Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 » »» "Тартюф"; "Скупой рыцарь" и "Каменный гость" Пушкина, "Вишн„вый сад", "Разлом" и др. соч. Лит.: Богдане в-Б ерезовский В., В. М. Де-шевов, газ. "Жизнь искусства", 1929, 18 августа, ј 33; его же. Советская опера. Л.-М., 1940. ДЖАБАРЛЫ, Джафар Гафароглы (22.Ш.1899, сел. Хизы,-31.XII.1934, Баку)азербайджанский советский драматург, театральный деятель, режисс„р. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1933). Лит. деятельность начал в 1915. Первые пьесы Д."Верная Сарийя" (1915), "Увядшие цветы" (1917) направлены против социального неравенства, бесправия женщины, невежества. После установления Сов. власти в Азербайджане Д. стал активным деятелем сов. лит-ры и т-ра. В пьесах, пост, в нач. 20-х гг., "Айдын" (1922), "Октай эль оглы" (1923), Д. разоблачал капиталистич. мир, лицемерную, лживую бурж. мораль. Романтич. трагедия Д. "Невеста огня" (1928), посв. героич. борьбе азерб. народа против араб. захватчиков в 9 в., насыщена высоким патриотич. духом. В пьесе "Севиль" (1928) Д. призывал к полному раскрепощению женщины-азербайджанки. Пост. этой пьесы превратилась в яркое общественно-политич. событие, во время спектакля женщины срывали с себя чадру. В пьесе "Алмас" (1931) показана классовая борьба в деревне, создан образ передовой сов. женщины-учительницы Алмас. Пьеса "В 1905 году" (1931) утверждала идею дружбы азерб., арм. и рус. трудящихся. В пьесе "Яшар" (1932) показаны успехи колхозного строительства, борьба с классовыми врагами. Идейная насыщенность, острота драматургич. конфликта, живость диалога, сонный язык - характерные особенности лучших произв. Д. Творчество его оказало значит, влияние на развитие азерб. сов. драматургии и т-ра. Драматургия Д. вошла в репертуар Т-ра им. Азизбекова, на сцене к-рого ставились его пьесы, и др. т-ров Азерб. ССР, а также т-ров Армении, Туркмении, Татарии и др. республик. Соч.: Чаббарлы Ч., Эсэрлэри, ч. 1-3, Бакы. 1938- 1948; Эсэрлэри, 4 чилдэ, ч. 1-2, Бакы, 1950 (изд. продолжается); Пьесы. Вступ. статья Дж. Джафарова, "Драматургия Джафара Джабарлы", Баку, 1951. Лит.: Искусство Азербайджана. (Материалы по истории азербайджанского театра], Гт. ] 3, Баку, 1950; Г у сей н М е х т и, Джафар Джабарлы и современность, "Известия Азерб. филиала Акад. наук СССР", Баку, 1947, вып. 3, Ni 7, с. 14-35; А р и ф М., Чафэр Чаббарлынын 1арадылыг jny, Бакы, 1956; Чэфэров Ч., Чэфэр Чаббарлы, Бакы, 1959; А р и ф М., Творчество Джафара Джабарлы, Баку, 1961; Ахундов Н., Чэфэр- Чаббарлы (библиография), Бакы, 1950. ДЖАВАДОВ, Ага Гусейн Халил оглы (р. 22. IV. 1894) - азербайджанский советский акт„р. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Сценич. деятельность начал в 1921 в Бакинском свободном сатир-агиттеатре. В 1925-33 - акт„р Бакинского тюркского рабочего т-ра, в 1933-38 - Кировабадского т-ра, в 1938-42-Азерб. т-ра муз. комедии. С 1942 - акт„р Т-ра им. Азизбекова. Играл характерные, бытовые роли. Образы, созданные Д., отличаются своеобразием, ярким колоритом и сочной комедийностью, сатирич. направленностью. Мастер эпизодич. ролей (Адвокат - "Рассказ о Турции" Хик-мета и др.). Роли: Хан ("Везир Ленкоранского ханства" Ахундова), Мешади Ибад, Султанбек ("Не та, так эта", "Аршин мал алан" Гаджибекова), Мемишев, Джалал ("Махаббет", "Ха-ят" Ибрагимова), Оджаггули, Нияз, Имамверди ("Алмас", "Яшар", "В 1905 году" Джабарлы), Муса, Берберзаде, Мирза Солтан ("Свадьба", "Счастливица", "Невеста" Рахмана), Тагибек ("Тавриз туманный" Ордубады), III мага ("Без вины виноватые") и др. Снимался в кино. Ц. Кае. ДЖАВАХИШВЙЛИ, Иван Александрович (11. IV. 1876 - 18.XI.1940) - грузинский сов. историк. Деп. Верх. Совета Груз. ССР. Академик (с 1939). В 1899 окончил Петерб. ун-т, ф-т вост. языков. В своих исто-рич. трудах Д. уделял большое внимание истории груз. т-ра. В "Истории грузинского народа" (1951) Д. исследовал, в частности, пережитки языческих мистерий. В книге "Основные вопросы истории грузинской музыки" (1938) исследовал развитие сахиоба, мгосноба и др. видов театр. зрелищ средневековья. Н. Э. ДЖАВАХИШВЙЛИ, Наталья Григорьевна (26. VIII.1882 - 7.IX.1950) -грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Сценич. деятельность начала в 1901 в любительских спектаклях нар. т-ра Авчальской аудитории. В 1902 была принята в проф. труппу в Тифлисе. Работала в т-рах Кутаиси, Тбилиси, Сухуми. С 1921-актриса Т-ра им. Руставели. Создала ряд остро характерных сценич. образов, сочетающих гротеск и яркую реалистич. выразительность: Майко ("Измена" Сумбатова-Южина), Галчиха ("Без вины виноватые"), Матр„на ("Власть тьмы"). А. П. ДЖДВЙД - см. Гусейн Джавид. ДЖАВРИШВЙЛИ, Давид Лаврентьевич [р. 17 (29).1894] - грузинский советский балетмейстер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). В 1920 окончил курсы физкультуры в Тбилиси. Основатель и руководитель груз. хореографич. студии в Батуми (1927-31), Тбилиси (1934-52). Пост. танцы в оперных спектаклях т-ров Тбилиси, Москвы, Харькова и Одессы - "Абе-салом и Этери" (1931, Харьков, 1936, Тбилиси, 1939, Москва), "Даиси" (1937, Харьков, 1941, Одесса) Палиашвили, "Разбойник Како" Андриашвили (1940), "Родина" Туския (1941), "Ладо Кецховели" Киладзе (1941), "Измена" Ипполитова-Иванова (1941), "Демон" (1949). Автор трудов по груз. хореографии. Соч.: Грузинские народные пляски, в сб.: Искусство Грузии, М., 1937; Груз. нар. танцы, Тбилиси,1958. Д, Д, ДЖАДАМБА, Балдандоржийн (1901 - 1954) - монгольский акт„р. Засл. арт. МНР (1932). С 1930 учился в театр. студии, с 1931 работал в Гос. муз.-драм. т-ре в Улан-Баторе. Д.- яркий характерный акт„р. Роли: Лама-певец ("Юность Цога" Цэдэнжава и Баста), Командор ("Овечий источника). Ломбарди ("Слуга двух господ"), Незеласов ("Бронепоезд 14-69") и др. Г .У. V ДЖАЗ (англ. jazz) - род увеселительной музыки, преимущественно танцевального характера. Возник на основе муз. фольклора амер. негров и афр. нар. ритмов, обогащ„нных элементами европ. гармонии и мелодии. Термин "Д." происходит, по одной версии, от франц. слова "jaser" (болтать, трещать) или англ" "сЬа1е" (преследовать, погоня), по другой - от имени негр. музыканта Джазбо Брауна, организатора и руководителя первого джазового ансамбля в Нью-Йорке (1915). Как новый тип музыки Д. возник на юге США в конце 19 - Страницы: «« « 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744 745 746 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.
(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения. (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9 (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1 (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ» (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |