Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 738   739   740   741   742   743   744   745   746  747   748   749   750   751   752   753   754   755   756  » »»

дворе короля Якова I. Последние годы жизни Д. были омрачены одиночеством
и бедностью. Комедии Д. "У всякого своя причуда" (1598)  и  "Каждый  без
своей причуды" (1599) были впервые пост. "Труппой слуг короля", к  к-рой
принадлежал Шекспир.  Эти  пьесы  положили  начало  новому  жанру  англ.
драматургии-сатирич. бытовой нравоучительной комедии. В прологах  к  ним
Д. обосновал свою "теорию юморов" ("юмор", "гумор" - "жизненный сок", от
к-рого по ср.-век. понятиям зависел психич. склад  человека),  требующую
изображения таких характеров, в к-рых преобладает одна  черта  ("юмор"),
определяющая вс„ их поведение. Эта главная черта обычно  обозначается  в
именах героев комедий Д. В своих лучших пьесах Д. разоблачал  социальные
пороки совр. ему общества. В комедии "Вольпоне, или Лиса" (пост.  1606?,
"Труппа слуг короля")  Д.  обличал  стяжательство,  хищничество,  власть
денег, нравственно калечащую человека; в комедии "Эписин, пли Молчаливая
женщина" (1609, т-р "Уайтфрайерс") Д. осмеивал причуды  богача;  комедия
"Алхимик" (1610, "Труппа слуг короля") была направлена  против  ср.-век.
суеверий, шарлатанства  и  корыстолюбия;  в  "Варфоло-меевской  ярмарке"
(1614) Д. критиковал  нравы  горожан,  ханжество  и  лицемерие  пуритан.
Стремление  Д.  ввести  в  англ.   драматургию   принципы   классицизма,
изложенные им в теоретич. работе "Открытия" (изд. 1609), особенно сильно
сказалось  в  его  "античных"  трагедиях  "Падение  Сеяна"  и   "Заговор
Катилины" (1603 и 1611, "Труппа слуг короля"). В них выражено и политич.
свободомыслие Д., его протест против монархич. произвола.  Трагедии  Д.,
как  и  его  поздние   комедии   ("Дьявол   глуп,   как   ос„л",   1616;
"Притягательная лэди", 1632; "Сказка бочки",  1633  и  др.),  успеха  на
сцене не имели. Помимо комедий и трагедий, Д. работал и в др.  драматич.
жанрах. Им написано ок. 30 "масок" - пьес аллегорич.  содержания,  почти
лиш„нных фабулы и состоящих из поэтич. монологов  и  диалогов,  песен  и
танцев. В этот традиционный жанр  Д.  вн„с  элементы  пародии.  Историч.
драма Д. "Падение Мортимера" и пастораль "Печальный пастух, или  Повесть
о Робине Гуде" остались незаверш„нными. Друг  Шекспира,  почитатель  его
гения,  оспаривающий,  однако,  его  художеств.  принципы,  Д.  сам  был
крупнейшим  драматургом  эпохи   Возрождения.   Его   творчество   своим
гуманизмом   и   глубиной   проблематики   противостояло    эпикурейству
придворно-аристократич. театра Д оказал большое влияние  на  англ.  нац.
комедийную традицию, проявлявшуюся не  только  в  драматургии,  но  и  в
романе 18-19 вв. Разнообразие и яркость созданных им  характеров,  живой
язык, народность способствовали сохранению его драматургии в  репертуаре
многих т-ров Англии и др. стран. Лучшие пост. в Англии: "У всякого  своя
причуда", 29 ноября 1751, т-р "Друри-Лейн", Лондон (Кайтли - Гаррик),  5
июня 1816, там же (Кайтли- Э.  Кин),  20  июля  1838,  т-р  "Хеймаркет",
Лондон (Кайтли-Макреди); "Вольпоне" в 17 и 18 вв. постоянно шла почти во
всех т-рах
   Англии, 30 янв. 1921,  т-р  "Лирик",  30  июля  1935  на  Малвернском
фестивале (Вольпоне-Лоусон); "Эписин", 26 нояб. 1752, т-р  "Друри-Лейн",
пост. Гаррика, 1909, Драматич. об-во им. К. Марло, июнь  1948,  Оксфорд;
"Алхимик" в 18 в. часто ставился в т-ре  "Друри-Лейн",  в  нач.  19  в.,
труппа Беттертона, 1776, т-р  "Друри-Лейн"  (Драггер  -  Гаррик),  1899,
Драматич. об-во Елизаветинского т-ра.
   В СССР "Эписин" - в Петроградском т-ре  ИОН  ("Искания  освобожд„нной
независимости", 1923);
   "Вольпоне" - в Театре-студии под рук. Ю. А. Завадского (1932),  пост.
Завадского, с участием В. П. Марецкой  (пьеса  шла  в  переделке  Г.  Ю.
Вечоры, под заглавием "Мо„"); в Ленингр. т-ре Комедии (1929),  пост.  К.
П. Хохлова, с участием E. M. Грановской и С. Н. Надеждина; в  Гос.  евр.
т-ре БССР (под заглавием "Деньги",  1934);  в  Большом  драм.  т-ре  им.
Качалова (1957, Казань); "Алхимик" - в Т-ре им. Ко-миссаржевской, 1924.

   С о ч.: The works, v. 1-9, L., 1875;  The  complete  plays,  v.  1-2,
L.-N. Y., 1929- 34; в рус. пер.-Драматич. произведения, т.  1-2,  M.-Л-,
1931-33; "Эписин, или Молчаливая женщина",  Пб.,  1921;  "Вольпоне,  или
Хитрый лис", M.,  1954;  "Варфоломеевская  ярмарка".  М-,  1957;  Пьесы,
Л.-М., 1960.
   Лит.: Аксенов И. А., Елизаветинцы. Статьи и переводы, M., 1938; В a u
m Н. W., The satiric and the didactic in Ben  Jonson's  comedy,  [Chapel
Hill, 1947]; В e n t  1  e  у  G.  E.,  Shakespeare  and  Jonson:  their
reputations in the seventeenth, v. 1-2, Chi.,  1945-46;  Варшер  С.  Э.,
Литературный противник Шекспира, "Русская мысль", M., 1886, ј 8;  Виппер
Ю. Б., Самарин Р. M., Курс лекций по истории зарубежных  литератур  XVII
в., M., 1954; История западноевропейского театра, под общей ред.  С.  С.
Мокульского, т. 1, M., 1956; Р о м м А. С., Бен  Джонсон,  Л.-М.,  1958.
Ел. К.
   ДЖОНСОН  (Johnson),  Самюэл  (1709-84)  -  англий  ский  лексикограф.
Издавал соч. Шекспира.  Автор  пятиактной  трагедии  "Ирене",  пост.  Д.
Гарриком в "Друри-Лейн" в 1749.
   ДЖОНСОН (Johnson),  Эдуард  (22.XI.1881-20.  IV.  1959)  -  канадский
артист оперьх (лирико-драма-тический тенор),  театральный  деятель.  Как
Драматич. акт„р выступил в 1908 в Нью-Йорке в оперетте "Вальс-мечта"  О.
Штрауса. В 1908-10 Д. учился пению  в  Италии  у  В.  Ломбарди.  Впервые
выступил на оперной сцене в 1912 в Паду e (под  псевдонимом  Эдоардо  ди
Джованни). В 1914-19 Д. - ведущий тенор т-ра  "Ла  Скала".  Одновременно
гастролировал  в  Англии,  Испании,  Португалии,  Аргентине,   Бразилии,
Уругвае. В 1919-22 по приглашению М. Гарден пел в оперном т-ре Чикаго. В
1922-35 Д. - солист т-ра "Метрополитен-опера"; пел вместе с Шаляпиным. В
1935-50 Д.- директор этого т-ра. По  его  инициативе  были  осуществлены
пост. опер "Альцеста" Глюка  (1941),  "Питер  Граймс"  Бриттена  (1948),
"Хованщина" Мусоргского (1950) и др. В качестве председателя  Торонтской
оперт ной ассоциации (50-е гг.) способствовал развитию оперного иск-ва в
Канаде. Выдающийся вокалист 20 в., Д. был тонким  интерпретатором  разл.
по стилю  и  нац.  чертам  репертуара.  Яркость  и  прозрачность  звука,
выразит, нюансировка, высокая техника декламации в сочетании  с  большим
художеств. вкусом особенно проявились в исполнении партии Пеллеаса.
   Партии: Пеллеас  ("Пеллеас  и  Мелизанда"  Дебюсси),  Радамес,  Хозе,
Канио; Андре Шенье (о. п. Джордано), Фауст;
   Парсифаль (о. п. Вагнера), Димитрий ("Борис Годунов"), Садко и др.
   Лит.: С e I e t t i R., Edoardo di Giovanni" "Musica e Dischi", Mil.,
1956, ј 116; Me C r e a d  у  L.G.,  Edward  Johnson,  в  кн.:  Canadian
portraits, Toronto, 1957, с. 31-67. Be. T.
   ДЖОРДАНИ (Giordani), Томмазо (1730?, 1744? - февр. 1806)- итальянский
композитор и артист оперы.  Впервые  выступил  в  странствующей  оперной
труппе своего отца. В конце 50-х гг. 18 в. начал активную композиторскую

Страницы: «« « 738   739   740   741   742   743   744   745   746  747   748   749   750   751   752   753   754   755   756  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия