Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 729   730   731   732   733   734   735   736   737  738   739   740   741   742   743   744   745   746   747  » »»

нач. 20 вв. Основными определяющими чертами Д.  были:  острая  и  гибкая
ритмика, основанная на  принципе  синкопирования,  широкое  употребление
ударных инструментов, сильно развитое импровизационное начало, идущее от
традиций негр. музыки, выразит, манера исполнения, отличающаяся  большой
экспрессией,  динамич.   и   звуковой   напряженностью,   доходящей   до
экстатичности. Исполняя ев-роп. музыку-салонные танцы, церковную музыку,
военные марши, а также негритянские нар. песни, негры-музыканты (вначале
в штате Луизиана) широко применяли импровизацию,  придавали  исполняемым
произведениям неповторимое своеобразие. Они создавали  свой  муз.  языки
формы выразительности, разрабатывали спиричуэлз (нар.  духовные  песни),
блюз (сольная песенная форма, распространилась в 70-80-х гг.),  трудовые
рабочие   песни,   танц.   музыку,   непосредственно    предшествовавшие
возникновению Д. В этих формах сложилась характерная антифонная  техника
исполнения (вопрос  -  ответ).  Всем  им  были  присущи  импровизация  и
характерные ритмы. На основе этих форм возникла первая простейшая  форма
Д.-рэгтайм, появившаяся в Новом Орлеане ок. 1895: музыка исполнялась  на
фп. и представляла собой однообразную фигуру  и  тему,  варьирующуюся  в
синкопированном ритме. В Новом Орлеане возникли и первые негр.  оркестры
духовых инструментов, выработавшие особую  манеру  интерпретации,  к-рая
получила название Д. нью-орлеанского стиля. Эта музыка отличается ч„тким
двудольным  ритмом,  наличием  тр„х  самостоят.  мелодич.  линий,  к-рые
проводятся одновременно  на  корнете  (трубе),  тромбоне  и  кларнете  в
сопровождении ритмич. группы - рояля, банджо или гитары, контрабаса  или
тубы. Основная муз. тема  многократно  повторяется  в  разл.  вариациях.
Нью-орлеанский  стиль  выдвинул  мн.  известных  музыкантов;  среди  его
создателей - Л. Армстронг, занимающий одно из ведущих мест в области Д.
   Многие  белые  музыканты  стали  объединяться  в  джазовые  ансамбли,
имитируя в сво„м исполнении манеру негр. Д. Этот новый стиль - диксиленд
- модернизировал нью-орлеанский стиль.  В  свою  очередь  нью-орлеанский
стиль также видоизменился-коллективная импровизация уступила в н„м место
сольной.
   Джазовые оркестры выступали в основном на танц. площадках, в  кафе  и
ресторанах. Для удовлетворения вкусов посетителей  зачастую  применялись
разл. антихудожеств. комедийные трюки. Так зарождались  предпосылки  для
возникновения   коммерческого   Д.   Оркестры   этого   типа   насаждают
бессодержательное  бурж.  иск-во,   призванное   развращать   психологию
массового слушателя.
   В 20-х гг. джазовая  музыка  постепенно  распространяется  на  север.
Вомн. городах организуются  оркестры.  Центром  развития  Д.  становится
Чикаго. Формируется чикагский стиль Д., для к-рого  характерно  усиление
сольной  импровизации   -   виртуозных   эпизодов,   исполняемых   разл.
инструментами. Одно из гл.  мест  в  Д.  начинает  занимать  саксофон  -
мелодич. инструмент, обладающий специфич. тембром. Широкую  популярность
заво„вывают оркестры Ф. Хендерсона (с  к-рым  выступали  исполнительницы
блюзов Б. Смит и Г. Рей-ни), Д. Эллингтона, Р. Николса, "Мак-Кинни",  Э.
Кер-ка, Дж. Лансфорда и др. Эти оркестры заложили основу т. н.  классич.
Д. Наряду с этим в нач. 30-х гг. по инициативе дириж„ра П. Уайтмена, при
участии крупных  оркестровых  составов,  созда„тся  т.  н.  симф.  Д.  -
сочетающий черты симфонической музыки с элементами Д.  В  это  же  время
формируется и новый собственно джазовый стиль - свинг, для к-рого  также
характерен большой состав исполнителей.  В  отличие  от  нью-орлеанского
стиля исполнители свинга отказываются  от  коллективной  импровизации  -
музыканты   сопровождают   импровизацию   солиста   заранее   написанным
аккомпанементом. В составе оркестра появляются  вибрафон,  разновидности
труб, тромбонов и  саксофонов.  Вскоре  новая  форма  приобрела  широкую
популярность. Среди лучших исполнителей свинга-оркестры Б.  Гудмена,  К.
Бейси, Л. Хэмпто-на, Г. Миллера. Следующий стиль Д.,  возникший  во  2-й
пол. 30-х гг.,-б у г и-в у г и,  для  к-рого  характерно  повторение  на
рояле  неизменной  басовой  фигуры,  сковывающей  ритмич.   и   мелодич.
возможности импровизации. В то же время свинг постепенно  вырождается  в
чисто коммерч. музыку. В конце 40-х годов  интерес  к  свингу  сменяется
возвращением к нью-орлеанскому стилю. Рождается  новый  стиль  -  бибоп,
к-рый  культивируется  большей  частью  малыми  составами;   эта   чисто
импровизационная музыка отличается мелодич. свежестью.  Среди  известных
представителей Д. би-боп - композитор-виртуоз на  саксофоне  Ч.  Паркер,
пианисты  Т.  Монк,  Дж.  Льюис,  тромбонист  Дж.  Джонсон,  трубачи  Д.
Гил-леспи и М. Дейвис. В противовес негр.  стилю  созда„тся  (ок.  1956)
"холодный стиль" -  к  у  л.  Значительно  более  спокойный,  с  широким
применением полифонии, этот стиль в то же время находится  под  влиянием
модернистских течений  совр.  музыки  Запада.  Разновидность  совр.  Д.-
прогрессив - делает попытку приблизиться к серь„зной концертной  музыке,
соединяя в себе черты би-бопа и куда. Здесь впервые широко употребляются
латиноамер. мелодии и ритмы. Среди коллективов Д.-прогрессив -  оркестры
под упр. С. Кентона, В. Хермана, Б. Рибберна и отчасти Д. Эллингтона.
   В последние годы в США наметились два новых стиля исполнения -  более
темпераментный стиль  вост.  побережья  (и  с  т  -к  о  с  т)  и  более
сдержанный, технически развитый стиль зап. побережья (в е с т -к о с т).
Внимание музыкантов, работающих в  области  Д.,  вс„  бплыпе  привлекает
блюз. Эту муз.  форму  развивают  представители  т.  н.  "совр.  джаза",
обращающиеся к камерному стилю,- исполнению  небольшими  составами  (Дж.
Льюис и его "Модерн джаз квартет", Э. Гар-нер, М. Джэксон, Д. Брубек).
   Начиная с 20-х гг. Д. распространился по  всем  странам  мира.  Этому
способствовало растущее производство  граммофонных  пластинок,  радио  и
кино. Однако, за небольшим исключением, оркестры-Д.  представляют  собой
музыку коммерч. Д., подражают амер. образцам.  В  коммерч.  Д.  элементы
нар. негр. музыки искажены и опошлены. Огромное распространение Д. в США
и    Зап.    Европе    с    коммерч.    целью    обусловило     массовый
ремесленно-стандартный характер  всевозможных  модных  массовых  песенок
упадочного, пошлого нередко циничного  содержания.  Разлагающее  влияние
коммерч.  Д.  сказалось  в  создании  судорожной,  припадочной   музыки,
"оскорбительного хаоса бешеных звуков" (М. Горький). В статье "О  музыке
толстых"  Горький  писал:  "Это-эволюция  от  красоты  менуэта  и  живой
страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона".
   Передовые музыканты Д. создали оркестры, к-рые стремятся претворить в
новой муз. форме нац.  элементы,  создать  художеств.  образцы  джазовой
музыки на основе использования фольклорных традиций: Д.  в  Чехословакии
(под упр. К. Влаха), Румынии (под упр. Э. Козма), Франции (под  упр.  М.
Леграна) и др.
   Музыка импровизац. Д. оказала известное влияние и на творчество  ряда
композиторов. Элементы  Д.  нашли  отражение  в  опере  "Порги  и  Бесс"

Страницы: «« « 729   730   731   732   733   734   735   736   737  738   739   740   741   742   743   744   745   746   747  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия