Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 » »» дворе короля Якова I. Последние годы жизни Д. были омрачены одиночеством и бедностью. Комедии Д. "У всякого своя причуда" (1598) и "Каждый без своей причуды" (1599) были впервые пост. "Труппой слуг короля", к к-рой принадлежал Шекспир. Эти пьесы положили начало новому жанру англ. драматургии-сатирич. бытовой нравоучительной комедии. В прологах к ним Д. обосновал свою "теорию юморов" ("юмор", "гумор" - "жизненный сок", от к-рого по ср.-век. понятиям зависел психич. склад человека), требующую изображения таких характеров, в к-рых преобладает одна черта ("юмор"), определяющая вс„ их поведение. Эта главная черта обычно обозначается в именах героев комедий Д. В своих лучших пьесах Д. разоблачал социальные пороки совр. ему общества. В комедии "Вольпоне, или Лиса" (пост. 1606?, "Труппа слуг короля") Д. обличал стяжательство, хищничество, власть денег, нравственно калечащую человека; в комедии "Эписин, пли Молчаливая женщина" (1609, т-р "Уайтфрайерс") Д. осмеивал причуды богача; комедия "Алхимик" (1610, "Труппа слуг короля") была направлена против ср.-век. суеверий, шарлатанства и корыстолюбия; в "Варфоло-меевской ярмарке" (1614) Д. критиковал нравы горожан, ханжество и лицемерие пуритан. Стремление Д. ввести в англ. драматургию принципы классицизма, изложенные им в теоретич. работе "Открытия" (изд. 1609), особенно сильно сказалось в его "античных" трагедиях "Падение Сеяна" и "Заговор Катилины" (1603 и 1611, "Труппа слуг короля"). В них выражено и политич. свободомыслие Д., его протест против монархич. произвола. Трагедии Д., как и его поздние комедии ("Дьявол глуп, как ос„л", 1616; "Притягательная лэди", 1632; "Сказка бочки", 1633 и др.), успеха на сцене не имели. Помимо комедий и трагедий, Д. работал и в др. драматич. жанрах. Им написано ок. 30 "масок" - пьес аллегорич. содержания, почти лиш„нных фабулы и состоящих из поэтич. монологов и диалогов, песен и танцев. В этот традиционный жанр Д. вн„с элементы пародии. Историч. драма Д. "Падение Мортимера" и пастораль "Печальный пастух, или Повесть о Робине Гуде" остались незаверш„нными. Друг Шекспира, почитатель его гения, оспаривающий, однако, его художеств. принципы, Д. сам был крупнейшим драматургом эпохи Возрождения. Его творчество своим гуманизмом и глубиной проблематики противостояло эпикурейству придворно-аристократич. театра Д оказал большое влияние на англ. нац. комедийную традицию, проявлявшуюся не только в драматургии, но и в романе 18-19 вв. Разнообразие и яркость созданных им характеров, живой язык, народность способствовали сохранению его драматургии в репертуаре многих т-ров Англии и др. стран. Лучшие пост. в Англии: "У всякого своя причуда", 29 ноября 1751, т-р "Друри-Лейн", Лондон (Кайтли - Гаррик), 5 июня 1816, там же (Кайтли- Э. Кин), 20 июля 1838, т-р "Хеймаркет", Лондон (Кайтли-Макреди); "Вольпоне" в 17 и 18 вв. постоянно шла почти во всех т-рах Англии, 30 янв. 1921, т-р "Лирик", 30 июля 1935 на Малвернском фестивале (Вольпоне-Лоусон); "Эписин", 26 нояб. 1752, т-р "Друри-Лейн", пост. Гаррика, 1909, Драматич. об-во им. К. Марло, июнь 1948, Оксфорд; "Алхимик" в 18 в. часто ставился в т-ре "Друри-Лейн", в нач. 19 в., труппа Беттертона, 1776, т-р "Друри-Лейн" (Драггер - Гаррик), 1899, Драматич. об-во Елизаветинского т-ра. В СССР "Эписин" - в Петроградском т-ре ИОН ("Искания освобожд„нной независимости", 1923); "Вольпоне" - в Театре-студии под рук. Ю. А. Завадского (1932), пост. Завадского, с участием В. П. Марецкой (пьеса шла в переделке Г. Ю. Вечоры, под заглавием "Мо„"); в Ленингр. т-ре Комедии (1929), пост. К. П. Хохлова, с участием E. M. Грановской и С. Н. Надеждина; в Гос. евр. т-ре БССР (под заглавием "Деньги", 1934); в Большом драм. т-ре им. Качалова (1957, Казань); "Алхимик" - в Т-ре им. Ко-миссаржевской, 1924. С о ч.: The works, v. 1-9, L., 1875; The complete plays, v. 1-2, L.-N. Y., 1929- 34; в рус. пер.-Драматич. произведения, т. 1-2, M.-Л-, 1931-33; "Эписин, или Молчаливая женщина", Пб., 1921; "Вольпоне, или Хитрый лис", M., 1954; "Варфоломеевская ярмарка". М-, 1957; Пьесы, Л.-М., 1960. Лит.: Аксенов И. А., Елизаветинцы. Статьи и переводы, M., 1938; В a u m Н. W., The satiric and the didactic in Ben Jonson's comedy, [Chapel Hill, 1947]; В e n t 1 e у G. E., Shakespeare and Jonson: their reputations in the seventeenth, v. 1-2, Chi., 1945-46; Варшер С. Э., Литературный противник Шекспира, "Русская мысль", M., 1886, ј 8; Виппер Ю. Б., Самарин Р. M., Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII в., M., 1954; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Р о м м А. С., Бен Джонсон, Л.-М., 1958. Ел. К. ДЖОНСОН (Johnson), Самюэл (1709-84) - англий ский лексикограф. Издавал соч. Шекспира. Автор пятиактной трагедии "Ирене", пост. Д. Гарриком в "Друри-Лейн" в 1749. ДЖОНСОН (Johnson), Эдуард (22.XI.1881-20. IV. 1959) - канадский артист оперьх (лирико-драма-тический тенор), театральный деятель. Как Драматич. акт„р выступил в 1908 в Нью-Йорке в оперетте "Вальс-мечта" О. Штрауса. В 1908-10 Д. учился пению в Италии у В. Ломбарди. Впервые выступил на оперной сцене в 1912 в Паду e (под псевдонимом Эдоардо ди Джованни). В 1914-19 Д. - ведущий тенор т-ра "Ла Скала". Одновременно гастролировал в Англии, Испании, Португалии, Аргентине, Бразилии, Уругвае. В 1919-22 по приглашению М. Гарден пел в оперном т-ре Чикаго. В 1922-35 Д. - солист т-ра "Метрополитен-опера"; пел вместе с Шаляпиным. В 1935-50 Д.- директор этого т-ра. По его инициативе были осуществлены пост. опер "Альцеста" Глюка (1941), "Питер Граймс" Бриттена (1948), "Хованщина" Мусоргского (1950) и др. В качестве председателя Торонтской оперт ной ассоциации (50-е гг.) способствовал развитию оперного иск-ва в Канаде. Выдающийся вокалист 20 в., Д. был тонким интерпретатором разл. по стилю и нац. чертам репертуара. Яркость и прозрачность звука, выразит, нюансировка, высокая техника декламации в сочетании с большим художеств. вкусом особенно проявились в исполнении партии Пеллеаса. Партии: Пеллеас ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Радамес, Хозе, Канио; Андре Шенье (о. п. Джордано), Фауст; Парсифаль (о. п. Вагнера), Димитрий ("Борис Годунов"), Садко и др. Лит.: С e I e t t i R., Edoardo di Giovanni" "Musica e Dischi", Mil., 1956, ј 116; Me C r e a d у L.G., Edward Johnson, в кн.: Canadian portraits, Toronto, 1957, с. 31-67. Be. T. ДЖОРДАНИ (Giordani), Томмазо (1730?, 1744? - февр. 1806)- итальянский композитор и артист оперы. Впервые выступил в странствующей оперной труппе своего отца. В конце 50-х гг. 18 в. начал активную композиторскую Страницы: «« « 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |