Главная - Справочная литература - Энциклопедии
Автор неизвестен - Театральная энциклопедия Скачать книгу Вся книга на одной странице (значительно увеличивает продолжительность загрузки) Всего страниц: 2738 Размер файла: 18976 Кб Страницы: «« « 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 » »» "Репетиция" (1671). Это заставило Д. отказаться от избранного им стиля. Но склонность к мелодраматич. эффектам сохранилась в трагедии "Ауренгзеб" (1675, т-р"Друрп-Лейн"), в трагикомедиях "Испанский монах" (1679, т-р "Дорсет-Гарден"), "Торжество любви, или Природа вс„ победит" (1693, "Друри-Лейн"); в драмах "Вс„ для любви" (1677, там же) на сюжет "Антония и Клеопатры" Шекспира, "Дон Себастьян" (1689, там же) Д. приближается к поэтике классицизма, полемизируя с нар. драмой англ. Возрождения и, в первую очередь, с Шекспиром. Д. переделал также "Бурю" (1667, совм. с У. Давенантом) и "Троила и Крессиду" (1679), приспосабливая сюжеты Шекспира к вкусам аристократии эпохи Реставрации, к новой сцене с декорациями, к правилам тр„х единств. Гуманистич. идеал обретает у Д. дворянскую окраску, что явилось результатом реакции против пуританского духа буржуазии 17 в. Ещ„ явственнее эти черты мировоззрения Д. проявляются в его комедиях: "Мартин Мэролл, или Притворная невинность" (1667, т-р "Линкольне Инн Фплдс"), "Вечер любви, или Мнимый астролог" (1668, Королевский т-р), "Модный брак" (1672, т-р "Линкольне Инн Филдс"), "Добрый хранитель, или Господин Лимберхем" (1677-78, т-р "Дорсет-Гарден" и др.). Как и другие комедиографы периода Реставрации, Д. писал и "комедии нравов", показывавшие, но не осуждавшие аморализм дворяц. Д. считается также "отцом англ. критики". Большое внимание он уделял вопросам драматургии ("Опыт о драматической поэзии", 1668, и др. статьи, предисловия и посвящения к пьесам). Отвергая в драме англ. Возрождения то, что ему представлялось хаотичным, безвкусным, грубым, Д. пытается сочетать е„ действенность, динамичность с классицист, принципами. Он утверждал рационализм в художеств. творчестве. Драматургич. произв. Д" весьма популярные в его время, уже в 18 в. стали сходить со сцены и сохранили преим. историч. значение как переходная ступень от позднеренессан-сной драмы к просветительскому классицизму 18 в. В 20 в. ставилась пьеса "Модный брак" (1920, об-во "Финикс", 1928, "Бирмингемский репертуарный т-р", 1930, "Т-р Лирик", Хаммерсмит). Соч.: The, works of John Dryden, ed. by W. Scott, revised and corrected by G. Saintsbury, v. 1-18, Edinburgh, 1882-83. Лит.: Saintsbury G., John Dryden (English men of letters), L., 1881; История английской литературы, т. 1, вып. 2, M., 1945, с. 235-245. А. А. ДРАЙЗЕР (Dreiser), Теодор (27.VIII.1871 - 28. XII. 1945) - американский писатель, драматург. Род. в бедной иммигрантской семье немецкого происхождения. В 1892-95 работал газетным репорт„ром. В нач. 1910-х гг. издал сборник одноактных драм. произв.- "Пьесы естественные и сверхъестественные" (1916). В своей наиболее известной драме "Девушка в гробу" (1913), к-рая была пост. т-ром "Вашингтон сквер плейере", Д. обращается к теме рабочего движения, изображая забастовку текстильщиков. Прототипом гл. героя пьесы Фергюсона был один из вождей амер. пролетариата Б. Хейвуд. В ряде одноактных пьес Д. ("Рука гончара", "Свет в окне", "Смеющийся газ" и др.) сказалось влияние натурализма. Роман Д. "Американская трагедия" неоднократно инсценировался (в США, Германии, Франции) и экранизировался, В СССР инсценировка этого романа под назв. "Закон Ликурга" пост. в ЦТСА и др. т-рах. С о ч : Plays of the natural and the supernatural, N. Y., 1916 и 1926. Лит.: 3 а с у ? с к и и Я. Н., Теодор Драйзер, писатель и публицист, М., 1957; Matthiessen F. 0, Theodore Dreiser, Toronto, 1951 В. Г. ДРАК, Матвей Ильич (р, 30 JX ,1887) - украинский советский театральный художник. Засл. арт. УССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Окончил Одесское художеств. уч-ще (1910) и Мюнхенскую академию художеств (1914). Работу театр. декоратора начал в 1907 в частных антрепризах Винницы и др. городов. Представитель реалистич. направления в укр. декорац. иск-ве. Был одним из основателей и постоянным художником Т-ра им. И. Франко, где работал до 1949. Автор оформления этапных для этого т-ра спектаклей: "На дне" (1920), "Овечий источник" (1922); "Лесная песня" Леси Украинки (1926), "В степях Украины" (1940), "Фронт" (1942); "Мартин Боруля" Тобилевича (1949), "Мироед, или Паук" Кропивниц-кого (1952) и др. Декорации Д. отличаются реалистич. выразительностью, эмоциональностью; они передают своеобразие укр. пейзажа и быта. Лит.: XX POKIB театра ??. ??. Франка. [Сборник], КиГв, 1940. с. 98-102. А. Др. ДРАМА (от древнегреч. ????? - действие, действо) - род литературного произведения в диалогической форме, предназначенного для сценического воплощения. Иногда Д. называют также лит. произведение, имеющее форму диалога, но не предназначенное автором для сценич. воплощения - "Д. для чтения", нем.- Lesedrama, англ.- closet drama. Сущность драмы. Д., как и другие виды иск-ва,- одна из форм общественного сознания. Она отражает действительность и выражает идеи посредством действия и диалога, исполняемых акт„рами на сцене в присутствии публики. Драматич. иск-во народно по своей природе. "Драма родилась на площади и составляла увеселение народное,-писал Пушкин.Народ, как дети, требует занимательности, действия. Драма представляет ему необыкновенное, странное происшествие". От внешней занимательности Д. перешла к изображению "страстей и излияний души человеческой", что "...всегда ново, всегда занимательно, велико и поучительно. Драма стала заведовать страстями и душою человеческою". Важнейшая особенность Д. в том, что представление е„ возбуждает мысли и чувства большого коллектива. Социально-воспитательная роль Д. определяется в первую очередь тем, что она изображает волнующие события, в к-рых отражаются напряж„нные моменты общественной и личной жизни человека. Источником драматизма является социальная действительность с присущими ей противоречиями, борьбой антагонистич. классов, стол -кновениями людей противоположных взглядов, харак теров. Политич., психологии., нравственные, бытовые конфликты Д. выявляет в форме столкновения между отд. людьми или группами людей, раскрывающими в действии свои характеры, взгляды, стремления. Столкновение противоборствующих лиц проявляется не только во внешнем действии и не столько в н„м, сколько в мыслях и чувствах, выражаемых персонажами по поводу переживаемых ими событий. События, возникающие в Д., ставят действующих лиц перед необходимостью выявить сво„ отношение к вопросам общественной и частной жизни: к родине, социальному строю, государству, труду, морали, к семье, к окружающим и т.д. Хотя действие и диалог возникают уже на ранних стадиях общественного развития, Д. в собственном смысле слова появляется в период более Страницы: «« « 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 » »» |
Последнее поступление книг:
![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:42:44) ![]() (Добавлено: 2011-02-24 16:39:38) ![]() (Добавлено: 2010-11-08 19:19:32) ![]() (Добавлено: 2010-11-05 01:35:35) ![]() (Добавлено: 2010-03-01 14:28:36) ![]() (Добавлено: 2010-02-06 19:45:20) |