Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 » »» мещанской драмы, показывающей людей третьего сословия, "честного буржуа". Подлинной революцией в драматургии явилось учение Д. об "общественных положениях". Он объявил социальный фактор - общественное положение - исходным в характеристике образа, поднял проблему создания типических характеров. Д. требовал от автора изображения материальной среды, окружающей человека, социально-бытовой конкретности. Вс„ это ломало привычные классицистские каноны драматургии. В конце 50-х гг. Д. создал первые образцы мещанской драмы: "Побочный сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771, т-р "Комеди Франсез") и "Отец семейства" (1758, пост. 1760, Марсель, 1762, т-р "Комеди Франсез"). Действие его драм проходит в среде третьего сословия, они утверждают веру в конечное торжество высокой гражданской добродетели, в них показан новый положит. герой-идеальный пред-ставитель третьего сословия. Драмы Д., проникнутые передовой просветительской идейностью, стали этапом в истории франц. т-ра, но утопичность положит. просветительской программы, несовместимость идеала с реальной практикой "честного буржуа" мешали Д. создавать полнокровные реалистич. образы, герои его пьес отличаются условностью и схематизмом. Стремясь к воспроизведению в драматургии жизненной правды, Д. резко нарушает принципы классицизма. Замена традиционного стиха прозой, приближение текста пьесы к разговорной интонации, точное описание обстановки, костюма, жеста, спец. авторские указания на мизансцены, пантомимич. сцены ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич. выразительности. По мере приближения бурж. революции и нарастания во Франции потребности в героич. иск-ве Д. начал искать новых путей обновления т-ра. Он призывал к созданию монументальных произв. иск-ва, насыщенных гражд. пафосом, к героич. трагедии (набросок трагедии "Шериф"). Д., как и его великий современник Руссо, мечтал о массовых нар. зрелищах по образцу представлений Др. Греции. Последней пьесой Д. была его реалистич. комедия "Хорош он или дур„н?" (1781). Большое значение имеют взгляды Д. на акт„рское иск-во. В 50-60-х гг. он выступал против условной сценич. традиции классицизма, резко критиковал застывшие статуарные мизансцены, напевную декламацию, холодную бездейственность, стремление акт„ров к внешним эффектам (письма "О драматической поэзии"). Защищая принципы просветительского реализма, Д. призывает к правдивой передаче чувств, психологич. наполненности диалога, естественному и жизненно правдоподобному сценич. поведению акт„ров. В известном трактате "Парадокс об акт„ре" (1770-73, изд. 1830) Д. призывает к гражданской героике, принимая основные принципы классицизма ("Нужно немного умерить нашу высокопарность, подрезать слегка ходули и оставить все почти таким, как оно есть"). Д. борется за рационального, сознательно творящего акт„ра, умеющего подчинить чувства разуму, восхищается "акт„ром с холодным умом". Стремление Д. сохранить героич. приподнятость класси-цистского сценич. иск-ва непосредственно подготовило революционный классицизм в театре нач. 90-х гг. В историю мировой театр. культуры Д. входит как величайший теоретик просветительского реализма, основоположник реалистич. драматургии. Его драмы получили в 18 в. европ. известность и признание. Особенным успехом пользовалась драма "Отец семейства", перевед„нная на нем., англ., голл. и др. языки и пост. в разл. странах Европы. В России первый перевод "Побочного сына" опубл. в 1766, "Отца семейства"- в 1765 (пост. в Москве, Т-р на Красном пруду, 1763). Соч.: Oeuvres completes, ed. par Asse/at et M. Tourneaux, t. 1-20, P., 1875-1877; в рус. пер. - Собр. соч., М. - Л-, 1936; Избр. произведения, Мт-Л' 1951; Побочный сын, Отец семейства, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения, т. I, М., 1957; Парадокс об актере, Л.-М., 1938. Лит.: Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; е г о же. Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15; Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская живопись с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М.-Л., 1924; Бояджиев Г.Н., Дидро, в кн.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М." 1957; Гачев Д., Эстетические взгляды Дидро, М., 1940, 2 изд., М., 196.1; Державин К., Дени Дидро (вступ. ст.), в кн.: Д и д р о Д., Избр. произведения, М.-Л., 1951; Л у п п о л И., Дени Дидро, М., 1960; Барская Т., Д. Дидро, Л.-М., 1962; М о р л ей Д., Дидро и энциклопедисты, М., 1882. Л. Лев. ДЙДУР (Didur), Адам (24.XII.1874, д. Воля-Сенко-ва близ г. Санок, - 7.1.1946, Катовице) - польский артист оперы (высокий бас). Пению обучался с 1892 у В. Высоцкого во Львове, затем в Милане у Эмериха. Впервые выступил на сцене Варшавской оперы в 1894, после чего пел в Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе и др. городах Юж. Америки, в Лондоне, Милане, Мадриде и др. городах Европы. В 1899-1903 выступал в оперных т-рах Варшавы и Львова, после 1903 - в Мариинском т-ре (Петербург) и с 1907-в Нью-Йорке; в 1908-29 Д.-солист т-ра "Метрополитен-опера". Д. обладал голосом широкого диапазона; в его исполнении экспрессия, сила звучания сочетались с прозрачностью красок; добивался точности и выразительности вок.-сценич. исполнения. Пел на итал., нем., франц., англ., рус. языках. Был выдающимся певцом и акт„ром своего времени. В 1939 Д. был дириж„ром Львовской оперы. В 1945 преподавал в консерватории в Катовице. Партии: Стольник, Збигнев ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Кецал ("Проданная невеста"). Мельник, Борис Годунов; царь Додон ("Золотой петушок"), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини), Дулькамара ("Любовный напиток" Доницетти), Джакомо ("Фра-Дьяволо" Обера), Мефистофель (о.п. Бойто и "Фауст"), Скарпиа ("Тоска'), Генрих, Вотан ("Лоэнгрин", "Валькирия" Вагнера), Дон Базилио. Вс. Т.. Л. Коз. ДЙЕС (Diez), Матильда (27.П.1818-16.1.1883) - испанская актриса. Играла на сцене с 9 лет. Гастролировала по городам Испании. С 1834-в Мадриде в т-ре "Принсипе". Была одной из самых популярных актрис в стране. Обладала выразит, мимикой, пластичностью, звучным и мягким голосом, бурный темперамент сочетался у Д. с лиричностью. Среди ролей Д.: Кристина ("Кристина, или Пятнадцатилетняя королева" Гальего), написанная для Д., Пресиосилья ,("Дон Альваро" Сааведры), Катрин Говард (о. п. Дюма-отца), Адриенна Лекуврер (о. п. Скриба и Легуве). В 1875 покинула сцену, преподавала декламацию в Мадридской консерватории. Лит.: S a i n z de Robles F. С" El teatro espanol, historia y Страницы: «« « 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |