|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 » »» деятельность. Его первая опера "Комедиантка, ставшая певицей" была
исполнена в 1756 в лондонском т-ре "Ковент-Гарден". С 1764 жил в
Дублине, писал для т-ров "Ройял", "Литл т-р" и "Смок Элли т-р"; с 1788
Д.- муз. директор "Нью т-р ройял". Д. был представителем галантного
салонного стиля. Лучшие из его соч. отличаются мелодич.
изобретательностью, ясностью формы, мастерством инструментовки,
стилистич. изяществом.
Другие оперы: "Отец и сын -соперники" (1770), "Ар-таксеркс" (1772),
"Антигона" (1774), "Поцелуй" (1782) (все пост. в Лондоне), "Любовь в
маске" (1765), "Фпллис при дворе" (1767), "Осажд„нный замок" (1784) (все
пост. в Дублине) и др.
Лит.: Lawrence W. J., Tommaso Giordani. An Italian composer in
Ireland, "Musical Antiquary", L., 1911, Jan., .ј 6. Д. М.
ДЖОРДАНО (Giordano), Умберто (27.VIIL1867- 12. XI. 1948) -
итальянский композитор. Академик (с 1929). Муз. образование получил в
консерватории в Неаполе (1881-86). Автор опер "Андре Шенье" (1896, "Ла
Скала"), "Федора" (1898, т-р "Лирико", Милан), "Сибирь" (1903, "Ла
Скала"), "Мадам Сан-Жен" по комедии Сарду (1915, "Метрополитен-опера"),
"Ужин насмешниц" (1924, "Ла Скала"), "Король" (1926, там же) (три
последние под управлением Тосканини) и др. Д.-один из видных
представителей веризма. Оперы Д. отличаются драматизмом характеров,
мелодич. выразительностью, интересной оркестровкой. Лучшая опера Д.
"Андре Шенье" с успехом пост. во всех крупных т-рах Европы, США и Юж.
Америки; в России (1897, Москва и Петербург, с участием Э. Карузо, М.
Баттцстини, Ф. Таманьо).
Преподавал в Высшей консерватории изящных иск-в. В 1929 имя Д. было
присвоено т-ру в Фодже.
Другие произв.: оперы "Клятва" (1892, Рим), "Зевс в Помпее" (совм. с
А. Франкетти, 1921, там же), балет "Волшебная звезда" (соч. 1928, не
пост.), музыка к спектаклю "Цезарь" Э. Форцано (1939, Флоренция) и др.
Лит.: Galli A.,Macchi G., Paribeni G.C., U. Giordano nell'arte e
nella vita. Mil." 1915; Paribeni G. C., Madame Sans-Gene, Mil., 1923; C
e 1 1 a m a r e D., U. Giordano, Mil., 1949. Иг. Ф., Св. Г.
ДЖОРДЖАДЗЕ, Барбаре Давидовна (1833-95)- грузинская писательница,
поэтесса и драматург. Сестра писателя Р. Эристави. Лит. деятельность
начала в 1859 как поэтесса. Написала драму "Зависть", историч. драму
"Прекрасная Кекела", водевили "Гадалка" и "Языком зеркала". Комедией Д.
"Что искал и что наш„л" 1 сент. 1879 был открыт первый сезон постоянного
груз. т-ра. Выступая в нач. своей деятельности против демократизиции
лит. языка, Д. впоследствии пересмотрела свои взгляды. Е„ произв.,
созданные после 60-х гг., написаны нар. языком. Ел. Г.
ДЖОРДЖЕВИЧ (Dordevic), Бранка (р. 21.11. 1912) - югославская артистка
оперы (меццо-сопрано). В 1941 окончила Муз. академию в Белграде. С 1938
Д.- солистка Белградского оперного т-ра, с 1946- Сараевской оперы.
Обладает гибким и сильным голосом, я{жим Драматич. талантом, тонким
чувством стиля.
Партии: Дамао ("Еро с того света" Готоваца),Ева ("Никола Шубич
Зринский" Зайца), Кармен; Азучена ("Трубадур"), Маддалена ("Риголетто"),
Шарлотта ("Вертер" Мае-сне), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи),
Чно-Чио-сан;
Любаша ("Царская невеста"), Полина ("Пиковая дама") и др. М. М.
ДЖОРДЖЕВИЧ, Йован (13.XI.1826-9.IV.1900) - сербский писатель, историк
и театровед. Был редактором разл. журналов и газет, министром
просвещения, профессором истории Белградского ун-та. По инициативе Д. в
1861 был открыт Сербский народный т-р в Нови-Саде - первый театр
сербского народа. В 1868 Д. возглавил белградский Нар. т-р (открыт в
1869), одновременно организовал акт„рскую школу. Был инициатором
создания в 1870 первого в Сербии закона о т-ре. Д. писал статьи по
вопросам театра, переводил пьесы с венг. и нем. языков.
ДЖОРДЖЕСКУ (Georgescu), Джордже [р. 12(24). IX. 1887] - румынский
дириж„р и музыкально-общественный деятель. Нар. арт. РНР (1954). Муз.
образование получил в Бухарестской консерватории, совершенствовался в
Высшей муз. школе в Берлине (1910-12). В 1916- 1918 совершенствовался
как дириж„р под рук. Р. Штрауса и А. Никиша. Впервые выступил как
дириж„р в симф. концерте в Берлине в 1918. В 1922-28, 1930-33, 1939-40
был директором Бухарестской оперы. Руководил пост. опер "Летучий
голландец", "Валькирия" Вагнера, "Борис Годунов", "Богема", "Тоска",
"Фауст", "Аида" и мн. др. Дирижировал также операми в Нью-Йорке,
Берлине, Вене, Флоренции и мн. др. городах мира. В 1952, 1954, 1955 и
1958 выступал в СССР. Исполнительский стиль Д., одного из крупных совр.
дириж„ров, характеризуется большим темпераментом, волей, пластичностью,
строгостью жеста, тонкой нюансировкой. Гос. пр. РНР (1949, 1957).
Лит.: Voiculescu L., George Georgescu, Bue., 1957;
Т у д о р А., Расцвет музыки в РНР, Бух., 1956.
Я. Р., Д. Перс.
ДЖОРДЖИ-РИГЕТТИ (Giorgi-Righetti) - см. Бри-еенти.
ДЖОШИ ДАМАЯНТИ (р. 1925?) - индийская танцовщица. Начала заниматься
танцем в раннем детстве у известных танцовщиков Ситарама Прасада и М.
Менака. Впоследствии занималась у бр. Махарадж. Изучала танцы школы
"бхарат натьям", "катакхали", "манипури". Творч. деятельность начала в
1935 в труппе танцовщицы Менака, в 1936 вместе с труппой выезжала на
гастроли в Европу и Юго-Вост. Азию. С 1937 выступает с танцами школы
"катхак". Д. Д. пропагандирует чистый стиль классич. инд. танца, избегая
декоративных, рассчитанных на внешний эффект движений и жестов. Д.
Д.-танцовщица яркой индивидуальности, одна из немногих исполнительниц,
воспроизводящих древние танцы средствами совр. танца "катхак". Е„
исполнение отличается ясностью рисунка, изяществом. Выезжала на гастроли
в Китай, Бирму, Индонезию (1953), Японию (1958).
Лит.: "Marg", Bombay, 1959, v. XII. ј 4, September.
Лс Л. Гр. ДЖОЯ (Gioia), Гаэтано (1764 тай-Т7„-ЗО.Ш. 1826) -
итальянский артист балета, балетмейстер и педагог. Девятнадцати лет
дебютировал в Турине в женской партии. В 1789 пост. первый балет
"Софониз-ба", к-рый с успехоА исполнялся во многих т-рах Италии. В 1790
работал в Вене, в 1793-95 - в Милане, в 1795-96 - Неаполе и др. городах
Италии. Балеты, пост. Д. в 90-е гг., близки по форме и сюжету
пантомимным балетам Ж. Ж. Нов epa и Г. Анджолини. В дальнейшем на
творчество Д. болышхй влияние оказал деятельность балетмейстер С.
Вигано, с балетами к-рого Д. познакомился в Вене. Балеты, пост. Д. в
Неаполе в 1870-е гг., "Андромеда и Персей" (1803), "Возвращение Улисса в
Итаку" (1804), "Сафо" (1806), "Цезарь в Египте" (1807) и др. отличались
Страницы: «« « 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |