|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 » »» пьесы Чехова, затем пьесу "Зел„ный попугай" Шницлера в Шаляпинской
студии (1922), оперы "Степан Разин" Триедина (1925) и "Любовь к тр„м
апельсинам" Прокофьева (1927) в Большом т-ре, спектакли "Пиноккио" по
Коллоди в Детском т-ре, "Клад" Шолом Алейхема и "Корона Давида"
Кальдерона в еврейской студии "Габима" в Палестине. В 1929 Д. принял
участие в постановке первого сов. балета "Красный мак"
(режисс„р-консультант, разработка либретто; по предложению Д. в балет
введ„н широко известный матросский танец "Яблочко"). Одна из наиболее
значит, работ Д.- постановка на сцене МХАТа 2-го спектакля "Блоха"
Замятина (по Лескову, худ. Б. M. Кустодиев, 1925). Осуществл„нный в
стиле озорной, вес„лой народной игры, балаганной буффонады, этот
спектакль поражал смелостью решения, богатством фантазии,
взволнованностью и любовью к рус. умельцу Левше, к рус. земле. В "Блохе"
Д. с великолепным мастерством и размахом играл роль казака Платова. ("Я
ужасно любил эту роль, - писал Д.,- и играл е„ всегда с удовольствием").
В 1928 Д. уш„л из МХАТа 2-го. В том же году поставил в Московском театре
Революции ярко театральный, глубоко реалистич. спектакль "Человек с
портфелем" Файко (1-я пост. этой пьесы). В 1930 создал героико-революц.
спектакль "Первая Конная" Вишневского (Ленингр. гос. нар. дом),
отличавшийся огромным темпераментом, революц. страстностью. В 1931 Д.
основал студию (см. Дикого студия); пост. здесь "Интермедии" Сервантеса,
осуществил свою выдающуюся режисс„рско-педагогич. работу - спектакль
"Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову, поднимавшийся до масштаба
народной трагедии. В 1932-36 Д. руководил Т-ром им. ВЦСПС; здесь пост.
спектакли:
"Матросы из Каттаро" Вольфа (1932), "Девушки нашей страны" Микитенко
и "Вздор" Финна (1933), "Глубокая провинция" Светлова (1935) - один из
самых поэтич. спектаклей Д. Среди работ Д. также:
"Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1936) и "Мещане" (1946) в Малом
т-ре, "Большой день" Киршона (1937), "Пушкинский спектакль" ("Скупой
рыцарь" и "Каменный гость", 1936) и "Мещане" (1937) в Ленингр. Большом
драм. т-ре. Последняя режисс„рская работа Д. - "Тени" Салтыкова-Щедрина
(Моск. т-р им. Пушкина, 1953) - спектакль тончайшего режисс„рского
мастерства, разящей силы смеха, значит, акт„рских удач. Современность,
злободневность иск-ва Д., огромное мастерство отч„тливо проявились в
одной из его последних акт„рских работ - в роли генерала Горлова
("Фронт", Т-р им. Вахтангова, 1942). Сделав образ Горлова собирательным,
глубоко вскрыв опасность "горловщины", Д. созДал в то же время живой,
индивидуальный, своеобразный характер цельного талантливого человека.
Самоуверенность, отрицание всяких авторитетов сочетались в образе
Горлова с самобытностью, человеческим обаянием. К числу значительных
акт„рских работ Д. относится также роль Матиаса Клаузена ("Перед заходом
солнца" Гауптмана, Т-р им. Вахтангова), сыгранная им с большой
философской глубиной.
Д. принадлежит к числу тех выдающихся режисс„ров-новаторов, к-рые
обеспечили в 20-30-х гг. расцвет сов. т-ра. В работах Д., неожиданных и
ярких по сценич. облику, отмеченных буйством красок, изобретательностью
и озорством, всегда угадывалась тем не менее ж„сткая основа логики,
глубокая правда человеческих чувств. Д. не признавал иск-ва внешне
достоверного, передающего жизнь иллюстративно без типизации и без
сгущения. Но образность на сцене он подчинял всегда законам жанра
драматич. произведения. Д. искал для каждой пьесы то единственное
решение, к-рое выражает е„ жанровую определ„нность, делает максимально
выпуклой, действенной е„ идею.
Д. снимался в кино: Кеденек ("Восстание рыбаков"), Кутузов
("Кутузов", 1943), Нахимов ("Адмирал Нахимов", 1947; за исполнение этой
роли Д. была присуждена 1-я премия на Междунар. кинофестивале в
Венеции), Гос. пр. СССР [1946, 1947, 1949 (дважды), 1950].
Большую ценность представляет лит. наследие Д. Ему принадлежит книга
"Повесть о театральной юности" (М., 1957), многочисленные статьи по
театру.
Лит.: Марголин С., Алексей Дикий, "Театр и драматургия", 1935, .Nt'
5.с. 20-23; М е н г л е т Г., С о л ю с О., Алексей Дикий, "Театральная
жизнь", 1959, ј 17, с. 12- 14, ј 18, с 16-18. Г.М., З.Вл.
ДИККЕНС (Dickens), Чарлз (7.II.1812-9.VI. 1870) - английский
писатель. Творчество Д. относится к периоду, когда в англ. т-ре
совершался медленный переход от классицизма к совр. драме (Шоу, Уайльд и
др.). На протяжении этого периода в англ. драматургии осн. сценич.
жанром была мелодрама. Д. написал для сцены мелодрама-тич. пьесы
"Деревенские кокетки" (1836), "Жена ли юна ему, или Нечто невероятное"
(1837), "Ламповщик" (впервые опубл. в 1879). Успехом пользовалась
эксцентрич.комедия Д. "Странный джентльмен", написанная на сюжет одного
из "Очерков Боза". За исключением "Ламповщика" все пьесы Д. были пост. в
т-ре "Сент-Джеймс" в 1836 и 1837. Д. принадлежит автоинсценировка
"Больших надежд" (не была пост.). Творчество Д. оказало влияние на англ.
т-р. Большинство его произв. было многократно инсценировано и пост. в
Англии и за е„ пределами. На сюжеты романов Д. написано неск. опер. В
1851 Д. создал любительский т-р, ставивший классику и пьесы совр.
драматургов,- нередко до того, как они попадали на проф. сцену. В этой
труппе Д., имевший большое акт„рское дарование, исполнял в эксцентрич.
манере роль судьи Шеллоу ("Виндзорские кумушки"). Д. пользовался
известностью также как чтец - исполнитель собственных произв.
Соч.: The plays and poems of Ch.Dickens, v. 1-2, L., 1885. Лит.: N i
с о 1 1 A., Twenty-three thousand, "Theater Arts Monthly", 1929, April,
c. 287-88; Fawcett F. D., Dickens the dramatist, L., 1952; Английские
театральные миниатюры. Вступ. ст. Ю. Ковалева, Л.-М., 1961. f0. К.
ДИКОГО СТУДИЯ - театральный коллектив в Москве, существовавший в
1931-36. Организован реж. А. Д. Диким при участии М. Ф. Андреевой и А.
Н. Тихонова (Сереброва). До 1935 назывался театрально-лит. мастерской, в
1935 был переименован в "Театр-студию под рук. Алексея Дикого". В основу
воспитания молодого акт„ра студии было положено глубокое изучение
литературы. Спектакли Д. с. были отмечены самобытной индивидуальностью
А. Д. Дикого, утверждавшего на сцене иск-во яркой красочной
театральности, опиравшейся на раскрытие человеческой психологии. Дикий
учил находить для каждого автора, каж- / дои пьесы единственную,
неповторимую, предельное убедительную сценич. форму. Первое публичное
выступление Д. с.-спектакль "Интермедии" Сервантеса ("Саламанкская
пещера", "Ревнивый старик", "Два болтуна", 1935). В дальнейшем т-р
показал "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову (1935), "Бедность не
порок" (1935). Среди акт„ров Д. с.- Л. Н. Горячих, Г. П. Менглет, А. В.
Страницы: «« « 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |