Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 728   729   730   731   732   733   734   735   736  737   738   739   740   741   742   743   744   745   746  » »»

"Тартюф"; "Скупой рыцарь" и "Каменный гость"  Пушкина,  "Вишн„вый  сад",
"Разлом" и др. соч.
   Лит.:  Богдане  в-Б  ерезовский  В.,  В.  М.  Де-шевов,  газ.  "Жизнь
искусства", 1929, 18 августа, ј 33;  его  же.  Советская  опера.  Л.-М.,
1940.
   ДЖАБАРЛЫ,  Джафар  Гафароглы  (22.Ш.1899,   сел.   Хизы,-31.XII.1934,
Баку)азербайджанский советский драматург, театральный деятель, режисс„р.
Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1933). Лит.  деятельность  начал  в  1915.
Первые пьесы Д."Верная Сарийя" (1915), "Увядшие цветы" (1917) направлены
против социального неравенства,  бесправия  женщины,  невежества.  После
установления Сов. власти в Азербайджане Д. стал активным  деятелем  сов.
лит-ры и т-ра. В пьесах, пост, в нач. 20-х гг., "Айдын"  (1922),  "Октай
эль оглы" (1923), Д. разоблачал капиталистич.  мир,  лицемерную,  лживую
бурж. мораль. Романтич. трагедия Д. "Невеста огня" (1928), посв. героич.
борьбе азерб. народа против араб. захватчиков в 9 в.,  насыщена  высоким
патриотич.  духом.  В  пьесе  "Севиль"  (1928)  Д.  призывал  к  полному
раскрепощению женщины-азербайджанки. Пост.  этой  пьесы  превратилась  в
яркое общественно-политич. событие, во время спектакля женщины срывали с
себя чадру. В пьесе "Алмас" (1931) показана классовая борьба в  деревне,
создан образ передовой сов. женщины-учительницы  Алмас.  Пьеса  "В  1905
году" (1931) утверждала идею дружбы азерб., арм. и  рус.  трудящихся.  В
пьесе "Яшар" (1932) показаны успехи колхозного строительства,  борьба  с
классовыми врагами.
   Идейная  насыщенность,  острота   драматургич.   конфликта,   живость
диалога,  сонный  язык  -  характерные  особенности  лучших  произв.  Д.
Творчество  его  оказало  значит,  влияние  на  развитие   азерб.   сов.
драматургии  и  т-ра.  Драматургия  Д.  вошла  в  репертуар   Т-ра   им.
Азизбекова, на сцене к-рого ставились его пьесы, и др. т-ров Азерб. ССР,
а также т-ров Армении, Туркмении, Татарии и др. республик.
   Соч.: Чаббарлы Ч., Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы. 1938-  1948;  Эсэрлэри,  4
чилдэ, ч. 1-2, Бакы, 1950 (изд. продолжается); Пьесы. Вступ. статья  Дж.
Джафарова, "Драматургия Джафара Джабарлы", Баку, 1951.
   Лит.: Искусство Азербайджана. (Материалы по истории  азербайджанского
театра], Гт. ] 3, Баку, 1950; Г у сей н М е х т  и,  Джафар  Джабарлы  и
современность, "Известия Азерб. филиала Акад. наук  СССР",  Баку,  1947,
вып. 3,
   Ni 7, с. 14-35; А р и ф М., Чафэр Чаббарлынын  1арадылыг  jny,  Бакы,
1956; Чэфэров Ч., Чэфэр Чаббарлы, Бакы, 1959; А р  и  ф  М.,  Творчество
Джафара   Джабарлы,   Баку,   1961;   Ахундов   Н.,   Чэфэр-    Чаббарлы
(библиография), Бакы, 1950.
   ДЖАВАДОВ, Ага Гусейн Халил оглы (р. 22. IV. 1894)  -  азербайджанский
советский акт„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Чл. Коммунистич. партии  с
1941.  Сценич.  деятельность  начал  в  1921   в   Бакинском   свободном
сатир-агиттеатре. В 1925-33 - акт„р Бакинского тюркского рабочего  т-ра,
в 1933-38 - Кировабадского т-ра, в 1938-42-Азерб. т-ра муз.  комедии.  С
1942 - акт„р Т-ра  им.  Азизбекова.  Играл  характерные,  бытовые  роли.
Образы, созданные Д., отличаются своеобразием, ярким колоритом и  сочной
комедийностью, сатирич. направленностью. Мастер эпизодич. ролей (Адвокат
- "Рассказ о Турции" Хик-мета и др.).
   Роли: Хан ("Везир  Ленкоранского  ханства"  Ахундова),  Мешади  Ибад,
Султанбек ("Не та, так эта", "Аршин  мал  алан"  Гаджибекова),  Мемишев,
Джалал ("Махаббет",  "Ха-ят"  Ибрагимова),  Оджаггули,  Нияз,  Имамверди
("Алмас", "Яшар", "В  1905  году"  Джабарлы),  Муса,  Берберзаде,  Мирза
Солтан ("Свадьба", "Счастливица", "Невеста" Рахмана),  Тагибек  ("Тавриз
туманный" Ордубады), III мага ("Без вины виноватые") и  др.  Снимался  в
кино. Ц. Кае.
   ДЖАВАХИШВЙЛИ, Иван  Александрович  (11.  IV.  1876  -  18.XI.1940)  -
грузинский сов. историк. Деп. Верх. Совета Груз. ССР. Академик (с 1939).
В 1899 окончил Петерб. ун-т, ф-т вост. языков. В своих исто-рич.  трудах
Д. уделял большое внимание истории груз. т-ра.  В  "Истории  грузинского
народа" (1951) Д. исследовал, в частности, пережитки языческих мистерий.
В книге "Основные вопросы истории грузинской музыки"  (1938)  исследовал
развитие сахиоба, мгосноба и др. видов театр. зрелищ  средневековья.  Н.
Э.
   ДЖАВАХИШВЙЛИ,  Наталья  Григорьевна  (26.  VIII.1882   -   7.IX.1950)
-грузинская советская актриса.  Нар.  арт.  Груз.  ССР  (1941).  Сценич.
деятельность  начала  в  1901  в  любительских  спектаклях   нар.   т-ра
Авчальской аудитории. В 1902 была принята  в  проф.  труппу  в  Тифлисе.
Работала в т-рах Кутаиси,  Тбилиси,  Сухуми.  С  1921-актриса  Т-ра  им.
Руставели. Создала ряд остро  характерных  сценич.  образов,  сочетающих
гротеск   и   яркую   реалистич.   выразительность:   Майко    ("Измена"
Сумбатова-Южина),  Галчиха  ("Без  вины  виноватые"),  Матр„на  ("Власть
тьмы"). А. П.
   ДЖДВЙД - см. Гусейн Джавид.
   ДЖАВРИШВЙЛИ,  Давид  Лаврентьевич  [р.  17  (29).1894]  -  грузинский
советский балетмейстер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). В 1920 окончил курсы
физкультуры в Тбилиси.  Основатель  и  руководитель  груз.  хореографич.
студии в Батуми (1927-31), Тбилиси  (1934-52).  Пост.  танцы  в  оперных
спектаклях т-ров Тбилиси, Москвы,  Харькова  и  Одессы  -  "Абе-салом  и
Этери" (1931, Харьков, 1936,  Тбилиси,  1939,  Москва),  "Даиси"  (1937,
Харьков, 1941, Одесса) Палиашвили, "Разбойник Како" Андриашвили  (1940),
"Родина"  Туския  (1941),  "Ладо  Кецховели"  Киладзе  (1941),  "Измена"
Ипполитова-Иванова  (1941),  "Демон"  (1949).  Автор  трудов  по   груз.
хореографии.
   Соч.: Грузинские народные пляски, в сб.: Искусство Грузии, М.,  1937;
Груз. нар. танцы, Тбилиси,1958. Д, Д,
   ДЖАДАМБА, Балдандоржийн (1901 - 1954) - монгольский акт„р. Засл. арт.
МНР (1932). С 1930 учился  в  театр.  студии,  с  1931  работал  в  Гос.
муз.-драм. т-ре в Улан-Баторе. Д.- яркий характерный акт„р.
   Роли: Лама-певец ("Юность Цога" Цэдэнжава и Баста), Командор ("Овечий
источника).  Ломбарди  ("Слуга  двух  господ"),  Незеласов  ("Бронепоезд
14-69") и др. Г .У.
   V ДЖАЗ (англ. jazz)  -  род  увеселительной  музыки,  преимущественно
танцевального характера. Возник на основе муз. фольклора амер. негров  и
афр. нар. ритмов, обогащ„нных  элементами  европ.  гармонии  и  мелодии.
Термин "Д."  происходит,  по  одной  версии,  от  франц.  слова  "jaser"
(болтать, трещать) или англ"
   "сЬа1е" (преследовать, погоня), по другой - от имени негр.  музыканта
Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого джазового ансамбля  в
Нью-Йорке (1915). Как новый тип музыки Д. возник на юге США в конце 19 -

Страницы: «« « 728   729   730   731   732   733   734   735   736  737   738   739   740   741   742   743   744   745   746  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия