Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 » »» нач. 20 вв. Основными определяющими чертами Д. были: острая и гибкая ритмика, основанная на принципе синкопирования, широкое употребление ударных инструментов, сильно развитое импровизационное начало, идущее от традиций негр. музыки, выразит, манера исполнения, отличающаяся большой экспрессией, динамич. и звуковой напряженностью, доходящей до экстатичности. Исполняя ев-роп. музыку-салонные танцы, церковную музыку, военные марши, а также негритянские нар. песни, негры-музыканты (вначале в штате Луизиана) широко применяли импровизацию, придавали исполняемым произведениям неповторимое своеобразие. Они создавали свой муз. языки формы выразительности, разрабатывали спиричуэлз (нар. духовные песни), блюз (сольная песенная форма, распространилась в 70-80-х гг.), трудовые рабочие песни, танц. музыку, непосредственно предшествовавшие возникновению Д. В этих формах сложилась характерная антифонная техника исполнения (вопрос - ответ). Всем им были присущи импровизация и характерные ритмы. На основе этих форм возникла первая простейшая форма Д.-рэгтайм, появившаяся в Новом Орлеане ок. 1895: музыка исполнялась на фп. и представляла собой однообразную фигуру и тему, варьирующуюся в синкопированном ритме. В Новом Орлеане возникли и первые негр. оркестры духовых инструментов, выработавшие особую манеру интерпретации, к-рая получила название Д. нью-орлеанского стиля. Эта музыка отличается ч„тким двудольным ритмом, наличием тр„х самостоят. мелодич. линий, к-рые проводятся одновременно на корнете (трубе), тромбоне и кларнете в сопровождении ритмич. группы - рояля, банджо или гитары, контрабаса или тубы. Основная муз. тема многократно повторяется в разл. вариациях. Нью-орлеанский стиль выдвинул мн. известных музыкантов; среди его создателей - Л. Армстронг, занимающий одно из ведущих мест в области Д. Многие белые музыканты стали объединяться в джазовые ансамбли, имитируя в сво„м исполнении манеру негр. Д. Этот новый стиль - диксиленд - модернизировал нью-орлеанский стиль. В свою очередь нью-орлеанский стиль также видоизменился-коллективная импровизация уступила в н„м место сольной. Джазовые оркестры выступали в основном на танц. площадках, в кафе и ресторанах. Для удовлетворения вкусов посетителей зачастую применялись разл. антихудожеств. комедийные трюки. Так зарождались предпосылки для возникновения коммерческого Д. Оркестры этого типа насаждают бессодержательное бурж. иск-во, призванное развращать психологию массового слушателя. В 20-х гг. джазовая музыка постепенно распространяется на север. Вомн. городах организуются оркестры. Центром развития Д. становится Чикаго. Формируется чикагский стиль Д., для к-рого характерно усиление сольной импровизации - виртуозных эпизодов, исполняемых разл. инструментами. Одно из гл. мест в Д. начинает занимать саксофон - мелодич. инструмент, обладающий специфич. тембром. Широкую популярность заво„вывают оркестры Ф. Хендерсона (с к-рым выступали исполнительницы блюзов Б. Смит и Г. Рей-ни), Д. Эллингтона, Р. Николса, "Мак-Кинни", Э. Кер-ка, Дж. Лансфорда и др. Эти оркестры заложили основу т. н. классич. Д. Наряду с этим в нач. 30-х гг. по инициативе дириж„ра П. Уайтмена, при участии крупных оркестровых составов, созда„тся т. н. симф. Д. - сочетающий черты симфонической музыки с элементами Д. В это же время формируется и новый собственно джазовый стиль - свинг, для к-рого также характерен большой состав исполнителей. В отличие от нью-орлеанского стиля исполнители свинга отказываются от коллективной импровизации - музыканты сопровождают импровизацию солиста заранее написанным аккомпанементом. В составе оркестра появляются вибрафон, разновидности труб, тромбонов и саксофонов. Вскоре новая форма приобрела широкую популярность. Среди лучших исполнителей свинга-оркестры Б. Гудмена, К. Бейси, Л. Хэмпто-на, Г. Миллера. Следующий стиль Д., возникший во 2-й пол. 30-х гг.,-б у г и-в у г и, для к-рого характерно повторение на рояле неизменной басовой фигуры, сковывающей ритмич. и мелодич. возможности импровизации. В то же время свинг постепенно вырождается в чисто коммерч. музыку. В конце 40-х годов интерес к свингу сменяется возвращением к нью-орлеанскому стилю. Рождается новый стиль - бибоп, к-рый культивируется большей частью малыми составами; эта чисто импровизационная музыка отличается мелодич. свежестью. Среди известных представителей Д. би-боп - композитор-виртуоз на саксофоне Ч. Паркер, пианисты Т. Монк, Дж. Льюис, тромбонист Дж. Джонсон, трубачи Д. Гил-леспи и М. Дейвис. В противовес негр. стилю созда„тся (ок. 1956) "холодный стиль" - к у л. Значительно более спокойный, с широким применением полифонии, этот стиль в то же время находится под влиянием модернистских течений совр. музыки Запада. Разновидность совр. Д.- прогрессив - делает попытку приблизиться к серь„зной концертной музыке, соединяя в себе черты би-бопа и куда. Здесь впервые широко употребляются латиноамер. мелодии и ритмы. Среди коллективов Д.-прогрессив - оркестры под упр. С. Кентона, В. Хермана, Б. Рибберна и отчасти Д. Эллингтона. В последние годы в США наметились два новых стиля исполнения - более темпераментный стиль вост. побережья (и с т -к о с т) и более сдержанный, технически развитый стиль зап. побережья (в е с т -к о с т). Внимание музыкантов, работающих в области Д., вс„ бплыпе привлекает блюз. Эту муз. форму развивают представители т. н. "совр. джаза", обращающиеся к камерному стилю,- исполнению небольшими составами (Дж. Льюис и его "Модерн джаз квартет", Э. Гар-нер, М. Джэксон, Д. Брубек). Начиная с 20-х гг. Д. распространился по всем странам мира. Этому способствовало растущее производство граммофонных пластинок, радио и кино. Однако, за небольшим исключением, оркестры-Д. представляют собой музыку коммерч. Д., подражают амер. образцам. В коммерч. Д. элементы нар. негр. музыки искажены и опошлены. Огромное распространение Д. в США и Зап. Европе с коммерч. целью обусловило массовый ремесленно-стандартный характер всевозможных модных массовых песенок упадочного, пошлого нередко циничного содержания. Разлагающее влияние коммерч. Д. сказалось в создании судорожной, припадочной музыки, "оскорбительного хаоса бешеных звуков" (М. Горький). В статье "О музыке толстых" Горький писал: "Это-эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона". Передовые музыканты Д. создали оркестры, к-рые стремятся претворить в новой муз. форме нац. элементы, создать художеств. образцы джазовой музыки на основе использования фольклорных традиций: Д. в Чехословакии (под упр. К. Влаха), Румынии (под упр. Э. Козма), Франции (под упр. М. Леграна) и др. Музыка импровизац. Д. оказала известное влияние и на творчество ряда композиторов. Элементы Д. нашли отражение в опере "Порги и Бесс" Страницы: «« « 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 747 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |