|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 » »» "Тартюф"; "Скупой рыцарь" и "Каменный гость" Пушкина, "Вишн„вый сад",
"Разлом" и др. соч.
Лит.: Богдане в-Б ерезовский В., В. М. Де-шевов, газ. "Жизнь
искусства", 1929, 18 августа, ј 33; его же. Советская опера. Л.-М.,
1940.
ДЖАБАРЛЫ, Джафар Гафароглы (22.Ш.1899, сел. Хизы,-31.XII.1934,
Баку)азербайджанский советский драматург, театральный деятель, режисс„р.
Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1933). Лит. деятельность начал в 1915.
Первые пьесы Д."Верная Сарийя" (1915), "Увядшие цветы" (1917) направлены
против социального неравенства, бесправия женщины, невежества. После
установления Сов. власти в Азербайджане Д. стал активным деятелем сов.
лит-ры и т-ра. В пьесах, пост, в нач. 20-х гг., "Айдын" (1922), "Октай
эль оглы" (1923), Д. разоблачал капиталистич. мир, лицемерную, лживую
бурж. мораль. Романтич. трагедия Д. "Невеста огня" (1928), посв. героич.
борьбе азерб. народа против араб. захватчиков в 9 в., насыщена высоким
патриотич. духом. В пьесе "Севиль" (1928) Д. призывал к полному
раскрепощению женщины-азербайджанки. Пост. этой пьесы превратилась в
яркое общественно-политич. событие, во время спектакля женщины срывали с
себя чадру. В пьесе "Алмас" (1931) показана классовая борьба в деревне,
создан образ передовой сов. женщины-учительницы Алмас. Пьеса "В 1905
году" (1931) утверждала идею дружбы азерб., арм. и рус. трудящихся. В
пьесе "Яшар" (1932) показаны успехи колхозного строительства, борьба с
классовыми врагами.
Идейная насыщенность, острота драматургич. конфликта, живость
диалога, сонный язык - характерные особенности лучших произв. Д.
Творчество его оказало значит, влияние на развитие азерб. сов.
драматургии и т-ра. Драматургия Д. вошла в репертуар Т-ра им.
Азизбекова, на сцене к-рого ставились его пьесы, и др. т-ров Азерб. ССР,
а также т-ров Армении, Туркмении, Татарии и др. республик.
Соч.: Чаббарлы Ч., Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы. 1938- 1948; Эсэрлэри, 4
чилдэ, ч. 1-2, Бакы, 1950 (изд. продолжается); Пьесы. Вступ. статья Дж.
Джафарова, "Драматургия Джафара Джабарлы", Баку, 1951.
Лит.: Искусство Азербайджана. (Материалы по истории азербайджанского
театра], Гт. ] 3, Баку, 1950; Г у сей н М е х т и, Джафар Джабарлы и
современность, "Известия Азерб. филиала Акад. наук СССР", Баку, 1947,
вып. 3,
Ni 7, с. 14-35; А р и ф М., Чафэр Чаббарлынын 1арадылыг jny, Бакы,
1956; Чэфэров Ч., Чэфэр Чаббарлы, Бакы, 1959; А р и ф М., Творчество
Джафара Джабарлы, Баку, 1961; Ахундов Н., Чэфэр- Чаббарлы
(библиография), Бакы, 1950.
ДЖАВАДОВ, Ага Гусейн Халил оглы (р. 22. IV. 1894) - азербайджанский
советский акт„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Чл. Коммунистич. партии с
1941. Сценич. деятельность начал в 1921 в Бакинском свободном
сатир-агиттеатре. В 1925-33 - акт„р Бакинского тюркского рабочего т-ра,
в 1933-38 - Кировабадского т-ра, в 1938-42-Азерб. т-ра муз. комедии. С
1942 - акт„р Т-ра им. Азизбекова. Играл характерные, бытовые роли.
Образы, созданные Д., отличаются своеобразием, ярким колоритом и сочной
комедийностью, сатирич. направленностью. Мастер эпизодич. ролей (Адвокат
- "Рассказ о Турции" Хик-мета и др.).
Роли: Хан ("Везир Ленкоранского ханства" Ахундова), Мешади Ибад,
Султанбек ("Не та, так эта", "Аршин мал алан" Гаджибекова), Мемишев,
Джалал ("Махаббет", "Ха-ят" Ибрагимова), Оджаггули, Нияз, Имамверди
("Алмас", "Яшар", "В 1905 году" Джабарлы), Муса, Берберзаде, Мирза
Солтан ("Свадьба", "Счастливица", "Невеста" Рахмана), Тагибек ("Тавриз
туманный" Ордубады), III мага ("Без вины виноватые") и др. Снимался в
кино. Ц. Кае.
ДЖАВАХИШВЙЛИ, Иван Александрович (11. IV. 1876 - 18.XI.1940) -
грузинский сов. историк. Деп. Верх. Совета Груз. ССР. Академик (с 1939).
В 1899 окончил Петерб. ун-т, ф-т вост. языков. В своих исто-рич. трудах
Д. уделял большое внимание истории груз. т-ра. В "Истории грузинского
народа" (1951) Д. исследовал, в частности, пережитки языческих мистерий.
В книге "Основные вопросы истории грузинской музыки" (1938) исследовал
развитие сахиоба, мгосноба и др. видов театр. зрелищ средневековья. Н.
Э.
ДЖАВАХИШВЙЛИ, Наталья Григорьевна (26. VIII.1882 - 7.IX.1950)
-грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Сценич.
деятельность начала в 1901 в любительских спектаклях нар. т-ра
Авчальской аудитории. В 1902 была принята в проф. труппу в Тифлисе.
Работала в т-рах Кутаиси, Тбилиси, Сухуми. С 1921-актриса Т-ра им.
Руставели. Создала ряд остро характерных сценич. образов, сочетающих
гротеск и яркую реалистич. выразительность: Майко ("Измена"
Сумбатова-Южина), Галчиха ("Без вины виноватые"), Матр„на ("Власть
тьмы"). А. П.
ДЖДВЙД - см. Гусейн Джавид.
ДЖАВРИШВЙЛИ, Давид Лаврентьевич [р. 17 (29).1894] - грузинский
советский балетмейстер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). В 1920 окончил курсы
физкультуры в Тбилиси. Основатель и руководитель груз. хореографич.
студии в Батуми (1927-31), Тбилиси (1934-52). Пост. танцы в оперных
спектаклях т-ров Тбилиси, Москвы, Харькова и Одессы - "Абе-салом и
Этери" (1931, Харьков, 1936, Тбилиси, 1939, Москва), "Даиси" (1937,
Харьков, 1941, Одесса) Палиашвили, "Разбойник Како" Андриашвили (1940),
"Родина" Туския (1941), "Ладо Кецховели" Киладзе (1941), "Измена"
Ипполитова-Иванова (1941), "Демон" (1949). Автор трудов по груз.
хореографии.
Соч.: Грузинские народные пляски, в сб.: Искусство Грузии, М., 1937;
Груз. нар. танцы, Тбилиси,1958. Д, Д,
ДЖАДАМБА, Балдандоржийн (1901 - 1954) - монгольский акт„р. Засл. арт.
МНР (1932). С 1930 учился в театр. студии, с 1931 работал в Гос.
муз.-драм. т-ре в Улан-Баторе. Д.- яркий характерный акт„р.
Роли: Лама-певец ("Юность Цога" Цэдэнжава и Баста), Командор ("Овечий
источника). Ломбарди ("Слуга двух господ"), Незеласов ("Бронепоезд
14-69") и др. Г .У.
V ДЖАЗ (англ. jazz) - род увеселительной музыки, преимущественно
танцевального характера. Возник на основе муз. фольклора амер. негров и
афр. нар. ритмов, обогащ„нных элементами европ. гармонии и мелодии.
Термин "Д." происходит, по одной версии, от франц. слова "jaser"
(болтать, трещать) или англ"
"сЬа1е" (преследовать, погоня), по другой - от имени негр. музыканта
Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого джазового ансамбля в
Нью-Йорке (1915). Как новый тип музыки Д. возник на юге США в конце 19 -
Страницы: «« « 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |