Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 746   747   748   749   750   751   752   753   754  755   756   757   758   759   760   761   762   763   764  » »»

мещанской  драмы,  показывающей  людей  третьего   сословия,   "честного
буржуа".  Подлинной  революцией  в  драматургии  явилось  учение  Д.  об
"общественных положениях". Он объявил социальный фактор  -  общественное
положение - исходным в характеристике образа, поднял  проблему  создания
типических характеров.
   Д. требовал от  автора  изображения  материальной  среды,  окружающей
человека,  социально-бытовой  конкретности.  Вс„  это  ломало  привычные
классицистские каноны драматургии.
   В конце 50-х гг. Д. создал первые образцы мещанской драмы:  "Побочный
сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771, т-р "Комеди Франсез")
и "Отец  семейства"  (1758,  пост.  1760,  Марсель,  1762,  т-р  "Комеди
Франсез"). Действие его драм проходит в  среде  третьего  сословия,  они
утверждают веру в конечное торжество высокой гражданской добродетели,  в
них  показан  новый  положит.  герой-идеальный  пред-ставитель  третьего
сословия. Драмы Д., проникнутые передовой  просветительской  идейностью,
стали  этапом  в  истории   франц.   т-ра,   но   утопичность   положит.
просветительской программы, несовместимость идеала с реальной  практикой
"честного буржуа" мешали Д. создавать  полнокровные  реалистич.  образы,
герои  его  пьес  отличаются  условностью  и  схематизмом.  Стремясь   к
воспроизведению  в  драматургии  жизненной  правды,  Д.  резко  нарушает
принципы классицизма. Замена  традиционного  стиха  прозой,  приближение
текста  пьесы  к  разговорной  интонации,  точное  описание  обстановки,
костюма, жеста, спец.  авторские  указания  на  мизансцены,  пантомимич.
сцены  ставили  перед  т-ром  задачу  поисков  новых   средств   сценич.
выразительности.
   По  мере  приближения  бурж.  революции  и  нарастания   во   Франции
потребности в героич. иск-ве Д.  начал  искать  новых  путей  обновления
т-ра. Он призывал к созданию монументальных произв.  иск-ва,  насыщенных
гражд. пафосом, к героич. трагедии (набросок трагедии "Шериф"). Д.,  как
и его великий современник Руссо, мечтал  о  массовых  нар.  зрелищах  по
образцу  представлений  Др.  Греции.  Последней  пьесой  Д.   была   его
реалистич. комедия "Хорош он или дур„н?" (1781).
   Большое значение имеют взгляды Д. на акт„рское иск-во. В 50-60-х  гг.
он  выступал  против  условной  сценич.  традиции   классицизма,   резко
критиковал  застывшие  статуарные   мизансцены,   напевную   декламацию,
холодную бездейственность, стремление акт„ров к внешним эффектам (письма
"О драматической поэзии"). Защищая принципы просветительского  реализма,
Д. призывает к  правдивой  передаче  чувств,  психологич.  наполненности
диалога, естественному  и  жизненно  правдоподобному  сценич.  поведению
акт„ров. В известном трактате "Парадокс об акт„ре" (1770-73, изд.  1830)
Д.  призывает  к  гражданской  героике,   принимая   основные   принципы
классицизма  ("Нужно  немного  умерить  нашу  высокопарность,  подрезать
слегка ходули и оставить все почти таким, как оно есть"). Д. борется  за
рационального, сознательно творящего акт„ра, умеющего подчинить  чувства
разуму, восхищается "акт„ром с холодным умом". Стремление  Д.  сохранить
героич. приподнятость класси-цистского  сценич.  иск-ва  непосредственно
подготовило революционный классицизм в театре нач. 90-х гг.
   В историю мировой театр. культуры Д. входит как  величайший  теоретик
просветительского реализма, основоположник реалистич.  драматургии.  Его
драмы получили в 18 в. европ. известность и признание. Особенным успехом
пользовалась драма "Отец семейства", перевед„нная на нем., англ.,  голл.
и др. языки и пост. в разл. странах  Европы.  В  России  первый  перевод
"Побочного сына" опубл. в  1766,  "Отца  семейства"-  в  1765  (пост.  в
Москве, Т-р на Красном пруду, 1763).
   Соч.: Oeuvres completes, ed. par Asse/at et M.  Tourneaux,  t.  1-20,
P., 1875-1877;  в  рус.  пер.  -  Собр.  соч.,  М.  -  Л-,  1936;  Избр.
произведения,  Мт-Л'  1951;  Побочный  сын,  Отец  семейства,   в   кн.:
Французский театр эпохи Просвещения, т. I, М., 1957; Парадокс об актере,
Л.-М., 1938.
   Лит.: Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4  изд.,  т.
14; е г о же. Об отношении рабочей партии к  религии,  там  же,  т.  15;
Плеханов Г.  В.,  Французская  драматическая  литература  и  французская
живопись с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М.-Л., 1924;
   Бояджиев Г.Н., Дидро, в кн.: История западноевропейского театра,  под
общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М."  1957;  Гачев  Д.,  Эстетические
взгляды Дидро, М., 1940, 2 изд., М.,  196.1;  Державин  К.,  Дени  Дидро
(вступ. ст.), в кн.: Д и д р о Д., Избр. произведения, М.-Л., 1951;
   Л у п п о л И., Дени Дидро, М., 1960; Барская Т.,  Д.  Дидро,  Л.-М.,
1962; М о р л ей Д., Дидро и энциклопедисты, М., 1882. Л. Лев.
   ДЙДУР (Didur), Адам (24.XII.1874, д. Воля-Сенко-ва близ г.  Санок,  -
7.1.1946,  Катовице)  -  польский  артист  оперы  (высокий  бас).  Пению
обучался с 1892 у В. Высоцкого во Львове,  затем  в  Милане  у  Эмериха.
Впервые выступил на сцене Варшавской оперы в  1894,  после  чего  пел  в
Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе и др.  городах  Юж.  Америки,  в  Лондоне,
Милане, Мадриде и др. городах Европы. В  1899-1903  выступал  в  оперных
т-рах Варшавы и Львова, после 1903 - в Мариинском т-ре (Петербург) и с
   1907-в Нью-Йорке; в
   1908-29  Д.-солист  т-ра  "Метрополитен-опера".  Д.  обладал  голосом
широкого  диапазона;  в  его  исполнении   экспрессия,   сила   звучания
сочетались с прозрачностью красок; добивался точности и  выразительности
вок.-сценич. исполнения. Пел на итал., нем., франц., англ., рус. языках.
Был выдающимся певцом и акт„ром своего времени. В 1939 Д. был  дириж„ром
Львовской оперы. В 1945 преподавал в консерватории в Катовице.
   Партии: Стольник, Збигнев ("Галька", "Страшный двор" Монюшко),  Кецал
("Проданная невеста"). Мельник,  Борис  Годунов;  царь  Додон  ("Золотой
петушок"),  Родольфо  ("Сомнамбула"  Беллини),   Дулькамара   ("Любовный
напиток" Доницетти), Джакомо ("Фра-Дьяволо"  Обера),  Мефистофель  (о.п.
Бойто  и  "Фауст"),  Скарпиа  ("Тоска'),  Генрих,   Вотан   ("Лоэнгрин",
"Валькирия" Вагнера), Дон Базилио.
   Вс.  Т..  Л.  Коз.  ДЙЕС  (Diez),  Матильда  (27.П.1818-16.1.1883)  -
испанская актриса. Играла на сцене с 9 лет.  Гастролировала  по  городам
Испании. С 1834-в  Мадриде  в  т-ре  "Принсипе".  Была  одной  из  самых
популярных актрис в стране. Обладала  выразит,  мимикой,  пластичностью,
звучным  и  мягким  голосом,  бурный  темперамент  сочетался  у   Д.   с
лиричностью. Среди ролей Д.: Кристина ("Кристина,  или  Пятнадцатилетняя
королева" Гальего),  написанная  для  Д.,  Пресиосилья  ,("Дон  Альваро"
Сааведры), Катрин Говард (о. п. Дюма-отца),  Адриенна  Лекуврер  (о.  п.
Скриба и Легуве).  В  1875  покинула  сцену,  преподавала  декламацию  в
Мадридской консерватории.
   Лит.: S a i n z de  Robles  F.  С"  El  teatro  espanol,  historia  y

Страницы: «« « 746   747   748   749   750   751   752   753   754  755   756   757   758   759   760   761   762   763   764  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия