|
Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 » »» "Репетиция" (1671). Это заставило Д. отказаться от избранного им стиля.
Но склонность к мелодраматич. эффектам сохранилась в трагедии
"Ауренгзеб" (1675, т-р"Друрп-Лейн"), в трагикомедиях "Испанский монах"
(1679, т-р "Дорсет-Гарден"), "Торжество любви, или Природа вс„ победит"
(1693, "Друри-Лейн"); в драмах "Вс„ для любви" (1677, там же) на сюжет
"Антония и Клеопатры" Шекспира, "Дон Себастьян" (1689, там же) Д.
приближается к поэтике классицизма, полемизируя с нар. драмой англ.
Возрождения и, в первую очередь, с Шекспиром. Д. переделал также "Бурю"
(1667, совм. с У. Давенантом) и "Троила и Крессиду" (1679),
приспосабливая сюжеты Шекспира к вкусам аристократии эпохи Реставрации,
к новой сцене с декорациями, к правилам тр„х единств. Гуманистич. идеал
обретает у Д. дворянскую окраску, что явилось результатом реакции против
пуританского духа буржуазии 17 в. Ещ„ явственнее эти черты мировоззрения
Д. проявляются в его комедиях: "Мартин Мэролл, или Притворная
невинность" (1667, т-р "Линкольне Инн Фплдс"), "Вечер любви, или Мнимый
астролог" (1668, Королевский т-р), "Модный брак" (1672, т-р "Линкольне
Инн Филдс"), "Добрый хранитель, или Господин Лимберхем" (1677-78, т-р
"Дорсет-Гарден" и др.).
Как и другие комедиографы периода Реставрации, Д. писал и "комедии
нравов", показывавшие, но не осуждавшие аморализм дворяц. Д. считается
также "отцом англ. критики". Большое внимание он уделял вопросам
драматургии ("Опыт о драматической поэзии", 1668, и др. статьи,
предисловия и посвящения к пьесам). Отвергая в драме англ. Возрождения
то, что ему представлялось хаотичным, безвкусным, грубым, Д. пытается
сочетать е„ действенность, динамичность с классицист, принципами. Он
утверждал рационализм в художеств. творчестве. Драматургич. произв. Д"
весьма популярные в его время, уже в 18 в. стали сходить со сцены и
сохранили преим. историч. значение как переходная ступень от
позднеренессан-сной драмы к просветительскому классицизму 18 в. В 20 в.
ставилась пьеса "Модный брак" (1920, об-во "Финикс", 1928,
"Бирмингемский репертуарный т-р", 1930, "Т-р Лирик", Хаммерсмит).
Соч.: The, works of John Dryden, ed. by W. Scott, revised and
corrected by G. Saintsbury, v. 1-18, Edinburgh, 1882-83.
Лит.: Saintsbury G., John Dryden (English men of letters), L., 1881;
История английской литературы, т. 1, вып. 2, M., 1945, с. 235-245. А. А.
ДРАЙЗЕР (Dreiser), Теодор (27.VIII.1871 - 28. XII. 1945) -
американский писатель, драматург. Род. в бедной иммигрантской семье
немецкого происхождения. В 1892-95 работал газетным репорт„ром. В нач.
1910-х гг. издал сборник одноактных драм. произв.- "Пьесы естественные и
сверхъестественные" (1916). В своей наиболее известной драме "Девушка в
гробу" (1913), к-рая была пост. т-ром "Вашингтон сквер плейере", Д.
обращается к теме рабочего движения, изображая забастовку текстильщиков.
Прототипом гл. героя пьесы Фергюсона был один из вождей амер.
пролетариата Б. Хейвуд. В ряде одноактных пьес Д. ("Рука гончара", "Свет
в окне", "Смеющийся газ" и др.) сказалось влияние натурализма. Роман Д.
"Американская трагедия" неоднократно инсценировался (в США, Германии,
Франции) и экранизировался, В СССР инсценировка этого романа под назв.
"Закон Ликурга" пост. в ЦТСА и др. т-рах.
С о ч : Plays of the natural and the supernatural, N. Y., 1916 и
1926.
Лит.: 3 а с у ? с к и и Я. Н., Теодор Драйзер, писатель и публицист,
М., 1957; Matthiessen F. 0, Theodore Dreiser, Toronto, 1951 В. Г.
ДРАК, Матвей Ильич (р, 30 JX ,1887) - украинский советский
театральный художник. Засл. арт. УССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с
1953. Окончил Одесское художеств. уч-ще (1910) и Мюнхенскую академию
художеств (1914). Работу театр. декоратора начал в 1907 в частных
антрепризах Винницы и др. городов. Представитель реалистич. направления
в укр. декорац. иск-ве. Был одним из основателей и постоянным художником
Т-ра им. И. Франко, где работал до 1949. Автор оформления этапных для
этого т-ра спектаклей: "На дне" (1920), "Овечий источник" (1922);
"Лесная песня" Леси Украинки (1926), "В степях Украины" (1940),
"Фронт" (1942); "Мартин Боруля" Тобилевича (1949), "Мироед, или Паук"
Кропивниц-кого (1952) и др. Декорации Д. отличаются реалистич.
выразительностью, эмоциональностью; они передают своеобразие укр.
пейзажа и быта.
Лит.: XX POKIB театра ??. ??. Франка. [Сборник], КиГв, 1940. с.
98-102. А. Др.
ДРАМА (от древнегреч. ????? - действие, действо) - род литературного
произведения в диалогической форме, предназначенного для сценического
воплощения. Иногда Д. называют также лит. произведение, имеющее форму
диалога, но не предназначенное автором для сценич. воплощения - "Д. для
чтения", нем.- Lesedrama, англ.- closet drama.
Сущность драмы. Д., как и другие виды иск-ва,- одна из форм
общественного сознания. Она отражает действительность и выражает идеи
посредством действия и диалога, исполняемых акт„рами на сцене в
присутствии публики. Драматич. иск-во народно по своей природе. "Драма
родилась на площади и составляла увеселение народное,-писал
Пушкин.Народ, как дети, требует занимательности, действия. Драма
представляет ему необыкновенное, странное происшествие". От внешней
занимательности Д. перешла к изображению "страстей и излияний души
человеческой", что "...всегда ново, всегда занимательно, велико и
поучительно. Драма стала заведовать страстями и душою человеческою".
Важнейшая особенность Д. в том, что представление е„ возбуждает мысли и
чувства большого коллектива. Социально-воспитательная роль Д.
определяется в первую очередь тем, что она изображает волнующие события,
в к-рых отражаются напряж„нные моменты общественной и личной жизни
человека. Источником драматизма является социальная действительность с
присущими ей противоречиями, борьбой антагонистич. классов, стол
-кновениями людей противоположных взглядов, харак теров. Политич.,
психологии., нравственные, бытовые конфликты Д. выявляет в форме
столкновения между отд. людьми или группами людей, раскрывающими в
действии свои характеры, взгляды, стремления. Столкновение
противоборствующих лиц проявляется не только во внешнем действии и не
столько в н„м, сколько в мыслях и чувствах, выражаемых персонажами по
поводу переживаемых ими событий. События, возникающие в Д., ставят
действующих лиц перед необходимостью выявить сво„ отношение к вопросам
общественной и частной жизни: к родине, социальному строю, государству,
труду, морали, к семье, к окружающим и т.д.
Хотя действие и диалог возникают уже на ранних стадиях общественного
развития, Д. в собственном смысле слова появляется в период более
Страницы: «« « 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 » »» |
Последнее поступление книг:
Нинул Анатолий Сергеевич - Оптимизация целевых функций. Аналитика. Численные методы. Планирование эксперимента.(Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) Нинул Анатолий Сергеевич - Тензорная тригонометрия. Теория и приложения.(Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) Коллектив авторов - Журнал Радио 2006 №9(Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) Коллектив авторов - Журнал Радио 2009 №1(Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) Вильковский М.Б. - Социология архитектуры(Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) Бетанели Гванета - Гитарная бахиана. Авторская серия «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ»(Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |