Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 751   752   753   754   755   756   757   758   759  760   761   762   763   764   765   766   767   768   769  » »»

рассчитанное на просвет (источники света располагаются за Д.).  Д.  была
изобретена  в  1822  франц.  художником-декоратором   Л.   Лагером.   2)
Совокупность живописного фона (написанного клеевыми красками на  холсте)
вместе с предметным планом (бутафория). Б. Я.
   ДИОРДИЕВ, Евгений Яковлевич [р. 7(20).X. 1912)  -  русский  советский
акт„р и режисс„р. Нар. арт. Казах. ССР (1958). Учился в Одесской  театр.
студии (педагоги Я. А. Варшавский, В. С. Смышляев). Сценич. деятельность
начал  в  1930  в  Одесском  т-ре  им.   Иванова.   В   1935-37-   акт„р
Тираспольского  т-ра,  в  1937-40  -  Свердловского  и  областных  т-ров
Свердловской области. С 1946 -  акт„р  и  режисс„р  Алма-Атинского  рус.
т-ра. Д. играл драматич. и комедийные роли.  Мастерство  перевоплощения,
яркая характерность - отличительные черты дарования Д.
   Роли: Астров (1946); Гарри  Смит  ("Русский  вопрос",  1947),  Швандя
(1951), Городничий (1953); Ромодан ("Крылья" Корнейчука, 1955), Протасов
("Дети  солнца",  1956);  Платонов  (в  пьесе   Чехова,   1959),   Вожак
("Оптимистическая трагедия", 1960).
   С  нач.  40-х  гг  занимается   режисс„рской   деятельностью,   пост.
спектакли: "Па золотом дне" Мамина-Сибиряка (1957),  "Фальшивая  монета"
Горького (1958), "Оптимистическая трагедия" (1960). Снимается в кино. ?

   ДИПЛОМНЫЙ  СПЕКТАКЛЬ   (дипломная   постановка)   -   1)   Спектакль,
поставленный студентом-выпускником  театрального  учебного  заведения  в
качестве экзаменац. работы для получения диплома со  званием  режисс„ра.
Выпускники-режисс„ры направляются для постановки своих Д. с. в  проф.  и
народные  т-ры.  2)  Спектакль,  в  к-ром  все  роли  (или  .часть   их)
исполняются  студентами-выпускниками  на  право  получения   диплома   с
квалификацией акт„ра. В Д. с. могут  участвовать  и  выпускники  по  др.
сценич. специальностям ( театр. художники, художники-бутафоры и т.  д.).
В   дореволюц   России,   где   не    было    спец.    режисс„рских    и
художественно-технич. учебных заведений, Д. с, по  этим  специальностям,
естественно, не было, а акт„рские Д с.  обычно  сводились  к  исполнению
выпускниками  пьес  или  чаще  отрывков  из  разных  пьес  на   закрытых
экзаменац.  показах.  В  СССР  Д.  с.   существуют   с   1936   (выпуски
Североосетинской  и  Якутской  студий  ГИТИСа).  Для  Д.  с.  выпускники
разрабатывают постановочные планы, к-рые обсуждаются и корректируются на
соответствующих кафедрах. Д. с. демонстрируются также  на  сценах  проф.
т-ров, Домов культуры, колхозных клубов и пр. Для при„ма каждого  Д.  с.
созда„тся  Гос.   экзаменац.   (аттестационная)   комиссия.   В   Москве
периодически проводятся  открытые  смотры  Д.с.  с  последующим  широким
обсуждением показанных работ (показы Д. с. высших театр.  уч.  заведений
столицы в 1951, 1953 и др., смотр Д. с.  театр.  уч.  заведений  Москвы,
Киева, Харькова, Минска, Тбилиси, Еревана в  1958).  Анллогиучые  смотры
проводятся и в др. городах.  С  1958  в  Москве  при  ГИТИСе  существует
специальный Учебный театр. на сцене к-рого студенты-дипломники  проходят
производственную практику и систематически показывают Д. с. А. Шн.
   ДИРЕКЦИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ - орган управления каз„нными  (позднее
императорскими) театрами в царской России. Дирекция была создана в  1766
по указу Екатерины II как Дирекция петерб.  придворных  театров;  первый
директор-  И.  П.  Елагин  (1766-79),  его  преемник  -  В.  И.  Бибиков
(1779-83).  В  1783-86  наз.   "Комитет   над   зрелищами   и   музыкой"
(председатель - А. В. Олсуфьев), в 1786-1806 -  снова  Дирекция  петерб.
придворных т-ров. Директора:
   С. Ф. Стрекалов  (1786-89),  П.  А.  Соймонов  и  А.  В.  Храповицкий
(1789-91, параллельно два равноправных  директора),  кн.  Н.  Б.  Юсупов
(1791-99), гр. Н. П. Шереметев (1799),  обер-гофмаршал  А.  Л.  Нарышкин
(1799-1819), кн. П. И. Тюфякин (1819-21), А. А. Майков (1821-25), С.  С.
Остолопов (1825-29). При Нарышкине были осуществлены две  реорганизации:
1) в 1806 -  учреждение  Моск.  имп.  т-ров  с  подчинением  их  Петерб.
дирекции, 2) в 1812 - учреждение особого комитета "для разрешения высших
театральных вопросов" и переход Дирекции придворных т-ров в его  ведение
(существовал до 1829). В 1822, при А. А. Майкове, Моск. имп.  т-ры  были
выделены  из  общей  дирекции  и  переданы  в  ведение  моек.   военного
генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына (до  1826),  а  затем  в  ведение
вновь  образованного  Министерства  двора.  Директора:  Ф.  Ф.  Кокошкин
(1823-31), M. H. Загоскин (1831-42). В 1842 Моск. имп. т-ры  снова  были
подчинены общей дирекции придворных т-ров с переименованием е„ в  Д.  и.
т.; находилась в ведении Министерства имп. двора. Директорами Д.  и.  т.
были кн. С. С. Гагарин  (1829-33),  А.  М.  Гедеонов  (1834-58),  А.  И.
Сабуров (1858-62), А. М. Борх (1862-67), С. А. Гедеонов (1867-75), К. К.
Кистер  (1875-81),  И.  А.  Всеволожский  (1881-99),  С.  М.  Волконский
(1899-1901), В.  А.  Теляковский  (1901-17).  Вскоре  после  Февральской
революции Д. и. т. была преобразована в Дирекцию гос. т-ров (директор  -
Ф. Д. Батюшков); существовала до ноября 1917. А. Шн.
   ДИРИЖЕР  (от  франц.  diriger  -  управлять)  -   лицо,   руководящее
коллективным исполнением муз. произведения (оркестром, хором,  ансамблем
песни и пляски), оперным и балетным спектаклем. Д. проводит  подготовит,
работу с исполнительским коллективом (на репетициях), выступает как  его
руководитель во  время  концерта,  спектакля,  указывая  темп,  динамич.
оттенки, момент вступления тех или иных групп исполнителей или отдельных
солистов, воодушевляя и организуя коллектив.  Д.  определяет  художеств.
истолкование исполняемого  произведения,  созда„т  ансамбль,  добивается
технич. стройности исполнения. В 18 в. Д. вок. или инструмент,  капеллы,
а также оперы наз. капельмейстером. Позднее это название закрепилось гл.
обр. за Д. воен. духового оркестра (наз. также военным Д.).  Хоровой  Д.
наз. хормейстером.
   ДИРИЖИРОВАНИЕ  -  вид  муз.   исполнитель-ства,   иск-во   управления
коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, в  опере  и  т.  п.).
Возникло в 18 в. в связи с появлением оперы и  генерал-баса.  Чембалист,
продолжая  выполнять  функции   аккомпаниатора   в   речитативе,   начал
руководить ансамблем исполнителей,  давал  знак  вступления  оркестру  и
солистам, следил за соблюдением правильного темпа, ритма  и  сохранением
ансамблевого  строя.  Помимо  Д.  с  чембало,  к-рое  во   мн.   странах
сохранялось в оперной практике до конца 18 в., возникло и Д., при  к-ром
дириж„р, стоя перед ансамблем, управлял им жестами с помощью палочки или
свитка. Часто дирижировал сам композитор, автор оперы (Гайдн и  Моцарт),
а чембалист был его помощником.
   В 18 в. техника Д. интенсивно развивалась, расширился круг  жестов  и
выразит,     возможностей      дирижера,      он      превратился      в
музыканта-интерпретатора, к-рый стремился не только выдержать правильный
ритм и темп, но и донести до слушателей содержание произведения. В симф.

Страницы: «« « 751   752   753   754   755   756   757   758   759  760   761   762   763   764   765   766   767   768   769  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия