858-62), А. М. Борх (1862-67), С. А. Гедеонов (1867-75), К. К.
Кистер (1875-81), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский
(1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). Вскоре после Февральской
революции Д. и. т. была преобразована в Дирекцию гос. т-ров (директор -
Ф. Д. Батюшков); существовала до ноября 1917. А. Шн.
ДИРИЖЕР (от франц. diriger - управлять) - лицо, руководящее
коллективным исполнением муз. произведения (оркестром, хором, ансамблем
песни и пляски), оперным и балетным спектаклем. Д. проводит подготовит,
работу с исполнительским коллективом (на репетициях), выступает как его
руководитель во время концерта, спектакля, указывая темп, динамич.
оттенки, момент вступления тех или иных групп исполнителей или отдельных
солистов, воодушевляя и организуя коллектив. Д. определяет художеств.
истолкование исполняемого произведения, созда„т ансамбль, добивается
технич. стройности исполнения. В 18 в. Д. вок. или инструмент, капеллы,
а также оперы наз. капельмейстером. Позднее это название закрепилось гл.
обр. за Д. воен. духового оркестра (наз. также военным Д.). Хоровой Д.
наз. хормейстером.
ДИРИЖИРОВАНИЕ - вид муз. исполнитель-ства, иск-во управления
коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, в опере и т. п.).
Возникло в 18 в. в связи с появлением оперы и генерал-баса. Чембалист,
продолжая выполнять функции аккомпаниатора в речитативе, начал
руководить ансамблем исполнителей, давал знак вступления оркестру и
солистам, следил за соблюдением правильного темпа, ритма и сохранением
ансамблевого строя. Помимо Д. с чембало, к-рое во мн. странах
сохранялось в оперной практике до конца 18 в., возникло и Д., при к-ром
дириж„р, стоя перед ансамблем, управлял им жестами с помощью палочки или
свитка. Часто дирижировал сам композитор, автор оперы (Гайдн и Моцарт),
а чембалист был его помощником.
В 18 в. техника Д. интенсивно развивалась, расширился круг жестов и
выразит, возможностей дирижера, он превратился в
музыканта-интерпретатора, к-рый стремился не только выдержать правильный
ритм и темп, но и донести до слушателей содержание произведения. В симф.
Страницы: «« « 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |