|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 » »» 189016.X.1955]-грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950).
По окончании гимназии (1906) училась на драм. курсах в Тифлисе и в
Петербурге. Сценич. деятельность начала в 1908 в гастрольной труппе Л.
Б. Явор-ской. В 1913-14 работала в Петербурге (Т-р В. Ф.
Комиссаржевской), Таганроге и др. В 1918-20 - в рус. т-ре в Тифлисе
(труппа "Тарто"). В 1920 перешла на груз. сцену. В 1920-26 - актриса
Т-ра им. Руставели, с 1928- Т-ра им. Марджанишвили. Играла
героико-дцаматич., затем характерные роли: Хасинта ("Овечий источник",
1922), Катерина ("Поэма о топоре" Погодина, 1931), Кетевана ("Гурия
Нинош-вили" Дадиани, 1934), Отарова вдова ("Сломанный мост" по
Чавчавадзе, 1935), Тебро ("Очаг Харатели" Мревлишвили, 1949). Вела
педагогическую работу.
Лит.: Гугушвил и Э., Джанелидзе Д., Грузинский государственный
драматический театр им. К. Марджанишвили, Тбилиси, 1958. Г. Б.
ДОНВАЛЬДО - советские цирковые артисты, акробаты-прыгуны. Труппа была
создана в Ленинграде в 1926 из акробатов-любителей. С 1931 е„ возглавил
М. П. Осташенко. В состав труппы входили: М. Оста-шенко, Г. Чайченко, Г.
Семнничев, Г. Клейнгольц, А. Вязов, Е. Мочалов, Н. Зимин, Л. Кобленц, Г.
Пи-талелев и др. Номер Д. состоял из акробатич. пирамид и разл.
акробатич. прыжков, к-рые разыгрывались как своеобразное соревнование
прыгунов. Исполнение номера отличалось темпераментом, артистизмом;
акробаты делали сложные комбинации легко, свободно, изящно. Состав
труппы многократно менялся, в 1946 она распалась. М. Зон,
ДОНДУКОВ, Дагба Доржиевич (р. 1915) - советский бурятский акт„р. Нар.
арт. Бурят. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1933 поступил
в Бурятский драм. т-р. Играет характерные и комедийные роли: Гончик
("Кнут Тайши" Намсараева), Шагта-ми ("Огни на реке" Батожабая), Тихон
("Гроза"), Под-кол есин ("Женитьба"), Да хай ("Тайфун" Цао Юя), Ранжуров
("Барометр показывает бурю" Батожабая), Нецветаев ("На той стороне"
Барянова), Ветровой ("Калиновая роща" Корнейчука). Д. - акт„р
самобытного дарования, созданные им образы отмечены ярким нац.
колоритом.
Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ 19. Вал.Н.
ДОНЕВ, Георги (1884-1948) - болгарский акт„р. Засл. арт. Республики.
В 1899 начал сценич. деятельность в труппе Б. Пожарова. Изучал акт„рское
иск-во в Загребе и в Милане. По возвращении из Италии создал собств.
театр. коллектив, с к-рым объездил мн. города и с„ла Болгарии. Был
руководителем и режисс„ром театр. трупп в Пловдиве, Варне, Бургасе,
Русе, Тырнове и др. В руководимых им т-рах формировалось мастерство
крупных мастеров болг. т-ра (В. Трандафилов, Н. Икономов и др.).
Творчество Д. отличалось героико-романтич. устремл„нностью. Лучшие роли:
Борислав (о. п. Вазова), Отелло, Карл Моор, Протасов; Раскольников
("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Д. принадлежат
мемуары "Строители болгарского театра" и ряд статей по вопросам театр.
иск-ва. А?. М.
ДОНЕ;Ц, Михаил Иванович [11(23).1883-10. IX.1941] - украинский
советский артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1930). Член Коммунистич.
партии с 1940. Сценич. деятельность начал в 1905 в Оперном т-ре Зимина,
где пел до 1913. В 1913-17 и с 1928 Д. - солист в Т-ре оперы и балета
им. Шевченко, периодически пел также в Харьковском т-ре оперы и балета.
Партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Тарас, Выборный ("Тарас Бульба",
"Наталка Полтавка" Лысенко), Мельник, Борис Годунов; Досифей
("Хованщина" Мусоргского), Дон Базилио и др. Выступал как концертный
певец. Д. обладал ярким драм. талантом и незаурядным вок. мастерством.
С. 3.
ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. Основан в Донецкев 1941 (сезон
открылся в апреле оперой "Иван Сусанин"). Первую труппу составили акт„ры
Луганского и Винницкого оперных т-ров. В 1941-44 т-р находился в
эвакуации. Среди пост. 50-х гг.:
"Молодая гвардия" Мейтуса (1950), "Юность" Чула-ки (1950), "Шурале"
(1953),"В бурю" Хренникова (1953), "Спящая красавица (1954), "Евгений
Онегин" (1954), "Фауст" (1955), "Борис Годунов" (1957); "Тропою грома"
Караева (1960), "Каменный цветок" (1960), "Обручение в монастыре"
Прокофьева (1961) и др. Т-р пост. балеты В. Гомоляки: "Сорочинская
ярмарка" (1956), "Ч„рное золото" (1957), "Кот в сапогах" (1961). На
сцене т-ра осуществлена пост. новых произв. композиторов Е. Юрцевича
("Вулкан", 1959, 1960), А. Ленского ("Донецкая быль", 1960), M.
Вериков-ского ("Наймичка", 1961) и др. В труппе т-ра (1962): артисты
оперы - засл. арт. УССР М. Ве-ден„ва, М. Мищенко; К. Гайдамак, А. Кока,
А. Бела-нов, А. Гусева, А. Галенкин и др.; артисты балета - засл. арт.
УССР Е. Горчакова, Г. Кириллина; В. Пар-саданян и др. Гл. режисс„р т-ра
- наро арт. УССР А. Здиховский" гл. хормейстер - нар. арт. УССР Н.
Тараканов, дириж„р - Е. Шехтман, балетм. - Н. Ефремов. А. Ив.
ДОНИЦЕТТИ (Donizetti), Гаэтано (29.XI.1797, Бергамо,- 8.1УЛ848, там
же) - итальянский композитор. Музыке обучался первоначально в Муз. ин-те
в Бергамо, где изучал гармонию и контрапункт под рук. С. Майра; в
1815-17 занимался по кл. композиции у С. Маттеив Муз. лицее в Болонье.
Первые театр. произведения Д.- одноактные оперы "Пигмалион" (1816),
"Олимпиада" и "Гнев Ахилла" (1817) не были пост. В 1818 в венецианском
т-ре "Сан-Лука" с успехом была исполнена опера Д."Энрико, граф
Бургундский". Затем последовали: "Зораида Гренадская" (1822, т-р
"Арджентина", Рим, с участием Д. Донцелли), "Цыганка" (1822, т-р
"Нуово", Неаполь), "Кьяра и Серафина, или Пираты" (1822, т-р "Ла
Скала", Милан), "Счастливое заблуждение" (1823, т-р "Нуово",
Неаполь). Первые произведения Д. появились в то время, когда на итал.
оперной сцене господствовали оперы Дж. Россини, ставшие предметом
подражания для Д. в начальный период его творчества. Д. писал по 3-4
оперы ежегодно; не все из них были равноценны по качеству, но музыка
большинства произв. свидетельствовала о природном мелодич. даре
композитора. Уже ранние оперы Д. отличаются разнообразием жанров,
особенно характерным для его дальнейшего творчества. В 1824-30 Д.
написал неск. "фарсов" - одноактных комич. опер: "Замок инвалидов"
(1826, т-р "Карлино", Палермо, и др.), мелодраму "Восемь месяцев за два
часа, или Ссыльные в Сибири", по пьесе Пиксерекура (1827, т-р "Нуово",
Неаполь), романтич. оперу "Елизавета в замке Кенильворт" (также "Замок
Кенильворт", на сюжет романа В. Скотта;
1829, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и др. К 30-м гг. Д. полностью
преодолел влияние Россини. Период самостоят. творчества Д. начинается
романтич. мелодрамой "Анна Болейн" на либр.Ф. Романи (1830, т-р
Страницы: «« « 769 770 771 772 773 774 775 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |