|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 » »» мещанской драмы, показывающей людей третьего сословия, "честного
буржуа". Подлинной революцией в драматургии явилось учение Д. об
"общественных положениях". Он объявил социальный фактор - общественное
положение - исходным в характеристике образа, поднял проблему создания
типических характеров.
Д. требовал от автора изображения материальной среды, окружающей
человека, социально-бытовой конкретности. Вс„ это ломало привычные
классицистские каноны драматургии.
В конце 50-х гг. Д. создал первые образцы мещанской драмы: "Побочный
сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771, т-р "Комеди Франсез")
и "Отец семейства" (1758, пост. 1760, Марсель, 1762, т-р "Комеди
Франсез"). Действие его драм проходит в среде третьего сословия, они
утверждают веру в конечное торжество высокой гражданской добродетели, в
них показан новый положит. герой-идеальный пред-ставитель третьего
сословия. Драмы Д., проникнутые передовой просветительской идейностью,
стали этапом в истории франц. т-ра, но утопичность положит.
просветительской программы, несовместимость идеала с реальной практикой
"честного буржуа" мешали Д. создавать полнокровные реалистич. образы,
герои его пьес отличаются условностью и схематизмом. Стремясь к
воспроизведению в драматургии жизненной правды, Д. резко нарушает
принципы классицизма. Замена традиционного стиха прозой, приближение
текста пьесы к разговорной интонации, точное описание обстановки,
костюма, жеста, спец. авторские указания на мизансцены, пантомимич.
сцены ставили перед т-ром задачу поисков новых средств сценич.
выразительности.
По мере приближения бурж. революции и нарастания во Франции
потребности в героич. иск-ве Д. начал искать новых путей обновления
т-ра. Он призывал к созданию монументальных произв. иск-ва, насыщенных
гражд. пафосом, к героич. трагедии (набросок трагедии "Шериф"). Д., как
и его великий современник Руссо, мечтал о массовых нар. зрелищах по
образцу представлений Др. Греции. Последней пьесой Д. была его
реалистич. комедия "Хорош он или дур„н?" (1781).
Большое значение имеют взгляды Д. на акт„рское иск-во. В 50-60-х гг.
он выступал против условной сценич. традиции классицизма, резко
критиковал застывшие статуарные мизансцены, напевную декламацию,
холодную бездейственность, стремление акт„ров к внешним эффектам (письма
"О драматической поэзии"). Защищая принципы просветительского реализма,
Д. призывает к правдивой передаче чувств, психологич. наполненности
диалога, естественному и жизненно правдоподобному сценич. поведению
акт„ров. В известном трактате "Парадокс об акт„ре" (1770-73, изд. 1830)
Д. призывает к гражданской героике, принимая основные принципы
классицизма ("Нужно немного умерить нашу высокопарность, подрезать
слегка ходули и оставить все почти таким, как оно есть"). Д. борется за
рационального, сознательно творящего акт„ра, умеющего подчинить чувства
разуму, восхищается "акт„ром с холодным умом". Стремление Д. сохранить
героич. приподнятость класси-цистского сценич. иск-ва непосредственно
подготовило революционный классицизм в театре нач. 90-х гг.
В историю мировой театр. культуры Д. входит как величайший теоретик
просветительского реализма, основоположник реалистич. драматургии. Его
драмы получили в 18 в. европ. известность и признание. Особенным успехом
пользовалась драма "Отец семейства", перевед„нная на нем., англ., голл.
и др. языки и пост. в разл. странах Европы. В России первый перевод
"Побочного сына" опубл. в 1766, "Отца семейства"- в 1765 (пост. в
Москве, Т-р на Красном пруду, 1763).
Соч.: Oeuvres completes, ed. par Asse/at et M. Tourneaux, t. 1-20,
P., 1875-1877; в рус. пер. - Собр. соч., М. - Л-, 1936; Избр.
произведения, Мт-Л' 1951; Побочный сын, Отец семейства, в кн.:
Французский театр эпохи Просвещения, т. I, М., 1957; Парадокс об актере,
Л.-М., 1938.
Лит.: Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т.
14; е г о же. Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15;
Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская
живопись с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М.-Л., 1924;
Бояджиев Г.Н., Дидро, в кн.: История западноевропейского театра, под
общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М." 1957; Гачев Д., Эстетические
взгляды Дидро, М., 1940, 2 изд., М., 196.1; Державин К., Дени Дидро
(вступ. ст.), в кн.: Д и д р о Д., Избр. произведения, М.-Л., 1951;
Л у п п о л И., Дени Дидро, М., 1960; Барская Т., Д. Дидро, Л.-М.,
1962; М о р л ей Д., Дидро и энциклопедисты, М., 1882. Л. Лев.
ДЙДУР (Didur), Адам (24.XII.1874, д. Воля-Сенко-ва близ г. Санок, -
7.1.1946, Катовице) - польский артист оперы (высокий бас). Пению
обучался с 1892 у В. Высоцкого во Львове, затем в Милане у Эмериха.
Впервые выступил на сцене Варшавской оперы в 1894, после чего пел в
Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе и др. городах Юж. Америки, в Лондоне,
Милане, Мадриде и др. городах Европы. В 1899-1903 выступал в оперных
т-рах Варшавы и Львова, после 1903 - в Мариинском т-ре (Петербург) и с
1907-в Нью-Йорке; в
1908-29 Д.-солист т-ра "Метрополитен-опера". Д. обладал голосом
широкого диапазона; в его исполнении экспрессия, сила звучания
сочетались с прозрачностью красок; добивался точности и выразительности
вок.-сценич. исполнения. Пел на итал., нем., франц., англ., рус. языках.
Был выдающимся певцом и акт„ром своего времени. В 1939 Д. был дириж„ром
Львовской оперы. В 1945 преподавал в консерватории в Катовице.
Партии: Стольник, Збигнев ("Галька", "Страшный двор" Монюшко), Кецал
("Проданная невеста"). Мельник, Борис Годунов; царь Додон ("Золотой
петушок"), Родольфо ("Сомнамбула" Беллини), Дулькамара ("Любовный
напиток" Доницетти), Джакомо ("Фра-Дьяволо" Обера), Мефистофель (о.п.
Бойто и "Фауст"), Скарпиа ("Тоска'), Генрих, Вотан ("Лоэнгрин",
"Валькирия" Вагнера), Дон Базилио.
Вс. Т.. Л. Коз. ДЙЕС (Diez), Матильда (27.П.1818-16.1.1883) -
испанская актриса. Играла на сцене с 9 лет. Гастролировала по городам
Испании. С 1834-в Мадриде в т-ре "Принсипе". Была одной из самых
популярных актрис в стране. Обладала выразит, мимикой, пластичностью,
звучным и мягким голосом, бурный темперамент сочетался у Д. с
лиричностью. Среди ролей Д.: Кристина ("Кристина, или Пятнадцатилетняя
королева" Гальего), написанная для Д., Пресиосилья ,("Дон Альваро"
Сааведры), Катрин Говард (о. п. Дюма-отца), Адриенна Лекуврер (о. п.
Скриба и Легуве). В 1875 покинула сцену, преподавала декламацию в
Мадридской консерватории.
Лит.: S a i n z de Robles F. С" El teatro espanol, historia y
Страницы: «« « 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |