Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 748   749   750   751   752   753   754   755   756  757   758   759   760   761   762   763   764   765   766  » »»

пьесы Чехова, затем  пьесу  "Зел„ный  попугай"  Шницлера  в  Шаляпинской
студии (1922), оперы "Степан Разин" Триедина (1925)  и  "Любовь  к  тр„м
апельсинам" Прокофьева (1927) в Большом т-ре,  спектакли  "Пиноккио"  по
Коллоди  в  Детском  т-ре,  "Клад"  Шолом  Алейхема  и  "Корона  Давида"
Кальдерона в еврейской студии "Габима" в Палестине.  В  1929  Д.  принял
участие   в   постановке   первого    сов.    балета    "Красный    мак"
(режисс„р-консультант, разработка либретто; по предложению  Д.  в  балет
введ„н широко известный матросский танец "Яблочко").  Одна  из  наиболее
значит, работ Д.- постановка  на  сцене  МХАТа  2-го  спектакля  "Блоха"
Замятина (по Лескову, худ. Б.  M.  Кустодиев,  1925).  Осуществл„нный  в
стиле  озорной,  вес„лой  народной  игры,  балаганной  буффонады,   этот
спектакль    поражал    смелостью    решения,    богатством    фантазии,
взволнованностью и любовью к рус. умельцу Левше, к рус. земле. В "Блохе"
Д. с великолепным мастерством и размахом играл роль казака Платова.  ("Я
ужасно любил эту роль, - писал Д.,- и играл е„ всегда с удовольствием").
В 1928 Д. уш„л из МХАТа 2-го. В том же году поставил в Московском театре
Революции ярко театральный,  глубоко  реалистич.  спектакль  "Человек  с
портфелем" Файко (1-я пост. этой пьесы). В 1930 создал  героико-революц.
спектакль  "Первая  Конная"  Вишневского  (Ленингр.  гос.   нар.   дом),
отличавшийся огромным темпераментом, революц. страстностью.  В  1931  Д.
основал студию (см. Дикого студия); пост. здесь "Интермедии" Сервантеса,
осуществил свою выдающуюся  режисс„рско-педагогич.  работу  -  спектакль
"Леди Макбет Мценского уезда"  по  Лескову,  поднимавшийся  до  масштаба
народной трагедии. В 1932-36 Д. руководил Т-ром им. ВЦСПС;  здесь  пост.
спектакли:
   "Матросы из Каттаро" Вольфа (1932), "Девушки нашей страны"  Микитенко
и "Вздор" Финна (1933), "Глубокая провинция" Светлова (1935) -  один  из
самых поэтич. спектаклей Д. Среди работ Д. также:
   "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1936) и "Мещане" (1946)  в  Малом
т-ре, "Большой день" Киршона  (1937),  "Пушкинский  спектакль"  ("Скупой
рыцарь" и "Каменный гость", 1936) и "Мещане" (1937) в  Ленингр.  Большом
драм. т-ре. Последняя режисс„рская работа Д. - "Тени"  Салтыкова-Щедрина
(Моск. т-р им.  Пушкина,  1953)  -  спектакль  тончайшего  режисс„рского
мастерства, разящей силы смеха, значит, акт„рских  удач.  Современность,
злободневность иск-ва Д., огромное  мастерство  отч„тливо  проявились  в
одной из его  последних  акт„рских  работ  -  в  роли  генерала  Горлова
("Фронт", Т-р им. Вахтангова, 1942). Сделав образ Горлова собирательным,
глубоко вскрыв опасность "горловщины", Д. созДал в то  же  время  живой,
индивидуальный, своеобразный характер  цельного  талантливого  человека.
Самоуверенность,  отрицание  всяких  авторитетов  сочетались  в   образе
Горлова с самобытностью, человеческим  обаянием.  К  числу  значительных
акт„рских работ Д. относится также роль Матиаса Клаузена ("Перед заходом
солнца"  Гауптмана,  Т-р  им.  Вахтангова),  сыгранная  им   с   большой
философской глубиной.
   Д. принадлежит к числу  тех  выдающихся  режисс„ров-новаторов,  к-рые
обеспечили в 20-30-х гг. расцвет сов. т-ра. В работах Д., неожиданных  и
ярких по сценич. облику, отмеченных буйством красок,  изобретательностью
и озорством, всегда угадывалась тем  не  менее  ж„сткая  основа  логики,
глубокая правда человеческих  чувств.  Д.  не  признавал  иск-ва  внешне
достоверного,  передающего  жизнь  иллюстративно  без  типизации  и  без
сгущения. Но образность  на  сцене  он  подчинял  всегда  законам  жанра
драматич. произведения.  Д.  искал  для  каждой  пьесы  то  единственное
решение, к-рое выражает е„ жанровую определ„нность,  делает  максимально
выпуклой, действенной е„ идею.
   Д.  снимался  в  кино:   Кеденек   ("Восстание   рыбаков"),   Кутузов
("Кутузов", 1943), Нахимов ("Адмирал Нахимов", 1947; за исполнение  этой
роли  Д.  была  присуждена  1-я  премия  на  Междунар.  кинофестивале  в
Венеции), Гос. пр. СССР [1946, 1947, 1949 (дважды), 1950].
   Большую ценность представляет лит. наследие Д. Ему принадлежит  книга
"Повесть о театральной юности"  (М.,  1957),  многочисленные  статьи  по
театру.
   Лит.: Марголин С., Алексей Дикий, "Театр и драматургия",  1935,  .Nt'
5.с. 20-23; М е н г л е т Г., С о л ю с О., Алексей Дикий,  "Театральная
жизнь", 1959, ј 17, с. 12- 14, ј 18, с 16-18. Г.М., З.Вл.
   ДИККЕНС  (Dickens),  Чарлз  (7.II.1812-9.VI.   1870)   -   английский
писатель.  Творчество  Д.  относится  к  периоду,  когда  в  англ.  т-ре
совершался медленный переход от классицизма к совр. драме (Шоу, Уайльд и
др.). На протяжении этого  периода  в  англ.  драматургии  осн.  сценич.
жанром  была  мелодрама.  Д.  написал  для  сцены  мелодрама-тич.  пьесы
"Деревенские кокетки" (1836), "Жена ли юна ему, или  Нечто  невероятное"
(1837),  "Ламповщик"  (впервые  опубл.  в  1879).  Успехом  пользовалась
эксцентрич.комедия Д. "Странный джентльмен", написанная на сюжет  одного
из "Очерков Боза". За исключением "Ламповщика" все пьесы Д. были пост. в
т-ре "Сент-Джеймс"  в  1836  и  1837.  Д.  принадлежит  автоинсценировка
"Больших надежд" (не была пост.). Творчество Д. оказало влияние на англ.
т-р. Большинство его произв. было многократно инсценировано  и  пост.  в
Англии и за е„ пределами. На сюжеты романов Д. написано  неск.  опер.  В
1851 Д. создал  любительский  т-р,  ставивший  классику  и  пьесы  совр.
драматургов,- нередко до того, как они попадали на проф. сцену.  В  этой
труппе Д., имевший большое акт„рское дарование, исполнял  в  эксцентрич.
манере  роль  судьи  Шеллоу  ("Виндзорские  кумушки").  Д.   пользовался
известностью также как чтец - исполнитель собственных произв.
   Соч.: The plays and poems of Ch.Dickens, v. 1-2, L., 1885. Лит.: N  i
с о 1 1 A., Twenty-three thousand, "Theater Arts Monthly", 1929,  April,
c. 287-88; Fawcett F. D., Dickens the dramatist,  L.,  1952;  Английские
театральные миниатюры. Вступ. ст. Ю. Ковалева, Л.-М., 1961. f0. К.
   ДИКОГО СТУДИЯ - театральный  коллектив  в  Москве,  существовавший  в
1931-36. Организован реж. А. Д. Диким при участии М. Ф. Андреевой  и  А.
Н. Тихонова (Сереброва). До 1935 назывался театрально-лит. мастерской, в
1935 был переименован в "Театр-студию под рук. Алексея Дикого". В основу
воспитания  молодого  акт„ра  студии  было  положено  глубокое  изучение
литературы. Спектакли Д. с. были отмечены  самобытной  индивидуальностью
А.  Д.  Дикого,  утверждавшего   на   сцене   иск-во   яркой   красочной
театральности, опиравшейся на раскрытие человеческой  психологии.  Дикий
учил находить  для  каждого  автора,  каж-  /  дои  пьесы  единственную,
неповторимую, предельное убедительную сценич.  форму.  Первое  публичное
выступление  Д.  с.-спектакль  "Интермедии"  Сервантеса   ("Саламанкская
пещера", "Ревнивый старик",  "Два  болтуна",  1935).  В  дальнейшем  т-р
показал "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову  (1935),  "Бедность  не
порок" (1935). Среди акт„ров Д. с.- Л. Н. Горячих, Г. П. Менглет, А.  В.

Страницы: «« « 748   749   750   751   752   753   754   755   756  757   758   759   760   761   762   763   764   765   766  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия