Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 741   742   743   744   745   746   747   748   749  750   751   752   753   754   755   756   757   758   759  » »»

   ДЗАННИ (итал. Zanni, уменьшит, от имени Giovanni) - один из  основных
персонажей итальянской комедии дель арте.  Прообразом  Д.  послужил  тип
обедневшего крестьянина из окрестностей города Бергамо (Сев. Италия) или
из Кавы, Ачерры (Юж. Италия), покинувшего родные места в поисках работы.
Позднее  определились  две  наиболее  популярные   разновидности   этого
персонажа: первый - пройдоха, плут, ловкач, именовался Д. или  Бригелла,
Педролино, Скапи-но и  др.,  второй  -  простак,  увалень,  носил  имена
Арлекин Бураттино, Кола, Флауттино - в Венеции, Пульчинелла - в Неаполе.
Д. говорили на разл. местных диалектах, персонаж этот носил крестьянскую
одежду: длинная холщ„вая блуза с низким поясом, длинные  широкие  штаны,
широкополая шляпа с пером, за  поясом  деревянная  палка  в  форме  меча
(батоккио), на плече короткий плащ. Обязательным атрибутом обоих Д. были
ч„рные полумаски. Костюм первого Д.  соответственно  его  характеру  был
более щегольским,  на  его  блузу  часто  нашивались  ж„лтые  позументы,
придававшие  ей  сходство  с  лакейской  ливреей.  Исполнение  ролей  Д.
строилось на импровизации,  насыщенной,  особенно  в  начальный  период,
элементами сатиры,  оно  носило  остро  буффонный  характер,  отличалось
обилием шуток и острот, различных забавных трюков (лацци). Д.  принимали
активное участие  в  развитии  сюжетной  интриги;  вступая  в  борьбу  с
Панталоне и Доктором, они приводили действие к благополучному концу.  Д.
определяли оп-тимистич. пафос,  сатирич.  силу  комедии  дель  арте.  Из
акт„ров, выступавших в этом амплуа, наиболее известны  H.  Барбъери,  Д.
Бъянколелли и А. Сакки. В 17-18 вв. маски Д. в значит,  степени  утеряли
свою реалистич.  направленность  в  результате  общей  ари-стократизации
комедии  дель  арте.  Персонаж  этот  оказал  влияние  на  образы  слуг,
созданные Шекспиром, Мольером и Гольд они в своих произведениях. С. Мок.
   ДЗАННОНИ (Zannoni), Атаназио (1720-92) - итальянский акт„р. С детства
выступал в т-ре и  к  1750  стал  признанным  акт„ром-импровизатором.  В
течение 30 лет  работал  в  труппе  А.  Сакки;  был  исполнителем  ролей
Бригеллы   во   всех   фьябах   К.   Гоцци,   оказав   своей   акт„рской
индивидуальностью влияние на творчество .этого  драматурга.  Д.  изменил
характеристику Бригеллы: из  неот„санного,  хитрого,  находчивого  слуги
Бригелла  превратился  в  живого  и  остроумного  человека,  обладающего
нек-рой культурой и не лиш„нной юмора  философией.  Д.  легко  и  быстро
находил живые, меткие слова для выражения мыслей Бригеллы. Созданный  им
образ имел большой успех у  зрителей,  особенно  в  пьесах  "Разорванные
договоры", "Влияние Сатурна", "Вдова-индианка" и др. Д.-  автор  комедии
"Родина", книги "Словечки Бригеллы" и др. произв. в стихах и прозе.  Ал.
С.
   ДЗАНЦЦИ (Zanuzzi; наст. фам. - К а т р о-л и), Франческе Антонио  (р.
ок. 1728 - г. смерти неизв.) - итальянский акт„р. Род. в Падуе.  Сценич.
деятельность начал в Венеции. Исполнял роли молодых любовников. Сходство
с известным акт„ром этого  амплуа  А.  Витальба  принесло  ему  прозвище
Витальби-но (уменьшительное от Витальба). В 1758 Д. был приглаш„н в  т-р
"Комеди Итальенн" в Париже, где с успехом дебютировал в 1761  в  комедии
"Потерянный и обрет„нный сын Арлекина" по сценарию Гольдони. Д.  работал
в "Комеди Итальенн"  до  его  закрытия  (1780),  исполняя  вначале  роли
любовников, затем - Панта-лоне. В 1780 возвратился в Италию, но на сцене
больше не выступал. Гольд они несколько раз упоминает о Д. в  "Мемуарах"
(части 2-я и 3-я). С. Мок., Р. X.
   ДЗАРДИ  (Zardi),  Федерико  (р.25.X.1912)  -  итальянский  драматург.
Дебютировал в 1938 пьесой "А кто его знает?" (труппа  Экспериментального
т-ра, Флоренция). Автор пьесы "Якобинцы" (1957, труппа  "Пикколо  т-ра",
Милан) о франц. бурж. революции. Большое место в драматургии Д. занимает
сатира. Д. высмеивает  совр.  итал.  внешнюю  политику  (комедия-памфлет
"Марсиане", 1960, т-р "Стабиле", Генуя), разл. стороны жизни и  культуры
бурж. Италии (комедия - обозрение "Тромбоны",  1956,  т-р  "Меркаданте",
Неаполь, труппа В. Гасмана).
   Лит.: Р a n d о 1 f i  V.,  Teatro  italiano  contemporaneo,  Milano,
1959. Р. Х.
   ДЗЕНО  (Zeno),  Апостоло  (11.XII.1668-11.XI.  1750)  -   итальянский
драматург-либреттист и критик. В 1696 начал драматургич. деятельность. В
1718- 1728 жил в Вене, где занимал должности придворного историографа  и
поэта-драматурга.    Д.    принадлежал     к     кружку     венецианских
просветителей-классицистов (Ш. Маффеи,  П.  Мартелли,  Л.А.  Муратори  и
др.).  Писал  в  жанре  лирич.   трагедии.   Выступая   вместе   с   др.
просветителями против слащавой чувствительности оперных сюжетов,  против
сценич. штампов и ходульных эффектов,  Д.  стремился  подчинить  оперную
драматургию классицистским правилам. Написал ок.  70  оперных  либретто,
гл. обр. на античные, реже -на ср.-век. и библейские сюжеты.  Лучшие  из
них  -  "Лю-ций  Вер"  (1700),  "Фемистокл"  (1701),  "Меропа"   (1712),
"Ифигения" (1718), "Кай  Фабриций"  (1729).  В  ряде  своих  произв.  Д.
подражал Корнелю и Расину. Нек-рые либретто были написаны Д. совм. с  П.
Па-риати: "Гамлет" (1705), навеянный хроникой Саксона Грамматика, и "Дон
Кихот в Сьерре-Морене" (1719), восходящий к роману Сервантеса. На  либр.
Д. писали оперы Г. Ф. Гендель,  Б.  Галуппи,  А.  Лотти,  Ф.  Арайя,  А.
Скарлатти, Дж. Скарлатти, А. Саккини и др. композиторы. Сценич.  произв.
Д. прославляли супружескую верность, постоянство в дружбе,  великодушие,
справедливость,  верность  в  несчастье.  Реформа  оперной  драматургии,
начатая Д., была успешно продолжена и завершена  поэтом  П.  Метастазио.
Соч.: Люций Вер, опера в 3 действиях, СПБ, 1774.  Лит.:  Мокульский  С."
История западноевропейского театра, т. 2,  M.-Л.,  1939;Pistorelli  L.,I
melodrammi di  Apostolo  Zeno,  Padova,  1894;  Wotquenne  A.,  Libretti
d'operas e d "oratori os italiens du XVII siede, Brux., 1901; F  e  h  r
[J.] M., Apostolo Zeno und scine  Reform  aes  Operntextes.  Diss.,  Z.,
1912; Z а г d o A-, Apostolo Zeno e le sue "Poesie drammatiche",  "Nuova
Antologia", 1927; G г а-z i e t t o R., A. Zeno, Р.  Metastasi  o  e  la
critica del Settecento "Rivista Musicale  Italiana",  Torino,  1946.  С.
Мок.
   ДЗЕРЖИНСКИЙ,  Иван  Иванович  [р.  27.111(9.IV).  1909]   -   русский
советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957).  Чл.  Коммунистич.
партии  с  1942.  Муз.  образование  получил  в  Ленингр.  консерватории
(1932-35, класс композиции П. Б. Рязанова, с 1933 - Б. В.  Асафьева).  В
опере "Тихий Дон" по одноим. роману М. А. Шолохова (1935, Ленингр. Малый
оперный т-р) Д. вв„л интонации совр. нар. песен. Музыка оперы проникнута
песенным мелодизмом. В хоровых сценах даны яркие картины жизни  донского
казачества, показаны нар. массы. Широкую популярность приобр„л финальный
хор оперы "От края и до края". Реалистич. направленность  "Тихого  Дона"
определила его важное значение в развитии сов. оперы. "Тихий Дон"  пост.
в оперных т-рах Советского Союза, исполнялся за  рубежом.  Вторая  опера

Страницы: «« « 741   742   743   744   745   746   747   748   749  750   751   752   753   754   755   756   757   758   759  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия