Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 » »» рассчитанное на просвет (источники света располагаются за Д.). Д. была изобретена в 1822 франц. художником-декоратором Л. Лагером. 2) Совокупность живописного фона (написанного клеевыми красками на холсте) вместе с предметным планом (бутафория). Б. Я. ДИОРДИЕВ, Евгений Яковлевич [р. 7(20).X. 1912) - русский советский акт„р и режисс„р. Нар. арт. Казах. ССР (1958). Учился в Одесской театр. студии (педагоги Я. А. Варшавский, В. С. Смышляев). Сценич. деятельность начал в 1930 в Одесском т-ре им. Иванова. В 1935-37- акт„р Тираспольского т-ра, в 1937-40 - Свердловского и областных т-ров Свердловской области. С 1946 - акт„р и режисс„р Алма-Атинского рус. т-ра. Д. играл драматич. и комедийные роли. Мастерство перевоплощения, яркая характерность - отличительные черты дарования Д. Роли: Астров (1946); Гарри Смит ("Русский вопрос", 1947), Швандя (1951), Городничий (1953); Ромодан ("Крылья" Корнейчука, 1955), Протасов ("Дети солнца", 1956); Платонов (в пьесе Чехова, 1959), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1960). С нач. 40-х гг занимается режисс„рской деятельностью, пост. спектакли: "Па золотом дне" Мамина-Сибиряка (1957), "Фальшивая монета" Горького (1958), "Оптимистическая трагедия" (1960). Снимается в кино. ? ДИПЛОМНЫЙ СПЕКТАКЛЬ (дипломная постановка) - 1) Спектакль, поставленный студентом-выпускником театрального учебного заведения в качестве экзаменац. работы для получения диплома со званием режисс„ра. Выпускники-режисс„ры направляются для постановки своих Д. с. в проф. и народные т-ры. 2) Спектакль, в к-ром все роли (или .часть их) исполняются студентами-выпускниками на право получения диплома с квалификацией акт„ра. В Д. с. могут участвовать и выпускники по др. сценич. специальностям ( театр. художники, художники-бутафоры и т. д.). В дореволюц России, где не было спец. режисс„рских и художественно-технич. учебных заведений, Д. с, по этим специальностям, естественно, не было, а акт„рские Д с. обычно сводились к исполнению выпускниками пьес или чаще отрывков из разных пьес на закрытых экзаменац. показах. В СССР Д. с. существуют с 1936 (выпуски Североосетинской и Якутской студий ГИТИСа). Для Д. с. выпускники разрабатывают постановочные планы, к-рые обсуждаются и корректируются на соответствующих кафедрах. Д. с. демонстрируются также на сценах проф. т-ров, Домов культуры, колхозных клубов и пр. Для при„ма каждого Д. с. созда„тся Гос. экзаменац. (аттестационная) комиссия. В Москве периодически проводятся открытые смотры Д.с. с последующим широким обсуждением показанных работ (показы Д. с. высших театр. уч. заведений столицы в 1951, 1953 и др., смотр Д. с. театр. уч. заведений Москвы, Киева, Харькова, Минска, Тбилиси, Еревана в 1958). Анллогиучые смотры проводятся и в др. городах. С 1958 в Москве при ГИТИСе существует специальный Учебный театр. на сцене к-рого студенты-дипломники проходят производственную практику и систематически показывают Д. с. А. Шн. ДИРЕКЦИЯ ИМПЕРАТОРСКИХ ТЕАТРОВ - орган управления каз„нными (позднее императорскими) театрами в царской России. Дирекция была создана в 1766 по указу Екатерины II как Дирекция петерб. придворных театров; первый директор- И. П. Елагин (1766-79), его преемник - В. И. Бибиков (1779-83). В 1783-86 наз. "Комитет над зрелищами и музыкой" (председатель - А. В. Олсуфьев), в 1786-1806 - снова Дирекция петерб. придворных т-ров. Директора: С. Ф. Стрекалов (1786-89), П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий (1789-91, параллельно два равноправных директора), кн. Н. Б. Юсупов (1791-99), гр. Н. П. Шереметев (1799), обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин (1799-1819), кн. П. И. Тюфякин (1819-21), А. А. Майков (1821-25), С. С. Остолопов (1825-29). При Нарышкине были осуществлены две реорганизации: 1) в 1806 - учреждение Моск. имп. т-ров с подчинением их Петерб. дирекции, 2) в 1812 - учреждение особого комитета "для разрешения высших театральных вопросов" и переход Дирекции придворных т-ров в его ведение (существовал до 1829). В 1822, при А. А. Майкове, Моск. имп. т-ры были выделены из общей дирекции и переданы в ведение моек. военного генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына (до 1826), а затем в ведение вновь образованного Министерства двора. Директора: Ф. Ф. Кокошкин (1823-31), M. H. Загоскин (1831-42). В 1842 Моск. имп. т-ры снова были подчинены общей дирекции придворных т-ров с переименованием е„ в Д. и. т.; находилась в ведении Министерства имп. двора. Директорами Д. и. т. были кн. С. С. Гагарин (1829-33), А. М. Гедеонов (1834-58), А. И. Сабуров (1858-62), А. М. Борх (1862-67), С. А. Гедеонов (1867-75), К. К. Кистер (1875-81), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский (1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). Вскоре после Февральской революции Д. и. т. была преобразована в Дирекцию гос. т-ров (директор - Ф. Д. Батюшков); существовала до ноября 1917. А. Шн. ДИРИЖЕР (от франц. diriger - управлять) - лицо, руководящее коллективным исполнением муз. произведения (оркестром, хором, ансамблем песни и пляски), оперным и балетным спектаклем. Д. проводит подготовит, работу с исполнительским коллективом (на репетициях), выступает как его руководитель во время концерта, спектакля, указывая темп, динамич. оттенки, момент вступления тех или иных групп исполнителей или отдельных солистов, воодушевляя и организуя коллектив. Д. определяет художеств. истолкование исполняемого произведения, созда„т ансамбль, добивается технич. стройности исполнения. В 18 в. Д. вок. или инструмент, капеллы, а также оперы наз. капельмейстером. Позднее это название закрепилось гл. обр. за Д. воен. духового оркестра (наз. также военным Д.). Хоровой Д. наз. хормейстером. ДИРИЖИРОВАНИЕ - вид муз. исполнитель-ства, иск-во управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, в опере и т. п.). Возникло в 18 в. в связи с появлением оперы и генерал-баса. Чембалист, продолжая выполнять функции аккомпаниатора в речитативе, начал руководить ансамблем исполнителей, давал знак вступления оркестру и солистам, следил за соблюдением правильного темпа, ритма и сохранением ансамблевого строя. Помимо Д. с чембало, к-рое во мн. странах сохранялось в оперной практике до конца 18 в., возникло и Д., при к-ром дириж„р, стоя перед ансамблем, управлял им жестами с помощью палочки или свитка. Часто дирижировал сам композитор, автор оперы (Гайдн и Моцарт), а чембалист был его помощником. В 18 в. техника Д. интенсивно развивалась, расширился круг жестов и выразит, возможностей дирижера, он превратился в музыканта-интерпретатора, к-рый стремился не только выдержать правильный ритм и темп, но и донести до слушателей содержание произведения. В симф. Страницы: «« « 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |