Материалы размещены исключительно с целью ознакомления учащихся ВУЗов, техникумов, училищ и школ.
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия

Скачать книгу
Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки)
Всего страниц: 2738
Размер файла: 18976 Кб
Страницы: «« « 769   770   771   772   773   774   775   776   777  778   779   780   781   782   783   784   785   786   787  » »»

189016.X.1955]-грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950).
По окончании гимназии (1906) училась на  драм.  курсах  в  Тифлисе  и  в
Петербурге. Сценич. деятельность начала в 1908 в гастрольной  труппе  Л.
Б.  Явор-ской.  В   1913-14   работала   в   Петербурге   (Т-р   В.   Ф.
Комиссаржевской), Таганроге и др. В 1918-20 -  в  рус.  т-ре  в  Тифлисе
(труппа "Тарто"). В 1920 перешла на груз. сцену.  В  1920-26  -  актриса
Т-ра  им.  Руставели,   с   1928-   Т-ра   им.   Марджанишвили.   Играла
героико-дцаматич., затем характерные роли: Хасинта  ("Овечий  источник",
1922), Катерина ("Поэма о  топоре"  Погодина,  1931),  Кетевана  ("Гурия
Нинош-вили"  Дадиани,  1934),  Отарова  вдова   ("Сломанный   мост"   по
Чавчавадзе, 1935),  Тебро  ("Очаг  Харатели"  Мревлишвили,  1949).  Вела
педагогическую работу.
   Лит.:  Гугушвил  и  Э.,  Джанелидзе  Д.,  Грузинский  государственный
драматический театр им. К. Марджанишвили, Тбилиси, 1958. Г. Б.
   ДОНВАЛЬДО - советские цирковые артисты, акробаты-прыгуны. Труппа была
создана в Ленинграде в 1926 из акробатов-любителей. С 1931 е„  возглавил
М. П. Осташенко. В состав труппы входили: М. Оста-шенко, Г. Чайченко, Г.
Семнничев, Г. Клейнгольц, А. Вязов, Е. Мочалов, Н. Зимин, Л. Кобленц, Г.
Пи-талелев и  др.  Номер  Д.  состоял  из  акробатич.  пирамид  и  разл.
акробатич. прыжков, к-рые разыгрывались  как  своеобразное  соревнование
прыгунов.  Исполнение  номера  отличалось  темпераментом,   артистизмом;
акробаты делали  сложные  комбинации  легко,  свободно,  изящно.  Состав
труппы многократно менялся, в 1946 она распалась. М. Зон,
   ДОНДУКОВ, Дагба Доржиевич (р. 1915) - советский бурятский акт„р. Нар.
арт. Бурят. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1933 поступил
в Бурятский драм. т-р. Играет  характерные  и  комедийные  роли:  Гончик
("Кнут Тайши" Намсараева), Шагта-ми ("Огни на  реке"  Батожабая),  Тихон
("Гроза"), Под-кол есин ("Женитьба"), Да хай ("Тайфун" Цао Юя), Ранжуров
("Барометр показывает бурю"  Батожабая),  Нецветаев  ("На  той  стороне"
Барянова),  Ветровой  ("Калиновая  роща"   Корнейчука).   Д.   -   акт„р
самобытного  дарования,  созданные  им  образы   отмечены   ярким   нац.
колоритом.
   Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М.,  1954;  Искусство
Бурятской АССР, Улан-Удэ 19. Вал.Н.
   ДОНЕВ, Георги (1884-1948) - болгарский акт„р. Засл. арт.  Республики.
В 1899 начал сценич. деятельность в труппе Б. Пожарова. Изучал акт„рское
иск-во в Загребе и в Милане. По возвращении  из  Италии  создал  собств.
театр. коллектив, с к-рым объездил  мн.  города  и  с„ла  Болгарии.  Был
руководителем и режисс„ром театр.  трупп  в  Пловдиве,  Варне,  Бургасе,
Русе, Тырнове и др. В  руководимых  им  т-рах  формировалось  мастерство
крупных мастеров  болг.  т-ра  (В.  Трандафилов,  Н.  Икономов  и  др.).
Творчество Д. отличалось героико-романтич. устремл„нностью. Лучшие роли:
Борислав (о. п.  Вазова),  Отелло,  Карл  Моор,  Протасов;  Раскольников
("Преступление и  наказание"  по  Достоевскому)  и  др.  Д.  принадлежат
мемуары "Строители болгарского театра" и ряд статей по  вопросам  театр.
иск-ва. А?. М.
   ДОНЕ;Ц,  Михаил  Иванович  [11(23).1883-10.  IX.1941]  -   украинский
советский артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1930).  Член  Коммунистич.
партии с 1940. Сценич. деятельность начал в 1905 в Оперном т-ре  Зимина,
где пел до 1913. В 1913-17 и с 1928 Д. - солист в Т-ре  оперы  и  балета
им. Шевченко, периодически пел также в Харьковском т-ре оперы и  балета.
Партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Тарас, Выборный ("Тарас Бульба",
"Наталка   Полтавка"   Лысенко),   Мельник,   Борис   Годунов;   Досифей
("Хованщина" Мусоргского), Дон Базилио и  др.  Выступал  как  концертный
певец. Д. обладал ярким драм. талантом и незаурядным  вок.  мастерством.
С. 3.
   ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР  ОПЕРЫ  И  БАЛЕТА.  Основан  в  Донецкев  1941  (сезон
открылся в апреле оперой "Иван Сусанин"). Первую труппу составили акт„ры
Луганского и  Винницкого  оперных  т-ров.  В  1941-44  т-р  находился  в
эвакуации. Среди пост. 50-х гг.:
   "Молодая гвардия" Мейтуса (1950), "Юность" Чула-ки  (1950),  "Шурале"
(1953),"В бурю" Хренникова (1953), "Спящая  красавица  (1954),  "Евгений
Онегин" (1954), "Фауст" (1955), "Борис Годунов" (1957);  "Тропою  грома"
Караева  (1960),  "Каменный  цветок"  (1960),  "Обручение  в  монастыре"
Прокофьева (1961) и др.  Т-р  пост.  балеты  В.  Гомоляки:  "Сорочинская
ярмарка" (1956), "Ч„рное золото" (1957),  "Кот  в  сапогах"  (1961).  На
сцене т-ра осуществлена пост. новых  произв.  композиторов  Е.  Юрцевича
("Вулкан",  1959,  1960),  А.  Ленского  ("Донецкая  быль",  1960),   M.
Вериков-ского ("Наймичка", 1961) и др. В  труппе  т-ра  (1962):  артисты
оперы - засл. арт. УССР М. Ве-ден„ва, М. Мищенко; К. Гайдамак, А.  Кока,
А. Бела-нов, А. Гусева, А. Галенкин и др.; артисты балета -  засл.  арт.
УССР Е. Горчакова, Г. Кириллина; В. Пар-саданян и др. Гл. режисс„р  т-ра
- наро арт. УССР А. Здиховский" гл.  хормейстер  -  нар.  арт.  УССР  Н.
Тараканов, дириж„р - Е. Шехтман, балетм. - Н. Ефремов. А. Ив.
   ДОНИЦЕТТИ (Donizetti), Гаэтано (29.XI.1797, Бергамо,-  8.1УЛ848,  там
же) - итальянский композитор. Музыке обучался первоначально в Муз. ин-те
в Бергамо, где изучал гармонию  и  контрапункт  под  рук.  С.  Майра;  в
1815-17 занимался по кл. композиции у С. Маттеив Муз. лицее  в  Болонье.
Первые театр. произведения  Д.-  одноактные  оперы  "Пигмалион"  (1816),
"Олимпиада" и "Гнев Ахилла" (1817) не были пост. В 1818  в  венецианском
т-ре  "Сан-Лука"  с  успехом  была  исполнена  опера   Д."Энрико,   граф
Бургундский".  Затем  последовали:  "Зораида  Гренадская"   (1822,   т-р
"Арджентина",  Рим,  с  участием  Д.  Донцелли),  "Цыганка"  (1822,  т-р
"Нуово", Неаполь), "Кьяра и Серафина, или Пираты" (1822, т-р "Ла
   Скала",  Милан),  "Счастливое  заблуждение"   (1823,   т-р   "Нуово",
Неаполь). Первые произведения Д. появились в то время,  когда  на  итал.
оперной  сцене  господствовали  оперы  Дж.  Россини,  ставшие  предметом
подражания для Д. в начальный период его творчества.  Д.  писал  по  3-4
оперы ежегодно; не все из них были равноценны  по  качеству,  но  музыка
большинства  произв.  свидетельствовала  о   природном   мелодич.   даре
композитора.  Уже  ранние  оперы  Д.  отличаются  разнообразием  жанров,
особенно характерным  для  его  дальнейшего  творчества.  В  1824-30  Д.
написал неск. "фарсов"  -  одноактных  комич.  опер:  "Замок  инвалидов"
(1826, т-р "Карлино", Палермо, и др.), мелодраму "Восемь месяцев за  два
часа, или Ссыльные в Сибири", по пьесе Пиксерекура (1827,  т-р  "Нуово",
Неаполь), романтич. оперу "Елизавета в замке Кенильворт"  (также  "Замок
Кенильворт", на сюжет романа В. Скотта;
   1829, т-р "Сан-Карло",  Неаполь)  и  др.  К  30-м  гг.  Д.  полностью
преодолел влияние Россини. Период самостоят.  творчества  Д.  начинается
романтич.  мелодрамой  "Анна  Болейн"  на  либр.Ф.  Романи  (1830,   т-р

Страницы: «« « 769   770   771   772   773   774   775   776   777  778   779   780   781   782   783   784   785   786   787  » »»
2007-2013. Электронные книги - учебники. Автор неизвестен, Театральная энциклопедия