Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 726   727   728   729   730   731   732   733   734  735   736   737   738   739   740   741   742   743   744  » »»

d'A. C. Deslouches, P., 1900; D u l l e K.,  A.  C.  Destouches.  Diss.,
Lpz., [l 909 L Вл О
   ДЕТУШ (Destouches; наст. фам.- H  e  p  и  к  о,  Nericault),  Филипп
(1680-1754) - французский драматург. Происходил из бурж. среды, порвал с
семь„й  и  был  в  течение  нек-рого  времени  акт„ром.  Как   драматург
дебютировал комедией "Дерзкий любопытный" (1708), за  к-рой  последовали
"комедии характеров"-"Неблагодарный" (1712),  "Нерешительный"  (1713)  и
"Клеветник"  (1715).  В  1717-23  был  секретар„м  франц.  посланника  в
Лондоне. Пребывание в Лондоне оказало большое влияние на  лит.  развитие
Д., он испытал воздействие англ. нравоучит. комедии  К.  Сиб-бера  и  Р.
Стила. По возвращении во Францию создал свои  лучшие  пьесы  -  "Женатый
философ" (1727), "Гордец" (1732), "Расточитель" (1736). Д. в„л борьбу  с
сословными предрассудками, защищал свободу чувства против  аристократич.
чванства  и  тщеславия.  Главное  внимание  уделял  созданию  характеров
персонажей, однако среда, бытовой фон имеют в его пьесах, построенных на
сюжетах из семейной жизни, большое значение. Чуждаясь низменности фарса,
отрицая буффонаду, Д. признавал только сдержанный, "благородный" комизм.
Он вв„л в свои пьесы чувствительность, проложив путь создателю  "сл„зной
комедии" Нивелю де Лашоссе.
   Соч. в  рус.  пер.:  Притворная  Агнеса,  или  Сельский  стихотворец.
Комедия, [СПБ, 1764]; Бесстыдно-любопытный. Комедия, М.,  1788;  Троякая
женитьба, СПБ, 1778 и 1787;
   Лунатик, СПБ, 1788; Мот, или  Добродетельная  обманщица,  СПВ,  1789;
Женатый философ, СПБ, 1827.
   Лит.: Ч e б ы ш e в А.  А.,  Очерки  из  истории  европейской  драмы.
Франпузская "слезная комедия", Воронеж, 1901;
   История западноевропейского театра,  т.  2,  под  общей  ред.  С.  С.
Мокульского, М-, 1957; L e n i e n t C., La comedie en France  au  XVIII
siecle, t. 1, P., 1888; H a n k i s s J., Philippe Nericault-Destouches,
Phomme et l'oeuvre, [P.], 1920. С. Мок.
   ДЕУС ЭКС МАХИНА (лат. deus ex machina,  букв.-  "бог  из  машины")  -
драматургический  и  постановочный  при„м  в   древнегреческом   театре:
внезапное появление на сцене божества, приводящее действие  к  развязке.
Осуществлялся при  помощи  спец.  подъ„мной  машины  -  эоремы.  Участие
"божества" в разрешении конфликта, лежащего  в  основе  трагедии,  имело
место, по-видимому, в нек-рых не дошедших до  нас  произв.  Эсхила,  где
боги символизировали собой закономерности  мирового  правопорядка.  Иной
стала функция Д. э. м, в аттич. трагедии последних десятилетий 5  в.  до
н. э. Активный  интерес  к  психологич.  содержанию  образа,  следование
логике раскрытия характера у Софокла и особенно у Еврипида  приводили  к
противоречию между замыслом поэта и традиц. изложением мифа,  взятого  в
качестве сюжета той или иной трагедии. Неожиданное появление  "божества"
в эпилоге  служило  средством  вернуть  развитие  действия  и  поведение
персонажей  к  общеизвестному  мифологич.  варианту.  При„м  Д.  э.   м.
использован в трагедии Софокла  "Филоктет"  и  в  трагедиях  Еврипида  -
"Елена", "Ипполит", "Ифигения в Тавриде", "Ион", "Электра" и др. В. Я.
   ДЕФИЛЙППИС HOBOA (Defilippis Novoa), Фран-сиско (1892-27.XII.1930)  -
аргентинский  драматург.  Писал  психологич.  драмы,  острые  комедии  и
са-тирич. гротески. Первая пьеса-"Субботний день" (т-р в Росарио, 1913).
В  т-ре  "Буэнос-Айрес"  пост.   "Матушка"   (1920),   "Акула"   (1922),
"Самаритянка" (1923), "Твоя и моя честь"  (1925),  "Пути  мира"  (1925).
Герои многих пьес Д. Н. проповедуют непротивление злу насилием, в  любви
к человеку они видят средство исправления  пороков.  Драматургия  Д.  Н.
утверждает смирение,  жертвенность,  очищение  пут„м  страданий.  Однако
драматург верил в будущее, в новое молодое поколение:  драма  "Мне  было
двадцать лет" (1926, т-р "Буэнос-Айрес") прославляет любовь,  молодость,
жажду жизни. Сайнете "Я видел бога" (1930) бичует ханжество, призывает к
духовному освобождению человека, комедия "Депутат от нашего села" (1918,
т-р в Росарио) разоблачает фальшь бурж. демократии. Изучая  опыт  европ.
театр. иск-ва, Д. Н. стремится реформировать нац. т-р.
   Соч.: Siete sainetes portenos, В. Aires, 1958. Лит.: О г d a z L., El
teatro en el Rio de la Plata, B. Aires, 1957. Ал. Р.
   ДЕ ФИЛЙППО (De  Filippo),  Эдуарде  (р.  24.V.  1900)  -  итальянский
драматург, акт„р, режисс„р.  Начал  сценич.  деятельность  как  акт„р  в
юношеском   возрасте   в   труппе   Э.   Скарпет-ты,   видного   деятеля
неаполитанского диалектального т-ра.  В  дальнейшем  играл  в  различных
неаполитанских труппах.  В  1931  вместе  с  братом  Пеппино  и  сестрой
Ти-тиной сформировал собственную труппу "Комический театр Де Филиппе", с
которой с успехом гастролировал по стране. Драматургическую деятельность
начал в 1926. Де Ф.  пишет  диа-лектальные  комедии  (на  неаполитанском
диалекте), одноактные фарсы, обозрения (временами выступал в соавторстве
с др. драматургами).  Вся  театральная  деятельность  Де  Ф.  неразрывно
связана с диалекталь-ным т-ром Неаполя  -  прямым  наследником  традиций
комедии дель арте. Но уже в ранних пьесах Де Ф.  проявляется  стремление
раздвинуть  узкий  круг  местных  тем  и  интересов,   характерных   для
диалектального т-ра, и, сохраняя лучшие традиции этого жанра, преодолеть
его ограниченность (комедия "Рождество в доме Купьелло", 1932).  В  годы
господства фашистского режима,  когда  путь  к  глубокому  и  правдивому
иск-ву   был   закрыт,   демократич.    иск-во    диалектального    т-ра
преследовалось. Поэтому талант Де Ф. наиболее полно раскрывается со  2-й
пол. 40-х гг. В эти годы он пишет комедии, близкие неореалистич. иск-ву,
сочетающие  при„мы  диалектального  т-ра  с  опытом  совр.  драматургии:
"Неаполь-миллионер" (1945), "Эти призраки" (1946), "Филумена  Мартурано"
(1946), "Ложь на длинных  ногах"  (1948),  "Внутренние  голоса"  (1948),
"Великая магия" ( 1949),"Страх J\" I" (1950), "Моя  семья"  (1955),  "Де
Преторе Винченцо" (1957), "Суббота,  воскресенье,  понедельник"  (1960),
"Мэр района Санита" (1961)  и  др.  Они  рассказывают  о  трудной  жизни
простых людей Италии, рисуют трагизм окружающей их повседневности. Де Ф.
показывает, как действительность разрушает идеалы и иллюзии его  простых
гуманных героев. За традиц. при„мами  диалектальной  комедии,  е„  яркой
комедийностью, каскадом перепитий и  трюков  отч„тливо  проступает  тема
непримиримой враждебности бурж. общества счастью людей.  Отсюда  трагпч.
подтекст комедий, к-рые, как он сам говорит, трагичны даже тогда,  когда
заставляют  смеяться.   Социальная   значимость,   гуманизм,   тонкость,
психологическая глубина пьес и в то же время их почти буффонная яркость,
острая гротесковость определяют своеобразие и значение драматургии Де Ф.
в совр. театр. иск-ве. Пьесы Де Ф. ставятся не только в его труппе, но и
во многих т-рах мира: "Эти призраки" пост. в Греции (1947, т-р "Технис",
Афины); "Неаполь-миллионер"-в Австрии (1953, т-р в Баден-Бадене;
   1955,  "Фолькстеатр"  и  "Штадттеатр",  Вена),  в  Аргентине  (1954);

Страницы: «« « 726   727   728   729   730   731   732   733   734  735   736   737   738   739   740   741   742   743   744  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия